УДК: 340.1
DOI: 10.24411/2312-3184-2020-10076
Алексеева Лилия Алексеевна
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова кандидат юридических наук [email protected]
Майорова Светлана Анатольевна
доцент кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
кандидат юридических наук [email protected]
Alekseeva Lilia Alekseevna
Associate Professor of the Department
of State and Legal Disciplines,
Lukyanov Orel Law Institute
of the Ministry of the Internal Affairs of
the Russian Federation
Candidate of Law
Mayorova Svetlana Anatolyevna
Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines. Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation Candidate of Law [email protected]
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Введение: статья посвящена правотворческой деятельности органов внутренних дел. Анализ существующих точек зрения позволил авторам сформулировать выводы о специфических особенностях правотворческой деятельности, осуществляемой органами государственной власти вообще, и органами внутренних дел в частности. Авторы также раскрыли юридическую природу источников правотворческих полномочий, выделили принципы правотворческой деятельности, раскрыли ее формы.
Материалы и методы: методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, формально-юридический метод, нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, указы Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственные акты МВД России.
Результаты исследования: авторы пришли к выводу, что нормотворческая деятельность ОВД осуществляется по двум основным направлениям, первое из которых заключается в издании нормативных актов ведомственного характера в пределах установленной компетенции, а второе - в разработке и принятии нормативных актов других государственных органов и федеральных органов исполнительной власти.
Выводы и заключения: выделены специфические особенности правотворчества, осуществляемого правоохранительными органами, которые определяются особым правовым статусом органов внутренних дел, специфическими особенностями нормотворческого субъекта, объемом его нормотворческих полномочий, а также юридической природой издаваемых ведомственных актов.
Ключевые слова: правотворческая деятельность, правообразование, органы внутренних дел, нормативные акты.
LAWMAKING ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Introduction: the article is devoted to the lawmaking activities of internal affairs bodies. The analysis of existing points of view allowed the authors to formulate conclusions about the specific features of lawmaking activities carried out by state authorities in general and internal affairs bodies in particular. Also in this article, the authors revealed the legal nature of the sources of law-creative powers, highlighted the principles of law-making activities, and revealed the forms of law-making activities of internal affairs bodies.
Materials and Methods: the methodological basis of the study was the universal dialectic method of cognition, scientific methods of analysis and synthesis, formal legal method, legal basis of the research was the Constitution of the Russian Federation, federal laws, decrees of the President and the Government of the Russian Federation, departmental acts of the MIA of Russia.
Results of the Study: based on the research, the authors concluded that the law-making activities of the internal affairs bodies are carried out in two main directions, the first of which is to issue normative acts of a departmental nature within the established competence, and the second - in the development and adoption of normative acts of other state bodies and federal executive authorities.
Findings and Conclusions: the authors highlighted the specific features of law-making undertaken by law enforcement agencies, which are determined by the special legal status of internal affairs bodies, the specific features of the normative subject, the extent of its rule-making powers and legal nature issued by departmental acts.
Keywords: lawmaking activity, legal education, internal affairs bodies, normative
acts.
Вся осуществляемая государством деятельность требует постоянного совершенствования для того, чтобы отвечать требованиям, предъявляемым к современному государству. Одним из видов такой деятельности является правотворчество как неотъемлемый элемент правообразования. В свою очередь правообразование обеспечивает общественное руководство всем государством, что не может не говорить об актуальности исследования процесса.
Данное правовое явление находит свое отражение во всех сферах государственной жизнедеятельности, имеет отношение ко всем ветвям государственной власти, что обусловлено реформированием современной национальной правовой системы. В настоящее время идет процесс демократизации РФ, придания ей на практике статуса правового государства, а также цивилизации рыночной экономики. Всему этому способствует эффективно функционирующая законодательная основа. В свою очередь правотворческая деятельность направлена на формирование стабильной и качественной законодательной базы. По своей природе законодательство выступает необходимым и наиболее эффективным средством, при помощи которого государство осуществляет руководство над всеми сферами общественной жизнедеятельности граждан [13].
Актуальные, полные и точные законодательные решения способствуют эффективному развитию рыночных отношений, общественной жизнедеятельности, а также политической сферы государства. От уровня развитости правотворчества в государстве зависит его признание на международной арене, оценка степени его демократичности, цивилизованности, культурного развития населения. На протяжении всего времени общество нуждалось в эффективных и точных правовых решениях, а также в осуществлении государством такой деятельности, с помощью которой бы создавались и были бы общепризнанными нормы права, предписывающие гражданам линию должного и дозволенного поведения.
/-Ч с» с»
С помощью такой правовой категории, как право, политика, осуществляемая государством, имеет нормативный характер. Отсутствие же регламентации на должном уровне способствует ослаблению государства.
Современная Россия находится на таком этапе развития общественной жизнедеятельности, на котором правовые основы совершенствуются в направлении их демократизации. В этой связи роли права придается одно из самых важных значений в организации государства [4].
Если рассматривать правотворчество как право уполномоченного органа на издание нормативных актов, то интересным представляется вопрос относительно рамок дозволенного поведения. Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что полномочие правотворческих органов по изданию нормативных актов может плавно «перетекать» в их обязанность по изданию конкретного правового акта [6].
Правотворчество отличается от чисто научной, конструкторской деятельности ввиду участия в нем правотворческого органа. На процесс формирования законодательных предложений и на процесс создания правовых норм влияет ряд личностных качеств тех лиц, которые получают право осуществлять законотворческую деятельность [9]. На правотворчество влияет их компетентность в вопросах, подлежащих правовому регулированию, общая и юридическая грамотность, владение средствами юридической техники и, конечно, их политическая ориентация.
В свою очередь процедура по изданию нормативных актов сама по себе урегулирована нормами права и непосредственно связана с их реализацией в процессе различных правоотношений [7, с. 26]. Таким образом осуществляется правовое ре- ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —
гулирование, в рамках которого находят свое отражение все присущие ему элементы: юридические нормы, правоотношения, акты реализации соответствующих прав и обязанностей [5].
Правотворческая деятельность подразделяется по различным основаниям на определенные виды. К числу оснований, как правило, относят субъектов, осуществляющих такую деятельность и форму нормативных актов, издаваемых по окончании деятельности.
Исходя из характеристики субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность, можно сказать, что она подразделяется на следующие виды:
- непосредственное принятие нормативных актов уполномоченными государственными органами;
- народом (путем референдума);
- принятие соглашений, в которых содержатся правовые нормы (уполномоченными органами власти и соответствующими общественными объединениями).
Стоит отметить, что правотворчество чаще всего осуществляется органами государственной власти. Уполномоченными на осуществление такой деятельности являются обе палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Президент РФ, а также министерства и службы. Относительно регионального уровня органами, уполномоченными на правотворческую деятельность, являются законодательные органы соответствующего субъекта, а применительно к органам местного самоуправления - районные, городские и сельские.
Полномочие на осуществление правотворческой деятельности определяется Конституцией РФ, уставами или конституциями субъектов РФ, а также иными законодательными актами, устанавливающими правовую основу организации деятельности государственных органов, служб и министерств.
Формой правотворческой деятельности Президента РФ, осуществляемой в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, является указ, который по своей природе может быть нормативного и оперативного характера. Правительство РФ уполномочено решать вопросы, не находящиеся в ведении парламента или президента. Нормативная форма актов Правительства выражается в виде постановлений, а оперативного характера - в виде распоряжений.
Министерства, службы и агентства занимают одно из центральных мест в государственном управлении, их полномочия на осуществление правотворческой деятельности закреплены в федеральных законах, указах Президента РФ. Процедура осуществления такой деятельности федеральных органов исполнительной власти закреплена в ведомственных нормативных актах. Результаты правотворческой деятельности вышеуказанных субъектов выражаются в издании таких нормативных актов, как наставления, инструкции, приказы и т.п.
Специфическим видом правотворческой деятельности являются акты администраций учреждений и предприятий. Они уполномочены издавать внутренние, локальные нормативные акты, устанавливающие внутренний распорядок деятельности на соответствующем предприятии и учреждении.
Второй разновидностью правотворческой деятельности относительно ее субъектов является народовластие, выражающееся в референдуме. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ принятое в ходе референдума решение в форме нормативного акта является общеобязательным для исполнения на всей территории РФ и не требует дополнительного обсуждения. Его изменение или отмена возможна на таком же референдуме.
Практика проводимых в РФ и зарубежных референдумов показывает, что их основным достоинством является ограниченная альтернатива принятых решений. На предмет обсуждения у участника референдума имеется возможность ответить только «да» или «нет». Он не имеет возможности предложить другое оптимальное решение или обусловить его каким-либо образом [8].
К недостаткам такой разновидности правотворчества следует отнести низкую достоверность изложенной участниками референдума позиции. Высокой она является в случаях, когда предметом обсуждения выступает конкретный политический вопрос (например, полного исключения смертной казни, как разновидности уголовного наказания). Низкая достоверность принятых решений наблюдается в случаях, когда предметом обсуждения выступают абстрактные политические вопросы организационного характера (например, считаете ли вы обоснованной компетенцию вышеназванного государственного органа). Исходя из анализа, проведенного за рубежом социологического исследования, посвященного достоверности принятых на референдуме решений, можно сделать вывод о том, что высокая активность граждан проявляется, когда предметом референдума выступает вопрос, который затрагивает личность гражданина или предполагает получение какой-либо выгоды.
По нашему мнению, чтобы выявить, например, законодателю истинное мнение народа, нужно проводить референдум с всенародным обсуждением. Это положение нашло свое отражение в законодательстве. Так, например, за 45 дней до референдума предоставляется для всенародного обсуждения текст законопроекта.
И, наконец, третьей разновидностью правотворческой деятельности является заключение, содержащее нормы права соглашений. Классическим примером являются коллективные договоры, заключаемые в целях регулирования трудовых или профессиональных отношений на каких-либо предприятиях или учреждениях.
Итак, под правотворчеством признается специфическая деятельность уполномоченных на то государственных органов совместно с институтами гражданского общества, заключающаяся в установлении, изменении и отмене юридических норм. В свою очередь, правообразование понятие достаточно широкое, так как охватывает все существующие в юридической науке формы и средства, с помощью которых возникает, развивается и изменяется право. Правотворчество только конечный результат, который необходим для установления норм права.
Правотворчество характеризуется тем, что осуществляется на основе предусмотренных законом принципов, под которыми понимаются основополагающие и базовые идеи, обеспечивающие общность и единообразие проводимой деятельности. Признание воли народа на законодательном уровне, обязательные для всех
правила поведения по своей природе выступают правовыми нормами, которые соси __т-ч и
тавляют содержание правотворческой деятельности. В юридической науке под принципами понимают руководящие начала, базовые идеи, которыми специально уполномоченные лица руководствуются в своей деятельности. Сущность исследуемых принципов заключается прежде всего в том, что их содержание отображается в деятельности специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих организацию, подготовку и издание нормативно-правовых актов.
Правотворчество, являясь специфическим видом деятельности, характеризуется наличием определенных принципов, к основополагающим из которых юридическая наука относит принцип демократизма, заключающийся в значимости роли народа в осуществлении правотворческой деятельности специально уполномоченных государственных органов. Правотворческая деятельность характеризуется тем, что ее основу составляет учет общественного мнения, актуальных потребностей и воли народа. Таким образом, наличие эффективных и развитых демократических институтов в стране позволяет всесторонне руководить всеми сферами процесса общественной жизнедеятельности. Существование институтов, выражающих волю и интересы народа, законодательно закреплено. Исходя из этого, существует некая зависимость, выражающаяся в том, что от эффективности и активности участия народа в правотворческой деятельности государства напрямую зависит полнота и всесторонность отражения его потребностей и интересов.
Реализация принципа демократизма в ходе осуществления правотворческой деятельности выражается также в том, что интересы народа представляют определенные лица, задачей которых как раз и является представление интересов конкретных слоев населения [10].
Наиболее важное значение для правотворческой деятельности имеет принцип законности, так как именно он обеспечивает соблюдение демократизма и единого руководства в ходе законодательного закрепления воли народа [11].
Правотворчеству присущи и собственные, специальные принципы, которые позволяют в полной мере выявить волю народа и выразить ее в форме определенного нормативно-правового акта. К разряду таких принципов, прежде всего, следует отнести научную обоснованность исследуемой деятельности. Равенство между научными положениями и политической деятельностью, обоснованность принятия нормативно-правового акта и использование современных достижений науки и техники - не только основа правотворчества, но и всей государственной деятельности в целом.
Правильность и обоснованность принятия акта оценивается актуальностью и всесторонностью выражения воли народа, степенью использования научных и технических достижений, использованием официальных статистических данных и фактом учета предусмотренных перспектив и последствий его издания. Использование достижений науки и техники при правотворческой деятельности способствует эффективности действия права в целом, его организации и значимости для реализации воспитательной функции [12].
Для того, чтобы произвести анализ специфических особенностей, присущих правотворческой деятельности ОВД, необходимо определиться с самим понятием нормотворческой деятельности ОВД. Правотворческая деятельность ОВД - деятельность, в ходе которой создаются нормы права, направленные на регулирование внутриведомственных правоотношений, связанная с участием в разработке нормативных актов других государственных органов и федеральных органов исполнительной власти.
Правотворческая функция в ОВД осуществляется исходя из существующих потребностей в ведомственно-управленческом порядке. Главной задачей правотворчества ОВД является конкретизации установленных на уровне федерального законодательства правовых основ. Правотворческая деятельность ОВД проявляется в следующих формах.
Во-первых, в совместной деятельности с другими государственными органами:
- в разработке ведомственных нормативных правовых актов;
- в рецензировании уже подготовленных проектов нормативных актов;
- в осуществлении экспертной оценки конкретных положений законопроектов;
- в подготовке обоснованных предложений по совершенствованию изменения нормы прав.
Во-вторых, непосредственное правотворчество в ОВД:
- деятельность, направленная на подготовку и принятие письменных юридических документов (приказы, инструкции, наставления по организации деятельности конкретного подразделения ОВД, директивы, уставы и т.д.).
Особенности правотворческой деятельности органов внутренних дел России проявляются в ряде специфических аспектов, обусловленных их особым правовым статусом, субъектным составом, характером нормотворческих полномочий и юридической природой принимаемых актов.
Органы внутренних дел выступают в качестве составной части государственного аппарата, что оказывает непосредственное влияние на объем их полномочий в целом, и правотворческих полномочий в частности. Выступая одним из составляющих элементов государственного аппарата, органы внутренних дел занимают определенное место в структуре властных органов, обладают нормативно-
и и и и 1
закрепленной структурой и компетенцией, а объем их полномочий, формы и методы работы также имеют свое нормативное закрепление.
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» устанавливает общие требования к правотворческому процессу, осуществляемому во всех органах государственной власти.
Министерство внутренних дел Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внут-
ренних дел, основы правового статуса его закреплены в Указе Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699.
Положение о МВД России в качестве основной задачи закрепляет нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел. Для реализации этой задачи МВД наделяется специфическими полномочиями. Так, п. 11 Положения предусмотрено, что МВД разрабатывает и представляет Президенту и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом законодательного регулирования.
На территориальные органы внутренних дел напрямую не возлагается задач, связанных с нормативно-правовым регулированием, однако они обладают полномочиями участвовать в разработке законов субъекта Российской Федерации в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в разработке и реализации региональных и межрегиональных программ в этой области.
Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России регламентированы приказом от 27 июня 2003 г. № 484, который стандартизирует требования, предъявляемые к нормативным актам МВД России, а также содержит запрет на издание актов управления, содержащих правовые нормы в виде распоряжений, писем, телеграмм, телефонограмм, указаний, протоколов, актов, заключений, планов и других служебных документов. Приказ предоставляет право на издание нормативных актов министру внутренних дел или лицу, исполняющему его обязанности, предметно ограничивая их вопросами, относящимися к компетенции МВД. Нормотворческие полномочия имеют также заместители министра, руководители подразделений МВД России, но в случаях, прямо предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ведомственные акты характеризуются рядом специфических признаков:
- по своей природе нормативный акт ведомственного характера - это акт исполнительного органа власти, наделенного в соответствующем порядке специальной компетенцией;
- он относится к подзаконному акту, так как принимается на основании и в соответствии с указами Президента РФ, федеральными законами;
- имеет ограниченный характер, распространяет свое влияние на ограниченный круг субъектов;
- обязательность его исполнения адресована определенному кругу правоотношений;
- содержит правовые нормы, а также оперативные меры индивидуального характера.
Процедура издания ведомственных нормативных актов регулируется Приказом МВД России от 17.10.2013 № 850, где пунктом 109 установлено, что ведомственные нормативные правовые акты издаются в форме приказов или в ином ви-
де, но при условии соблюдения установленных правил подготовки нормативных правовых актов ФОИВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009.
Порядок заключается в том, что конкретное подразделение определяют в качестве головного исполнителя, в полномочия по разработке проекта нормативного акта входит привлечение специалистов научных и иных организаций. Подготовленный проект нормативного акта проходит общественное обсуждение. До вступления в законную силу проект нормативного акта в обязательном порядке подлежит согласованию с Договорно-правовым департаментом МВД России.
Если нормативный акт связан с правами и свободами человека и гражданина, то он проходит антикоррупционную экспертизу.
Подписывает нормативные акты руководитель, применительно к МВД России их подписывает министр, а его заместители издают приказы и распоряжения, не содержащие нормативных предписаний по направлениям деятельности, которые они курируют.
Нормативные акты по своей юридической природе являются основополагающим элементом, оказывающим влияние на организацию деятельности ОВД в соответствии с возложенными задачами и обязанностями, а также осуществляют правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе деятельности ОВД. Исходя из того, что ведомственные нормативные акты являются подзаконными, можно сделать вывод, что сфера их применения ограничена конкретным направлением или реализацией отдельной функции, возложенной на ОВД. Отсюда ведомственный акт всегда узко направлен, что определяется компетенцией органа, издавшего его.
Таким образом, правотворчеством признается специфическая деятельность уполномоченных на то государственных органов совместно с институтами гражданского общества, заключающаяся в установлении, изменении и отмене юридических норм. В свою очередь, правообразование понятие достаточно широкое, так как охватывает все существующие в юридической науке формы и средства, с помощью которых возникает, развивается и изменяется право. Правотворчество - конечный результат, который необходим только для установления норм права. Когда возникают общественные отношения, требующие правового регулирования, есть одно лишь правообразование. Когда возникает осознание необходимости в регулировании конкретной сферы общественных отношений, появляется правосознание, а правотворчества пока нет. Нормотворческая деятельность ОВД осуществляется по двум основным направлениям, первое из которых заключается в издании нормативных актов ведомственного характера в пределах установленной компетенции, а второе - в разработке и принятии нормативных актов других государственных органов и федеральных органов исполнительной власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внут-
ренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 дек. 2016 г. № 699 // СЗ РФ. - 2016. - № 52. - С. 7614.
2. Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства РФ от 13 авг.1997 г. № 1009 // Рос. газ. - 1997. -№ 161. - 21 авг.
3. Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел РФ приказ МВД России от 17 окт. 2013 г. № 850 // Рос. газ. - 2013. - № 262. - 21 нояб.
4. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. -2015. - № 2. - С. 14-22.
5. Гамбаров Ю.С. Право в его основных моментах // Правоведение. - 2006. -№ 4-5. - С. 103-104.
6. Гулягин А.Ю. Некоторые аспекты развития правотворчества в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. - 2014. - № 1. - С. 6-18.
7. Керимов Д.А. Законодательная деятельность советского государства. - М., 1955. - 135 с.
8. Иванец Г.И. Правообразование (понятие, природа объективного и субъективного) // Право и политика. - 2013. - № 8. - С. 4-7.
9. Миниахметов Р.Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории практики // Право и политика. - 2015. -№ 8. - С. 140-144.
10. Синюков С.В. К вопросу об участии граждан в правотворчестве // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России: материалы междунар. конституционного форума (10 дек. 2014, г. Саратов). - Вып. 2. - Саратов: Саратовский источник, 2014. - с. 33-38.
11. Храмцова Н. Г. Принципы правотворчества в правовом дискурсе // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-pravotvorchestva-v-pravovom-diskurse (дата обращения 06.06.2019).
12. Чигидин Б. В. К вопросу о понятии юридической техники // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2014. -№ 5-6.
13. Юртаева Е. А. Закон о нормативно-правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. - 2014. - № 5. - С. 12-22.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. The decree of the President of the Russian Federation from December 21, 2016 No. 699 "On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and Standard Regulations on territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation, - 2016. - № 52. - P. 7614.
2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 13.08.1997 №. 1009 "On approving the rules for preparing normative legal acts of federal executive authorities and their state registration" // Rossiyskaya Gazeta. - 1997. - № 161. - 21 august.
3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from 17.10.2013 №850 "On approval of the Regulations of The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. - 2013. - № 262.
4. Abramova, A. I. Modern legislative process of the Russian Federation: stages and problems of their improvement // Journal of Russian Law. - 2015. - № 2. P. 14-22.
5. Gambarov Y. S. The Right in its main aspects // Jurisprudence. - 2006. -№ 4-5. - P. 103-104.
6. Gulyagin A. Yu. Some aspects of the development of lawmaking in modern Russia // Legal Policy and Legal Life. - 2014. - № 1. - P. 6-18.
7. Kerimov D. A. Legislative activity of the Soviet state. - Moscow, 1955. - 135 p.
8. Ivanets G. I. Law Education (concept, nature of objective and subjective) // Law and Politics. - 2013. - №. 8. - P. 4-7.
9. Miniakhmetov R. G. Law-making and law enforcement activities in the Russian Federation: issues of theory and practice // Law and Politics. - 2015. - № 8. -P. 140-144.
10. Sinyukov S. V. On the issue of participation of citizens in law-making // Participation of citizens in the management of state affairs: problems of legal regulation and realization in the conditions of modernization of Russia: materials of International Constitutional Forum (10 Dec. 2014, Saratov). Issue 2: Collection of scientific articles. - Saratov: Publishing house «Saratov source», 2014. - P. 33-38.
11. Khramtsova N. G. Principles of law-making in legal discourse // Gaps in Russian Legislation. - 2016. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7printsipy-pravotvorchestva-v-pravovom-diskurse (date accessed 06.06.2019).
12. Chigidin B. V. Legal thechnique: to the question of the concept// Representative power-XXI century: legislation, comments, problems. - 2014. - № 5-6.
13. Yurtayeva, E. A. Law on normative legal acts and practice of Russian law-making // Journal of Russian Law. - 2014. - № 5. - P. 12-22.