Спортивную борьбу в качестве средств ОФП используют лишь 6% опрошенных, хотя другие виды спорта применяют гораздо чаще (прочие спортивные игры - 85%, легкую атлетику - 74, плавание - 48, гимнастику - 35, лыжный спорт - 17%). Эту тенденцию можно объяснить слабой научной проработанностью данного вопроса и, как следствие, отсутствием традиций их использования в практике отечественного футбола.
ВЫВОДЫ
Анализ подготовки российских футболистов показал, что в определенной степени упражнения из арсенала спортивной борьбы используются в их подготовке. В то же время в этом направлении имеются существенные резервы. Разработка технологии использования элементов спортивной борьбы в подготовке футболистов может способствовать повышению качества обучения игроков самостраховкам при падениях, формированию психофизической готовности к футбольным единоборствам, физической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бишопс, К. Единоборство в футболе / Клаус Бишопс, Хайнс-Вилли Герардс ; перевод с немецкого Владимира Малахова. - М. : Терра-спорт, 2003. - 168 с.
2. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В. Монаков. - 2-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 288 с.
3. Наумов, А. А. Падения в футболе: причины, специфика, ошибки игроков / А. А. Наумов, А. А. Шахов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 138-141.
REFERENCES
1. Bishops, Klaus and Gerards, Hines-Willie (2003), Tackling in football: translated from the German by Vladimir Malakhov, Terra-sport, Moscow.
2. Monakov, G.V. (2007), Development of footballers. Theory and practice, Soviet sport, Moscow.
3. Naumov, A.A. and Shakhov, A.A. (2015), "The falling in football: causes, specific features, bugs footballers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 138-141.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.11.2015
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКУЮ СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наталья Васильевна Орлова, кандидат педагогических наук, доцент, Брестский государственный технический университет, Республика Беларусь, Светлана Николаевна Петрова, соискатель, старший преподаватель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В ходе исследований установлено, что основными факторами, определяющими высокую степень готовности выпускников технического вуза к будущей профессиональной деятельности, являются: необходимый уровень знаний, а также высокая степень развития профессиональных умений и навыков. Необходимы: высокая мотивация выпускников к профессиональной деятельности, в технической сфере; наличие сформированных навыков у выпускников по организации самообразовательной деятельности, а также технического склада ума, позволяющего успешно решать профессиональные задачи. Важными факторами являются: необходимый уровень развития психологических и личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности; наличие необходимого уровня физической готовности к профессиональной деятельности в технической сфере и умений принимать правильные решения, а также нести за них ответствен-
ность; активная жизненная позиция в вопросах приобретения специальности инженерного профиля.
Ключевые слова: факторы; высокая степень готовности; профессиональная деятельность; студенты и выпускники технических вузов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p163-167
FACTORS DEFINING THE HIGH DEGREE OF READINESS OF GRADUATES OF THE TECHNICAL COLLEGES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
Natalya Vasilievna Orlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Brest State Technical University, Republic of Belarus, Svetlana Nikolaevna Petrova, the competitor, senior teacher, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Annotation
During researches it has been established that the major factors defining high degree of readiness of the graduates of technical college for future professional activity are the following: the necessary level of knowledge, and also high extent of development of professional skills. Among the necessary are the following: the high motivation of graduates to professional activity, in the technical sphere; existence of the formed skills among the graduates relating to the organization of self-educational activity, and also the technical mentality allowing solving successfully the professional problems. Important factors are the following: the necessary level of development of the psychological and personal qualities providing efficiency of professional activity; the existence of necessary level of the physical readiness for professional activity in the technical sphere and abilities to make the correct decisions and also to take the responsibility for them; the active living position in questions of acquisition of the profession of the engineering profile.
Keywords: factors, high degree of readiness, professional activity, students and graduates of technical colleges.
Педагогическая практика показывает, что процесс формирования готовности студентов технических вузов, к профессиональной деятельности представляет собой сложный и противоречивый процесс, на который влияет множество разных факторов. Исходным тезисом большинства отечественных ученых, является идея детерминации развития личности профессиональной деятельностью. Поэтому личность рассматривается с позиции соответствия профессии. А готовность к успешной профессиональной деятельности рассматривается как критерий эффективности образовательной деятельности вуза. [1-4,
9].
Все вышесказанное в полной мере касается и студентов технических вузов. Готовность к профессиональной деятельности студентов технических вузов тесно связана с их профессиональным становлением в вузе. Профессиональное становление - это «формообразование» личности студента, адекватной требованиям, которые предъявляет профессиональная деятельность в технической сфере. Успешность профессионального становления студентов связана с развитием личности в ходе обучения в вузе. [5, 6, 8, 9].
Профессиональное становление студентов в вузе трактуется как процесс овладения профессией инженера. Выделение этапов профессионального становления позволяет прослеживать динамику развития личности студента в ходе обучения в вузе. В ходе этого процесса происходит формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств у студентов. Формируется готовность у студентов к постоянному профессиональному росту, поиску оптимальных приемов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности. [3, 6, 8].
Современная действительность требует от выпускника технического вуза профессиональную компетентность, активность, творчество и мобильность. Между знаниями о практической деятельности и самой деятельностью существуют определенные противо-
речия. Поэтому формируемые качества должны обеспечивать эффективную практическую деятельность будущего специалиста инженерного профиля. [6, 7].
Вместе с тем, в процессе обучения студентов в технических вузах основное внимание обращается на усвоение уже отработанных алгоритмов решения различных профессиональных задач в технической сфере. Мало внимания уделяется раскрытию способностей у студентов. В результате формируются профессионалы узкого профиля, не способные создавать новые идеи и реализовывать их на практике. Для преодоления этих недостатков нужна новая технология обучения студентов, основанная на выявлении факторов, определяющих высокую степень профессиональной готовности выпускников технического вуза к будущей профессиональной деятельности.
С целью выявления факторов, определяющих высокую степень профессиональной готовности выпускников технического вуза к будущей профессиональной деятельности, был проведен опрос 118 респондентов. Респондентами являлись: профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и специалисты инженерного профиля, имеющие опыт практической деятельности на производстве. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица1
Ранговая структура факторов, определяющих высокую степень
профессиональной готовности выпускников технического вуза (п=118)
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Необходимый уровень знаний, а также развития профессиональных умений и навыков 22,7
2 Высокая мотивация выпускников к профессиональной деятельности в технической сфере 20,2
3 Наличие сформированных навыков у выпускников по организации самообразовательной деятельности 19,1
4 Наличие технического склада ума, позволяющего успешно решать профессиональные задачи 14,5
5 Необходимый уровень развития психологических и личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности 10,5
6 Наличие необходимого уровня физической готовности к профессиональной деятельности в технической сфере 5,9
7 Наличие умений принимать правильные решения и нести за них ответственность 4,8
8 Активная жизненная позиция в вопросах приобретения специальности инженерного профиля 2,3
При выявлении факторов, определяющих высокую степень профессиональной готовности выпускников технического вуза к будущей профессиональной деятельности, учитывались изменения особенностей профессиональной деятельности и роли специалистов инженерного профиля в условиях новой реальности.
В ходе исследований установлено, что основными факторами, определяющими высокую степень профессиональной готовности выпускников технического вуза к будущей профессиональной деятельности, являются: необходимый уровень знаний, а также высокая степень развития профессиональных умений и навыков. Необходимы: высокая мотивация выпускников к профессиональной деятельности, в технической сфере; наличие сформированных навыков у выпускников по организации самообразовательной деятельности, а также технического склада ума, позволяющего успешно решать профессиональные задачи. Важными факторами являются: необходимый уровень развития психологических и личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности; наличие необходимого уровня физической готовности к профессиональной деятельности в технической сфере и умений принимать правильные решения, а также нести за них ответственность; активная жизненная позиция в вопросах приобретения специальности инженерного профиля.
ВЫВОД. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной деятельности предполагает развитие целого комплекса качеств, способностей и навыков, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности в технической сфере. Без учета выявленных факторов, определяющих высокую степень профессиональной готовности выпускников технического вуза к будущей профессиональной деятельности это сделать невозможно. Эти теоретические положения должны лежать в основе разработки технологии формирования готовности у студентов технических вузов, к профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
3. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. -СПб., 2001. - 287 с.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
5. Мутко, В. Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В. Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
6. Петрова, С.Н. Технология формирования готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности / С.Н. Петрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 59-65.
7. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
8. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Ко-стюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 159-164.
9. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180185.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
3. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application of game methods of training of specialists in physical preparation and sport, dissertation, St. Petersburg.
4. Bolotin, A.E. and Bityutskaya, O. V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No.7, pp. 31-36.
5. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
6. Petrova, S. N. (2010), "Technology of formation of readiness of students of technical college
for professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 59-65.
7. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
8. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
9. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2016
УДК 796.323.2:612
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТ
Михаил Валерьевич Парфёнов, доцент, Галина Михайловна Сикорская, доцент, Ия Викторовна Григорьева, доцент, Воронежский государственный лесотехнический университет; Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования резервных возможностей организма спортсменов. Рассматривается проблема восстановления функциональных резервов сердечно-сосудистой системы и повышение функциональной подготовленности баскетболистов 17-18 лет, на основе комплекса внетренировочных средств. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия для оптимизации адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также повышение специальной работоспособности и функциональной подготовленности спортсменов.
Ключевые слова: функциональные резервы, подготовленность, восстановление, упражнения, работоспособность, реакции, психофизиологические состояния.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p167-171
RECOVERY OF THE FUNCTIONAL RESERVE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AMONG THE BASKETBALL PLAYERS AGED 17-18 YEARS Mikhail Valerievich Parfenov, the senior lecturer, Galina Mikhailovna Sikorskaya, the senior lecturer, Iya Viktorovna Grigorieva, the senior lecturer, Voronezh State Forestry University; Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ja^ Va-dimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka
Annotation
The article focuses on finding the new ways of using the reserve capacity of the athletes organism. The problem of recovery of the functional reserves of cardiovascular system and improvement of the functional readiness of basketball players aged 17-18 years old, based on a set of the out of training means. The authors have revealed and proved the feasibility of the pedagogical influence aimed at optimizing the athlete's adaptation to the training and competition loads, as well as increase in the special health and functional readiness of the athletes.
Keywords: functional reserves, fitness, rehabilitation, exercise, performance, reaction, psycho-physiological state.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивность тренировочной и соревновательной деятельности в современном спорте требует поиска новых путей использования резервных возможностей организма