Научная статья на тему 'Качество ДПО - центральная проблема реформы профессионального образования'

Качество ДПО - центральная проблема реформы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА / КАЧЕСТВО / ДОКУМЕНТЫ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА / СТРАТЕГИЯ ДПО / ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / STRATEGY OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / REFORM / QUALITY / DOCUMENT FORM / PUBLIC ACCREDITATION / PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION / CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськина Нина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы реформирования системы дополнительного профессионального образования, перехода от государственной аккредитации к независимой оценке качества дополнительных профессиональных программ и сертификации профессиональных квалификаций. Показаны стратегические направления развития ДПО, приводится опыт создания в академии дополнительного профессионального образования системы внутренней нормативной документации, которая заменит нормы, отменяемые законом «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As an Additional Professional Education - the Central Issue of the Reform of Professional Education

The article deals with the reform of the system of additional vocational training and the transition from state accreditation for an independent evaluation of the quality of programs and additional professional certification of professional qualifications. The author is showing the strategic directions of Continuing Professional Education and the experience in the creation of the Academy of the system with internal regulatory documents that will replace the rules have to be cancelled by the law «About Education in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Качество ДПО - центральная проблема реформы профессионального образования»

Качество ДПО — центральная проблема реформы профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы реформирования системы дополнительного профессионального образования, перехода от государственной аккредитации к независимой оценке качества дополнительных профессиональных программ и сертификации профессиональных квалификаций. Показаны стратегические направления развития ДПО, приводится опыт создания в академии дополнительного профессионального образования системы внутренней нормативной документации, которая заменит нормы, отменяемые законом «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; реформа; качество; документы установленного образца; стратегия ДПО; общественная аккредитация; профессионально-общественная аккредитация; сертификация квалификаций; профессиональные стандарты.

Рыночная ориентация профессионального образования

Новая концепция дополнительного профессионального образования, нашедшая отражение в принятом в конце 2012 г. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» делает акцент на развитие ДПО как системообразующего фактора непрерывного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование приобретает функцию связующего звена между важнейшими составляющими нашей экономики: высшей школой и рынком труда.

Высшее образование в соответствии с Болонской моделью и образовательными стандартами третьего поколения в массе своей ориентировано на «производство» бакалавров как всесторонне развитой и образованной личности с обобщенными компетенциями в широком спектре видов профессиональной деятельности. Но быстро меняющийся рынок труда остро нуждается в грамотных профессионалах, готовых выполнять узкоспециальные работы за относительно небольшие деньги. И поскольку механизм «доводки» бакалавров в виде программ профессиональной переподготовки с присвоением квалификации еще по-настоящему не запущен, бакалавриат, который не дает необходимого объема специальных знаний в конкретной предметной области, не устраивает и работодателя, и «всесторонне развитую личность».

Н. Аниськина,

президент Союза ДПО, ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова

e-mail: [email protected]

Однако дополнительное профессиональное образование в существующей форме еще не готово соединить эти два полюса. Причин этому несколько.

Во-первых, это невозможность обучаться по программам профессиональной переподготовки бесплатно в отличие от программ высшего или среднего профессионального образования. Наше государство, в отличие, например, от Швеции, где такое «доучивание» финансируется через службу занятости, не готово взять на себя эту ответственность. И даже во время мирового экономического кризиса программы опережающего обучения за редким исключением были ориентированы на двухнедельное повышение квалификации. Это, естественно, не повышает привлекательность профессиональной переподготовки.

Во-вторых, переход от соотнесения результатов обучения по программам профессиональной переподготовки с присвоением квалификации с образовательными стандартами и ориентации их на профессиональные стандарты до сих пор не проработан. Даже те профессиональные стандарты, что были разработаны и введены Минтрудом в начале нулевых, сейчас должны перерабатываться под новый макет. А реально ли качественно разработать за 2 года 800 профессиональных стандартов, если учесть, что каждый стандарт — это несколько итераций от формирования анкет и опроса профессионального сообщества до глубокой работы с результатами анкетирования нескольких экспертных групп?

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

Но самое главное — это нерешенная проблема признания документов о дополнительном профессиональном образовании. Как оценить качество профессиональной переподготовки, если привычная система государственной аккредитации уже в прошлом? Профессионально-общественная аккредитация программ ДПО еще совсем не развита, а о сертификации профессиональных квалификаций говорят пока только в отношении рабочих кадров.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» отражает основные идей Копенгагенской декларации 29-30 ноября 2002 г., направленной на развитие сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе. Копенгагенская декларация подчеркивает важность прозрачности, признания и обеспечения качества квалификаций и компетенций, т. е.:

• доступности и понятности информации, необходимой для определения и сравнения ценности квалификаций на отраслевом, региональном, национальном и международном уровнях;

• подтверждения того, что определенный набор квалификаций и компетенций эквивалентен требованиям органа, уполномоченного признавать квалификации и компетенции: от признания квалификаций в соответствии со стандартами какой-либо организации до признания полученных квалификаций в соответствии с национальными, европейскими или международными критериями;

• упорядочивания европейских и/или международных требований к квалификациям в конкретных отраслях, секторах и технологических направлениях и определения с ориентацией на них качества профессионального образования и обучения.

К моменту принятия нового закона уже была очевидна необходимость развития государственнообщественных и организационно-экономических механизмов управления системой профессионального образования, внедрение моделей и механизмов разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов и с прямым участием работодателей или их объединений, формирование системы независимой оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников.

Не смотря на три серьезные проблемы, ДПО более других видов профессионального образования готово к переходу на новые условия функционирования. Оценка дополнительных профессиональных программ (ДПП) с точки зрения их полезности рынку труда — задача не новая для области повышения квалификации. Идея свободного рыночного плавания в конкурентной среде нравится тем, кто уже давно и успешно работает с реальным сектором экономики, оценивая свое качество по степени удовлетворенности потребителя, и очень настораживает вторую часть представителей системы ДПО, кто до сих пор достаточно комфортно существовал под крышей вуза или работал в связке с надзорными органами и ориентировался прежде всего на государственные (отраслевые) документы, подкрепленные вузовским имиджем или обязательными к исполнению требованиями.

В 2012 г. представители системы ДПО, органы управления образованием и работодатели неоднократно обсуждали и продолжают обсуждать ключевые вопросы реформы дополнительного профессионального образования и гарантий его качества. Центральной темой всех дискуссий является вопрос о том, какими должны быть механизмы, обеспечивающие гарантии качества дополнительного профессионального образования, когда государство перестает регулировать этот сектор?

Этому был посвящался круглый стол «Инструменты контроля и обеспечения качества в сфере дополнительного профессионального образования: законодательный аспект» в Государственной Думе РФ, множество семинаров и конференций, дискуссий в интернете. В частности, международная конференция «Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования», организованная Союзом ДПО и Государственной академией промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова в 2012 г. и собравшая представителей всех регионов России, продемонстрировала огромный интерес общественности к проблемам модернизации ДПО. Две интернет-конференции, организованные президентом МАПДО с интервалом в год показали, как меняется отношение российских провайдеров ДПО к государственной аккредитации и документам государственного образца.

И что очень важно, новая концепция подкрепляется конкретными действиями. Летом прошлого года впервые за всю постсоветскую историю в Министерстве образования и науки РФ был создан Департамент рабочих кадров и ДПО, который возглавил работы по формированию стратегии развития системы дополнительного профессионального образования и сформировал экспертные советы по всем ключевым направлениям, включая управление качеством дополнительного профессионального образования. В январе 2013 г. приказом Министра образования была создана Комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию дополнительного профессионального образования. Основными задачами Комиссии являются развитие ДПО путем взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и негосударственных образовательных организаций, работодателей, общественных объединений по вопросам совершенствования сферы ДПО и подготовка рекомендаций в части повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

В положении о Комиссии определены ее функции, среди которых:

а) модернизация сферы ДПО в соответствии с приоритетами инновационного развития экономики страны;

б) совершенствование законодательной базы в сфере ДПО;

в) обеспечение взаимодействия с бизнес-сообществом по вопросам развития профессионализма работников, содействию в создании благоприятной правовой среды для эффективной реализации допол-

нительных профессиональных образовательных программ;

г) формирование и обеспечение реализации модели оценки качества ДПО, разработка технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества ДПО;

д) сопровождение деятельности федеральных инновационных площадок в сфере ДПО;

е) организация работы по сопровождению деятельности открытых дискуссионных площадок по вопросам ДПО;

ж) организация работы по реализации (продвижению) и мониторингу развития дополнительных профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития экономики страны;

з) организация работы по внедрению современных форм обучения и применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сфере ДПО;

и) организация стажировок и обучения специалистов в сфере ДПО в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах с привлечением к этой работе образовательных учреждений профессионального образования, научных организаций, объединений работодателей, коммерческих организаций, заинтересованных в развитии квалификации специалистов.

Работа Комиссии будет поддерживать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., стратегической целью которой определено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. также ставит задачи по формированию гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации. В Программе в качестве целевого показателя заявляется охват населения программами непрерывного образования (удельный вес занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы.

Как гарантировать качество ДПО без государственной аккредитации

Отказ от государственной аккредитации дополнительных профессиональных программ предопределяет важность вопросов, связанных с оценкой качества ДПО. Наиболее остро сегодня стоят вопросы о критериях качества ДПО, принципах создания, управления и координации системы, призванной обеспечить качество обучения, о роли государства, социальных партнеров и образовательных организаций в создании и управлении системой обеспечения качества

ДПО, в частности, на основании каких критериев, на каких уровнях и кем должны устанавливаться цели и стандарты, какими должны быть процедуры оценки системы обеспечения качества?

В рамках Брюгге-Копенгагенского процесса европейское образовательное сообщество поставило себе следующие задачи в области обеспечения качества:

1) выработка механизмов институционального сотрудничества между органами, занимающимися обеспечением качества;

2) рассмотрение путей и средств независимой и добровольной проверки/аккредитации предоставляемых услуг в области образования и обучения;

3) достижение соглашения по принципам проведения сертификации и признания (включая признание неформального и спонтанного образования);

4) разработка комплексной стратегии активного обмена передовым опытом, мониторинга и экспертной оценки для выявления сильных и слабых сторон на отраслевом, национальном и европейском уровнях.

На семинаре-совещании в Департаменте рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Росии среди важнейших критериев оценки достижения желаемых результатов участники отметили удовлетворенность потребителей качеством программ и результатов, их эффективностью. Рост числа гибких, модульных, компетентностно ориентированных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, программ с сетевой организацией, включение в учебный процесс различных стажировок также могут характеризовать качество ДПО.

Наличие нормативно-правового регулирования, сформированных механизмов взаимодействия с бизнес-сообществом, усиление влияния самоорганизующихся структур (ассоциаций) на развитие ДПО — все это факторы влияния на качество ДПО, отмечаемые российскими представителями данного сектора образовательного пространства.

Если обобщить, то главные критерии качества ДПО — это сформированный в результате реализации дополнительных профессиональных программ реализации эффект для потребителя, признанные независимыми оценщиками компетенции и рейтинг или сертификация организаций, реализующих образовательные программы, на соответствие международным стандартам в широко признаваемых системах сертификации.

Оценивая качество, мы обязательно говорим об удовлетворенности потребителей программами и их результатами. Но вывод о том, что потребителю надо не только рассказывать, как хороша программа, а показать (и желательно в рублях) какой эффект он получит, применив знания и навыки на практике, — для многих провайдеров ДПО все еще кажется чем-то нереальным. Хотя то, что на свободном рынке заказчик только тогда готов отдать свои деньги, когда будет знать, сколько он вернет на каждый вложенный рубль — абсолютно очевидная истина.

В Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова к этому выводу пришли уже давно и разработали методики оценки ожидаемого

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

эффекта, опираясь, в том числе, и на последнюю редакцию международного стандарта ^О 10014.

Такие критерии, как рост числа гибких, модульных, компетентностно ориентированных программ ДПО и рост числа их потребителей безусловно характеризуют качество как процесса, так и результата, и давно применяются на практике. А вот сетевая организация обучения в сфере дополнительного профессионального образования — это новая возможность, которую дает нам проект закона «Об образовании в Российской Федерации».

Признание качества ДПО

Мировая практика признания качества профессионального образования, в том числе и дополнительного, через общественную, профессиональнообщественную аккредитацию и сертификацию профессиональных квалификаций в России еще только начинает осваиваться. Поэтому не случайно к первостепенным задачам Комиссии Министерства образования и науки по развитию дополнительного профессионального образования на 2013 г.отнесены анализ моделей, схем, методик общественной и профессионально-общественной аккредитации, разработка типового набора документов (требований) для построения системы признания квалификаций, дополнительных профессиональных программ и организаций, их реализующих.

В рыночной экономике три уровня признания качества уже ни кем не оспариваются. Потребителя интересует прежде всего качество приобретаемого им продукта. Но устойчивое качество продукта может быть обеспечено только тогда, когда процесс его создания соответствует установленным требованиям, т. е. ведется качество. В свою очередь качество процесса обеспечивается наличием системы управления, ориентированной на обеспечение показателей качества как процесса, так и продукта. Этим уровням соответствуют три вида сертификации: сертификация товаров, процессов и систем управления.

В профессиональном образовании аналогично существуют три уровня признания: сертификация профессиональных квалификаций, профессиональнообщественная аккредитация программ и общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные программы. При чем выбор вида признания для дополнительного профессионального образования достаточно сильно коррелирован с видом дополнительной профессиональной программы. Например, если организация реализует программу профессиональной переподготовки с присвоением квалификации, важно, чтобы эта программа была аккредитована признаваемой работодателями структурой. В крайнем случае, должна быть возможность у слушателя подтвердить свою квалификацию в корпоративном, отраслевом, национальном или международном независимом центре сертификации профессиональных квалификаций.

Если же организация по заказу предприятия осуществляет развивающие программы повышения квалификации, например программы подготовки управ-

ленческой команды для реализации некоторого проекта (проекта развития организации, реинжиниринга бизнес-процессов, разработки и внедрения системы бережливого производства или менеджмента качества, модернизации производства и т. д.), то на первый план выходит требование надежности партнера, которое может быть подтверждено общественной аккредитацией или сертификацией этой организации.

Все три вида признания имеют своего потребителя и должны существовать независимо друг от друга, хотя причинно-следственная связь между ними безусловно есть. Актуальность развития всех трех систем признания высока, и поэтому проекты по их концептуальной проработке и нормативному сопровождению должны запускаться безотлагательно и одновременного.

Создание системы сертификации профессиональных квалификаций предполагает:

• выбор или разработку модели системы сертификации профессиональных квалификаций по программам ДПО;

• формирование требований к нормативно-правовой базе для сертификации профессиональных квалификаций выпускников ДПП (в том числе для обеспечения международного признания документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке);

• гармонизацию программ подготовки экспертов (аудиторов) и оценочных инструментов для системы сертификации профессиональных квалификаций в ДПО;

• организационно-методическую поддержку развития системы центров сертификации профессиональных квалификаций, формируемых при освоении ДПП.

Методической основой для данной системы может быть, например, международный стандарт ^О 17024 или Европейская гармонизированная схема, используемая Европейской организацией по качеству (ЕОО) для аттестации менеджеров, аудиторов, преподавателей по направлениям, регламентируемым международными стандартами ^О.

Профессионально-общественная аккредитация дополнительных профессиональных программ распространена в России более других видов признания, но тем не менее, еще не стала системой. Чтобы из отдельных аккредитационных агентств сформировалась система, необходимо разработать:

• модель (модели) профессиональной оценки ДПП;

• стандарты системы профессионально-общественной аккредитации ДПП: требования к программам, к квалификации экспертов, специальные требования к аттестации организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, порядок ведения реестра аккредитованных программ;

• программы подготовки экспертов для системы профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ. Основой для этой работы могут быть получившие

широкое распространение в Европе стандарты гарантий качества образования ENQД, CQДF.

Для формирования системы общественной аккредитации организаций, реализующих ДПП, необходимы следующие шаги:

• анализ пригодности мировой практики к оценке организаций (качества управления), реализующих ДПП, выработка рекомендаций по применению моделей оценки в системе ДПО, формирование набора лучших практик как базы для сравнительной оценки организаций;

• разработка модели системы общественной аккредитации организаций, реализующих ДПП: требований к системам управления организациями, к квалификации экспертов (аудиторов), специальных требований к аттестации организаций для проведения общественной аккредитации; стандартов оценки соответствия систем управления организаций установленным требованиям;

• разработка программ подготовки экспертов (аудиторов) для системы общественной аккредитации организаций.

Основой системы могут стать международные стандарты менеджмента качества КО 9001, дополнительного и неформального образования КО 29990, модель делового совершенства EFQM.

Для оценки качества внутрикорпоративного обучения, его организации и методического обеспечения последний вид признания наиболее пригоден. Реализация модели общественной аккредитации для внутрикорпоративных целей потребует переработки и актуализации методических рекомендаций по организации внутрифирменного обучения, обновление профессионального стандарта «Менеджер внутрипроизводственного (внутрифирменного) обучения».

Союз ДПО адаптирует европейский опыт

Эта работу мы начинаем не «с чистого листа». Есть богатый опыт в странах ЕС, есть и у нас в отдельных областях. Например, в области подготовки и сертификации персонала по системам управления на основе международных стандартов. В конце 2012 г. при поддержке фонда Леонардо да Винчи Европейская ассоциация провайдеров ДПО ESADA, созданная при активном участии Союза ДПО, начала работы по адаптации к российским условиям нового европейского стандарта по качеству непрерывного профессионального образования и обучения CQAF. Этот стандарт впервые был применен в Голландии, затем его апробировали и начали применять в Швеции, Испании, Греции, на Кипре.

CQAF — это система, внедрение которой не требует много денег, это самооценка и посещение друг друга на добровольных началах. Для самооценки в модели рекомендуется выбирать такие критерии, которые будут работать во всех странах. Ассоциация ESADA интегрировала стандарты КО, в частности КО 9001:2008 и КО 29990:2010 и CQAF.

Модель CQAF концентрируется на конечном результате, в центре ее — обучающийся. При этом необходимо решить, как достичь конечного результата, как получить на выходе, то, что желаем. Она не альтернатива стандартам КО или модели делового

совершенства EFQM, это не новая модель и не замена системы отчетов государству. Модель ориентирована на процесс и на качество результата одновременно.

В основе модели — качество работы провайдера образовательных услуг. В первую очередь это самооценка. Организация должна доказать эффективность своей модели обеспечения гарантий качества и соответствие окончательного результата. Поэтому главный вопрос в том, имеет ли организация эффективную политику, нацеленную на результат, а результат в свою очередь должен быть связан с целями организации. Политика организации должна быть понятна всем, и все должны вносить в нее свой вклад. Эта модель может также рассматриваться как инструмент для получения, например, сертификата КО.

Европейский стандарт по качеству непрерывного профессионального образования CQAF включает в себя:

• модель планирования, осуществления, оценки и анализа системы управления образовательной организацией на соответствующих уровнях процесса непрерывного образования в государствах-участниках;

• методику оценки и анализа системы: акцент сделан на порядок осуществления самооценки в сочетании с внешней оценкой;

• систему мониторинга, которая определяется соответствующим образом на национальном или региональном уровне, и, возможно, в сочетании с добровольным экспертным наблюдением на европейском уровне;

• измерительные инструменты: набор эталонных показателей для проведения мониторинга и оценки своих собственных систем на национальном или региональном уровнях государствами-участниками.

Для обеспечения качества непрерывного профессионального образования в системе CQAF выделяют три основные раздела (оси), которые способствуют достижению желаемого результата процесса обучения. Первый раздел касается основных тем, связанных с содержанием и используемой методологией обучения. Второй раздел включает жизненно важные организационные темы, которые необходимы для осуществления обучения и профессиональной подготовки. И третий раздел охватывает важные темы, связанные с вопросами, касающимися обучающихся.

Система обеспечения качества CQAF придает особое значение роли работодателей, так как использование приобретенных обучающимися знаний и навыков осуществляется в их организациях. Одним из способов гарантирования качества является вовлечение работодателей в принятие решений относительно содержания программы обучения. Участие работодателей шире, чем формальное подтверждение содержания учебного плана. Образовательная организация может описать процесс проектирования ДПП, и организации-работодатели, которые принимали в нем участие, признают этот процесс и его результат.

Модель помогает доказать организации то, что ее программы направлены на подготовку обучающихся в соответствии с современным уровнем знаний и на-

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

выков по определенной профессии на рынке труда. Соответствие уровню также означает, что организация осведомлена о цели и содержании подобных программ, предлагаемых ее конкурентами, и может продемонстрировать, какова ценность ее программы по сравнению с предложениями конкурентов.

Внедрение новых подходов и моделей обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования напрямую связано с наличием специальных управленческих компетенций у организаторов образовательного процесса. Поэтому задачи формирования нормативно-правовой базы системы ДПО и управления качеством тесно связаны с разработкой новой концепции повышения квалификации руководителей и научно-педагогических кадров системы, с разработкой методического обеспечения обучения управленческих команд.

В Академии Пастухова еще в середине 1980-х гг. под руководством профессора В. С. Дудченко была разработана специальная технология обучения взрослых — инновационная игра, из которой позднее выросла инновационная методология (ИМ). За четверть века появилось множество вариантов ее применения. Один из них — для разработки и внедрения в организациях систем менеджмента качества, где она применяется в совокупности с проектным подходом (инновационнопроектная технология).

Эта технология продемонстрировала высокую эффективность. Вовлеченность персонала в реальные проекты непосредственно в процессе обучения формирует высокую мотивацию к внедрению результатов разработки и сокращает сроки осуществления проекта.

Внутриорганизационное нормативно-правовое обеспечение качества ДПО

Законом «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается всего лишь один нормативный подзаконный акт федерального органа управления образованием — «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Проект порядка уже прошел общественное обсуждение и будет принят в ближайшее время. Но он не затрагивает вопросы регламентирования деятельности образовательных организаций или подразделений ДПО, как это было в Типовом положении об образовательном учреждении (подразделении) ДПО. Это некоторый обобщенный свод требований к структуре дополнительных профессиональных программ, к результатам и оценке их качества.

Среди требований, обязательных для исполнения реализующими ДПП организациями, здесь в концентрированном виде представлены ключевые положения закона, относящиеся к программам ДПО, определен перечень необходимых характеристик программы (цель реализации; планируемые результаты обучения; требования к квалификации поступающего для обучения слушателя; форма обучения; трудоемкость; условия реализации и описание системы оценки качества освоения программы), документы, определяющие про-

грамму (учебно-тематический или учебный план). При этом право выбора характеристик, кроме тех, которые явно установлены законом, передается организации. Организация сама решает, сколько учебных часов должна иметь программа и какой набор дисциплин (модулей) она должна включать, чтобы обеспечить заявленный набор компетенций или выход слушателя на заданный уровень квалификации. Привычное нам разделение программ на 500-часовые, 1000-часовые и т. д. остается в прошлом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная задача Порядка (несмотря на то, что минимальный объем ДПП в часах возможно будет задан) — сформировать через набор требований к результатам освоения программ принципиальные отличия повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также профессиональной переподготовки и основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования. Основным инструментом этого различения являются профессиональные стандарты (квалификационные требования).

Все остальные вопросы образовательной деятельности в сфере ДПО будут регламентироваться документами организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, профессиональнообщественными объединениями или отраслями. В помощь им Минобрнауки России планирует выпустить методические рекомендации по ряду вопросов. Это, например, методические рекомендации по разработке и порядку выдачи документов установленного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, по разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, рекомендации по самооценке и управлению качеством дополнительного профессионального образования, по нормированию труда научно-педагогических кадров и некоторые другие.

Но поскольку государственная аккредитация в отсутствии федеральных государственных требований (ФГТ) по основному массиву программ не проводилась уже с начала 2011 года, некоторые образовательные организации разработали для себя необходимые комплекты внутренних нормативных документов. Одной из первых пакет собственных документов для регламентирования порядка организации и осуществления учебного процесса, оценки качества полученного образования и определения статуса и формы документов установленного образца разработала Государственная академия промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова. Базовым документом академии является «Стандарт качества ДПО. Требования к проектированию, реализации и оценке соответствия программ повышения квалификации», выдержанный в концепции стандартов КО 9001:2008 и КО 29990:2010. В соответствии с этим стандартом программы повышения квалификации формируются на основе исследования требований потребителей (заказчиков) образовательных услуг.

Для регламентации процесса реализации программ профессиональной переподготовки, основной целью которых является формирование у выпускников

профессиональных квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами, академией введены два комплекта документов, представляющие собой в зависимости от вида программы «Требования к организации учебного процесса и минимуму содержания программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации на базе высшего образования», а также «Требования к организации учебного процесса и минимуму содержания программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности». Отдельные положения регламентируют стажировки, итоговую аттестацию слушателей, вид и порядок выдачи документов установленного образца.

Очевидно, что качественное образование — продукт отлаженной системы управления, как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне всей отрасли. Используя в практике управления такие инструменты, как стандарты КО, стандарты и директивы ENQA, модели EFQM или CQAF, образовательное учреждение повышает свою способность гарантировать оказание потребителю услуг заданного (ожидаемого, желаемого) качества с учетом требований государства. В системе вуз - учреждение ДПО хорошо обеспечивается гармонизация различных подходов к

качеству. И если сформировать такой тандем на принципах взаимовыгодного сотрудничества, отказавшись от взгляда на ДПО как на некоторый придаток для привлечения в вуз внебюджетных денег, наши выпускники будут востребованы не только на Родине, но и в мире. Закон «Об образовании в РФ» основу для этого создает.

As an additional professional education — the central issue of reform of professional education

N. Aniskina, President of the Union of Continuing Professional Education, rector of the State Academy of Industrial Management named after N. P. Pastukhov.

The article deals with the reform of the system of additional vocational training and the transition from state accreditation for an independent evaluation of the quality of programs and additional professional certification of professional qualifications. Showing the strategic directions of DPO, given the experience in the creation of the Academy of additional vocational training system of internal regulatory documents that will replace the rules have to be canceled by the law «On Education in the Russian Federation».

Keywords: continuing professional education, and the reform, the quality, the documents form; DPO strategy, public accreditation, professional and public accreditation, certification of qualifications, professional standards.

XIII Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий «Инструменты поддержки и защиты малого и среднего бизнеса в условиях

глобальных рынков»

14 мая 2013 г. в Москве на территории Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) состоится XIII Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий «Инструменты поддержки и защиты малого и среднего бизнеса в условиях глобальных рынков». Конференция пройдет в период проведения XII Всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России-2013» и завершится праздничной программой «День российского предпринимателя на ВВЦ-2013».

Организаторы Конференции:

• Совет Федерации ФС РФ;

• Министерство экономического развития РФ;

• Торгово-промышленная палата РФ.

Соорганизаторы Конференции:

• ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр»;

• МОО «Московская ассоциация предпринимателей».

Цели Конференции:

• анализ существующих проблем и перспектив развития российского малого и среднего бизнеса в условиях глобальных рынков;

• определение приоритетных мер государственной поддержки и развития российского малого и среднего бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью повышения его конкурентоспособности на внутренних и международных рынках;

• пути и способы улучшения доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам, способствующим модернизации, внедрению инноваций, созданию высокотехнологичной продукции, повышению конкурентоспособности и выходу на международные рынки;

• активизация и интеграция усилий предпринимательского сообщества и органов власти всех уровней для разработки и реализации конкретных программ по повышению эффективности системы поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности.

Участие в Конференции бесплатное. Проезд и проживание за счет участников.

Заявки на участие в Конференции принимаются в электронном виде Исполнительной дирекцией Конференции в срок до 30 апреля 2013 г. по электронной почте [email protected]. Консультация по вопросам участия в Конференции осуществляется по телефонам: +7 (495) 973-38-33; +7 (495) 912-32-64. Руководитель дирекции: Байков Сергей Николаевич - руководитель Комитета по малому и среднему предпринимательству МАП.

Исполнительная дирекция Конференции: Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей» тел.: +7 (495) 973-38-33; +7 (495) 912-32-64; e-mail: [email protected].

ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.