Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЛРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЛРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ / ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердникова Г.А., Игнатова А.С.

В статье рассмотрены различные подходы к определению муниципальной экономической безопасности, определены объекты экономической безопасности, раскрыты критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бердникова Г.А., Игнатова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЛРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 9(60)

УДК 338.2

Г.А. Бердникова, А.С. Игнатова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЛРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В статье рассмотрены различные подходы к определению муниципальной экономической безопасности, определены объекты экономической безопасности, раскрыты критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальная экономическая безопасность, объекты, индикативный подход.

Муниципальная экономическая безопасность является гарантом государственной безопасности, при этом можно утверждать, что проявляется во всех элементах государственной безопасности, аккумулирует экономическую составляющую этих элементов, оставаясь при этом базисом. Муниципальная

экономическая безопасность является составляющей экономической безопасности страны, так как муниципальное образование, являясь целостным социально-экономическим образованием, в то же время есть часть единой социально-экономической системы государства.

Экономической безопасности муниципального уровня необходимо рассматривать в качестве составляющей безопасности для муниципалитета в общем. Муниципальная безопасность как системное понятие включает следующие подсистемы [3, с. 1080]:

- экономическая безопасность;

- политическая безопасность;

- социальная безопасность;

- инфраструктурная безопасность;

- промышленная безопасность;

- продовольственная безопасность;

- информационная безопасность;

- правовая и другие.

Единого понятия экономической безопасности муниципального образования не выделено. К примеру, по мнению Сажина Ю.В., доктора экономических наук, под экономической безопасностью муниципального уровня принято понимать это состояние защищенности от внутренних и внешних угроз, при котором формируются финансовые ресурсы муниципальных образований, необходимые для обеспечения нужд муниципалитета и населения, при соответствующем контроле над их формированием и расходованием [2, с. 100].

Силина Т.Л. под муниципальной экономической безопасностью понимает совокупность факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и способность к обновлению и развитию [3, с. 1079].

Мингалева Ж.А. и Наумов А.В. определяют, что категория экономической безопасности как на национальном и региональном, так и на муниципальном уровне характеризует состояние защищенности социально-экономической системы от различного рода угроз [1, с. 211].

Изучив различные точки зрения понимания экономической безопасности и муниципальной экономической безопасности, следует дать определение экономической безопасности муниципального образования. Наиболее правильным и точным, является следующее определение муниципальной экономической безопасности: это состояние защищенности муниципального образования, при котором обеспечивается его целостность, устойчивое развитие и относительная автономность за счет деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и граждан по защите интересов местного сообщества и его членов от угроз различного характера, при котором органы местного самоуправления обладают возможностью реализовать полномочия, возложенные на них законодательством.

Объектами экономической безопасности муниципального образования являются территория муниципального образования, население и все, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Обеспечение муниципальной экономической безопасности невозможно без проведения анализа уровня безопасности муниципального образования. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию [4, с. 26].

© Бердникова Г.А., Игнатова А.С., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 9(60).

ISSN 2223-4047

Единых критериев и методики по оценке уровня экономической безопасности муниципального образования на сегодняшний день не принято. Разработанные методики оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный и региональный уровни, что значительно затрудняет проводить анализ уровня экономической безопасности муниципального образования. Пороговых значений для критериев оценки муниципальной экономической безопасности не разработано и по этой причине за основу принимаются значения для оценки региональной экономической безопасности, что может привести к искажению полученных в результате расчётов данных и некорректной оценке уровня муниципальной безопасности.

Для оценки уровня муниципальной безопасности должны быть проанализированы следующие показатели и их пороговые значения:

- инвестиции в основной капитал, в % к ВРП, пороговое значение составляет 16%. В качестве инвестиции в основной капитал рассматривается совокупность затрат, на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов. Рассматриваются затраты на новое строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе инвестиции в объекты интеллектуальной собственности. Показатель рассчитывается как соотношение объема инвестиций в основной капиталл к ВРП и умноженное на сто процентов;

- уровень безработицы в процентном соотношении к экономически активному населению, пороговое значение показателя - 8%. Показатель рассчитывается как соотношение общей численности безработных к численности экономически активного населения, умноженный на сто процентов;

- муниципальный долг в процентах к ВРП, пороговое значение показателя составляет 40%. Показатель рассчитывается как соотношение размера муниципального долга к ВРП, умноженное на сто процентов;

- дефицит муниципального бюджета в процентном соотношении к ВРП. На муниципальном уровне рассчитаем данный показатель, определив отношение дефицита местного бюджета от ВРП. Пороговым значением рассчитанного показателя является 25 %;

- численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, пороговое значение - 7 %. Данный показатель рассчитывается по как соотношение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума к общему количеству населения, умноженное на сто процентов.

Состояние экономической безопасности муниципального образования может быть проанализировано и оценено с помощью специальных средств: показателей, индикаторов, критериев оценки, разрабатываемых и используемых в государственной статистике и в различных областях науки. Муниципальные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения показателей должны учитывать специфику экономики и социальной сферы данного образования, соответствующие параметры в этой сфере в целом по субъекту Российской Федерации и России.

При учете специфики муниципального образования оценка уровня муниципальной экономической безопасности позволит выявить точки повышенного риска в продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной сферах экономики образования, за гранями которых возникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы с последующим наступлением кризисных явлений.

Библиографический список

1. Мингалева Ж.А., Наумов А.В. Подходы к определению понятия «экономическая безопасность территории» [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. - № 3. С.210-213

2. Сажин Ю.В., Смоланова О.В. Методы оценки бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований (на примере Республики Мордовия» [Текст]// Вестник Самарского государственного экономического универ-ситета.2009. - № 5 (55). - С.100-105.

3. Силина Т.Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. - С. 1077-1081.

4. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Новикова ; [отв. за вып. В. Е. Кучинская] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 177 с.

5. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Манохина, М.В. Попов, Н.П. Колядин, И.Э. Жадан; Под ред. Н.В. Манохиной - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.

БЕРДНИКОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.

ИГНАТОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.