Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / БЮДЖЕТ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердникова Г.А., Игнатова А.С.

В статье рассмотрены факторы обеспечения экономической безопасности муниципального образования. Предложена классификация факторов обеспечения безопасности. Исследован механизм обеспечения данного вида безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 330

Г.А. Бердникова, А.С. Игнатова

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены факторы обеспечения экономической безопасности муниципального образования. Предложена классификация факторов обеспечения безопасности. Исследован механизм обеспечения данного вида безопасности.

Ключевые слова: муниципальная экономическая безопасность, внешние угрозы безопасности, внутренние угрозы безопасности, бюджет, факторы.

Муниципальная экономическая безопасность является гарантом государственной безопасности, при этом можно утверждать, что проявляется во всех элементах государственной безопасности, аккумулирует экономическую составляющую этих элементов, оставаясь при этом базисом. Муниципальная экономическая безопасность выступает составляющей экономической безопасности страны, так как муниципальное образование, являясь целостным социально-экономическим образованием, в то же время есть часть единой социально-экономической системы государства. При этом, несмотря на значимость данной проблемы, в настоящее время не исследован вопрос обеспечения данного вида безопасности, что повышает возможность возникновения различного типа угроз муниципальной безопасности.

Обеспечение муниципальной экономической безопасности осуществляется через совокупность факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и способность к обновлению и развитию. В качестве факторов следует понимать различные объекты, процессы, явления, оказывающие влияние на какой-либо объект, процесс или явление. Факторы в обобщенном виде представляют собой причины, т.е. движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие их характер в целом или отдельные черты [5, с. 27].

Муниципальное образование - это территория, в пределах которой граждане реализуют свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Муниципальное образование не является полностью автономной территорией. Его развитие и функционирование зависит от множества обстоятельств: природных и геополитических, потенциала территории и политики руководства, политических мероприятий государства и региона.

Соответственно, факторы обеспечения экономической безопасности муниципального образования следует дифференцировать на внутренние, внешние и природные.

Внутренние факторы - это факторы, создаваемые внутри муниципального образования, направленно влияющие на обеспечение экономической безопасности.

К внутренним факторам следует относить следующие объекты и процессы:

1. Экономико-социальные, включающие производственную, социальную и рыночную инфраструктуру территории, уровень жизни населения муниципального образования, конкурентоспособность экономики и потенциал территории. Среди примеров факторов данной категории можно рассматривать и процесс формирования и исполнения бюджета муниципального образования. Бюджет для округа является определенным инструментом, посредством которого муниципалитет формирует для себя достаточный объем финансовых ресурсов для выполнения своих функций, а, следовательно, и обеспечения муниципальной экономической безопасности. В данную группу факторов можно также отнести и обеспечение общественной безопасности, пропаганду здорового образа жизни, патриотическое воспитание, благоустройство территории.

2. Правовые факторы, основу которых составляет качество муниципальной нормативной правовой базы. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут принимать в пределах своих полномочий нормативно-правовые и правовые акты, в том числе, затрагивающие вопросы обеспечения муниципальной экономической безопасности. К примеру, принятие Устава муниципального образования, регламента представительного органа (Думы) обеспечит взаимодействие органов местного самоуправления по ключевым вопросам:

- формированию и исполнению бюджета;

-функционированию местной администрации и Думы;

© Бердникова Г.А., Игнатова А.С., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 9(60)

- порядка передачи прав собственности на муниципальное имущество и т.д.

В случае, когда органами местного самоуправления обеспечена качественная правовая база, руководство приобретает инструмент для обеспечения экономической безопасности муниципального образования и наоборот.

3. Политико - трудовые, раскрывающие профессиональную подготовку муниципальных служащих. Данный фактор следует отнести к категории внутренних, хотя на практике в противовес законодательству бывают случаи, когда руководством региона, страны на должности муниципальных служащих назначаются физические лица. Уровень подготовки кадрового состава органа местного самоуправления, включая их антикоррупционный настрой, являются важным фактором в обеспечении экономической безопасности муниципалитета. Решения, касающиеся развития территории, принимаются людьми, а, следовательно, зачастую носят субъективный характер. Муниципальный служащий, воспринимающий свою работу как деятельность во благо граждан и ради интересов муниципального образования, в качестве результатов принесет укрепление экономической безопасности образования. Низко квалифицированный специалист, либо специалист, обладающий коррупционной заинтересованностью при принятии решения (например, выдавая разрешение на строительство заведомо противозаконного объекта) будет руководствоваться личными мотивами. В итоге его действия могут привести к формированию угрозы муниципальной экономической безопасности.

Муниципальная экономическая безопасность в первую очередь обеспечивается внутренними факторами, но немаловажное значение в данном вопросе занимают внешние факторы, которые в определенных условиях могут приобретать приоритетное значение в обеспечении безопасности муниципального образования.

Внешние факторы - это факторы, которые это факторы, создаваемые вне муниципального образования, но также существенно влияющие на обеспечение экономической безопасности муниципалитета.

Внешние факторы можно дифференцировать по нескольким основаниям, среди которых:

1. Правовые. Создание и поддержание нормативной правовой базы осуществляется на федеральном и региональном уровне. Муниципальное образование может только на основании принятых законодательных актов разрабатывать муниципальные акты, не содержащих разночтения с уровнем федерации. К примеру, в июле прошлого года был принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сфера действия данного закона ориентирована на большие города, мегаполисы с многочисленным реестром перевозчиков. Применение же закона на территории городов с численностью жителей до 50 тыс. влечет за собой трудности муниципалитета в части организации пассажирских перевозок. Последствиями исполнения такого нормативно-правового акта могут стать нарушение графика перевозок населения, «приход» на рынок пассажирских перевозок иногородних и не всегда честных компаний, тогда как местные хозяйствующие субъекты лишатся возможности получать прибыль и, соответственно, производить отчисления в местный бюджет налог на прибыль. Отсюда, формирование угрозы обеспечения муниципальной экономической безопасности.

2. Политические, определяющие направленность реализуемой государством политики. Особенно актуальным примером влияния данного фактора на обеспечение муниципальной безопасности стала направленность политики руководства Российской Федерации в период введения «антироссийских санкций». Введение санкций может благотворно сказаться на российской экономике, считают специалисты. Позитивные оценки сложившейся ситуации озвучил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. «Вынужденное ограничение импорта - мощная поддержка, на рынке будет меньше конкуренции, это благоприятные условия для развития собственного бизнеса», - отметил он [7, с.2]. По предположению руководства страны, данный политический шаг со стороны Президента РФ, приведет к формированию независимости от зарубежных рынков тех муниципальных образований, в которых развит аграрный сектор, животноводческий и т.д., что несомненно обеспечит муниципальную экономическую безопасность.

3. Экономические, представляющие собой совокупность обстоятельств, определяющих макроэкономический климат в муниципальном образовании. К данной группе следует отнести количество выделяемых субсидий и дотаций, инвестирование в экономику от частных либо государственных организаций.

К третьей группе факторов, обеспечивающих муниципальную экономическую безопасность, относится и природно-географический фактор. Данный фактор представляет связан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой. Природные катаклизмы, изменения климата, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие негативные процессы все больше влияют на обеспечение муниципальной безопасности. Среди природно-географических факторов необходимо также отметить территориальные размеры муниципального обра-

зования: они должны быть такими, чтобы предоставлять необходимый простор для хозяйственной деятельности и развития производительных сил.

Изучение факторов, обеспечивающих муниципальную экономическую безопасность, необходимо осуществлять в комплексе, в силу того, что воздействие факторов неразрывно связано друг с другом. Руководство органов местного самоуправления законодательно наделено полномочием усиливать либо сглаживать влияние внутренних факторов, а значит, и обеспечивать муниципальную экономическую безопасность, создавать условия для ее укрепления.

Библиографический список

1. Боташева Л.Э. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности на муниципальном уровне. [Текст] // Общество и право. - 2010. -№ 4 (31). - С. 77-79.

2. Лыскова Н.А. Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность [Электронный ресурс]// Международный научныйжурнал Инновационная наука. - 2016. - № 2. - 21-27. Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-2.pdf.

3. Силина Т.Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. - С. 1077-1081.

4. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Новикова ; [отв. за вып. В. Е. Кучинская] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 177 с.

5. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Манохина, М.В. Попов, Н.П. Колядин, И.Э. Жадан; Под ред. Н.В. Манохиной - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.

БЕРДНИКОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.

ИГНАТОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.