Научная статья на тему 'УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)'

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердникова Г.А., Игнатова А.С.

В статье рассмотрены основные угрозы муниципальной экономической безопасности городского округа. Разработаны предложения по нейтрализации угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)»

УДК 338.2

Г.А. Бердникова, А.С. Игнатова

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

В статье рассмотрены основные угрозы муниципальной экономической безопасности городского округа. Разработаны предложения по нейтрализации угроз.

Ключевые слова: муниципальная экономическая безопасность, внешние угрозы безопасности, внутренние угрозы безопасности, бюджет.

Экономическая безопасность муниципального образования представляет собой обеспечение устойчивого экономического развития территории и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз.

Угрозы муниципальной экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство муниципального образования, ущемляющие экономические интересы личности, общества и образования.

Для экономической безопасности Режевского городского округа в настоящее время можно выделить следующие виды угроз:

1. внешние угрозы, включающие в себя: внешнеполитические угрозы и внешнеэкономические угрозы. К примерам внешних угроз можно отнести падение цен на никель, что влечет за собой снижение объема выпускаемой продукции ПО «Режникель», а, следовательно, уменьшение поступлений в доходную часть бюджета городского округа и снижение номинальной заработной платы сотрудников завода. Актуальной внешней угрозой муниципальной экономической безопасности Режевского городского округа стала ситуация с терроризмом. По данным ОМВД России по Режевскому району на территории городского округа в октябре 2015 г. задержано 2 участников террористической организации, производящих вербовку в преступную организацию с целью совершения подрывов.

2. внутренние угрозы муниципальной экономической безопасности, которые дифференцируются на политические, экономические и экологические и социальные. Экологические угрозы могут проявляться в форме низкого уровня природоохранной деятельности и экологической безопасности. На территории Режевского городского округа действуют такие градообразующие предприятия как ПО «Режникель» и ОАО «Сафмедь». В отношении ПО «Режникель» прокуратурой г. Реж неоднократно возбуждались дела об административном правонарушении по факту превышения предельных выбросов в окружающую среду, юридическое лицо привлекалось к ответственности. ОАО «Сафмедь» профилируется на добыче металлических руд, добыче руд цветных металлов, кроме урановой и ториевой руд, добыче и обогащении медной руды, что также влечет за собой возможность появления экологической угрозы территории городского округа, а значит, и муниципальной экономической безопасности.

К политической угрозе для муниципальной экономической безопасности Режевского городского округа относят конфликтность различных институтов власти, приводящая к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой. Не является конфиденциальной информация о разрозненности мнений руководства органов местного самоуправления по ключевым вопросам управления муниципальным образованием.

К социальным угрозам относят усиление имущественного расслоения населения, увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и безработных, деградация учреждений социальной сферы. О наличии данной угрозы свидетельствует превышение показателя доли численности населения с доходами ниже прожиточного минимума порогового значения больше чем на 50%. Внутренней социальной угрозой муниципальной экономической безопасности городского округа в настоящее время является изношенность теплосетей, что приводит к увеличению теплопотерь и как следствие повышению оплаты за подачу тепловой энергии потребителями. Решением Режевского городского суда от 2015 г. городской округ обязали провести капитальный ремонт тепловых сетей, что будет дополнительной нагрузкой на бюджет.

© Бердникова Г.А., Игнатова А.С., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 9(60).

ISSN 2223-4047

К внутренним экономическим угрозам относят наличие задолженности по исполнительным листам (должник - Режевской городской округ); размер которой составляет более 70 000 000 руб.; отсутствие притока инвестиций в экономику; недостаточная поддержка сельхозтоваропроизводителей со стороны государства и органов местного самоуправления; неэффективное расходование бюджета, увеличение дефицита и т.д.

Помимо этого, к внутренним угрозам можно отнести: плохое качество автомобильных дорог общего пользования; наличие склада боеприпасов на территории муниципального образования,

Нейтрализацию указанных выше угроз муниципальной экономической безопасности Режевского городского округа необходимо осуществлять при соблюдении следующих принципов:

- своевременность: постановка задач комплексной безопасности на ранних стадиях разработки системы безопасности на основе анализа и прогнозирования обстановки, угроз;

- комплексность: обеспечение безопасности населения Режевского городского округа от возможных угроз всеми доступными законными средствами и методами;

- непрерывность: мероприятия, направленные на нейтрализацию действия угроз должны носить непрерывный характер;

- законность: принимаемые мероприятия по снижению воздействия угроз муниципальной экономической безопасности должны быть основаны на федеральном законодательстве в области предпринимательской, инвестиционной деятельности, информатизации и защиты информации, а также других нормативных актов по безопасности;

- экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности;

- взаимодействие и координация: осуществление мер обеспечения муниципальной экономической безопасности на основе взаимодействия всех органов местного самоуправления и государственных органов власти.

Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности Режевского городского округа следует разрабатывать в следующих направления:

1. развитие механизмов муниципально-частного партнерства на территории Режевского городского округа. Посредством объединения усилий органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и общественных институтов возможно активизировать инвестиционно-инновационную деятельность и обеспечить, в конечном счете, нейтрализацию угрозы муниципальной экономической безопасности. Модернизация экономики, основанная на поддержке частной инициативы, способствует повышению производительности труда и роста конкурентоспособности производственных предприятий городского округа;

2. развитие малого и среднего предпринимательства, подразумевающее дальнейшее совершенствование существующих механизмов, и реализация новых направлений муниципальной поддержки, укрепление местного рынка товаров и услуг;

3. повышение качества и доступности образования в соответствии с запросами населения Родни-ковского района и перспективными задачами развития экономики района;

4. реализация права граждан на доступ к услугам и учреждениям физической культуры и спорта на всей территории района;

5. обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям;

6. обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, 100%-ое удовлетворение потребности в социальных услугах граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании;

7. содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы;

8. повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

9. сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры;

10. повышение энергетической обеспеченности, развитие системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства района для улучшения социально-экономических условий жизни населения и обеспечения равномерного развития экономики и социальной сферы;

11. проведение органами местного самоуправления мероприятий по расширению бюджетно -ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств. Осуществление контроля исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств;

12. борьба с коррупцией на всех уровнях;

13. инновационное обновление традиционных секторов промышленности (металлургия, машиностроение и лесной комплекс) с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ Режевского городского округа, формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом;

14. реализация мероприятий, направленных на многократный рост производительности труда;

15. формирование сектора «новой экономики» в машиностроительном комплексе и обеспечение его приоритетного развития;

16. создание современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на «экономике знаний», выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам;

17. осуществление качественной подготовки кадров, работающих с бюджетным процессом и расходованием бюджетных средств, т.к. именно от их квалификации зависит качество сформированного бюджета, процент его исполнения по доходной и расходной части, а, следовательно, реализация мероприятий, направленных на стабилизацию экономического роста муниципалитета и как следствие укрепление экономической безопасности муниципального образования.

18. проведение анализа текущего состояния социально-экономической сферы, оценка степень зависимости экономики от факторов, которые могут негативно повлиять на показатели социально -экономического развития и бюджетную систему, произвести сравнение с другими муниципальными образованиями Свердловской области.

По результатам этих исследований выявляются ключевые особенности, нерешенные вопросы и проблемы экономики и бюджетной сферы, которые должны будут найти свое отражение в долгосрочной бюджетной стратегии. На основании полученных данных формируется и реализуется перспективные для данной территории направления в укреплении бюджета.

Муниципальная экономическая безопасность относится к числу тех проблем, которые волнуют каждого, и от решения которых зависит уровень социально-экономического развития любого муниципального образования. Обеспечение муниципальной экономической безопасности позволяет добиться стабильного, эффективного экономического развития, а отсюда последуют и результаты, выраженные в экономической независимости, своевременном обновлении производства, обеспечении рациональной и эффективной занятости, повышении благосостояния людей, их социальной защищенности.

На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования, определения конкурентных преимуществ и проблем, тормозящих прогрессивное движение, негативных моментов и тенденций, необходим анализ социально-экономического развития муниципального образования. Данные, полученные в результате анализа могут быть использованы при формировании стратегических направлений по нейтрализации угроз.

Библиографический список

1. Боташева Л.Э. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности на муниципальном уровне. [Текст] // Общество и право. - 2010. -№ 4 (31). - С. 77-79.

2. Лыскова Н.А. Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность [Электронный ресурс]// Международный научныйжурнал Инновационная наука. - 2016. - № 2. - 21-27. Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-2.pdf.

3. Силина Т.Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. - С. 1077-1081.

4. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Манохина, М.В. Попов, Н.П. Колядин, И.Э. Жадан; Под ред. Н.В. Манохиной - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.

5. Режевской городской округ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rezhevskoy.midural.ru/ document/category/3#document_list.

БЕРДНИКОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.

ИГНАТОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.