Научная статья на тему 'Ник как одна из составляющих виртуальной реальности'

Ник как одна из составляющих виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
632
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МАСКАРАДНЫЕ ЭДИТЫ / НИК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Егорова В. И.

В статье рассматривается понятие маскарадных эдитов, дается их определение и классификация. Автор описывает ник как один из компонентов маскарадных эдитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ник как одна из составляющих виртуальной реальности»

УДК 81’23

НИК КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

© 2012 В. И. Егорова

канд. филол. наук, соискатель докторской степени каф. профессиональной коммуникации и иностранных языков e-mail: egorova-victory@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается понятие маскарадных эдитов, дается их определение и

классификация. Автор описывает ник как один из компонентов маскарадных эдитов.

Ключевые слова: виртуальная реальность, маскарадные эдиты, ник.

Виртуальная реальность - это особая иллюзорная среда, созданная человеком с помощью компьютера, главной особенностью которой является понятие карнавальности. Поэтому и коммуникация, протекающая в таких условиях, также обладает карнавальными средствами, неприсущими обычной (реальной) коммуникации: смайлики, ники, аватары и др. Поскольку эти компоненты создают эмоциональный фон и атмосферу непринужденности, свободы общения, сжатый, экономящий усилия и время, виртуальный текст становится интересным, эмоциональным, не теряет привлекательности для собеседников. Для облегчения процесса коммуникации и отражения «живой», яркой в выборе языковых средств личности коммуниканта, используются особые маскарадные атрибуты, которые мы называем «эдиты».

Под маскарадными «эдитами» мы понимаем обязательные «аксессуары» реального карнавала, видоизмененные и нашедшие свое применение в интернете.

Все эдиты можно условно разделить на 3 группы:

4- визуальные (юзерппки, ники и личные странички),

i- графические (смайлики, анимашки, игра шрифта и цвета),

i- звуковые.

Однако сегодня нам бы хотелось остановиться на одном из компонентов визуальных эдитов - нике. Попадая в виртуальное пространство, первое, что необходимо сделать пользователю, если он собирается общаться в сети, это выбрать себе имя (ник, кличку, псевдоним). Это то, с помощью чего раскрывается определенное желание автора - «надев на себя маску героя своего прозвища», осуществить исполнение своих скрытых желаний [Войскунский 2003; Лутовинова 2009 и др.].

Слово «ник» происходит от английского слова nickname, которое интерпретируется как «дополнительное имя или имя-заместитель, даваемое человеку, месту или вещи на основе характерных признаков, ради шутки, насмешки или для ласкового обращения» [Webster's New World Dictionary of the American language 2000: 960]. Ники используют в неформальном общении «вместо настоящего имени человека, обычно это усеченная форма его настоящего имени или такое имя, которое дается в связи с его чертой характера или какой-то историей» [Longman Dictionary 2000: 918]. Помимо черт характера созданию ника может способствовать какая-нибудь история, событие, случившиеся с коммуникантом, оставившие след в его жизни. В контексте интернета ник используется для идентификации человека. Уже стало обычным для каждого пользователя иметь одно или несколько виртуальных имен в целях сохранения

анонимности, во избежание двусмысленности или просто потому, что свое настоящее имя или адрес слишком длинны и занимают много места на экране при наборе [Википедия http:].

М.В. Голомидова рассматривает ник как «искусственно созданное условное имя творческой личности, адресованное широкому кругу коммуникантов» [Голомидова 1998: 134]. Н.В. Подольская понимает под ником «вымышленное имя, существующее в общественной жизни человека наряду с настоящим именем или вместо него» [Подольская 1990: 44], где слово «вымышленное» передает значение условности, гипотетичности как формы, так и содержания. Получается, что при выборе ника органично переплетаются вымышленное и реальное, действительное и желаемое.

Однако следует заметить, что ник в силу своих особенностей в ряде черт сближается с такими понятиями, как прозвище, псевдоним и кличка. Разберемся, так ли это.

Все мы знаем, что обычно прозвища даются обществом для «высмеивания» каких-либо качеств объектов, а ники являются простой фантазией интернет-пользователей.

Кличка - это конспирированное или шутливое, в большей части обидное или насмешливое прозвище [Википедия http:]. Ник не может считаться кличкой, так как пользователь выбирает его сам, он сам творец своего образа, а не кто-то другой.

Ники обладают яркой эмоциональной окраской и используются в замкнутой среде, чего нельзя сказать о псевдонимах. Традиционно псевдоним изучается в литературоведении и обозначает вымышленное имя, посредством которого создается ложный образ пишущего в отношении его пола, национальности, профессии, характера или политических заблуждений [Дмитриев 1986: 200]. Исходя из определения, мы можем сделать вывод, что псевдоним ориентирован на специальные области деятельности, в которых результат работы творческого сознания воплощается средствами знаковых систем. Сюда можно отнести музыку, литературное творчество, изобразительное искусство и т. д. Основным мотивом, заставляющим человека скрывать настоящее имя и надеть маску, является личностная самопрезентация. Именно в этом псевдоним частично совпадает с ником. Следовательно, сказать, что ник - это синоним одного из трех понятий, нельзя.

В виртуальной среде использование ника может быть оправдано желанием человека сыграть определенную роль, произвести на своего собеседника впечатление или наоборот навязать ему свою систему взглядов. При этом автор выбирает для себя ракурс, в котором преподносит свои интенции, и направляет их коммуниканту. Получатель сообщения интерпретирует информацию и посылает ответ. Представляясь собеседнику, участник задает тональность и тип общения, намечает ролевой статус в диалоге, не всегда следуя установленным правилам и ограничениям [http://www.readabout.info/3591/].

Ник маркирует некоторую роль, для обозначения которой по тем или иным причинам не может быть использовано обычное имя, которое изобретается и присваивается себе самим автором как особое средство самовыражения [Сталтмане 1989: 76]. При выборе ника пользователь руководствуется своими желаниями независимо от частных причин (конспирация, следование моде и т. д.).

Мы будем рассматривать ник как вымышленное неосновное имя, которое выбирает или придумывает себе коммуникант для общения в виртуальном мире (сообществе).

Для того чтобы посмотреть, какие ники выбирают себе сегодняшние пользователи и чем они руководствуются при выборе ников, мы провели анкетирование. Так как большую часть аудитории, посещающей интернет, составляет

молодежь, мы сочли целесообразным провести анкетирование среди студентов. Участниками выступили 234 студента 2-4 курсов экономического, юридического факультетов, факультета технологии и дизайна, информатики и вычислительной техники и факультета строительства и архитектуры Юго-Западного государственного университета. Из них 130 человек составили мужчины и 104 женщины (см. табл. 1).

Таблица 1

__________________________Участники анкетирования__________________

Социальное положение Пол Возраст Количество

Мужчины Женщины

Экономисты 20 21 17-21 41

Юристы 29 25 17-21 54

Дизайнеры 4 37 17-21 41

Программисты 34 12 17-21 46

Строители 43 9 17-21 52

Анкетирование проводилось анонимно, испытуемых попросили написать только свой пол, возраст и профессию. Далее участникам предлагалось написать те ники, под которыми они чаще всего общаются в сети. Количество ников могло быть каким угодно.

В результате мы получили 1024 реакции, из них 547 женских и 477 мужских реакции. Из этих цифр видно, что женщины более изобретательны и изменчивы в силу своего характера и гендерной принадлежности.

Кроме того, что мы хотели узнать, какие ники выбирают пользователи, нас еще интересовали те факторы, которые могут оказать влияние на их выбор. В нашей работе «Гендерные исследования синонимии» [Гришкова 2009], мы останавливались

подробно на таких факторах, как гендер, контекст, социальное положение, ситуация и возраст.

В результате анкетирования, мы получили огромное количество реакций, которые затем разбили на следующие группы: имена собственные, профессионализмы, абстрактные понятия, зоонимы, названия цветов, графика, единичные реакции (см. табл. 2).

Таблица 2

Мужчины Женщины

Имена собственные - 48,1% Имена собственные - 57,1%

Профессионализмы - 20,7% Названия цветов - 18,3%

Абстрактные понятия - 15,2% Абстрактные понятия - 17,6%

Зоонимы - 14,4% Графика - 5%

Единичные реакции - 1,6% Единичные реакции - 2%

К первой группе ников мы отнесли те, которые представляют собой реальное или выдуманное имя собственное (Елена, Helen, Марусечка, Hanc, Вован, Вольдемар, Вероника). Также имена собственные составлялись по схеме: имя собственное + год (возможно, дата рождения) или имя собственное + возраст коммуниканта. Например, Игорь_18, Svetlana18, Victor_1995, Ингрид_2+2, Karolina20, Эрика19. Эта группа ников одинаково проявлялась и у мужчин (48,1%) и женщин (57,1%) не зависимо от их возраста и профессии.

Следующая группа, которая проявилась у большинства испытуемых, - это абстрактные понятия (Благородный, Романтика, Быстроногий, Вафелька, Лапушка) (15,2% - мужчины и 17,6% - женщины). Причина, по которой многие пользователи общаются под такими никами, вероятно, лежит в самой среде, где происходит общение.

Главная особенность виртуальной реальности - анонимность. Благодаря никам абсолютно не понятно, с кем происходит общение.

Ники-профессионализмы проявились только у мужчин (20,7%), при этом только у программистов и строителей (Haker, Бригадир, Чайник_из_всех_чайников, Прорабчик). Из этих примеров видно, что на выбор ников оказали влияние 2 фактора: профессия и гендер. Все ники мужского рода относятся только к двум профессиям.

Наиболее частым примером построения ника у мужчин является употребление имен существительных и прилагательных соответствующей семантической и лингвокультурологической коннотации. К ним относятся зоонимы, т.е. «лексические единицы, являющиеся прямым наименованием животных» [Википедия http:].

Примером зоонимов являются следующие: Гепард, Лев, Тигр,

ВЛЮБЛЕННЫЙ_ПИНГВИН, Бобер_в_тапках. Через свои ники пользователи, вероятно, хотели сказать, что они обладают качествами силы, мудрости и романтизма. Данная группа также проявилась только у мужчин (14,4%).

Нам кажется, что на стадии составления ника разница в разделении мужских/женских социально-половых стереотипов наиболее показательна. Здесь коммуниканты учитывают возможность дальнейшего общения, поэтому именно в нике они показывают свои гендерные характеристики.

Так, следующие две группы ников (названия цветов (18,3%) и графика (5%)) проявились только у женщин (Ро2очка, Nezabudka, нежная_фиалка, Хризантема_эма_эма, @,,,@, Л@нdush_Serebristiy). При этом последняя группа проявилась только у студентов-дизайнеров. Скорее всего, это связано с их профессией, именно в их никах мы нашли графику.

Иногда ники легко читаются, а иногда ник и стоящая за ним информация представляются абсолютно бессмысленными, хотя это случается не очень часто, это единичные реакции. Они свидетельствуют о том, что пользователю не важен его образ и имидж. Он не задумывается о передаваемых сведениях и о произведенном впечатлении (Трактор, Тапочек, Xlebushek, Синее-Ведро, Zariyadka) (1,6% - мужчины и 2% - женщины).

Обобщая все сказанное, может отметить, что попадая в виртуальное пространство, пользователь создает себе образ тот, который ему хочется или который ему нравится. Источником ника может стать любой элемент жизни человека: личностные особенности, имеющиеся знания, социум и отношения между его представителями. В основном, на выбор ника оказывают влияние два фактора: гендер и профессия.

Библиографический список

Википедия [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Войскунский А. Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // Тезисы II Российской конференции по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 245-246.

ГоломидоваМ. В. Искусственная номинация в русской ономастике: дис. ... докт. филол. наук. Екатеринбург, 1998. 320 с.

Гришкова В. И. Гендерные исследования синонимии // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 82-83

Дмитриев В. Г. Придуманные имена (рассказы о псевдонимах). М.: Современник, 1986. 255 с.

Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.02.19. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2009. 39 с.

Подольская Н. В. Проблемы ономастического словообразования // Вопросы языкознания. 1990. № 3. С. 40-53.

Сталтмане В. Э. Ономастическая лексикография. Институт языкознания. Отв. ред. А.В. Суперанская. М.: Наука, 1989. 116 с.

Longman Dictionary of English language and culture. UK, 2000. 1568p.

Webster's New World Dictionary of the American language. 2000. 1692 p.

http://www.readabout.info/3591

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.