Научная статья на тему 'О МЕТОДИКАХ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

О МЕТОДИКАХ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
964
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ESTIMATION OF ECONOMIC SECURITY OF THE MUNICIPAL FORMATION / МЕТОДИКИ / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палкина Марина Викторовна, Палкин Андрей Юрьевич

Показана важность использования в современных условиях в системе государственного и муниципального управления метода оценки экономической безопасности муниципального образования. Рассмотрены существующие методики оценки экономической безопасности муниципальных образований. Определена актуальность дальнейшего развития методического обеспечения оценки экономической безопасности на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Палкина Марина Викторовна, Палкин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT METHODS OF ESTIMATION OF ECONOMIC SAFETY OF MUNICIPAL FORMATIONS

The importance of using the method of assessing the economic security of a municipal formation in the system of state and municipal management is shown. The existing methods for assessing the economic security of municipalities are considered. The urgency of the further development of methodical support of the assessment of economic security at the municipal level is determined.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДИКАХ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

9. Смирнова, Т.Г. Оценка промышленного потенциала региона (на примере Вологодской области) [Электронный ресурс] / Т.Г. Смирнова // Современные научные исследования и инновации. 2012. №12. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19140

10. Украинчук, Е.В. Теоретико-методические подходы к оценке экономических потенциалов регионов России для определения точек экономического роста [Электронный ресурс] / Е.В. Украинчук // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. №24. С. 130-135. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary _21170649_66993997.pdf

11. Утибаева, Г.Б. Экономический потенциал региона: оценка и моделирование его развития [Электронный ресурс] / Г.Б. Утибаева, Б.С. Утибаев, Р.М. Жунусова // Известия

Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2016. №1-2-2 (13). С. 369-372. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26716823 _69660928.pdf

12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htt p ://www. д ks. ru/wps/wcm/co п п ect/ rosstat_main/rosstat/ru/

13. Шулаева, О.В. Российский и зарубежный опыт формирования системы показателей для оценки экономического потенциала регионов [Электронный ресурс] / О.В. Шулаева, М.А. Есенин, Э.А. Агекян // Статистика и экономика. 2015. №3. С. 225-232. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary _23616420_99311654.pdf

УДК 332.24

О МЕТОДИКАХ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Палкина Марина Викторовна (palmavik@yandex.ru) ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Палкин Андрей Юрьевич Компания «Находка»

Показана важность использования в современных условиях в системе государственного и муниципального управления метода оценки экономической безопасности муниципального образования. Рассмотрены существующие методики оценки экономической безопасности муниципальных образований. Определена актуальность дальнейшего развития методического обеспечения оценки экономической безопасности на муниципальном уровне.

Ключевые слова: экономическая безопасность, оценка экономической безопасности муниципального образования, методики.

В последние годы высокую актуальность приобретает проблема разработки и реализации действенных механизмов обеспечения экономической безопасности как на национальном и региональном, так и на местном уровне. Особенно остро привлекает к себе внимание местный уровень, являющийся сферой деятельности органов местного самоуправления. Это обусловлено, прежде всего, потребностью в развитии таких механизмов управления муниципальными образованиями, которые бы обеспечивали выполнение приоритетных для местных сообществ задач в условиях развития существующих и появления новых факторов, оказывающих отрицательное воздействие на их благополучие и муниципальную экономику в целом. В связи с чем проблема оценки экономической безопасности и развития механизмов по ее обеспечению на муниципальном уровне должны стать приоритетными, особенно если учесть, что этот уровень экономической безопасности, в сравнении с другими уровнями иерархии экономических систем, методически проработан недостаточно.

Согласно статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения среди прочих относятся: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, его утверждение, исполнение и контроль за исполнением; создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; осуществление мер по противодействию коррупции.

Этот закон также устанавливает полномочия органов местного самоуправления, среди которых принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Перечисленное выше является труднореализуемым без проведения соответствующей оценки. К такой оценке можно отнести и оценку защищенности экономики муниципального образования от внешних и внутренних угроз, то есть условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам людей, проживающих на его территории, субъектам предпринимательской деятельности, работаю-

щим на его территории, а также органам местного самоуправления, обеспечивающим его перспективное развитие и текущее функционирование.

Также необходимо отметить, что согласно Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» состояние экономики муниципальных образований находится в сфере пристального внимания органов государственной власти региона, в границах которого они расположены. Адекватная оценка состояния экономики муниципальных образований и уровня ее защищенности от различного рода угроз позволяет вести разработку и реализацию мер, повышающих эффективность систем и механизмов обеспечения экономической безопасности не только самих муниципальных образований, но и региона и государства в целом.

Вышеизложенное подтверждает высокую актуальность и большую практическую значимость проработки данного вопроса.

Исследование научных трудов российских ученых и нормативных правовых документов позволил выявить небольшое количество методических разработок по оценке экономической безопасности на муниципальном уровне.

В частности, Орлова Н.Ю. диагностику экономической безопасности территории муниципального уровня предлагает производить на основе совокупности индикаторов безопасности в разрезе следующих 11 сфер деятельности хозяйственных комплексов: инвестиционная безопасность, производственная безопасность, безопасность муниципальной собственности, финансовая безопасность, энергетическая безопасность, социальное обеспечение уровня жизни населения, рынок труда и оплата труда, демографическая безопасность, правопорядок, продовольственная безопасность, выбросы вредных веществ предельно допустимых концентраций [1].

Для каждой из этих сфер автор определяет по два индикативных показателя. Так, например, для сферы инвестиционной безопасности это индикатор отношений объема инвестиций в экономику к ВРП муниципального района и индикатор индекса физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к базовому периоду. Для каждого индикатора Орлова Н.Ю. рекомендует нормальное значение. Процесс оценки экономической безопасности муниципального образования включает: 1) по каждому из предложенных автором индикативных показателей рассчитывается фактические значения за последние несколько лет; 2) полученные значения индикативных показателей сравниваются как с нормальными значениями, так и со значениями предыдущих периодов; 3) на 24

основе полученных результатов определяется динамическое состояние экономической безопасности территории. Результаты такого анализа экономической безопасности муниципального образования, по мнению Орловой Н.Ю., будут являться основанием для разработки предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности территории муниципального уровня.

Асанов А.Н. [2] также предлагает использовать для оценки экономической безопасности муниципального образования комплекс разнообразных индикаторов. По мнению автора, наивысшая степень безопасности достигается при условии, если весь комплекс таких индикативных показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, которые в свою очередь достигаются не в ущерб другим. Для удобства сопоставления показателей имеющих разную размерность (например, численность населения, инвестиции, денежные доходы населения и т.д.) Асанов А.Н. предлагает использовать нормирование, которое приводит их в безразмерные величины. У муниципального образования, по мнению Асанова А.Н., уровень обеспечения экономической безопасности может быть высоким, достаточным, недостаточным и низким. Удаленность реального состояния муниципального образования от гипотетически лучшего рассчитывается как метрика. Отклонение метрики от нуля характеризует удаленность текущего состояния экономической безопасности муниципального образования от гипотетически лучшего.

Таким образом, чем ближе значение метрики к нулю, тем выше, по мнению автора, уровень обеспечения экономической безопасности с точки зрения показателей, которые в данной методики предлагается использовать. Необходимо отметить, что в методике лучшие и худшие значения выбранных для анализа показателей рекомендуется находить из имеющейся статистической информации. Процесс оценки экономической безопасности муниципального образования включает:1) нормирование индикативных показателей; 2) установление гипотетически лучшего состояния муниципального образования; 3) оценка с помощью метрики удаленности текущего состояния экономической безопасности муниципального образования от гипотетически лучшего; 4) определение уровня обеспечения экономической безопасности, исходя из градации: высокий, достаточный, недостаточный или низкий.

Жигалова О.В. [3] для оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований предлагает использовать 32 критерия, охватывающих 4 основные сферы деятельности (блоки) муниципального образования: экономический, социально-демографический, ЖКХ и охраны окружающей среды, обеспечения вы-

сокого уровня качества жизни. Фактическое значение по каждому критерию экономической безопасности сопоставляется с установленным для него нормативом (пороговым значением) в разрезе анализируемых муниципальных образований с периодичностью один раз в год. Пороговое значение для каждого критерия автор предлагает устанавливать с учетом общероссийской и мировой практик, а также значений, установленных федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими развитие отдельных отраслей и национальной экономики в целом. В случае невозможности установления пороговых значений Жигалова О.В. предлагает использовать средние по региону значения и оптимальные тенденции изменения показателей. Если за анализируемый период времени фактическое значение показателя соответствует установленному пороговому значению и наблюдается положительная динамика его роста, то муниципальному образованию присваивается 3 балла. Если отсутствует положительная динамика его роста, но соответствие установленному пороговому значению имеется, то 2 балла. И если за анализируемый период времени фактическое значение показателя не соответствует установленному пороговому значению, то 1 балл.

Процесс оценки экономической безопасности муниципального образования включает: 1) определение значений по 32 критериям экономической безопасности муниципальных образований; 2) сопоставление значения каждого критерия экономической безопасности с установленным для него нормативом (пороговым значением) и присвоение балльной оценки; 3) ранжирование муниципальных образований по анализируемым показателям (по всем блокам) от наибольшего к наименьшему согласно балльной оценке; 4) разбивка муниципальных образований на 3 основные группы: «зона риска», «зона стабильности», «лидеры». Для муниципальных образований, входящих в «зону риска», предлагается разрабатывать комплекс мер по реформированию сложившейся в них системы муниципального управления.

Орехова А.Е. и Плякин А.В. [4] разработали перечень индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности малых и средних городов, основываясь на двух системных характеристиках социально-экономической системы: экономической активности и качестве жизни населения городов. В структуре экономической безопасности авторы выделяют шесть ее ключевых составляющих и формируют соответствующую систему показателей и индикаторов, характеризующих условия, ресурсы и факторы экологически устойчивого и экономически безопасного развития малых и средних городов [4]. Состояние каждой из этих составляющих отражает соответствующий агре-

гированный индекс. На основе агрегированных индексов рассчитывается интегральный индекс экономической безопасности города как среднеарифметическое всех агрегированных индексов составляющих экономической безопасности.

Авторы также рекомендуют на основе вероятностного (статистического) подхода выполнять оценку степени риска угроз безопасности, представляющего собой отношение количества городов, в которых за анализируемый период произошло уменьшение величины показателей безопасности до критических значений и ниже, к общему количеству малых и средних городов в регионе. Предлагается использовать следующую градацию степени риска угроз безопасности: минимальная степень риска (р = 0 ... 0,25); средняя степень риска (р = 0,26 ... 0,5); высокая степень риска (р = 0,51 ... 0,75) и максимальная степень риска (р = 0,76 ... 1,0). По мнению авторов, необходимость принятия корректирующих управленческих решений в сфере экономической безопасности города возникает при вероятности наступления риска более 0,5.

Процесс оценки экономической безопасности муниципального образования включает: 1) определение значений исходных показателей на основе статистических сведений о социально-экономическом положении города; 2) расчет агрегированных индексов по шести составляющим экономической безопасности города; 2) определение интегрального индекса экономической безопасности города; 3) расчет статистических характеристик геовариации индексов экономической безопасности города (среднее значение, стандартное отклонение, коэффициенты вариации, асимметрии, эксцесса); 4) определение степени риска угроз безопасности города. Необходимо отметить, что интегральную оценку экономической безопасности малых и средних городов Орехова А.Е. и Плякин А.В. строят на основе пространственного подхода, предполагающего формирование баз пространственных данных и тематических электронных карт в геоинформационной системе. Использование такого подхода позволяет выявлять пространственные закономерности в состоянии экономической безопасности малых и средних городов.

Мингалева Ж.А. рекомендует оценивать экономическую безопасность муниципальных образований по 12 индикаторам в разрезе экономической, социальной и природной подсистем муниципальных образований [5]. По данным индикаторам автором предложены пороговые значения. Также Мингалева Ж.А. выделяет три области, в которых могут находится значения индикаторов экономической безопасности муниципальных образований: в области безопасного и устойчивого развития, в предкризисной области или в области кризиса. Автором

предложен порядок определения уровня экономической безопасности на основе полученных значений показателей. По мнению Минга-левой Ж.А. муниципальные образования по состоянию экономической безопасности могут быть разделены на три базовые группы (безопасные, предкризисные и кризисные). Приближение значений индикаторов муниципального образования к предельно допустимым величинам, в контексте негативных изменений, сигнализирует о росте угроз, а при превышение пороговых значений - о риске полной потери экономической безопасности. В случае же положительных изменений достижение и превышение пороговых значений сигнализирует об укреплении экономической безопасности муниципального образования.

Автор также предлагает проводить углубленную оценку состояния экономической безопасности муниципального образования с точки зрения стадии протекания процесса нарушения экономической безопасности, которая может быть: начальной; развивающейся; грозящей переходом в другую зону. Процесс оценки экономической безопасности муниципального образования включает: 1) расчет количественных значений 12 индикаторов для конкретного муниципального образования; 2) определение уровня экономической безопасности муниципального образования и наличия процесса нарушения экономической безопасности; 3) при наличии процесса нарушения экономической безопасности - углублённая оценка состояния экономической безопасности с точки зрения стадии протекания данного процесса.

Из анализа методик оценки экономической безопасности муниципального образования, которые были рассмотрены выше, можно сделать следующие выводы.

Авторы методик, как правило, под экономической безопасностью муниципального образования понимают либо совокупность внешних и внутренних условий, либо состояние, либо способность экономики муниципального образования противостоять негативному воздействию различного рода угроз и рисков. Исходя из такого понимания экономической безопасности муниципального образования в данных методиках и формировались показатели (индикаторы) и сама технология оценки. В тоже время, толковый словарь русского языка [6] «безопасность» определяет, как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Таким образом, экономическая безопасность муниципального образования представляет собой состояние защищенности его экономики (экономической системы) от внешних и внутренних угроз.

Систему показателей оценки авторы чаще всего разрабатывают на базе выделения основных функциональных сфер (подсистем) 26

жизнедеятельности муниципального образования. Обычно выделяются такие подсистемы как: социальная, экономическая и природная. В отношении остальных мнения варьируются.

Количество показателей (индикаторов), рекомендуемых в методиках для оценки экономической безопасности муниципального образования, колеблется в диапазоне от 12 до 32. В связи с чем в некоторых методиках для снижения сложности анализа оценки экономической безопасности на основе достаточно обширного перечня разнообразных показателей предлагается рассчитывать интегральный показатель.

Также необходимо отметить, что в рассмотренных методиках оценка экономической безопасности проводится на базе количественных показателей.

Авторы для расчета предлагаемых показателей (индикаторов) в качестве исходной информации рекомендуют использовать доступные официальные статистические данные. Это позволяет сделать вывод о совместимости данных методик с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования, а также возможности регулярного получения объективных фактических данных.

Как правило методики содержат разработанные авторами общие для всех муниципальных образований пороговые значения критериев экономической безопасности. В тоже время, особенности типа, положения и социально -экономического развития того или иного муниципального образования могут стать ограничением применения таких пороговых значений из-за отсутствия возможности их достижения.

Некоторые методики содержат рекомендации по интерпретации полученных результатов. В частности, алгоритм отнесения муниципального образования к конкретной группе в зависимости от полученных значений показателей (индикаторов) оценки его экономической безопасности.

Обобщая вышесказанное можно утверждать, что в научной среде в настоящее время не сложилось единого мнения и, соответственно, методического подхода к оценке экономической безопасности муниципального образования [7, 8, 9].

В качестве мер по развитию методики оценки экономической безопасности муниципального образования предлагается включить в систему показателей такой оценки индикаторы, приближение значений которых к пороговым величинам будет сигнализировать о снижении (потери) защищенности экономики (экономической системы) муниципального образования от угрозы утраты собственного бюджета и обособленной муниципальной собственности. Утрата данных конституирующих признаков ведет к прекращению существования муниципального образования.

Показатели оценки рекомендуется формировать в разрезе экономической подсистемы социально - экономической системы муниципального образования, включив в их состав:

1) показатели, отражающие состояние муниципального бюджета:

- уровень покрытия доходами расходов местного бюджета;

- наличия у местного бюджета «резервов», т.е. превышения доходной части бюджета над расходной;

- уровень покрытия расходов на реализацию собственных полномочий муниципального образования собственными доходами;

2) показатели, отражающие состояние муниципальной собственности:

- количество и состояние объектов муниципальной собственности;

- стоимость объектов муниципальной собственности;

- результат использования объектов муниципальной собственности.

При необходимости система индикаторов экономической безопасности муниципального образования может быть дополнена другими индикаторами (число которых, однако, не должно быть слишком большим).

Пороговые значения критериев экономической безопасности муниципальных образований целесообразно устанавливать в разрезе основных их типов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ.

Оценка экономической безопасности муниципального образования предполагает следующие этапы: разработку концепции исследования (определение целей, задач и т.п.); определение индикаторов оценки; установление пороговых значений индикаторов оценки; сбор данных; обработка; анализ и определение проблемных сфер; разработка комплекса мер по решению проблемных сфер и повышению уровня безопасности муниципального образования.

Литература

1. Орлова Н.Ю. Механизм формирования экономической безопасности муниципального района // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2010. № 1. С. 63-66.

2. Асанов А. Н. Инновационная система управления обеспечением экономической безопасности муниципальных образований // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №2 (22).

3. Жигалова О.В. Методическое обеспечение оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований // Региональная экономика. Юг России. 2017. № 1 (15).

4. Орехова Е.А., Плякин А.В. Пространственный анализ и оценка угроз безопасности социально-экономического развития малых и средних городов // Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 3, Экон. Экол. 2016. № 4 (37). С. 6581.

5. Мингалева Ж. А. Структурная модернизация: вопросы экономической безопасности муниципальных образований Экономика региона № 1/2012. С.109-117.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.

7. Палкина М.В., Палкин А.Ю. Экономическая безопасность муниципального образования // Инновационное развитие экономики. 2016. № 5 (35). С. 243-249.

8. Каранина Е.В. Цели и приоритеты социально-экономического развития кировской области, ориентированные на рыночную устойчивость и экономическую безопасность // Сборник материалов международной научно-практической конференции: «Актуальные вопросы современной науки и образования». Московский финансово-юридический университет МФЮА, Кировский филиал. Киров, 2017. С. 777-783.

9. Катаева Н.Н., Фокина О.В. Критерии оценки финансовой устойчивости и безопасности экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 8. С. 186188.

УДК 332.12: 330.55(470.315) ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ НА ДИНАМИКУ СДВИГОВ В СТРУКТУРЕ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Петров Александр Николаевич (petrov_a-n@mail.ru) ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» Статья подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом РФФИ №15-46-03180

Получен однородный ряд динамики отраслевой структуры валового регионального продукта Ивановской области на интервале времени с 1996 по 2015 год. Проведен анализ влияния финансово-экономических кризисов 1998 и 2009 годов на физический объем, скорость, интенсивность и направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.