Научная статья на тему 'Факторы обновления модели управления организацией дополнительного профессионального образования'

Факторы обновления модели управления организацией дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / непрерывное образование / корпоративная структура / диверсификация образования / модель управления. / additional professional education / education through the life / corporate structure / diversification of education / management model.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Гордеев

Статья посвящена актуальной проблеме реформирования системы дополнительного профессионального образования. В статье предлагается обзор основных подходов к анализу ДПО и подчеркивается недостаточная динамика и инерционный характер обновления системы. Автор на примере корпоративной организационной структуры Технической академии показывает усложнение задач и функций системы ДПО, диверсификацию направлений деятельности и подчеркивает важность инновационных подходов к управлению учреждением ДПО в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. А. Гордеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF IMPROVING THE MANAGEMENT MODEL OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the actual problem of reforming the system of additional professional education. The article suggests an overview of the main approaches to the analysis of DPO & emphasizes the insufficient dynamics & inertial nature of the system update. The author shows the example of the corporate organizational structure of the Technical Academy & shows the complexity of the tasks & functions of the DPO system, the diversification of activities & stresses the importance of innovation approaches to managing the institution of education system through the life.

Текст научной работы на тему «Факторы обновления модели управления организацией дополнительного профессионального образования»

ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 2

М.А. Гордеев, директор по правовым вопросам , аспирант *АНО ДПО «Техническая академия Росатома»

Институт развития дополнительного профессионального образования ^Россия, г. Обнинск) 2(Россия, г. Москва)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n519

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме реформирования системы дополнительного профессионального образования. В статье предлагается обзор основных подходов к анализу ДПО и подчеркивается недостаточная динамика и инерционный характер обновления системы. Автор на примере корпоративной организационной структуры Технической академии показывает усложнение задач и функций системы ДПО, диверсификацию направлений деятельности и подчеркивает важность инновационных подходов к управлению учреждением ДПО в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, корпоративная структура, диверсификация образования, модель управления.

Национальная цель научно-

технологического и социально-экономического прорыва России, выдвинутая Указом Президента РФ от 07.05.2018 г., предусматривает решение ряда стратегических задач по всем направлениям развития страны, в том числе и в области профессионального образования [1]. Согласно Указу, вопросы модернизации профессионального образования сопряжены с внедрением практико-ориентированных, гибких образовательных программ, непрерывным процессом обновления профессиональных знаний и профессиональных навыков, формированием компетенций, отвечающих динамике цифровой экономики, включением механизмов профессиональных конкурсных отборов, что в совокупности отражает логику масштабного обновления отечественной системы ДПО.

Совершенствование нормативно-

правовой базы организации ДПО создало благоприятные условия для расширения деятельности образовательных учреждений с предложением дополнительных профессиональных программ. Ключевые изменения в законодательных актах последних лет, систематизированные в журнале Союза профессионального сообщества ДПО, позволили обогатить формы и ти-

пы образовательных структур, разнообразить методические средства. Предоставление больших полномочий и самостоятельности в организации работы и переход к общественно-профессиональной аккредитации деятельности учреждений ДПО содействовали привлечению внимания специалистов, как со стороны академической науки, так и практиков, к изучению проблем и противоречий развития ДПО в стране.

В разнообразных публикациях система ДПО рассматривается авторами с разных сторон (Аниськина Н.Н., Лебедева Н.Н., Равочкин Н.Н., Кузьменко Н.И., Медведева М.К., Котлярова И.О., Стебеняева Т.В. и др.):

- как звено системы непрерывного образования для самореализации и развития личности;

- как средство профессиональной мобильности и занятости населения, профессиональной ориентации;

- как средство реализации карьеры достижением общей культуры и профессиональной компетентности;

- как условие инновационного развития внедрением новых идей, проектов, технологий в практику работы учреждений и организаций;

- как сфера образовательного бизнеса, источник финансовой стабильности и рентабельности;

- как направление инвестиционных потоков в развитие персонала, соединение исходных ресурсов и воздействие на человеческие ресурсы в конкретных обстоятельствах;

- как функция «плацдарма» между направлением подготовки и конкретной вакансией, актуализацией знаний, адаптированных к рыночным условиям.

Итоги реформирования системы дополнительного профессионального образования, представленные в материалах тематического Бюллетеня аналитического центра при Правительстве РФ, позволяют предположить, что разнонаправленность подходов исследователей можно объяснить отсутствием стратегической модели непрерывного образования и недооценкой особого предназначения системы ДПО, как ключевого элемента системы непрерывного образования [2]. Большинство публикаций отражают консервативный взгляд на ДПО в контексте реализации запросов рынка труда и технологических инноваций в виде расширения предложения спектра дополнительных профессиональных программ. Однако, конкурентные преимущества, созданные от масштабов предложения образовательных услуг, не обеспечивают динамичных темпов наращивания потенциала и кардинальных изменений системы ДПО, то есть инерционность самой системы не ориентирует на прорывной характер достижения цели модернизации экономики и общества. По данным статистики, доля охвата населения ДПО выросла (20%) и имеет устойчивую тенденцию к росту, однако, существенно уступает показателям развитых стран ЕС в 2 раза и ОЭСР в 2,5 раза (40,2% и 52% соответственно) [3].

Задачи системы ДПО усложняются и функция своевременного отклика на запросы работодателя в виде образовательных программ с учетом новых квалификационных требований, навыков и профессиональных компетенций дополняется качественно новыми видами деятельности. Мониторинг последствий технологических

сдвигов и изменений содержания работы внедрением инноваций для системы ДПО сопряжен с прогнозированием организационных и методических средств адаптации работника к новым условиям цифровой экономики и формирования позитивного взгляда на общемировой тренд высокой производительности труда, разработкой и внедрением инноваций. В данном контексте диверсификация деятельности организаций ДПО предполагает:

- переориентацию работника на развитие индивидуальных профессиональных траекторий, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций готовности к инновациям, способности самообучения, принятию самостоятельных оперативных решений;

- понимание работником профессионального будущего в условиях эдхократи-ческих, партисипативных и иных инновационных организационных структур, которые не предусматривают жесткие регламенты действий, а ориентируют на профессиональное креативное мышление и поведение;

- акцентированное внимание работника к формированию социальных качеств, убеждений, эмоционального интеллекта, приоритетных в условиях формирования экосреды и смарт-сообщества;

- овладение способами поддержки профессионального мастерства в динамичном информационном потоке, нелинейности и гибкости развития производственной и социальной сфер, стремительного устаревания знаний, инфляции кадровых ресурсов, предупреждения «полураспада компетентности»;

- освоение практик работы на удаленном доступе;

- обеспечение сокращения разрыва между сформированными компетенциями по исполнению рутинных функций и узких технических навыков эксплуатации оборудования и контроля, программирования и навыками, востребованными инновационной экономикой.

Вызовы новой промышленной революции в преддверии шестой длинной волны, нарастание скорости преобразований, нелинейный вероятностный характер эконо-

мических трансформаций обусловливают разработку инновационных подходов к управлению ДПО в системе непрерывного образования. Мониторинг преобразований в системе ДПО доказывает, что «существует острая необходимость формирования новых механизмов управления системой дополнительного профессионального образования» [4]. Специалисты указывают на необходимость повышения гибкости и адаптивности системы, привлечения негосударственных ресурсов, более платную координацию с государственными национальными проектами и госпрограммами, которыми предусматривается масштабное отраслевое развитие и переход к новым технологиям. Введение в действие профессиональных стандартов требует их гармонизации с образовательными программами, вариативности профессионального обучения, новых неформальных и информальных форм и методов предоставления услуг в разнообразных образовательных структурах и непрерывности образовательного процесса.

Особое место в модернизации российской экономики принадлежит отраслям ТЭК. Соответственно требования к качеству и технологиям производства энергии повышают требования к профессиональной подготовке и переподготовке персонала. «Непрерывный рост мировых потребностей в топливе и энергии при ресурсных и экологических ограничениях традиционной энергетики обуславливает необходимость своевременной подготовки новых энергетических технологий, которые могут взять на себя существенную долю потребностей в энергоресурсах. К таким технологиям относится и атомная энергетика - одни из современных и перспективных инструментов удовлетворения энергетических потребностей и неотъемлемый компонент глобального энергетического рынка» [5].

Лидерство ГК «Росатом» в мировой атомной энергетике основано на предоставление потребителю комплексного продукта по строительству и обслуживанию АЭС с учетом обеспечения безопасности и соблюдения геополитических интересов. «Пакетное» предложение заказчикам ин-

тегрированного комплекса услуг по обслуживанию атомных станций на всех этапах предусматривает обучение инженерно-технического персонала для работы на построенной АЭС и проведение повышения его квалификации; создание тренинговых центров; обучение зарубежных студентов в российских учебных заведениях для получения соответствующей квалификации и последующей работы на построенной станции.

АНО ДПО «Техническая академия «Ро-сатома»» является отраслевым комплексом в области дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов атомной энергетики и промышленности, расположенная в г. Обнинск. Корпоративная система повышения квалификации и переподготовки располагает соответствующим ресурсным, кадровым, методическим потенциалом для научно-методического и педагогического обновления системы ДПО и реализации задач отраслевой модернизации. На АНО ДПО «Техническая академия «Росатома»» возложены функции:

- отраслевого учебно-методического центра по охране труда;

- отраслевого учебно-методического центра по промышленной безопасности;

- отраслевого учебно-методического центра по мобилизационной подготовке;

- отраслевого центра оценки профессиональных компетенций бухгалтеров;

- отраслевого учебно-методического центра по сопровождению деятельности организаций в области профессиональной надежности персонала осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии;

- отраслевого оператора научно-технической экспертизы;

- центра ответственности в дивизионе «Электроэнергетический» за разработку учебно-методической документации при реализации контрактов по зарубежным проектам.

Вместе с тем, прорывной характер цели научно-технологического развития страны, заданный стратегией развития государства до 2024 г., актуализировали проблему поиска эффективных моделей

управления системой переподготовки и повышения квалификации специалистов. Инструментарий, предложенный государством в виде нацпроектов и отраслевых программ, убеждает в важности создания конкурентных преимуществ не только масштабом предлагаемых дополнительных профессиональных программ, но и дифференциацией точек роста с концентрацией усилий в области управления организацией ДПО в соответствие новым нормам и требованиям времени. Обновление парадигмы управления учреждением дополнительного профессионального образования продиктовано совокупностью факторов:

- возрастание конкуренции на рынках труда ввиду общественных, интеллектуальных, технологических инноваций;

- приведение содержания дополнительных профессиональных программ в согласование с приоритетами государственной образовательной политики и профессиональными стандартами;

- интеграция системы ДПО в стратегию «экономики знаний» («Management Knowledge») и непрерывного образования, то есть «обучения в течение всей жизни» -«Education through the life»;

- перспективы развития атомной энергетики и модернизации отрасли;

- обогащение набора организационных и педагогических средств цифровой экономики (сетевой, матричный, проектный подходы).

На современном этапе под влиянием процессов неоменеджералистской революции в решении задач эффективного управлении в бизнесе проявилась тенденция синтеза элементов разных моделей управления:

а) веберовской модели рациональной бюрократии с иерархией организационных структур, субординацией, подотчетностью процедур;

б) идей «NPM» нового общественного управления, децентрализацией организационной структуры и принципами социального партнерства;

в) положений концепции «Good governance» эффективного руководства с инновационными принципами сетевой, матричной, проектной организации.

Соединение элементов разных моделей управления при планировании стратегических ориентиров Технической Академии позволяет сформировать новую парадигму управления учреждением на основе совокупности организационные правил:

- участие сотрудников, слушателей, работников в выборе ДПП, форме ее предоставления, в публичной рефлексии предоставленных услуг;

- прозрачность (транспарентность) открытость действий участников образовательного процесса;

- подотчетность действий слушателей, ППС и администрации;

- следование закону в исполнении профессиональных обязанностей;

- ответственность перед обществом (корпорацией);

- эффективность и действенность (продуктивность) решений;

- ориентация на согласие, консенсус в организации учреждении;

- справедливость, беспристрастность и инклюзия.

Разработка моделей эффективного управления учреждениями ДПО на местах сдерживается разнообразными барьерами, повышающими риски достижения прорывной цели, среди которых следует основными препятствиями назвать следующие:

- информационные барьеры (качество и количество доступной информации);

- материально-технические барьеры (человеческие, материальные и другие ресурсы);

- финансовые барьеры (источники доходов);

- административные барьеры (слабость или отсутствие инструментов управления);

- политические барьеры (ведомственный и функциональный подход к решению корпоративных проблем).

Более того, разрыв между сложностью решаемых учреждением ДПО задач и менталитетом, а иногда и уровнем квалификации, корпуса управления административного, методического, экономического и иных подразделений, сохраняется значительным.

- рациональные процедуры, описание индикаторов выполнения работ и образовательных услуг учреждения ДПО;

- чистота информационных потоков, открытость совещаний, совместное обсуждение сложных проблем;

- введение новых организационных и методических форм деятельности в виде пилотных проектов, тренингов, процедур рефлексии, деловых игр.

Формирование новых механизмов управления организацией важная сторона обновления системы ДПО, реформирование которой направлено на развитие человека, рост инвестиций в человеческий капитал, повышение производительности труда работников. Система ДПО призвана участвовать в формировании качества людских ресурсов, обеспечивая конкурентоспособность страны.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период 2024 г.»

2. Дополнительное профессиональное образование - итоги реформ // Бюллетень аналитического центра при Правительстве РФ. - 2017. - №14. - С. 3.

3. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры / И.А. Коршунов, К.С. Кужелева, Б.А. Грачев, К.А. Сергеев; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 44 с. - (Факты образования. № 1 (16)).

4. Дополнительное профессиональное образование - итоги реформ // Бюллетень аналитического центра при Правительстве РФ. - 2017. - №14. - С. 6.

5. Пантелей Д. С. Перспективы обеспечения конкурентоспособности Госкорпорации «Росатом» с учетом трансформаций в мировой экономике // Вестник Евразийской науки. -2019. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://esj.today/PDF/99ECVN219.pdf

Синтез элементов разных моделей управления на основе синергетического эффекта создаст возможности разработать и апробировать параметры модели эффективного управления развитием учреждения ДПО. Пакет инновационных средств управления развитием учреждения ДПО может включить следующие действия и мероприятия:

- разработка внутренних документов, регламентов деятельности, профессиональных стандартов и правовых механизмов;

- контрактная система трудовых отношений и ротации персонала учреждения;

- кооперация, сотрудничество и интеграция персонала, этические стандарты и нормы деятельности сотрудников;

FACTORS OF IMPROVING THE MANAGEMENT MODEL OF ADDITIONAL

PROFESSIONAL EDUCATION

1 2 M.A. Gordeev, Director of Legal Affairs , Graduate Student

1ANO DPO «Technical Academy of Rosatom»

2Institute for the Development of Continuing Professional Education

1 (Russia, Obninsk)

2 (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the actual problem of reforming the system of additional professional education. The article suggests an overview of the main approaches to the analysis of DPO & emphasizes the insufficient dynamics & inertial nature of the system update. The author shows the example of the corporate organizational structure of the Technical Academy & shows the complexity of the tasks & functions of the DPO system, the diversification of activities & stresses the importance of innovation approaches to managing the institution of education system through the life.

Keywords: additional professional education, education through the life, corporate structure, diversification of education, management model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.