Научная статья на тему 'Субъект-объектная структура экономической безопасности в лесном секторе экономики'

Субъект-объектная структура экономической безопасности в лесном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3072
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА / ЛЕСНОЙ СЕКТОР / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / THREAT TO SECURITY / ECONOMIC SECURITY / SUBJECT - OBJECT STRUCTURE / FOREST SECTOR / LEVELS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Константинов Артем Васильевич

Экономическая безопасность лесного сектора - это состояние эффективного, рационального использование ресурсов лесной отрасли для предотвращения, ослабления и защиты от угроз, опасностей и других непредвиденных обстоятельств при обеспечении достижения целей в условиях конкуренции и риска. Данное определение экономической безопасности лесного сектора отражает эту отрасль в ситуации неопределенности, непредсказуемости, изменения как внутренних условий хозяйствования, так и внешних: политических, макроэкономических, экологических, правовых. В отношении лесного сектора выделены такие субъекты экономической безопасности, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица. Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние лесного сектора в текущем и перспективном периодах, т. е. все те преобразования (использование, охрана, защита, воспроизводство), которые направлены на то, чтобы повысить уровень экономической безопасности анализируемого сектора экономики. Стабильное состояние лесного комплекса как объекта экономической безопасности включает в свой состав устойчивое положение лесного хозяйства и лесопромышленных отраслей по заготовке и переработке древесины. Обеспечение безопасности лесного сектора экономики РФ может быть достигнуто лишь путем осуществления единой государственной политики и систем мер экономического, политического, организационного и другого порядка, которые соответствуют жизненно важным интересам объекта экономической безопасности. Эта комплексная система обеспечения экономической безопасности является совокупностью взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты сектора от реальных или потенциальных воздействий, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Константинов Артем Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-OBJECT STRUCTURE OF ECONOMIC SECURITY IN FOREST SECTOR OF ECONOMY

Economic security of forest sector is a state effective, rational use of resources of forest branch for prevention, easing and protection against threats, dangers and other unforeseen circumstances when ensuring achievement of the objectives in the conditions of the competition and risk. This definition of economic security of forest sector reflects this branch in a situation of uncertainty, unpredictability, change both internal conditions of managing, and external: political, macroeconomic, ecological, legal. Concerning forest sector the author allocated such subjects of economic security as the Russian Federation, subjects of the Russian Federation, municipalities, citizens, legal entities. As object of system of providing economic security the stable economic condition of forest sector in the current and perspective periods acts, i.e. all those transformations (use, protection, protection, reproduction) which directs to increasing the level of economic security of the analyzed economy sector. The stable condition of a forest complex as object of economic security includes in the structure the steady provision of forestry and timber industry branches on preparation and processing of wood. Safety of forest sector of economy of the Russian Federation can be only with implementation of a uniform state policy and systems of measures of economic, political, organizational and other order which correspond to the vital interests of object of economic security. This complex system of providing economic security is set of the interconnected actions of organizational and legal character which are necessary for protection of sector against real or potential influences which can lead to essential economic losses.

Текст научной работы на тему «Субъект-объектная структура экономической безопасности в лесном секторе экономики»

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

КОНСТАНТИНОВ АРТЕМ ВАСИЛЬЕВИЧ

ФБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: konstantinov_a82@mail.ru

Экономическая безопасность лесного сектора - это состояние эффективного, рационального использование ресурсов лесной отрасли для предотвращения, ослабления и защиты от угроз, опасностей и других непредвиденных обстоятельств при обеспечении достижения целей в условиях конкуренции и риска. Данное определение экономической безопасности лесного сектора отражает эту отрасль в ситуации неопределенности, непредсказуемости, изменения как внутренних условий хозяйствования, так и внешних: политических, макроэкономических, экологических, правовых. В отношении лесного сектора выделены такие субъекты экономической безопасности, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица. Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние лесного сектора в текущем и перспективном периодах, т. е. все те преобразования (использование, охрана, защита, воспроизводство), которые направлены на то, чтобы повысить уровень экономической безопасности анализируемого сектора экономики. Стабильное состояние лесного комплекса как объекта экономической безопасности включает в свой состав устойчивое положение лесного хозяйства и лесопромышленных отраслей по заготовке и переработке древесины. Обеспечение безопасности лесного сектора экономики РФ может быть достигнуто лишь путем осуществления единой государственной политики и систем мер экономического, политического, организационного и другого порядка, которые соответствуют жизненно важным интересам объекта экономической безопасности. Эта комплексная система обеспечения экономической безопасности является совокупностью взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты сектора от реальных или потенциальных воздействий, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

Ключевые слова: угроза безопасности, экономическая безопасность, субъект-объектная структура, лесной сектор, уровни управления.

Безопасность, в том числе экономическая, приобретает в современных условиях хозяйствования особую значимость, что определяется необходимостью обеспечения защищенности как отдельно взятого сектора экономики, так и всего государства.

По мнению С. Ю. Глазьева [1], угроза - это постоянно существующая объективная реальность, потенциально направленная на нарушение свойств (объекта) системы, уровень опасности которой не зависит от усилий по обеспечению безопасности.

Л. П. Гончаренко [2] утверждает, что угроза -наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, создающих опасность для интересов государства, общества, предприятий, личности, а также национальных ценностей и национального образа жизни.

Угрозы - это негативные изменения во внешней политической, экономической и природной среде, которые наносят ощутимый реальный или потенциальный ущерб государству в целом, его структурным элементам и непосредственно жизненным, политическим, экономическим интересам граждан России.

В законе Российской Федерации «О безопасности» (ст. 3) дается определение угрозы безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства [3].

Г. С. Вечканов [4] отмечает, что угрозы экономической безопасности - это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни.

Таким образом, угрозы экономической безопасности - это процессы и явления, способствующие обострению противоречий между субъектом и объектом лесного сектора, их интересам. Необходимость защиты от угроз ложится дополнительным бременем, с одной стороны, на бюджет государства, а с другой - является одним из источников дальнейшего экономического развития лесной отрасли. По отношению к экономическим интересам данного сектора угрозы вызывают необходимость изменений, корректировки в стратегию дальнейшего развития, уточнения приоритетов.

Если рассматривать экономическую безопасность, основываясь на работах отечественных авторов, можно сделать вывод о том, что данное понятие означает важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать те необходимые условия жизнедеятельности населения, стабильное обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Рассматривая экономическую безопасность, следует отметить, что ее устойчивое положение зависит от экономической безопасности составляющих ее секторов, например, лесного, который занимает должное положение в экономике. Необходимо отметить важность безопасности каждого сектора для обеспечения безопасности в целом на уровне страны. Ведь экономическая безопасность страны может состояться только при условии, что каждый сектор поддерживает свою целостность изнутри, создает необходимые предпосылки для гарантированного вклада в общую безопасность.

Экономическая безопасность лесного сектора является неотъемлемым элементом системы экономической безопасности страны в целом, наряду с техногенной, экологической, информационной, научно-технической и пожарной.

При рассмотрении безопасности лесного сектора в обеспечении экономической безопасности страны следует отметить, что Россия занимает первое место в мире по наличию лесных насаждений различных категорий (20 % площадей лесов планеты). Развитие лесного сектора требует кардинального обновления и повышения эффективности использования для более устойчивого развития [5].

Почти % площади земель, на которых расположены леса, приходится на Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, 10 % общей площади лесов занимают леса Северо-Западного

федерального округа, 9,7 % - леса Уральского федерального округа. Лесистость данных территорий колеблется от 18,6 % (Калининградская область) до 83,0 % (Иркутская область). На долю Центрального, Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов приходится 6,1 % площади лесного фонда и 12,4 % общего запаса древесины. Лесные ресурсы, их размер, структура, динамика и баланс источников формирования являются важнейшими факторами экономического развития субъектов хозяйствования на всех уровнях от предприятий до Федерации в целом. Именно ресурсный потенциал является объективной предпосылкой (возможностью) в реализации его программ развития и характеризуется насыщенностью территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.) [6].

Сущность экономической безопасности лесного сектора отражается в системе критериев и показателей, то есть оценки состояния данной отрасли с точки зрения тех процессов, которые наиболее полно ее раскрывают. Это могут быть как ресурсный потенциал древесины и возможности его развития, так и уровень эффективности использования ресурсами, конкурентоспособность предприятий лесной промышленности.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что экономическая безопасность лесного сектора - это состояние эффективного, рационального использования ресурсов лесной отрасли для предотвращения, ослабления и защиты от угроз, опасностей и других непредвиденных обстоятельств при обеспечении достижения целей в условиях конкуренции и риска. Это формирование условий социально-экономического развития Российской Федерации в плане обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечения баланса и повышения продуктивности и качества лесов.

Данное определение экономической безопасности лесного сектора отражает эту отрасль в ситуации неопределенности, непредсказуемости, изменения как внутренних условий хозяйствования, так и внешних: политических, макроэкономических, экологических, правовых. То есть в данной ситуации ресурсы лесного сектора (материальные, природные, трудовые ресурсы и финансовые и т. д.) используются в первую очередь для достижения запланированных целей, а не только для предотвращения опасностей и угроз. И такой путь - это путь достижения стратегических целей и обеспечения устойчивого интенсивного развития лесного сектора в целом.

А. V. КОШТАЖМОУ

Одними из основных элементов экономической безопасности, которые, несомненно, стоит выделить - это ее субъекты и объекты.

Под объектами экономической безопасности понимается как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства; человеческие ресурсы, особенно функционирующее трудоспособное население; производственные фонды; непроизводственные фонды; недвижимость; финансовые ресурсы; хозяйственные структуры; регионы; предприятия; семья; человек [7].

Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы, биржи, фонды и страховые компании), а также предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного сектора экономики [7].

Объекты экономической безопасности могут классифицироваться по содержанию и характеру возникающих в экономической системе отношений, отраслевой или территориальной принадлежности, роли или месту в создании конечного результата [8; 9] .

В свою очередь, субъекты системы обеспечения экономической безопасности носят более сложный характер, поскольку их деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды, которая окружает данный объект экономической безопасности. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность: внешние и внутренние субъекты.

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников отношений. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного объекта.

Касаясь непосредственно лесного сектора, согласно ст. 4 ЛК РФ «Участники лесных отношений», можно выделить следующие субъекты экономической безопасности: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования; граждане; юридические лица [10].

Основным субъектом обеспечения безопасности определено государство, органы государ-

ственной власти Российской Федерации, органы государственной власти ее субъектов, министерства и государственные комитеты РФ, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных и региональных программ защиты жизненно важных интересов объектов экономической безопасности.

В системном подходе к управлению лесным сектором РФ выделена определенная организационная структура, которая содержит три уровня: федеральный уровень; окружной уровень; региональный уровень.

Федеральный уровень обеспечения экономической безопасности лесного сектора представляет Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ, который является постоянно действующим совещательным органом, который образован в целях разработки предложений, связанных с реализацией государственной политики в области развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса, оказывающий непосредственное содействие первостепенному органу в системе управления лесным хозяйством Правительству РФ. В прямом подчинении у Правительства РФ находится основной для лесного сектора орган государственного управления - Министерство природных ресурсов и экологии РФ. В ведении Министерства находится управляющий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений -Федеральное агентство лесного хозяйства. Оно осуществляет свою деятельность, через свои территориальные органы - Департаменты лесного хозяйства в федеральных округах, представляющие окружной уровень системы управления лесным хозяйством и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Окружной уровень, в свою очередь, представлен исполнительным органом представительства Президента РФ в федеральных округах - Аппаратом полномочных представителей Президента РФ, который является подразделением Администрации Президента РФ и осуществляет свои полномочия на основании Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и находится в прямом совещательном взаимодействии с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Основными полномочиями федерального и окружного уровней управления являются: разра-

ботка лесной политики; нормативно-правовое регулирование в области лесных отношений; разработка государственных программ развития лесного комплекса; планирование и доведение субвенций местным органам власти со стороны государства; контроль за исполнением субъектами РФ переданных им полномочий со стороны федерального уровня; государственная инвентаризация лесов; мониторинг состояния лесного комплекса; согласование приоритетных инвестпроек-тов; научное и образовательное обеспечение лесного хозяйства.

Региональный уровень системы управления в свою очередь представлен органами государственной власти субъектов РФ, с непосредственным надзором Аппарата полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

В полномочия данного уровня входит: разработка региональных программ развития, лесное планирование; ведение государственного лесного реестра; организация использования лесов и ведения лесного хозяйства; организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах; государственная экспертиза проектов освоения лесов; утверждение заявки на реализацию инвестиционных проектов; осуществление государственного лесного контроля и надзора; осуществление государственного пожарного надзора в лесах; принятие нормативно-правовых актов субъектами РФ.

Вся представленная выше система управления лесным сектором осуществляется государственными органами, но в соответствии с Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 27-ФЗ, в системе лесного сектора теперь могут функционировать и государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса.

Определив систему государственных органов управления как основных субъектов обеспечения экономической безопасности лесного сектора, можно выделить следующие задачи государственной политики в области развития лесного комплекса РФ: повышение эффективности управления лесным сектором экономики; интенсификация использования и воспроизводства лесов, повышение конкурентоспособности российской лесной промышленности, в том числе увеличение производства лесобумажной продукции с высо-

кой добавленной стоимостью; развитие системы стратегического и текущего планирования в лесном секторе экономики, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, на основе программно-целевого подхода, а так же достаточной и достоверной информации; развитие на основе государственного частного партнерства транспортной, производственно-энерге-тической и социальной инфраструктуры; разработка и внедрение финансово-экономических механизмов стимулирования лесовос-становления и лесоразведения, обеспечивающих непрерывность лесов и увеличение лесных территорий в малолесных регионах; своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз экономической безопасности; реализацию оперативных долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; создание эффективного механизма контроля за исполнением законодательства; повышение уровня конкурентоспособности сектора; поддержка инвестиционной и инновационной активности.

В этой связи очевидно, что обеспечение безопасности лесного сектора экономики РФ может быть достигнуто лишь путем осуществления единой государственной политики и систем мер экономического, политического, организационного и другого порядка, которые соответствуют жизненно важным интересам объекта экономической безопасности. Эта комплексная система обеспечения экономической безопасности является совокупностью взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты сектора от реальных или потенциальных воздействий, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

Таким образом, можно выделить следующие основные функции всех субъектов, которые обеспечивают экономическую безопасность лесного сектора: выявление действительных и возможных угроз; профилактика возможного воздействия реальных и вероятных угроз; подготовка к отражению возможного деструктивного воздействия угроз; непосредственное противостояние воздействию угрожающих деструктивных факторов; преодоление последствий воздействия угрожающих деструктивных факторов; мониторинг отражения непосредственного воздействия угрожающих деструктивных факторов и его последствий; подготовка более совершенной системы экономической безопасности на основе учета итогов отражения непосредственного воздействия и последствий воздействия угрожающих деструктив-

А. V. KONSTANTINOV

ных факторов по отношению к системе экономической безопасности.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние лесного сектора в текущем и перспективном периодах, то есть все те преобразования (использование, охрана, защита, воспроизводство), которые направлены на то, чтобы повысить уровень экономической безопасности анализируемого сектора экономики.

Стабильное состояние лесного комплекса как объекта экономической безопасности включает в свой состав устойчивое положение лесного хозяйства и лесопромышленных отраслей по заготовке и переработке древесины и, соответственно, всего того, что с ними связано.

Лесное хозяйство - отрасль, осуществляющая изучение, учет, воспроизводство и выращивание лесов, охрану их от пожаров, вредителей и болезней, регулирование использования лесов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении защитных и биорегулирующих функций леса, организацию использования лесов в других специальных целях.

Рассматривая в качестве объекта экономической безопасности устойчивое состояние лесного хозяйства, можно выделить следующие объекты экономической безопасности, на которые направлена система социально-экономических отношений:

- согласно ст. 5ЛК РФ, лес как - экологическая система или природный ресурс;

- согласно ст. 6 ЛК РФ, земли лесного фонда;

- согласно ст. 7 ЛК РФ, это лесной участок. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Лесная промышленность России - совокупность отраслей российской промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. Это одна из старейших отраслей. Условно все отрасли лесопромышленного комплекса можно разделить на 4 группы:

- лесозаготовительная промышленность -заготовка древесины;

- деревообрабатывающая промышленность -механическая и химико-механическая обработка и переработка древесины, плитное производство, мебельное производство, производство пиломатериалов и т. д.;

- целлюлозно-бумажная промышленность преимущественно химическая переработка древесины, производство целлюлозы, бумаги и картона;

- лесохимическая промышленность - производство древесного угля, канифоли, скипидара.

Таким образом, применительно к лесному сектору основным субъектом обеспечения безопасности определено государство, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти ее субъектов, министерства и государственные комитеты РФ, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных и региональных программ защиты жизненно важных интересов объектов экономической безопасности. Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние лесного сектора в текущем и перспективном периодах, то есть все те преобразования (использование, охрана, защита, воспроизводство), которые направлены на то, чтобы повысить уровень экономической безопасности лесного хозяйства и лесопромышленных отраслей по заготовке и переработке древесины. Рассматривая в качестве объекта экономической безопасности устойчивое состояние лесного хозяйства, можно выделить следующие объекты экономической безопасности, на которые направлена система социально-экономических отношений: экологическая система или природный ресурс; это земли лесного фонда; лесная промышленность России.

Литература

1. Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный рефор-мационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 5.

2. Гончаренко Л. П. Экономическая безопасность / отв. ред. Ф. В. Акулинин. М. Издательство Юрайт, 2014.

3. О безопасности: закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. СПб.: Питер, 2007. С. 67-68.

5. Моисеев Н. А. Лесная экономика: проблемы и решения // Лесное хозяйство. 2010. № 2. С. 7.

6. Зиновьева И. С. Устойчивое сбалансированное развитие экономики регионов малолесной зоны России: проблемы и пути достижения: монография. Воронеж: ВГЛТА, 2014.

7. Экономическая безопасность: учеб. пособие / под ред. Н. В. Манохиной. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

8. Константинов А. В. Методология оценки уязвимости лесного сектора экономики в условиях изменения климата // Труды Санкт-Петербургского научно -исследовательского института лесного хозяйства. 2014. № 3. С. 73-77.

9. Константинов А. В. Совершенствование типо-логизации угроз экономической безопасности в условиях антропогенного изменения климата // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 12. С. 139-144.

10. Лесной кодекс Российской Федерации]: от 04.12.2006. № 200-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Glaz'ev S. Yu. Osnovy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti strany - al'ternativnyj reformatsionnyj kurs [Bases of providing economic security of the country - alternative reformational course] // Ros-sijskij ekonomicheskij zhurnal. 1997. № 1. S. 5.

2. Goncharenko L. P. Ekonomicheskaya bezopas-nost' [Economic security] / otv. red. F. V. Akulinin. M. Izdatel'stvo Yurajt, 2014.

3. O bezopasnosti: zakon Rossijskoj Federatsii ot 5 marta 1992 goda №2446-1 [About safety: the law of the Russian Federation, March 5, 1992 № 2446-1]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Vechkanov G. S. Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic security]. SPb.: Piter, 2007. S. 67-68.

5. Moiseev N. A. Lesnaya ekonomika: problemy i resheniya [Forest economy: problems and decisions] // Lesnoye khozyajstvo. 2010. № 2. S. 7.

6. Zinov'eva I. S. Ustojchivoye sbalansirovannoye razvitiye ekonomiki regionov malolesnoj zony Rossii: problemy i puti dostizheniya: monografiya [Sustainable balanced development of economy of regions of a low-forest zone of Russia: problems and ways of achievement]. Voronezh: VGLTA, 2014.

7. Ekonomicheskaya bezopasnost': ucheb. posobiye / pod red. N. V. Manokhinoj. M.: NITS INFRA-M, 2014.

8. Konstantinov A. V. Metodologiya otsenki uyazvimosti lesnogo sektora ekonomiki v usloviyakh iz-meneniya klimata [Methodology of assessment of vulnerability of forest sector of economy in the conditions of climate change] // Trudy Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta lesnogo khozyajstva. 2014. № 3. S. 73-77.

9. Konstantinov A. V. Sovershenstvovaniye tipolo-gizatsii ugroz ekonomicheskoj bezopasnosti v usloviyakh antropogennogo izmeneniya klimata [Improvement of ty-pologization of threats of economic security in the conditions of anthropogenous climate change] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 12. S. 139-144.

10. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federatsii [Forest code of the Russian Federation]: ot 04.12.2006 № 200-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

* * *

SUBJECT-OBJECT STRUCTURE OF ECONOMIC SECURITY IN FOREST SECTOR OF ECONOMY

KONSTANTINOV ARTEM VASILYEVICH St. Petersburg Forestry Research Institute, St. Petersburg, the Russian Federation, e-mail: konstantinov_a82@mail.ru

Economic security of forest sector is a state effective, rational use of resources of forest branch for prevention, easing and protection against threats, dangers and other unforeseen circumstances when ensuring achievement of the objectives in the conditions of the competition and risk. This definition of economic security of forest sector reflects this branch in a situation of uncertainty, unpredictability, change both internal conditions of managing, and external: political, macroeconomic, ecological, legal. Concerning forest sector the author allocated such subjects of economic security as the Russian Federation, subjects of the Russian Federation, municipalities, citizens, legal entities. As object of system of providing economic security the stable economic condition of forest sector in the current and perspective periods acts, i.e. all those transformations (use, protection, protection, reproduction) which directs to increasing the level of economic security of the analyzed economy sector. The stable condition of a forest complex as object of economic security includes in the structure the steady provision of forestry and timber industry branches on preparation and processing of wood. Safety of forest sector of economy of the Russian Federation can be only with implementation of a uniform state policy and systems of measures of economic, political, organizational and other order which correspond to the vital interests of object of economic security. This complex system of providing economic security is set of the interconnected actions of organizational and legal character which are necessary for protection of sector against real or potential influences which can lead to essential economic losses.

Key words: threat to security, economic security, subject - object structure, forest sector, levels of management.

A. V. KONSTANTINOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.