Научная статья на тему 'Факторы, определяющие готовность студентов к самообразовательной деятельности'

Факторы, определяющие готовность студентов к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / СТУДЕНТЫ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ираида Михайловна, Лаухина Инна Васильевна

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих готовность студентов к самообразовательной деятельности. В качестве основных факторов, определяющих готовность студентов к самообразовательной деятельности, респонденты отметили наличие мотивации у студентов к самообразовательной деятельности, а также высокий уровень развития индивидуальных способностей у студентов к аналитической деятельности. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие практических навыков самообразовательной деятельности у студентов, а также проявляемый интерес студентов к копирующей и воспроизводящей деятельности. Большое значение в обеспечении готовности студентов к самообразовательной деятельности имеют умение находить необходимую информацию в большом потоке знаний по интересующей проблеме, а также устойчивость психики студентов к активной самообразовательной деятельности. Важными факторами являются уверенность студентов при решении учебных задач в процессе самообразовательной деятельности, умение студентов длительное время самостоятельно работать в условиях интеллектуального утомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Ираида Михайловна, Лаухина Инна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the readiness of the students to self-educational activity

The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining the readiness of students to self-educational activity. As the major factors defining the readiness of the students to self-educational activity, respondents noted the motivation among the students to self-educational activity, and also a high level of development of individual abilities at students to analytical activity. Respondents paid attention also to such factors as existence of practical skills of self-educational activity among the students, and the shown interest of students to copying and reproducing activity. The ability to find necessary information within the wide stream of knowledge relating to the interesting problem is of great importance in ensuring the readiness of students to self-educational activity, and also the resistance of mentality of students to vigorous self-educational activity. Among the important factors, there is confidence of students at solution of the educational tasks in the course of self-educational activity, ability of students to work independently for a long time in the conditions of the intellectual exhaustion.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие готовность студентов к самообразовательной деятельности»

С этой целью была разработана система и методика Natatometry™ , способная передавать пловцам и тренерам звуковые сигналы в момент, когда скорость плавания достигает низких и/или высоких уровней. С помощью этих сигналов, пловец может улучшить свою технику. Режим обратной связи используется как автоматическое напоминание о выполнении пловцом гребковых движений с заданными характеристиками. Например, подъем головы над водой при выполнении вдоха при плавании вольным стилем увеличивает сопротивление, что, естественно приводит к снижению скорости. Пловцу мгновенно поступает сигнал о технической ошибке, и если последующие гребки он выполняет правильно, то сигнал отсутствует.

Таким образом, на основе обратной связи в режиме реального времени, пловцы могут усваивать и сохранять новый навык в значительно короткие сроки, чем это требуется при существующих традиционных методиках исправления технических ошибок. Сигнал также передается и тренеру, который может подключиться к связи с пловцом и помочь ему своими советами и комментариями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылов, А.И. Восстановить связь поколений / А.И. Крылов, А. А. Бутов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2Q12. - № 11 (93). - С. 66-74.

2. Липский, Е.В. Анализ соревновательной деятельности пловца / Е.В. Липский // Научное обеспечение подготовки пловцов - М. : Физкультура и спорт, 19S3. - С. 45-63.

3. Каунсилмен, Д.Е. Спортивное плавание : пер. с англ. / Д.Е. Каунсилмен. - М. : Физкультура и спорт, 19S2. - 2QS с.

4. 15th world sports medicine congress, by FINA [Электронный ресурс] / Hideki Takagi [at al.] // URL http://www.fina.org/H2O/docs/sportsmed/congress/indianapolis2QQ4/takagi_presentation.pdf. -Дата обращения 3Q.11.2Q13.

5. Biomechanics of swimming propulsion / Jonston T., Woolder J. & Scheider O. (eds.) // ASCA World Clinic Yearbook. - Florida : Ford Lauderdale, 19S3. - Р. 19-24.

REFERENCES

1. Krylov, A.I. and Boutov, A.A. (2Q12), “To restore the generation’s relations”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 1, pp.66-73.

2. Lipsky, E.V. (19S3), “Analysis of competitive activity swimmer”, Scientific support training swimmers, Physical Culture and Sports, Moscow, pp.45-63.

3. Counsilman, J.E. (196S), The Science of Swimming, Englewood Cliffs, NJ, Leisure Press.

4. Hideki, Takagi, at al. (2QQ4), 15th world sports medicine congress, by FINA, available at: http://www.fina.org/H2O/docs/sportsmed/congress/indianapolis2QQ4/takagi_presentation.pdf (accessed 3Q November 2Q13).

5. Shleihauf, R.E. (19S3), “Biomechanics of swimming propulsion”, In Jonston, T., Woolder, J

& Scheider, O. (eds.), ASCA World Clinic Yearbook, Ford Louderale, Florida. pp. 19-24.

Контактная информация: andkrilov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2013.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ираида Михайловна Кузнецова, кандидат педагогических наук,

Инна Васильевна Лаухина, кандидат педагогических наук,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, Алексеевка

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих готовность студентов к самообразовательной деятельности. В качестве основных факто-

ров, определяющих готовность студентов к самообразовательной деятельности, респонденты отметили наличие мотивации у студентов к самообразовательной деятельности, а также высокий уровень развития индивидуальных способностей у студентов к аналитической деятельности. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие практических навыков самообразовательной деятельности у студентов, а также проявляемый интерес студентов к копирующей и воспроизводящей деятельности. Большое значение в обеспечении готовности студентов к самообразовательной деятельности имеют умение находить необходимую информацию в большом потоке знаний по интересующей проблеме, а также устойчивость психики студентов к активной самообразовательной деятельности. Важными факторами являются уверенность студентов при решении учебных задач в процессе самообразовательной деятельности, умение студентов длительное время самостоятельно работать в условиях интеллектуального утомления.

Ключевые слова: факторы; студенты; самообразовательная деятельность; готовность к самообразовательной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p75-79 FACTORS DEFINING THE READINESS OF THE STUDENTS TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

Iraida Mikhaelovna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences,

Inna Vasilyevna Laukhina, the candidate of pedagogical sciences,

Alekseevsky branch of the Belgorod state university, Alekseyevka

Annotation

The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining the readiness of students to self-educational activity. As the major factors defining the readiness of the students to self-educational activity, respondents noted the motivation among the students to self-educational activity, and also a high level of development of individual abilities at students to analytical activity. Respondents paid attention also to such factors as existence of practical skills of self-educational activity among the students, and the shown interest of students to copying and reproducing activity. The ability to find necessary information within the wide stream of knowledge relating to the interesting problem is of great importance in ensuring the readiness of students to self-educational activity, and also the resistance of mentality of students to vigorous self-educational activity. Among the important factors, there is confidence of students at solution of the educational tasks in the course of self-educational activity, ability of students to work independently for a long time in the conditions of the intellectual exhaustion.

Keywords: factors, students, self-educational activity, readiness for self-educational activity.

В настоящее время самообразовательная деятельность студентов является важнейшей формой обучения в вузе. Это связано с переориентацией главной цели обучения. В современных условиях главная цель обучения в вузе состоит в формировании навыков у студентов самостоятельно добывать новые знания. Наличие этих навыков свидетельствует о готовности студентов к самообразовательной деятельности.[1-8, 13].

Вузовская практика свидетельствует о том, что студенты младших курсов успевают в учебе значительно хуже старшекурсников из-за низкого уровня развития навыков к самообразовательной деятельности. Изучение специальной литературы позволило выявить сущность самообразовательной деятельности студентов. Ее следует оценивать как целенаправленную, систематическую познавательную деятельность по приобретению нового знания [8-13].

Самообразование протекает на основе самодеятельности личности студента в соответствии с её индивидуальными возможностями, особенностями организации образовательного процесса в вузе и спецификой будущей профессиональной деятельности [813]. Цель самообразования в вузе состоит в расширении знаний, умений, навыков студентов в сфере будущей профессиональной деятельности. Самообразовательная деятельность определяет личное самосовершенствование, овладение знаниями о профессиональной деятельности на основе глубоких, перспективных внутренних мотивов и собствен-

ной инициативы. Самообразовательная деятельность должна опираться на знания и навыки, ранее полученные в ходе обучения в высшем учебном заведении, а также способствовать развитию мыслительной активности и инициативы студентов при решении поставленных преподавателем задач. [8-13]. Решение этих задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих готовность студентов к самообразовательной деятельности. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 78 преподавателей, имеющих опыт педагогической деятельности более 15 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих готовность студентов

к самообразовательной деятельности (п=78)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Наличие мотивации у студентов к самообразовательной деятельности 18,5

2 Высокий уровень развития индивидуальных способностей у студентов к аналитической деятельности 17,3

3 Наличие практических навыков самообразовательной деятельности у студентов 15,8

4 Проявляемый интерес студентов к копирующей и воспроизводящей деятельности 14,7

5 Умение находить необходимую информацию в большом потоке знаний по интересующей проблеме 10,3

6 Устойчивость психики студентов к активной самообразовательной деятельности 9,2

7 Умение студентов длительное время самостоятельно работать в условиях интеллектуального утомления 7,7

8 Уверенность студентов при решении учебных задач в процессе самообразовательной деятельности 6,5

В качестве основных факторов, определяющих готовность студентов к самообразовательной деятельности, респонденты отметили наличие мотивации у студентов к самообразовательной деятельности, а также высокий уровень развития индивидуальных способностей у студентов к аналитической деятельности. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие практических навыков самообразовательной деятельности у студентов, а также проявляемый интерес студентов к копирующей и воспроизводящей деятельности. Большое значение в обеспечении готовности студентов к самообразовательной деятельности имеют умение находить необходимую информацию в большом потоке знаний по интересующей проблеме, а также устойчивость психики студентов к активной самообразовательной деятельности. Важными факторами являются уверенность студентов при решении учебных задач в процессе самообразовательной деятельности, умение студентов длительное время самостоятельно работать в условиях интеллектуального утомления. Таким образом, выявленные факторы определяют высокий уровень готовности студентов к самообразовательной деятельности. Учет этих факторов позволяет в значительной степени повысить уровень готовности студентов к самообразовательной деятельности, что эффективно сказывается на их учебной деятельности в вузе.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов, для обеспечения высокого уровня готовности студентов к самообразовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак //

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А. Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.

5. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.

7. Болотин, А. Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.

8. Болотин, А.Е. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Е. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

9. Кузнецова, И.М. Педагогическое руководство самообразованием студентов технических вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецова И.М. - СПб., 2009. - 23 с.

10. Кузнецова, И.М. Технология педагогического руководства самообразованием студентов технического вуза / И. М. Кузнецова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2009. - № 1 (47). - С. 64-68.

11. Григорьев, В. И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

12. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В. Ф. Ко-стюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 159-164.

13. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения : монография / В.А. Чистяков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. -279 с.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Model of management of physical preparation in Angola”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.

5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), “Pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.

6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.

7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Technology of management of development of

legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.

8. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

9. Kuznetsova, I.M. (2009), Pedagogical management of self-education of students of technical colleges, dissertation, dissertation, St. Petersburg.

10. Kuznetsova, I.M. (2009), “Technology of the pedagogical management of self-education of students of technical Higher education institution(s)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 64-68.

11. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Chistyakov, V.A. (2011), "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

12. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), “The motivation level in training of young athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

13. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: monograph, publishing house “St. Petersburg State University”, St. Petersburg.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2013.

УДК 336:796/799(471)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент,

Павел Александрович Сычев, старший преподаватель,

Волгоградский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВПО «ВГАУ»)

Аннотация

В статье рассматривались проблемы финансирования физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации по данным статистических отчетов (формы № 1-ФК, № 5-ФК) в период 2002-2011 годы. В работе определялись взаимосвязи абсолютных показателей израсходованных финансовых средств и затраты на один «эквивалент спортивного мастерства» в федеральных округах и указывается на важность учета себестоимости физкультурно-спортивной работы в регионах, возможность достижения качества физкультурно-спортивной работы при оптимальном ценовом диапазоне «эквивалента спортивного мастерства».

Ключевые слова: эффективность, финансирование, физическая культура, спорт, регионы, качество.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p79-82 EFFICIENCY OF APPROPRIATION OF FINANCIAL RESOURCES FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Victoria Anatolyevna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Aleksandrovich Sychev, the senior teacher,

Volgograd State Agricultural University

Annotation

The article dealt with the problems of financing of physical culture and sports in the Russian Federation according to the statistical reports (Form No. 1-FC, No. 5-FC) within the period 2002-2011 . In this article we determined the correlations of absolute indicators of the spent funds and the costs per one "equivalent of sportsmanship" in the federal districts, the importance of the sports and sports activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.