Научная статья на тему 'Факторы проявления карнавальности в виртуальной реальности'

Факторы проявления карнавальности в виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРНАВАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ КАРНАВАЛЬНОСТИ / THE CARNIVALESQUE / VIRTUAL REALITY / CARNIVAL FACTORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Егорова Виктория Игоревна

В данной статье автор рассматривает понятие карнавальности и факторы, влияющие на проявление данного понятия в виртуальной среде. Обращается внимание на такие факторы, как ситуации, контекст, личностные факторы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы проявления карнавальности в виртуальной реальности»

визору люблю смотреть / все виды спорта / а занимаюсь только футболом Ц.

Итак, синтаксический концепт «агенс воздействует на объект» в речи младшего школьника представлен типовыми пропозициями: «зрительное/обонятельное восприятие субъекта», «ощущение субъекта», «эмоциональное отношение к объекту», «эмоциональные переживания субъекта», «интеллектуальная деятельность субъекта». Важно, что анализируемый синтаксический концепт реализуется набором структурных схем: «кто воспринимает что», «кто изменяет кого», «кто делает что», «кто интересуется чем» и их позиционными вариантами, объединенными субъективностью происхождения, что является показателем антропоцентричности языковой картины мира младшего школьника. Своеобразие этой языковой картины мира состоит в том, что, несмотря на структурное усложнение речи, особенно письменной, с возрастом актуальность этого концепта утрачивается, то есть снижается его частотность. Следовательно, синтаксический концепт «агенс воздействует на объект» является специальным синтаксическим концептом для выражения психической деятельности ребенка младшего школьного возраста.

Как совершенно справедливо отмечает А. А. За-левская, «весьма наивной представляется вера некоторых исследователей в то, что якобы можно описать содержание некоторой языковой единицы в том виде, в каком она присутствует в сознании носителей языка... Мы можем строить определенные предположения, модели и подобное в отношении того, что не поддается прямому наблюдению» [14].

Однако модель концепта, в основу которой положен блок структурных схем, на наш взгляд, и есть некоторое приближение к концепту как ментальной единицы, тем более что особую роль в анализе антропоцентричности языка играет «ментальная лексика», описывающая собственно психическую сферу человека.

Примечания

1. См: Бабушкин А. П. Типы концептов в лекси-ко-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996; Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2001; Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004; Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004; Пименова М. В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 83-90; Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и мета-концепты. Волгоград, 2004.

2. Ковалева Л. М. Проблемы структурно-семантического анализа простой глагольной конструкции в современном английском языке. Иркутск, 1987. С. 8.

3. Волохина Г. А, Попова 3. Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. Воронеж, 2003.

4. Там же. С. 8.

5. Там же. С. 4-5.

6. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2000, С. 248.

7. Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3. Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996.

8. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.

9. Волохина Г. А, Попова 3. Д. Указ. соч. С. 8.

10. Малащенко В. П. Лексико-синтаксическая база модели (структурно-семантической основы) предложения // Лексико-грамматические взаимодействия в системе синтаксических единиц. Ростов н/Д, 1991. С. 315-323.

11. Тарасенко Е. В. Речевой портрет младшего школьника (на материале синтаксиса): дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 2005.

12. Васильева Л. М. Семантика русского глагола. М., 1981.

13. Степанов Ю. С. Константы // Словарь русской культуры. М., 1997. С. 208.

14. 3алевская А. А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 32.

УДК 81'276.5

В. И. Егорова

факторы проявления карнавальности в виртуальной реальности

В данной статье автор рассматривает понятие карнавальности и факторы, влияющие на проявление данного понятия в виртуальной среде. Обращается внимание на такие факторы, как ситуации, контекст, личностные факторы и др.

In this article the author examines the conception of carnival and factors that influence it in virtual environment. Attention is paid to such factors as situation, context, personal motivation and others.

Ключевые слова: карнавальность, виртуальная реальность, факторы карнавальности.

Keywords: the carnivalesque, virtual reality, carnival factors.

Виртуальная реальность - это словосочетание, которое за последние годы достаточно часто появлялось на страницах журналов и газет и стало весьма привычным для нашего слуха. Мы все не раз заходили в Интернет и погружались в эту реальность. Знакомство с ней у многих перерастает в привязанность, а затем в наваждение [1]. Попадая в Интернет, человек забывает обо всем на свете. Пользователи - это те люди, которые не верят в авторитеты, верят в позитив, живут и общаются для того, чтобы приятно провести время. Это те, для кого сидение в Инете не обязан-

© Егорова В. И., 2011

В. И. Егорова. Факторы проявления карнавальности в виртуальной реальности

ность или работа, а приятное времяпровождение, праздник, другими словами, настоящий карнавал. И этот карнавал они создают себе сами: своим поведением, высказываниями. Карнавальность виртуального общения создается под воздействием огромного числа факторов, как лингвистических, так и нелингвистических, и особых маскарадных «аксессуаров», или «эдитов» (рис. 1).

Рис. 1. Проявление карнавальности в Интернете

Под «эдитами» мы понимаем дополнительные, но в то же время и обязательные атрибуты кар-навальности в виртуальной среде. «Эдиты» могут быть трех видов: визуальные (аватары, юзер-пики, ники и личные странички), графические (смайлики, анимашки, игра шрифта, цвета и др.) и звуковые. К лингвистическим факторам, нам кажется, можно отнести албанский язык, использование жаргонизмов, сленга, матерную лексику, безграмотность, использование аббревиатур и усечений, вкрапление кириллицы, вкрапление математических знаков, технические погрешности или опечатки. Однако сегодня нам бы хотелось остановиться подробнее не на них, а на нелингвистических факторах (рис. 2).

Рис. 2. Нелингвистические факторы проявления карнавальности в виртуальной среде

Проблема факторов, влияющих на проявление карнавальности в виртуальной реальности, связана с пользователем и его окружением. Понятие карнавальности соотносится с виртуальной жизнью через наши знания о мире, о реальном карнавале. Речь идет о тех явлениях, с которыми мы имеем дело в реальности, в нашей повседневной жизни, так как все, что изучается и анализируется, берется не изолированно, а в определенном контексте, а уже потом все сопоставляется в виртуальном мире.

Очень часто исследователи ограничиваются анализом влияния непосредственного окружения на язык. Они редко обращают внимание на то, что в «окружении слова» может переплетаться множество факторов, связанных с человеком, его сознанием (подсознанием), прошлым, настоящим и будущим [2].

Многие лингвисты, занимающиеся изучением виртуальной реальности, обращают внимание на чисто «внешние» условия. Нет сомнения, что необходима определенная информированность в этой области, умение анализировать тексты и видеть всю карнавальность виртуального мира. Значительно реже мы обращаем внимание на индивидуально-эмоциональную сторону явления. Экспериментальные исследования и наблюдение над карнавально-виртуальным языком позволяют говорить о многообразии «способов ориентирования и опорных средств» [3], которые в комплексе создают карнавальность виртуального общения.

Нам кажется, что роль контекста будет велика, но далеко не абсолютна. Пользователь в основном оперирует функциональными опорами, обеспечивающими максимальную быстроту и эффективность речевых действий, при этом не используя никаких правил. Отводя принципиально важную роль языковому контексту, исследователи пытаются выйти за пределы языковой системы и обратиться к разным аспектам виртуальной жизни носителя языка.

В настоящее время очень важно изучение семантических отношений, существующих в группе слов и словосочетаний, в рамках так называемого «жизненного контекста», т. е. определенном фрагменте языковой картины мира [4]. Круг тем концентрируется вокруг групп слов, предназначенных для выражения таких категорий, как «пространство», «время», «знание», «восприятие», «расстояние» и т. д. Лингвистический анализ лексического материла проводится относительно «говорящего» и его «личной сферы» [5]. Изучая виртуальную реальность, мы можем сказать, что «пользователь — это тот, кто осуществляет языковой выбор и является носителем виртуального языкового сознания». В личную сферу пользователя будет входить сам

пользователь и все, что ему близко физически, морально, эмоционально или интеллектуально.

Наблюдения за виртуальным общением в описании той или иной ситуации (в том или ином контексте) показывают, что наряду со стилистическими факторами необходимо учитывать и такое понятие, как «переживание» того или иного фрагмента действительности пользователем, например «переживание времени» [6]. Этот факт, как считает Е. С. Яковлева, позволяет выразить целый спектр дополнительных смысловых нюансов, связанных с различным пониманием самого времени человеком (в данном случае носителем языка) [7]. Исходя из этого, нам кажется, что карнавальность языка можно объяснить наличием у каждого пользователя личного, конкретного, индивидуального опыта общения в Интернете, «своей виртуальной картины мира», «своих знаний об этом мире и о предмете речи».

Кроме того, слово самым непосредственным образом связано с сознанием и подсознанием, заставляет не только опираться на внешний для слова контекст (вербальный или ситуативный), но обязательно учитывать и внутренний контекст, т. е. переживание индивидом всего многообразия релевантных для текущего момента объектов, связей и отношений виртуального мира. Осознание явления и события означает включение их в систему смысловых связей жизненного мира субъекта, позволяет видеть их уникальное, исключительное и вместе с тем объективное место как в связях объективного мира, так и в собственной жизнедеятельности [8]. Внутренний контекст не всегда доступен для вербального описания, поэтому человек не всегда может четко объяснить то, что с ним происходит при переживании определенных аффективных или эмоциональных состояний. Однако невозможность дать словесное описание некоторого переживания не означает его неосознаваемости [9]. Как отмечает А. А. Залевская, при исследовании значения слова у индивида речь идет о том, что знает человек, когда он знает значение слова (или думает, что знает его) [10].

Решающую роль при формировании внутреннего контекста у человека играет процесс развития личности, характеризующийся как биологическими, так и социальными особенностями. В первом случае этот процесс осуществляется с учетом пола и возраста, во втором - зависит от культуры, уровня образования, конкретных социальных и межличностных отношений, творческих потенций и ряда других факторов. А. А. Леонтьев характеризует личность как «процесс постоянного самоопределения человека в реальном мире, регулирующий познавательные процессы, поступки, переживания и т. п.» [11]. То же самое происходит и в виртуале. Поскольку речь

пользователя - это явление внутреннее, субъективное, оно ярко отражает внутреннюю, индивидуальную психику при важном влиянии процессов виртуальной социализации. Карнавальность виртуального мира представляет собой продукт переработки многостороннего взаимодействия пользователя с окружающими его реальным и виртуальным мирами.

Следует заметить, что контекст заставляет воспринимать карнавальность языка на основании культурно-исторического знания в сочетании с житейским опытом пользователя.

Кроме того, на карнавально-виртуальный язык может оказать влияние любая ситуация внутреннего контекста как переживания знания «здесь и сейчас» при одновременном сохранении множества связей между тем, что хранится в сознании (подсознании), и тем, что учитывается в текущий момент [12].

Особо хочется выделить личную сферу говорящего, наполнение которой будет зависеть от того, кто пользуется лексической единицей (определенное влияние оказывают социальное положение, переживания, события, пол, возраст и т. д.)

В основе идеи социальных факторов (жанров), влияющих на карнавально-виртуальный язык, лежит теория речевого поступка М. М. Бахтина, который поставил проблему «типических форм высказывания, то есть речевых жанров» [13]. Социальные факторы (жанры) связаны с деятельностью человека, которая и определяет специфику того или иного жанра.

В современных исследованиях отмечается необходимость учета влияния социальных факторов на особенности речеупотребления. Рассматривая социальные особенности речи виртуальных жителей, мы считаем, что карнавально-виртуальный язык обладает неким общим фондом единиц, которые в той или иной мере и в то или иное время реализуются в речи пользователей.

Кроме того, на карнавально-виртуальный язык также оказывают влияние социально-ролевые характеристики индивидов, например, общение между пользователями одной профессии, между теми, кто общается в «Вконтакте», «одноклассниках» и т. д., между «подонками», между любителями виртуальных игр и др. Как справедливо отмечает В. Б. Кашкин, выбор словесных средств способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций, нельзя игнорировать социально-историческую изменчивость коммуникации, так как она оказывает влияние на успешность общения [14].

К личностным факторам, оказывающим влияние на карнавально-виртуальный язык, относятся психологические особенности и эмоциональное состояние пользователя. В каждом высказы-

Е. А. Таныгина. Исследование внутреннего образа слов-цветообозначений русского языка.

вании пользователь предстает носитель определенных этнических, культурных характеристик реального и виртуального миров, как имеющий свои особенности мировосприятия и этические ценности.

Личностные факторы оказывают влияние на варьирование способа языкового представления объектов окружающей действительности. Это объясняется тем, что пользователь всегда передает свое отношение к предмету речи. Как отмечает В. Б. Кашкин, общение осуществляют люди и каждый делает это индивидуально [15]. Исходя из этого, можно предположить, что карнава-лизация языка часто происходит у каждого пользователя индивидуально.

Кроме индивидуального опыта (потребностей, мотивов, интересов, склонностей, мировоззрения) и влияния виртуального социума и культуры на карнавально-виртуальный язык оказывают влияние и такие когнитивные параметры, как гендер и возраст.

Параметр гендера регулярно проявляется в языке в виде номинантов лиц мужского и женского пола. По справедливому замечанию Д. Тан-нен, гендерный признак является первичным при идентификации человека человеком [16].

Что касается возраста, то здесь хочется сказать следующее: большинство пользователей -это молодежь. Именно молодежь вносит в интернет-общение элемент игры, который очень важен для понимания карнавального мировоззрения. Молодежь, в силу своего возраста, с одной стороны, подвержена действию множества запретов со стороны внешнего мира. С другой стороны, в ней бушует могучая творческая энергия, которая требует своего выхода. Этот выход она находит в Интернете. Все новое, что появляется в виртуальной среде, способствует карнавально-сти общения. В этом смысле именно молодежь следует считать пионерами карнавальности.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на карнавальность виртуального мира оказывает влияние огромное количество факторов, как лингвистических, так и нелингвистических. Но хочется заметить, что карнавальность создается не благодаря одному какому-то фактору, а благодаря их совокупности.

Примечания

1. URL: http: //www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo

2. Гришкова В. И. Тендерные исследования синонимии. Курск: Изд-во Курского гос. техн. ун-та, 2008.

3. Лебедева С. В. Синонимы или проксонимы? Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2002.

4. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

5. Там же.

6. Лебедева С. В. Указ. соч.

7. Яковлева Е. С. Указ. соч.

8. Леонтьев Д. А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. 1997. Т. 17. № 5. С. 19-29.

9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

10. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

11. Леонтьев А. А. Личность, деятельность, образование // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 7-13.

12. Лебедева С. В. Указ. соч.

13. Бахтин М. М. Эстетика словестного творчества. М., 1979.

14. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж, 2000.

15. Там же.

16. Tannen D. „Du kannst mich einfach nicht verstehen". Hamburg, 1992. С. 15-59.

УДК 81"23

Е. А. Таныгина

исследование внутреннего образа слов-цветообозначений русского языка с использованием методики семантического

Дифференциала

В статье приводятся результаты исследования внутреннего образа основных цветообозначений русского языка в сознании носителя современной русской культуры. Рассматриваемые особенности смоделированы на основе данных, полученных в ходе факторного анализа результатов исследования цве-тонаименований методом семантического дифференциала.

The article presents the results of studying the main features of Russian basic colour terms' "inner image" in the linguistic consciousness of the bearers of modern Russian culture. It describes the results of factor analysis of the semantic differential experiment data.

Ключевые слова: цветообозначение, внутренний образ, языковое сознание, семантический дифференциал, факторный анализ.

Keywords: colour term, inner image, linguistic consciousness, semantic differential, factor analysis.

С целью изучения специфики внутреннего образа, а также тендерных особенностей восприятия слов-цветообозначений было проведено их исследование с использованием методики семантического дифференциала (СД) [1]. СД в психолингвистике - это метод «количественного и качественного "индексирования" (оценки) значения слова с помощью двухполюсных шкал, на каждой из которых имеется градация с парой антонимических прилагательных». В методе СД

© Таныгина Е. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.