Научная статья на тему 'Некоторые теоретические и организационные положения по совершенствованию взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с субъектами обеспечения региональной безопасности'

Некоторые теоретические и организационные положения по совершенствованию взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с субъектами обеспечения региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / REGIONAL SECURITY / INTERACTION / SUBJECTS OF REGIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балаева Д.Р.

В статье рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с субъектами обеспечения региональной безопасности. На фоне значительного количества научных публикаций по общим проблемам безопасности вопросы взаимодействия субъектов обеспечения региональной безопасности остаются малоисследованными. Указывается на необходимость системной работы МВД России по укреплению межведомственного взаимодействия в рамках четкого разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, консультативных и совещательных органов при высших должностных лицах субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Theoretical and Organization Provisions for Improving of Territorial Bodies Interaction at Regional Levelwith Subjects of Regional Security

The article considers some aspects of territorial bodies interaction of the MIA of Russia at regional level with subjects of regional security. Issues of subjects’ of regional security interaction are little-researched in the background of scientific papers about common security issues about interaction of subjects of regional security. It’s pointed that system work of the MIA of Russia in case of interdepartmental interaction and clear distinction between federal executive bodies, executive bodies of the entitles of the Russian Federation and public authorities in regional security sphere are essential.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические и организационные положения по совершенствованию взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с субъектами обеспечения региональной безопасности»

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

органов внутренних дел

Д. Р. БАДАЕВА,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: rashidovna_dj@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 -судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.

УДК 351.75

D. R. BALAEVA, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality: 12.00.11 — Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.

Некоторые теоретические и организационные положения по совершенствованию взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с субъектами обеспечения региональной безопасности

Some Theoretical and Organization Provisions for Improving of Territorial Bodies Interaction at Regional Level with Subjects of Regional Security

В статье рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с субъектами обеспечения региональной безопасности. На фоне значительного количества научных публикаций по общим проблемам безопасности вопросы взаимодействия субъектов обеспечения региональной безопасности остаются малоисследованными. Указывается на необходимость системной работы МВД России по укреплению межведомственного взаимодействия в рамках четкого разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, консультативных и совещательных органов при высших должностных лицах субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности.

The article considers some aspects of territorial bodies interaction of the MIA of Russia at regional level with subjects of regional security. Issues of subjects' of regional security interaction are little-researched in the background of scientific papers about common security issues about interaction of subjects of regional security. It's pointed that system work of the MIA of Russia in case of interdepartmental interaction and clear distinction between federal executive bodies, executive bodies of the entitles of the Russian Federation and public authorities in regional security sphere are essential.

* Ранее - старший инспектор по особым поручениям организационно-штатной группы МВД по Кабардино-Балкарской Республике.

** Earlier - senior inspector of high-profile cases for organizational staff group of the MIA on the Kabardino-Balkaria Republic.

Региональная безопасность, взаимодействие, Regional security, interaction, subjects of regional

субъекты обеспечения региональной безопас- security.

ности.

78

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О полиции»1 взаимодействие и сотрудничество являются одними из основных принципов деятельности полиции. Полиция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами и организациями. Полиция использует возможности общественных организаций и объединений, муниципальных и государственных органов в порядке, установленном действующим законодательством. При этом полиция, с одной стороны, а общественные организации и объединения, муниципальные и государственные органы, а также их должностные лица, с другой стороны, должны оказывать взаимное содействие в первую очередь при обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также при выполнении иных возложенных на полицию обязанностей. Иными словами, взаимодействие выступает в качестве интегрирующего фактора, следствием которого является объединение усилий его участников для достижения определенного результата.

При анализе определения категории взаимодействия территориальных органов МВД России с иными субъектами обеспечения региональной безопасности, следует учитывать, что изучению категории «взаимодействие» посвящено значительное количество научных исследований в различных сферах знаний. При этом основным является философское понимание данного термина, согласно которому указанная дефиниция отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого [6, с. 134].

Принимая во внимание, что территориальные органы МВД России являются одним из основных субъектов обеспечения региональной безопасности, их взаимодействие с иными органами обеспечения региональной безопасности можно представить как урегулированные нормами права и реализуемые совместно, согласованно по целям, задачам, методам и средствам их достижения меры, направленные на противодействие внешним и внутренним угрозам личности, обществу и органам государственной власти субъектов РФ.

Принципиальное значение для совершенствования рассматриваемой сферы деятельности

1 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ

РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

имеет системная работа МВД России по укреплению межведомственного взаимодействия.

В действующем законодательстве определение понятия «система обеспечения региональной безопасности» не дано, не прописан и перечень субъектов, обеспечивающих национальную безопасность на региональном уровне. Отсутствует разграничение сфер обеспечения региональной безопасности, не учтены пределы ведения Российской Федерации и полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Этот недостаток присущ в первую очередь действующей Стратегии национальной безопасности, в которой определены основные элементы национальной безопасности (государственная, общественная, экологическая и др.), но в то же время не установлена компетенция государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению указанных составляющих.

Система обеспечения региональной безопасности имеет комплексный характер, а ее институциональную составляющую представляют такие субъекты, как органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные и иные объединения и организации, физические лица.

Совместное выполнение задач по обеспечению региональной безопасности взаимодействующими субъектами предполагает соблюдение ряда условий и факторов. К их числу в первую очередь следует отнести общие цели, направления деятельности. Применительно к вопросам взаимодействия территориальных органов МВД России с иными субъектами (органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, юридическими и физическими лицами) в рассматриваемой сфере деятельности основными целями и направлениями деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Следующее условие — это четкое разграничение компетенции взаимодействующих субъектов и соответствие полномочиям, предоставленным указанным субъектам действующим законодательством, что предопределяет, в том числе, строгое соблюдение законности участниками взаимодействия.

Обязательным фактором взаимодействия является самостоятельность выбора субъектами

предусмотренных законом форм и методов участия в совместной деятельности, а также ответственность за результаты осуществляемых действий. Взаимодействие организуется и реализуется на паритетных началах.

В качестве значимых условий взаимодействия выделяются комплексное использование имеющихся у взаимодействующих органов сил и средств, конфиденциальность, непрерывность, активность, широкое применение научно-технических средств [3, с. 358].

Проблема организации взаимодействия территориальных органов МВД России с органами государственной власти и органами местного самоуправления находится в центре внимания исследователей и специалистов. При этом ученые отмечают как недостаточный уровень правовой регламентации рассматриваемой сферы, так и наличие проблем в организационном механизме взаимодействия.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»2 высшие должностные лица субъектов были наделены полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Организация взаимодействия территориальных органов МВД России предполагает установление тесных связей в интересах обеспечения региональной безопасности, а также координации совместных действий с органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе с территориальными органами ФСБ, ФСИН, ФССП, ФТС, МЧС, Следственного комитета, органами управления Минобороны, средствами массовой информации, общественными объединениями, организациями, гражданами.

Законодательством определены задачи, функции, составы действующих в субъектах РФ координационных совещаний по обеспечению правопорядка3, комиссий по противодействию экстремизму4, антикоррупционных комиссий5,

2 Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6656.

4 О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4705.

5 О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. II). Ст. 4477.

антинаркотических комиссий6, антитеррористических комиссий, оперативных штабов (органов управления, образованных для пресечения террористических актов, а также планирования и управления контртеррористическими операциями)7, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности8. В ряде случаев в регионах функционируют и иные совещательно-консультативные органы, сферой деятельности которых являются различные вопросы обеспечения национальной безопасности.

Указанные субъекты, по нашему мнению, могут быть отнесены к субъектам обеспечения региональной безопасности межотраслевой компетенции, т. е. таким органам, которые осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В большинстве субъектов РФ в сфере обеспечения безопасности на региональном уровне функционируют предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ советы безопасности9, комитеты по обеспечению безопасности жизнедеятельности10, государственный комитет по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (в Республике Карелия) [7], государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения (в Республике Саха (Якутия)), главные управления (в Московской, Тверской и других областях) и управления (в Брянской, Ивановской, Костромской и других областях) региональной безопасности, комитеты региональной безопасности (в Курской области), управления по вопросам безопасности и правопорядка (в Тамбовской области).

Перечисленные органы относятся к органам обеспечения региональной безопасности специальной компетенции, т. е. к органам, осуществляющим отдельные управленческие функции (организационные, регулятивные, распорядительные, разрешительные, контрольные и др.) в установленной сфере обеспечения безопасности.

6 О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 // СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5167.

7 О мерах по противодействию терроризму: указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897; О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 // СЗ РФ. 2015. № 52 (ч. I). Ст. 7591.

8 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.

9 О Совете безопасности Белгородской области: постановление Губернатора Белгородской области от 19 мая 2004 г. № 122 (в ред. постановления Губернатора Белгородской области от 18 сентября 2013 г. № 105).

10 Об утверждении положения о Комитете по обеспечению жизнедеятельности населения Волгоградской области: постановление администрации Волгоградской области от 4 августа 2016 г. № 406-п.

80

Исследователи отмечают, что в ряде регионов (Омская и Ульяновская области, Ставропольский край, Республика Бурятия и Республика Тыва) нормативные правовые акты, определявшие правовой статус советов безопасности, признаны утратившими силу, в других (г. Севастополь, Воронежская, Иркутская и Тульская области) — нормативная база создана, но советы безопасности фактически не функционируют. Это свидетельствует о самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ в разработке региональных механизмов обеспечения безопасности и в поиске их оптимальной модели [1, с. 17].

В настоящее время назрела острая проблема изучения и обобщения существующего опыта создания и использования временных управленческих структур на региональном уровне, его научного осмысления, выработки необходимых рекомендаций и принятия на их базе пакета типовых нормативно-правовых документов, технических регламентов [4, с. 52].

Взаимодействие территориальных органов МВД России на региональном уровне в чрезвычайной обстановке (при возникновении чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств социального характера) осуществляется в особом порядке. В организации указанного взаимодействия в зависимости от характера угроз (стихийные бедствия, производственные аварии, террористические акты, массовые беспорядки и т. п.) участвуют создаваемые в соответствии с действующим законодательством комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (возглавляемые высшими должностными лицами в субъектах РФ и координирующие работу органов исполнительной власти), оперативные штабы (возглавляемые руководителями либо органов безопасности, либо органов внутренних дел).

При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера органами повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъектам РФ.

Что же касается управления (планирования, организации выполнения решений, координации и взаимодействия, контроля) силами и средствами федеральных органов исполни-

Список литературы:

1. Богмацера Э. В., Ерыгин А. А. Юридическая природа советов безопасности субъектов Российской Федерации и основные направ-

тельной власти и их территориальных органов при чрезвычайных обстоятельствах социального характера, то эту функцию мог бы взять на себя единый межведомственный оперативный штаб [5, с. 68]. Руководить работой межведомственного оперативного штаба в субъекте РФ мог бы руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в соответствии с установленной законодательством компетенцией.

Одним из субъектов взаимодействия в системе обеспечения региональной безопасности являются органы местного самоуправления, к вопросам ведения которых отнесена организация охраны общественного порядка на территории городского округа, муниципального района муниципальной милицией11. Вместе с тем Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ не используют свое право законодательной инициативы по разрешению коллизии, при которой федеральным законом, даже не конституционным, фактически заморожена, отсрочена без определения конкретного срока конституционная функция местного самоуправления по охране общественного порядка [2, с. 181]. Целесообразность создания муниципального органа обеспечения правопорядка в современных условиях, на наш взгляд, выглядит перспективной. В связи с этим указанная проблема в целях ее разрешения требует проведения дальнейших комплексных научных исследований.

Представляется, что взаимодействие территориальных органов МВД России на региональном уровне с иными субъектами обеспечения региональной безопасности требует дальнейшего совершенствования в правовом и организационном аспектах и в первую очередь в рамках четкого разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности. Кроме того, полагаем, что следует рассмотреть возможность законодательного определения правового положения региональных органов (советов безопасности, комитетов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и др.), принимающих участие в обеспечении безопасности.

11 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 02.04.2014 № 70-ФЗ) // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1562.

References:

1. Bogmatsera E. V., Erygin A. A. The legal nature of the Security Councils of the constituent entities of the Russian Federation and the main di-

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ления их деятельности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3 (17). Журавлев Р. А. Правовые аспекты органи- 2. зации муниципальной милиции (к третьему законопроекту о создании муниципальной милиции) // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). Организация управления органами внут- 3. ренних дел: учебник / под ред. А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. 3-е изд., доп. и пере-раб. М., 2014.

Пожидаев С. Г. Органы управления в во- 4. просе обеспечения правопорядка и безопасности Московской и Сочинской Олимпиад // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41). Снеговой А. В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из на- 5. правлений деятельности полиции // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

Советский энциклопедический словарь. М., 6. 1980. 7.

Структура исполнительной власти Республики Карелия // Официальный интернет-портал Республики Карелия. URL: http:// www.gov.karelia.ru/Power/struct.html (дата обращения: 20.02.2017).

rections of their activity // Problems of Law Enforcement Activity. 2017. № 3 (17). Zhuravlev R. A. The law aspects of the municipal militia organization (to the third draft law about municipal militia creation) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 4 (44). Organizaciya upravleniya organami vnutren-nih del: uchebnik / pod red. A. M. Kononova, I. Yu. Zahvatova. 3-e izd., dop. i pererab. M., 2014.

Pozhidayev S. G. The role of high-level law enforcement bodies in the control of security and public order at the Summer Olympics in Moscow and the Winter Olympics in Sochi // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 1 (41). Snegovoi A. V. Carrying out of tasks in special conditions as one of police activity // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 1 (37). Sovetskij enciklopedicheskij slovar'. M., 1980. Struktura ispolnitel'noj vlasti Respubliki Kareli-ya // Oficial'nyj internet-portal Respubliki Ka-reliya. URL: http://www.gov.karelia.ru/Power/ struct.html (data obrashcheniya: 20.02.2017).

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.