УДК 342 ББК 67.0
© 2022 г. Никулина Алевтина Викторовна,
адъюнкт Барнаульского юридического института МВД России.
E-mail: alik-112@yandex.ru
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА КАЧЕСТВО ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА
В статье говорится о проблеме качества ведомственного нормотворчества. Для ее решения требуется тщательное изучение нормотворческих факторов с позиции системного подхода. Автором предлагается рассматривать систему факторов через призму влияния прав человека, которые в современных реалиях определяют смысл, содержание и применение не только законов, но и подзаконных актов.
Ключевые слова: правовая система, ведомственное нормотворчество, права человека, факторы, качество, система.
Nikulina Alevtina Viktorovna - Adjunct, the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
FACTORS DETERMINING THE IMPACT OF HUMAN RIGHTS ON THE QUALITY
OF DEPARTMENTAL RULEMAKING
The article deals with the problem of the quality of departmental rule-making. To solve it, a thorough study of rule-making factors from the standpoint of a systematic approach is necessary. The author proposes to consider the system of factors through the prism of the influence of human rights, which in modern realities determine the meaning, content and application of not only laws, but also by-laws.
Keywords: legal system, departmental rule-making, human rights, factors, quality, system.
В современных реалиях одной из главных задач ведомственного нормотворчества, как важнейшего элемента механизма правового регулирования, выступает создание условий для обеспечения прав человека. Для этого необходимо формирование эффективной и стабильной правовой системы Российской Федерации. В основе этой системы лежат многочисленные детерминанты, т. е. факторы, которые обуславливают состояние качества нормотворчества. Их изучение позволяет уяснить не только содержание и назначение правовых норм, но и помогает системно взглянуть на проблему качества ведомственного нормотворчества.
Как известно, вопросы детерминизма связаны с философским учением, сформулированным еще древнегреческими философами, суть которого сводится к проблеме естественной причинной обусловленности всех явлений объективного мира, их взаимосвязи и взаимозависимости. К настоящему моменту накопился богатый методологический материал относительно причинности и других типов детерминационного воздействия [1].
Кроме того, теоретиками права доказано, что число вовлеченных во взаимодействие факторов нормотворчества изменчиво, и в тех или иных условиях их количество зависит, прежде всего, от специфики сферы подлежащих регламентации общественных отношений.
Не вызывает сомнения системность этих факторов, поскольку для «нормотворца» важно не только выявление всей совокупности детерминант, но и определение силы их влияния во взаимодействии с другими факторами.
Сила фактора может быть обусловлена как объективными причинами существующей действительности, так и степенью активности участников процесса нормотворчества -носителей соответствующих интересов [2].
Несмотря на множество исследований в обозначенной области проблема качества ведомственных нормативных правовых актов продолжает оставаться актуальной. В связи с этим стоит рассмотреть факторы, обусловливающие качество ведомственного нормотворчества, через призму прав человека.
Идея прав человека отражена в Конституции Российской Федерации, которая закрепила норму о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и государство обязано признавать, соблюдать и защищать их. Следовательно, создавая нормативный правовой акт, каждый субъект ведомственного нормотворчества должен исходить из априорности этого положения.
Таким образом, права человека представляются фактором, ограничивающим сферы нормативного регулирования, поскольку они
определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления [3].
Права человека выступают в качестве тех социально-правовых явлений, которые находятся вне нормотворчества как такового, но детерминируют его. При этом нормотворчество призвано оказывать обратное воздействие на права человека посредством создания механизмов для их реализации. Именно поэтому при рассмотрении факторов, обусловливающих повышение качества ведомственного нормотворчества, в контексте прав человека необходимо использование системного подхода.
В зависимости от степени их влияния предлагаем выделить внешние и внутренние факторы.
Под внешними факторами следует понимать формы проявления влияния тех или иных аспектов современных жизненных реалий, которые обусловливают возникновение проблемной правовой ситуации (в качестве таковой выступает потребность в обеспечении прав человека).
Внутренние факторы связаны с уровнем правового мировоззрения каждого члена нашего общества.
Внешние факторы формируются в результате развития или исчезновения природных и социальных условий жизни общества. В последующем они проходят стадию преломления и конкретизации этих условий в индивидуальных и коллективных юридически значимых интересах [4].
Стоит отметить, что внешние факторы оказывают влияние в целом на правотворчество, а поскольку ведомственное нормотворчество носит подзаконный характер, это влияние может оказываться как прямо, так и опосредованно в контексте системы действующего законодательства.
В свою очередь эффективность функционирования всей системы законодательства определяется не только качеством и своевременностью принятия закона, но и гарантиро-ванностью его реализации, а следовательно, созданием действенной системы подзаконных актов [5]. Таким образом, можно говорить о сложных процессах взаимосвязи и взаимовлияния, системной детерминации обозначенных выше правовых явлений.
Внешние факторы формируются посредством развития и исчезновения природных и социальных условий жизни общества. С этой точки зрения стоит рассматривать право человека как самостоятельное социально-правовое явление. Оно развивается и выступает причиной и
одновременно результатом действия экономических, политических и иных факторов, возникнув первоначально в качестве естественного [6].
Природные факторы представляются в качестве «непроходящей» силы, безусловным образом воздействующей на правовое регулирование [7]. Поскольку сущность права обусловлена природой человека, его потребностью в свободе, которая выражается в праве самостоятельно принимать решения и выбирать, право не может быть навязано никем извне, включая государство, которое должно лишь создавать условия, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав.
Развитие идеи прав человека происходит на интеллектуальном, эмоциональном и волевом уровнях человеческой личности на основе глубокого и всестороннего отражения объективной действительности. Распространение этой идеи влечет за собой переход ее элементов из сферы индивидуального в сферу коллективного сознания, посредством развития которого происходит их отражение на воле компетентных должностных лиц, непосредственно участвующих в нормотворческой деятельности [4]. Следовательно, внешние факторы обусловлены внутренними и выступают их необходимым логическим продолжением.
Итак, трансформация идеи прав человека из сферы естественных воззрений в сферу государственно-правового регулирования в контексте ведомственного нормотворчества происходит посредством внутренних факторов.
В отличие от внешних факторов, отражающих природные и социально-экономические условия жизни общества, влияние внутренних факторов зависит от действий тех или иных участников правоотношений, урегулированных нормами ведомственных нормативных правовых актов. В связи с этим в числе внутренних предлагаем выделять идейно-установочный и социокультурный факторы.
Под идейно-установочным фактором следует понимать формы проявления влияния тех или иных аспектов правового мировоззрения членов общества относительно прав человека, их места в системе социально-правовых явлений. Влияние идейно-установочного фактора происходит в результате осознания каждым человеком потребности в свободе выбора и деятельности, в справедливых взаимоотношениях с другими членами социума, а, следовательно, в необходимости правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
Идейно-установочный фактор служит своеобразной платформой для выявления и
осознания членами общества связи между существующими на данный момент времени правовыми нормами и степенью их полезности для удовлетворения человеком своих потребностей, что позволяет им судить о качестве нормотворчества в целом.
Социокультурный фактор отражает особенности культурного развития и образовательного уровня членов общества, включая должностных лиц, занимающихся нормо-творческой деятельностью, их правовую осведомленность и компетентность. Влияние социокультурного фактора хорошо прослеживается в контексте обеспечения права на образование, закрепленного в ст. 43 Конституции Российской Федерации. В системе прав и свобод важное место отводится праву каждого человека на образование.
Возможность получения образования предопределяет исключительную значимость для развития интеллектуального и кадрового потенциала государства, что создает благоприятные условия и перспективы для субъектов нормотворческой деятельности, поскольку созданием норм права должны заниматься компетентные люди. Несомненно, отсутствие компетентности и непрофессионализм «нор-модателя» негативно сказываются на качестве результата его деятельности.
Кроме того, в структуре социокультурного фактора особую значимость имеет правовая информированность граждан, которая непосредственно связана с правом на информацию. Не будет преувеличением утверждение, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства.
Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод. Только при условии его соблюдения можно говорить
Литература
1. Беспрозванный Д.Б. Типы детерминации правовых предписаний // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3.
2. Поленина С.В. Правовая политика - генерализующий фактор правотворчества // Государство и право. 2011. № 1.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законом РФ от 14.03. 2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета.
о фактической реализации личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод.
Кроме того, внутренние факторы можно подразделять на оказывающие влияние на процедуру подготовки и принятия ведомственного нормативного правового акта и факторы, действующие в процессе его практического применения.
Резюмируя вышесказанное, подведем некоторые итоги. В условиях повышения значимости прав человека и постоянно усложняющихся общественных отношений вопросы качества ведомственного нормотворчества приобретают все большую актуальность.
Однако субъекты нормотворческой деятельности вместо изучения вопроса, почему та или иная ведомственная норма права неэффективна, как правило, принимают новую норму, тем самым обозначая тенденцию к необоснованному расширению сферы правового регулирования. Подобный подход не решает проблемы качества ведомственного нормотворчества, а скорее усугубляет ее.
Логично предположить, что вопрос о факторах нормотворчества требует перманентного исследования с позиции системного подхода. Современные общественные отношения отличаются сложностью и динамичностью, что заставляет научное сообщество двигаться дальше в поиске детерминант и последующего их более глубокого изучения.
При этом в сложившихся условиях нельзя игнорировать права человека, поскольку они выступают в качестве тех социально-правовых явлений, которые находятся вне ведомственного нормотворчества как такового, но детерминируют его. Именно поэтому всю систему факторов нормотворчества необходимо рассматривать через призму влияния прав человека, придерживаясь рационального соотношения внешних и внутренних факторов.
Вibliography
1. Besprozvanny D.B. Types of determination of legal prescriptions // Gaps in Russian legislation. 2011. №. 3.
2. Polenina S.V. Legal policy is a generalized factor lawmaking // State and law. 2011. №. 1.
3. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote 12.12.1993 (taking into account the amendments introduced by the law of the Russian Federation of March 14, 2020, № 1-FCL) // Russian newspaper. Collection of
Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
4. Трофимов В.В. О факторах правообра-зовательного процесса // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4.
5. Червяков Н.Н. Проблемы совершенствования ведомственного нормотворчества: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
6. Шафиров В.М. Объективные и субъективные факторы правотворчества // Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: сб. научных трудов научно-практ. конф. / отв. ред. В.М. Сырых, М.А. Занина. М., 2010.
7. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / под ред. Д.А. Кери-мова. М., 1974.
legislation of the Russian Federation. 2020. №. 11. Art. 1416.
4. Trofimov V.V. On the factors of the legal education process // Actual problems of Russian law. 2008. №. 4.
5. Chervyakov N.N. Problems of improving departmental rule-making: auth. abstr. diss. ... cand. of Law. Moscow, 2000.
6. Shafirov V.M. Objective and subjective factors of lawmaking // Lawmaking in the Russian Federation: problems of theory and practice: Sat. scientific papers scientific and practical. conf. / resp. ed. V.M. Syrykh, M.A. Zanina. Moscow, 2010.
7. Nashits A. Lawmaking. Theory and legislative technique / edited by D.A. Kerimov. Moscow, 1974.