Phoenix, Rostov-on-Don.
5. Glazun, T.V. (2006), The functional state of an organism of students grades 1-6 in the conditions of use of variant educational and health-improving technologies, dissertation, Krasnodar.
6. Dremova, D.Yu. (2011), "Physical activity in primary school age", Monitoring the quality of health in the practice offorming of safe health-promoting educational environment, Material All-Russian scientific-practical conference, Volgograd, pp. 216-223.
7. Ermakov, V.A. (1996), Differentiated physical education, publishing house, publishing house "TGPU", Tula.
8. Zlobina, M.E. (2009), Construction of physical education lessons with students grades 5-6 preparatory medical group based on standard motor tasks, dissertation, Volgograd.
9. Kainov, A.N.005), Methodical recommendations of the planning study material on the subject "Physical culture " in the high school: tutorial, publishing house "VGAFK", Volgograd.
10. Karpov, V.Yu. and Abramishvili, G.A. (2011), "Need-motivational characteristics of physical training of younger school students of new types of educational institutions", Bulletin of Sochi State University for Tourism and Recreation, No. 2 (16), pp. 141-143.
11. Karpov, V.Yu. and Abramishvili, G.A. (2011), "Type-specific physical preparation of pupils of primary school age of lyceums and gymnasiums", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 113-117.
12. Ed. Kofman, L.B. (2008), Handbook of Physical Education teacher, Physical Culture and Sports, Moscow.
13. Spirin, V.K. (2008), "Organizational and methodical conditions of inefficient building physical education lessons in the traditional system of physical education", Physical culture: upbringing, education and training, No. 8, pp 11-13.
14. Tiyunaytis, M.N. (2010), Physical education students in lower grades on the basis of a differentiated approach, dissertation, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2014.
УДК 797.21
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ
БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих высокую эффективность подготовки боевых пловцов. В качестве основных факторов, определяющих высокую эффективность подготовки боевых пловцов, респонденты отметили умение преодолевать большие расстояния под водой в ластах и, в комплекте № 1, а также хорошо развитые навыки подводного ориентирования. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие хорошо развитых навыков стрельбы под водой на фоне большой физической нагрузки, а также высокий уровень развития навыков стрельбы под водой в движении по перемещающимся целям. Важное место в уровне подготовленности боевых пловцов занимают хорошо развитые навыки стрельбы под водой, с места по неподвижной и движущейся цели. Значимое место занимают навыки ведения боя под водой, с использованием ножа. Важными факторами являются владение техникой ведения борьбы в водной среде с оружием и без него и знание мер безопасности при подводных погружениях.
Ключевые слова: факторы; подготовка боевых пловцов; высокая эффективность обучения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p12-15
FACTORS DEFINING HIGH LEARNING EFFICIENCY OF THE FIGHTING
SWIMMERS
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University, Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, the doctor of economical science, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the authors' researches on identification of the factors defining high training efficiency of the fighting swimmers. Respondents noted ability to overcome the long distances under water in flippers and in a set No. 1 as the major factor defining high efficiency of the fighting swimmers training, and also the well-developed skills of underwater orientation. Respondents also paid attention to such factors as existence of well-developed skills of firing under water against big physical load, and also a high level of development of skills of shooting while moving under water at the moving targets. The important role in fighting swimmers training is given to the well-developed skills of fire from stationary position under water on the motionless and moving targets. The significant place is taken by the skills of conducting the fight under water with use of the knife. Among the important factors there are mastering of the technique of conducting the fight in the water environment with the weapon and without it and knowledge of security measures at the diving's.
Keywords: factors, training of fighting swimmers, high learning efficiency.
Подготовка боевых пловцов многогранна и направлена на совершенствование навыков решения специальных задач в водной среде. Для решения этих задач в водной среде требуются не только специальные умения, но и высокий уровень развития физических качеств, функционального состояния и уверенности в своих силах. [1-7]. Практика показывает, что наиболее доступным для подготовки боевых пловцов является освоение техники плавания в ластах в комплекте № 1 под водой. [7]. Для этого используются специальные подготовительные упражнения, которые выполняются как на суше, так и в водной среде. Использование этих упражнений способствует развитию устойчивости навыков плавания в ластах в комплекте № 1 под водой. Наряду с развитием устойчивости навыков плавания под водой, эти физические упражнения решают и целый ряд других задач, направленных на развитие физических качеств и повышение уровня функционального состояния боевых пловцов.
Использование специальных физических упражнений способствует повышению уровня всех систем организма боевых пловцов, облегчает освоение техники плавания в ластах в комплекте № 1 под водой. Под влиянием специальных подготовительных физических упражнений совершенствуются механизмы формирования устойчивых навыков плавания в ластах в комплекте № 1 под водой. Однако, хорошая плавательная подготовка не решает всех задач обучения боевых пловцов. Необходим комплексный подход к их подготовке. Для этого следует знать факторы, определяющие высокую эффективность их подготовки. В настоящее время подготовка боевых пловцов осуществляется без учета факторов, определяющих высокую ее эффективность. Число и значимость таких факторов до сих пор не изучено. Все вышесказанное негативно сказывается на уровне подготовленности боевых пловцов.
С целью выявления факторов, определяющих высокую эффективность подготовки боевых пловцов, был проведен опрос 37 офицеров и инструкторов, имеющих опыт работы по обучению боевых пловцов более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
В качестве основных факторов, определяющих высокую эффективность подготовки боевых пловцов, респонденты отметили умение преодолевать большие расстояния под водой в ластах и, в комплекте № 1, а также хорошо развитые навыки подводного ориен-
тирования. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие хорошо развитых навыков стрельбы под водой на фоне большой физической нагрузки, а также высокий уровень развития навыков стрельбы под водой в движении по перемещающимся целям.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность подготовки __боевых пловцов (п=37)__
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Умение преодолевать большие расстояния под водой в ластах и в комплекте № 1 18,9
2 Хорошо развитые навыки подводного ориентирования 17,7
3 Наличие хорошо развитых навыков стрельбы под водой на фоне большой физической нагрузки 15,6
4 Высокий уровень развития навыков стрельбы под водой в движении по перемещающимся целям 14,3
5 Наличие хорошо развитых навыков и умений стрельбы под водой с места по неподвижной и движущейся цели 10,7
6 Хорошо развитые навыки ведения боя под водой, с использованием ножа 9,4
7 Владение техникой ведения борьбы в водной среде с оружием и без него 7,3
8 Знание мер безопасности при подводных погружениях 6,1
Важное место в уровне подготовленности боевых пловцов занимают хорошо развитые навыки стрельбы под водой, с места по неподвижной и движущейся цели. Значимое место занимают навыки ведения боя под водой, с использованием ножа. Важными факторами являются владение техникой ведения борьбы в водной среде с оружием и без него и знание мер безопасности при подводных погружениях.
Таким образом, выявленные факторы определяют высокую эффективность подготовки боевых пловцов для решения специальных задач в водной среде. Учет значимости этих факторов позволяет оптимизировать деятельность офицерского состава и инструкторов для разработки оптимальной модели подготовки боевых пловцов.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной модели подготовки боевых пловцов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие физическую готовность личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 27-31.
6. Новосельцев, О.В. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / О. В. Новосельцев, А. Э. Болотин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2013. - № 12 (106). - С. 112-115.
7. Спортивное и военно-прикладное плавание : учебник / под ред. профессора О.В. Новосельцева ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2014. - 601 с.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O.S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
3. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Rudenko G. V. (2013), "The factors defining physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 27-31.
6. Novoseltsev, O.V. and Bolotin, A.E. (2013), "The factors determining high learning efficiency of students to swimming by a breast stroke", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 112-115.
7. Ed. Novoseltsev, О^. (2014), Sports and military and applied swimming, publishing house "VIFK", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2014.
УДК 796.011
НОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА У УЧАЩИХСЯ 11-13 ЛЕТ В
ШКОЛЕ «ПОЛНОГО ДНЯ»
Георгий Андреевич Васенин, аспирант, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ), Ирина Викторовна Машошина, кандидат педагогических наук, мастер спорта, Воронежский институт ГПС МЧС России
Аннотация
Одной из перспективных моделей в отечественной системе образования признается школа «полного дня», где учебный процесс планируется на весь дневной период пребывания в школе. Появление данной модели требует изучения вопросов оптимизации учебной деятельности, предупреждения перенапряжения учащихся, вызванного современным содержанием образовательного процесса. Последнее требует обоснования рациональных двигательных режимов школьников на основе сочетания всего многообразия физкультурно-оздоровительных и спортивных форм занятий, соответствующего методического сопровождения физкультурно-спортивных занятий учащихся, разработки рекомендаций здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей направленности в работе образовательного учреждения.
Ключевые слова: основное общее образование, школа «полного дня», учащиеся 5-6 классов, физическая культура, двигательный режим, норма, шагомеры, непрерывность, системность построения форм двигательной активности.