Научная статья на тему 'Формирование организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона'

Формирование организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / AUTHORITIES / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL MECHANISM / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пивень А.Д.

В статье рассмотрены роль и значение экономической безопасности на региональном уровне управления, изложены позиции различных авторов на проблематику экономической безопасности региона, уточнена роль государственных и местных органов власти в процессе обеспечения региональной безопасности, выявлены направления формирования и элементы организационного механизма обеспечения экономической безопасности на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Пивень А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL MECHANISM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

In article the role and value of economic security at the regional level of management are considered, positions of various authors on a perspective of economic security of the region are stated, the role of the state and local authorities in the course of ensuring regional security is specified, the directions of formation and elements of the organizational mechanism of ensuring economic security at the level of the region are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 4. С. 99-105.

УДК 338.2(470)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Пивень А. Д.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: ada20.00@mail.ru

В статье рассмотрены роль и значение экономической безопасности на региональном уровне управления, изложены позиции различных авторов на проблематику экономической безопасности региона, уточнена роль государственных и местных органов власти в процессе обеспечения региональной безопасности, выявлены направления формирования и элементы организационного механизма обеспечения экономической безопасности на уровне региона.

Ключевые слова: регион, региональная безопасность, экономическая безопасность, органы власти, местное самоуправление, организационный механизм, обеспечение безопасности.

ВВЕДЕНИЕ

В современных политически и социально нестабильных условиях общественной жизни важную роль как с практической, так и c теоретико-методической точки зрения играют вопросы экономической безопасности. Данная категория рассматривается в научных исследованиях в преломлении конкретных объектов - экономическая безопасность предприятия, отрасли, региона, государства, межгосударственного альянса. Региональная безопасность в этом ряду занимает особое место, что обусловлено возможностью ее обеспечения в рамках легитимно установленных административно-территориальных границ и специфической экономической системы региона.

Следует отметить, что в научной литературе встречаются мнения, согласно которым регион не рассматривается в качестве субъекта экономической безопасности, так как экономическая безопасность может быть обеспечена только на уровне государства соответствующими органами власти и правительственными структурами. Однако, на наш взгляд, это положение относится скорее к общей системе национальной безопасности в рамках оборонной или валютной сфер функционирования государства, тогда как каждый регион является относительно самостоятельной экономической системой, встроенной в общенациональное экономическое пространство и делегирующей часть своих функций общенациональному центру.

Данное утверждение базируется и на положениях Стратегии национальной безопасности РФ, в которой отмечено, что сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации на региональном уровне обеспечивает стабильное состояние национальной безопасности [14].

Целью статьи явилось теоретико-методическое обоснование процесса формирования организационного механизма обеспечения экономической безопасности на региональном уровне.

99

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Безопасность региона как в целом, так и в сфере экономики является одной из важнейших характеристик его самодостаточности и самообеспеченности в рамках государства. Так, исследуя устойчивое развитие региона, А. Б. Чимитова и Е. А. Микульчинова рассматривают понятие его экономической безопасности как обеспечение воспроизводства структур экономической системы региона и активизацию хозяйственной деятельности в национальной пространственной экономике [15].

По мнению В. И. Осипова, «экономическая безопасность регионов - это совокупность текущего состояния, условий и факторов, отражающих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, определенной независимости и интеграции с экономикой страны» [11].

Т. В. Ускова и И. А. Кондаков понимают под экономической безопасностью региона «совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность экономики, устойчивость и поступательность ее развития, степень независимости и интеграции с экономикой страны, а также способность региональных органов государственной власти создавать механизмы реализации и защиты интересов хозяйствующих субъектов, поддержания социально-экономической стабильности территориального сообщества» [5]. Данной точки зрения придерживаются также Г. Г. Фетисов и В. П. Орешин [13].

Г. С. Вечканов, рассуждая об экономической безопасности региона, акцентировал внимание на обеспечении региональных интересов [1]. Сторонниками защиты интересов региона также являются И. В. Петров и Т. М. Оганян [12].

Коллектив авторов под руководством Н. В. Манохиной описывает структуру экономической безопасности региона как «комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для выживания системы региональной экономической безопасности и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития» [16]. В то же время Е. Н. Зименкова и В. М. Ячменева не считают необходимым сохранять региональные структуры, обосновывая свою точку зрения тем, что зачастую раздутые региональные структуры сами выступают угрозой экономической безопасности [2].

Сегодня региональные (местные) органы исполнительной власти выступают основным звеном исполнительной вертикали, на которую возлагается исполнение законов, указов, постановлений и решений Правительства Российской Федерации, а также задач социально-экономического развития регионов. Именно эти органы осуществляют постоянное влияние на низшие уровни власти, объекты управления всех форм собственности, экономическую, социальную, гуманитарную и другие функциональные сферы жизнедеятельности населения региона. При этом, согласно действующему законодательству, формы и методы их влияния не могут быть исключительно административными или экономическими в отношении к органам местного самоуправления, поскольку они осуществляются на основе делегированных полномочий указанными органами. Взаимодействие же органов

100

власти по горизонтали для обеспечения общего решения тех или других вопросов осуществляется по договорному принципу, отмечает О. Л. Казанцева [3].

Правовой основой организации и деятельности местных органов исполнительной власти являются положения ст. 130-133 Конституции Российской Федерации [6], а также соответствующие положения Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10].

Организация местного самоуправления подчиняется определенным принципам, которые обеспечивают необходимое единство местного самоуправления в масштабах всей страны.

Во-первых, местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ, согласно теории конституционного и муниципального права, по которой государство признает существование местного самоуправления, но не участвует в его учреждении.

Во-вторых, существует принцип самостоятельности местного самоуправления, который реализуется с помощью специальных юридических норм. Эти нормы предусматривают наделение местного самоуправления собственной компетенцией, которая состоит из предметов ведения, т. е. вопросов местного значения и полномочий по решению вопросов ведения.

В-третьих, реализуется принцип независимости местных органов власти. Вместе с тем это самая спорная из всех концептуальных установок в области организации и функционирования местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Руководители исполнительных органов субъектов России считают, что исключение местного самоуправления из государственной системы способствует потере управляемости территориями муниципальных образований. Они являются главными противниками существующей модели российского местного самоуправления, отмечает О. А. Лыкова [7].

В-четвертых, существует принцип ответственности местного самоуправления. Этот принцип реализуется в предусмотренных законодательством формах, среди которых:

- ответственность перед населением конкретного муниципального образования, которая наступает в результате утраты его доверия; при этом осуществление процедуры отзыва выборного должностного лица местного самоуправления требует обязательного установления фактов конкретных правонарушений с его стороны в судебном порядке;

- ответственность перед государством, которая устанавливается за нарушение Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, устава муниципального образования, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий; в качестве мер ответственности выступает роспуск представительного органа, отрешение от должности главы муниципального образования, признание недействующими в судебном порядке актов органов местного самоуправления и др.;

- ответственность перед физическими и юридическими лицами, которая предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами.

Исходя из сущности методов управления экономической безопасностью региона, в их непосредственном осуществлении участвуют практически все органы власти как административного, так и отраслевого характера. Об этом свидетельствует и обширный приведенный в Постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)» перечень органов исполнительной власти [8].

Следует отметить, что данный документ имеет ряд весьма существенных недостатков с точки зрения эффективности функционирования системы региональной экономической безопасности:

- во-первых, он был принят еще в 1996 году и в значительной степени утратил актуальность в условиях современного социально-экономического периода, в том числе в составе исполнительных органов, ответственных за разработку мер экономической безопасности;

- во-вторых, несмотря на то, что документ в своем названии предусматривает меры «реализации» Государственной стратегии экономической безопасности, фактически речь в нем идет о «разработке» параметров, характеризующих степень обеспечения экономической безопасности страны, то есть данный правовой акт носит скорее методический, нежели организационный характер;

- в-третьих, в документе рассматривается только федеральный уровень обеспечения экономической безопасности без учета роли в этом процессе органов местной власти и специфики самих регионов Российской Федерации.

Фактически на сегодня четкого организационного механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации как на национальном, так и на региональном уровне нет. Это практически нивелирует все действия, предпринимаемые правительством по обеспечению экономической безопасности страны, и размывает границы ответственности исполнительных органов власти в этой сфере управления. Для устранения данных недостатков в функционировании системы экономической безопасности региона необходимо разработать соответствующие нормативные акты, составляющие один из ее необходимых компонентов (рис. 1).

Как видно из схемы, представленной на рис. 1, неотъемлемым элементом организационно-методического обеспечения экономической безопасности региона выступает ее финансовый механизм. В Российской Федерации финансовая помощь из центрального бюджета распределяется субъектам РФ через пять фондов [4]:

1) фонд финансово-экономической поддержки субъектов РФ;

2) фонд компенсаций бюджетных затрат субъектов РФ;

3) фонд софинансирования расходов на социальную поддержку населения субъектов РФ;

4) фонд развития субъектов РФ;

5) фонд реформирования финансов субъектов РФ.

102

Расходы на федеральную поддержку национальных проектов субсидируются совместно с регионами РФ за счет средств центрального бюджета России, муниципальных образований и бюджетов субъектов РФ. По данному вопросу субъекты Российской Федерации имеют право издавать, принимать законы, другие нормативные правовые акты, в том числе местные региональные программы, вне зависимости от наличия в федеральных законах данных, устанавливающих указанное право (п. 3.1. ст. 26.3) [9].

Рис. 1. Схема взаимодействия компонентов организационно-методического механизма обеспечения экономической безопасности региона (сформировано автором).

ВЫВОДЫ

Анализ дефиниций категории «региональная экономическая безопасность» показал, что различия в ее понимании значительны. Неоднозначно определяется и

ее место в структуре экономической безопасности страны, представляющей собой многоуровневую систему.

При выделении объектов и уровней экономической безопасности целесообразно руководствоваться положениями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми управление экономикой страны осуществляется на трех уровнях: государственном (федеральном), субъектов Федерации и местного самоуправления (муниципальных образований). Именно на этих уровнях принимаются и реализуются основные нормативные правовые и политические документы, регулирующие экономические отношения.

Органы местного самоуправления наделены правом принимать стратегически важные решения, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности региона, однако в строгом соответствии с концепциями и программами национального уровня. Несовершенство соответствующей нормативно-правовой базы и организационно-методического механизма не позволяет на практике осуществлять реализацию мер по обеспечению региональной экономической безопасности и контроль за их исполнением. В этой связи оптимизация процесса обеспечения экономической безопасности регионов должна проходить в направлении разработки системы их оптимального взаимодействия с государством и экономико-математической модели обоснования степени открытости региональной экономики в рамках национального геополитического пространства.

Список литературы

1. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. СПб.: Вектор, 2005. 251 с.

2. Зименкова Е. Н., Ячменева В. М. Экономическая безопасность: региональный аспект // Культура народов Причерноморья. 2014. № 278. С. 21-26.

3. Казанцева О. Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система, содержание) // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Выпуск № 2 (78). Том 2. С. 106-109.

4. Коваленко М. В. Проблемы взаимодействия федеральных органов власти и власти субъектов Российской Федерации при реализации национальных проектов // Политика, экономика и инновации. 2016. № 2 (4). С. 1-4.

5. Кондаков И. А., Ускова Т. В. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 2. С. 37-50.

6. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.ru/index.htm.

7. Лыкова О. А. Институциональный механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления // Вопросы регулирования экономики. 2016. Том 7. № 3. С. 89-102.

8. О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений): Постановление Правительства РФ от 27.12.1996. № 1569 [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP;n=242732;req=doc#0.

9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти регионов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.1999. № 184-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/.

10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003. № 131-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/.

104

11. Осипов В. И. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. М.: Знание, 2009. 667 с.

12. Петров И. В., Оганян Т. М. Некоторые аспекты классификации индикаторов экономической безопасности региона // Пространство экономики. 2012. № 1-3. С. 201-204.

13. Региональная экономика и управление: учебник / Под ред. Г. Г. Фетисова, В. П. Орешина. М.: ИНФРА-М, 2006. 416 с.

14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 31.12.2015. № 683 [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&rnd=228224.23968125 87&dst= 100009&fld= 134#1.

15. Чимитова А. Б., Микульчинова Е. А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. 216 с.

16. Экономическая безопасность: учебное пособие / Под ред. Н. В. Манохиной. М.: ИНФРА-М, 2014. 240 с.

Статья поступила в редакцию 10.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.