Таблица 1
Динамика изменения контрольных параметров занимающихся по ОФП и СФП __ за период 2012-2015 гг.___
Ф.И.О. Скоростная сила Статистическая сила СФП Гибкость
Бег 30 м. сек Бег 3000 м. мин Прыжок в длину с места (см) Подтягивание (раз) Отжимание (раз) Поднос ног к перекладине (раз) Число ударов по мешку за 8 сек. Число ударов по мешку за 3 мин. Наклон вперед, балл Шпагаты Дата СФП
Норма 6,0 11,50 260 10 40 15 13 120 0 0
М.Ю.Ч. 6,3 12,00 250 8 35 10 13 118 0 0 10.10.11
6,2 11,57 258 9 34 13 14 121 0 0 10.04.12
6,1 11,54 255 9 37 14 14 120 0 0 15.10.13
6,0 11,50 258 10 38 15 15 121 0 0 15.05.14
6,0 11,50 260 10 40 15 15 122 0 0 27.09.14
5,9 11,48 260 10 40 15 15 122 0 0 25.04.15
Норма 5,0 10,50 290 18 70 20 15 140 0 0
И.В.Н. 5,7 10,51 275 17 65 15 14 140 0 0 10.10.11
5,65 10,55 275 17 68 16 14 140 0 0 10.04.12
5,2 10,55 278 18 70 19 15 141 0 0 15.10.13
5,1 10,50 280 18 70 20 15 143 0 0 15.05.14
5,0 10,50 280 19 70 20 15 143 0 0 27.09.14
5,0 10,49 280 20 70 20 15 144 0 0 25.04.15
Норма 5,0 10,50 290 18 70 20 15 140 0 0
В.В.Н. 4,6 11,00 272 17 60 18 15 130 0 0 10.10.11
4,7 11,00 289 17 68 18 15 138 0 0 10.04.12
5,0 10,50 290 18 70 20 17 140 0 0 15.10.13
5,0 10,50 290 19 70 20 18 142 0 0 15.05.14
5,0 10,50 290 19 72 21 18 145 0 0 27.09.14
5,0 10,48 292 20 73 23 19 146 0 0 25.04.15
Норма 4,9 10,50 205 13 53 13 8 98 0 0
М.В.А. 4,93 10,60 215 15 50 15 19 106 0 0 18.09.14
4,9 10,50 217 16 53 15 21 115 0 0 20.05.15
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2015
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наталья Васильевна Орлова, кандидат педагогических наук, доцент, Брестский государственный технический университет, Республика Беларусь, Светлана Николаевна Петрова, соискатель, старший преподаватель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию показателей готовности студентов технических вузов к профессиональной деятельности. Результаты ранжирования этих показателей свидетельствуют, что основными из них являются: наличие технического склада ума у студентов и хорошо развитые умения выполнять профессиональные действия по избранной специальности. Сюда же можно отнести наличие опыта самостоятельного конструирования технических систем, приобретенного в ходе обучения в вузе, а также наличие хорошего здоровья у студентов, позволяющего реализовать весь потенциал в ходе профессиональной деятельности. Большое значение имеют грамотное использование, полученных в вузе знаний при выполнении профессиональных действий по избранной специальности, стремление эффективно использовать дополнительные средства при конструировании новых технических систем, а также высокая
мотивация к техническому творчеству у студентов.
Ключевые слова: показатели готовности; профессиональная деятельность; студенты технических вузов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p156-160
INDICATORS OF READINESS OF THE TECHNICAL UNIVERSITIES STUDENTS
FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
Natalya Vasilevna Orlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Brest State Technical University, Republic of Belarus, Svetlana Nikolaevna Petrova, the competitor, senior teacher, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Annotation
The results of the authors' researches on justification of the indicators of readiness of the technical universities students for professional activity are presented in article. The results of ranging of these indicators testify that the main of them are: existence of the technical mentality among the students and well developed abilities to carry out the professional actions relating to the chosen specialty. Here it is possible to carry the experience of the independent designing of the technical systems acquired during the training in the higher education institution, and also the existence of the good health among the students allowing realizing all potential during the professional activity. The great importance is given to the competent use of the knowledge gained at the higher education institution when performing the professional actions related to the chosen specialty, aspiration to use effectively the additional resources when designing the new technical systems, and also high motivation to the technical creativity among the students.
Keywords: readiness indicators, professional activity, students of technical colleges.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения интереса у молодежи, поступающей в вузы, к инженерным специальностям. По данным, полученным в 2015 году, лишь 6% выпускников школ желали связать свою будущую профессиональную деятельность с техническим творчеством. Значительно снизился интерес у абитуриентов к освоению робототехники, разработке новых информационных технологий, к построению летательных аппаратов, новой космической техники, а также к изучению новых вопросов биоинженерии [6].
Президент России Путин В.В. в своем послании Федеральному собранию, состоявшемся в ноябре 2015 года, отметил, что приоритетными задачами в образовании являются создание при технических вузах наукоемких технопарков, а также повышение эффективности обучения молодежи техническим специальностям. Он также отметил, что повышение интереса к этим вопросам связано, в первую очередь, с экономическим будущим России. Для решения этих задач нужны выпускники технических вузов, обладающие соответствующими профессиональными качествами, с техническим складом ума. [3].
В современных условиях меняется характер требований к уровню подготовленности выпускников технических вузов. Усложнившийся характер обучения студентов требует целенаправленного технического развития личности, направленного на приобретение опыта самостоятельного конструирования технических систем в ходе обучения в вузе [6]. Поэтому, проблема улучшения качества профессионального образования студентов, технических вузов приобретает особое значение. Проведенные исследования выявили, что на сегодняшний день среди ученых нет единого мнения в понимании сущности готовности студентов технических вузов к профессиональной деятельности, недостаточно разработаны показатели этой готовности, не совсем полно исследованы педагогические условия для улучшения образовательного процесса [1, 2, 4, 5, 6-9]. Анализ практики обучения студентов в технических вузах свидетельствует, что среди всего многообразия проблем важное место занимают задачи, связанные с развитием у них технического
творчества. Это обусловлено, прежде всего, особой значимостью роли выпускников технических вузов в обеспечении условий для эффективного экономического развития страны. Перед Россией стоит задача избавления от сырьевой зависимости и перехода к новым технологиям, не имеющим аналогов в мире. Поэтому все вышесказанное требует новых подходов к организации обучения студентов в технических вузах, направленных на развитие у них технического творчества. Таким образом, одним из важнейших направлений модернизации образования в технических вузах является постоянное совершенствование профессиональных знаний и навыков у студентов, обеспечивающих научно-технический прогресс в нашей стране. Особенно большое значение имеет решение этих задач в условиях жесткой экономической конкуренции в мире и наложенных на Россию санкций.
Практика профессиональной деятельности выпускников технических вузов свидетельствует о недостаточном уровне их подготовленности к техническому творчеству. Все это негативно влияет на результаты их профессиональной деятельности. Подобные проблемы носят теоретический и методологический характер, связанный с объективной необходимостью поиска новых педагогических путей организации профессиональной подготовки студентов, в технических вузах.
Проведенный анализ научной и педагогической литературы, а также практического опыта профессиональной подготовки студентов в технических вузах позволил выявить противоречия между:
- объективными потребностями общества в хорошо подготовленных инженерах и недостаточным организационно-методическим обеспечением образовательного процесса в технических вузах;
- существующими сложными условиями выполнения экономических задач в России (наличие санкций) и недостаточным уровнем профессиональной подготовленности выпускников технических вузов для их решения;
- мотивированным стремлением студентов к профессиональному росту и особенностями учебной деятельности в технических вузах, не позволяющими в полной мере проявлять техническое творчество.
Важное место в разрешении данных противоречий принадлежит выявлению показателей готовности студентов к профессиональной деятельности. Основываясь на результатах анализа опроса специалистов, а также корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности с основными показателями готовности к ней студентов технических вузов, нами были установлены эти показатели (таблица 1).
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности с
основными показателями готовности к ней студентов технических вузов
Ранг Показатели готовности студентов к профессиональной деятельности Эффективность профессиональной деятельности
1 Наличие технического склада ума у студентов +0,64
2 Хорошо развитые умения выполнять профессиональные действия по избранной специальности +0,57
3 Наличие опыта самостоятельного конструирования технических систем, приобретенного в ходе обучения в вузе +0,42
4 Наличие хорошего здоровья у студентов, позволяющего реализовать весь потенциал в ходе профессиональной деятельности +0,38
5 Грамотное использование, полученных в вузе знаний при выполнении профессиональных действий по избранной специальности +0,35
6 Стремление эффективно использовать дополнительные средства при конструировании новых технических систем +0,32
7 Высокая мотивация к техническому творчеству у студентов по избранной специальности +0,27
Результаты ранжирования этих показателей свидетельствуют, что основными из них являются: наличие технического склада ума у студентов и хорошо развитые умения
выполнять профессиональные действия по избранной специальности. Сюда же можно отнести наличие опыта самостоятельного конструирования технических систем, приобретенного в ходе обучения в вузе, а также наличие хорошего здоровья у студентов, позволяющего реализовать весь потенциал в ходе профессиональной деятельности. Большое значение имеют грамотное использование, полученных в вузе знаний при выполнении профессиональных действий по избранной специальности, стремление эффективно использовать дополнительные средства при конструировании новых технических систем, а также высокая мотивация к техническому творчеству у студентов.
Выявленные показатели готовности студентов технических вузов к профессиональной деятельности позволяют оптимизировать образовательный процесс в интересах успешного решения стоящих перед страной задач.
ВЫВОД. Проведенные исследования показали необходимость систематического использования специальных средств и методов для развития технического склада ума у студентов и формирования у них умений эффективно выполнять профессиональные действия по избранной специальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
3. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. -СПб., 2001. - 287 с.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
5. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
6. Петрова, С.Н. Технология формирования готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности / С. Н. Петрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 59-65.
7. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
8. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 6 (76). - С. 159-164.
9. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
3. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application of game methods of training of spe-
cialists in physical preparation and sport, dissertation, St. Petersburg.
4. Bolotin, A.E. and Bityutskaya, O. V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No.7, pp. 31-36.
5. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
6. Petrova, S. N. (2010), "Technology of formation of readiness of students of technical college for professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 59-65.
7. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
8. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
9. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.12.2015
УДК 796.853.23:612
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ДИСБАЛАНСА У
ДЗЮДОИСТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ ПРОФИЛЕМ
Артем Анатольевич Подлесных, аспирант, Татьяна Константиновна Ким, кандидат педагогических наук, доцент,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва
Аннотация
В статье представлены результаты обследования юных дзюдоистов 12-14 лет с использованием диагностического комплекса ВИПА, опросных методов и визуального анализа состояния опорно-двигательного аппарата. Анализ полученных результатов позволил выявить особенности психофизической организации дзюдоистов и наличие мышечного дисбаланса, как результата выполнения в течение длительного периода технико-тактических действий в удобную и привычную для спортсмена сторону. Вызванная особенностями его психофизической организации двигательная деятельность привела к стойким нарушениям в состоянии опорно-двигательного аппарата, функционированию различных мышечных групп и как следствие снижению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: юные дзюдоисты, латеральный психофизический профиль, мышечный дисбаланс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p160-165
PARTICULAR MANIFESTATIONS OF MUSCLE IMBALANCE OF JUDOKAS WITH VARIOUS MENTAL AND PHYSICAL PROFILES
Artem Anatolevich Podlesny, the post-graduate student, Tatiana Konstantinovna Kim, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Pedagogical State University, Moscow
Annotation
The article presents the results of the survey of young judokas aged 12-14 using the diagnostic complex VIPA, the examinational methods and visual analysis of the condition of the musculoskeletal system. The analysis of the obtained results allowed revealing the features of the mental and physical organization of judokas and the presence of muscle imbalance that is due to the continuous execution of tech-