Научная статья на тему 'Территориальные органы МВД России в системе обеспечения региональной безопасности'

Территориальные органы МВД России в системе обеспечения региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1274
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / REGIONAL SECURITY / TERRITORIAL BRANCHES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / SYSTEM OF PROTECTING REGIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балаева Д.Р.

В статье рассматриваются отдельные проблемы участия территориальных органов МВД России в обеспечении региональной безопасности, предлагаются меры по совершенствованию рассматриваемой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балаева Д.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Territorial Branches of the Ministry of Internal Affairs in Protecting Regional Security

The author proposes measures to address problems that impede the work of territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia in their role of bolstering regional security.

Текст научной работы на тему «Территориальные органы МВД России в системе обеспечения региональной безопасности»

Д. Р. БАДАЕВА,

адъюнкт кафедры организации деятельности органов внутренних дел

центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России)

D. R. BALAYEVA,

Adjunct**

of the Ministiy of Internal Affairs of Center for Command Games (Management Academy of the Ministry of Interior of Russia)

УДК 351.75

Территориальные органы МВД России в системе обеспечения региональной безопасности

The Role of Territorial Branches of the Ministry of Internal Affairs in Protecting Regional Security

В статье рассматриваются отдельные проблемы участия территориальных органов МВД России в обеспечении региональной безопасности, предлагаются меры по совершенствованию рассматриваемой деятельности.

Региональная безопасность, территориальные органы МВД России, система обеспечения региональной безопасности.

The author proposes measures to address problems that impede the work of territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia in their role of bolstering regional security.

Regional security, territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia, system of protecting regional security.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, определена система стратегических приоритетов и национальных интересов, фиксирующих современное состояние национальной безопасности, а также целей и мер, направленных на ее укрепление и достижение необходимого уровня устойчивого развития России на долгосрочную перспективу [3]. Для нашего государства, имеющего федеративное устройство, весьма актуальным является обеспечение стабильного состояния национальной безопасности на региональном уровне.

Обеспечение национальной безопасности на региональном уровне, достигаемое посредством всестороннего развития субъектов Российской Федерации, осуществляется путем выполнения органами государственной власти и местного

самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества установленных законодательством мероприятий, направленных на удовлетворение национальных интересов и противодействие угрозам национальной безопасности.

Вместе с тем, если на федеральном уровне предпринимаются достаточно эффективные действия по решению основных проблем обеспечения национальной безопасности и участию в этом процессе органов государственной власти, то изучению проблем обеспечения региональной безопасности пока уделяется мало внимания. В настоящее время возникает необходимость разработки теоретической модели организационно-правового механизма взаимодействия региональных и федеральных структур, участвующих в обеспечении региональной безопасности с учетом приоритета общенациональных интересов.

Ранее - старший инспектор по особым поручениям организационно-штатной группы МВД по Кабардино-Балкарской Республике.

' Formerly - Senior Inspector for Special Duties at the Organization and Staffing Detachment ofthe Ministry oflnternal Affairs for the Republic of Kabardino-Balkaria.

Проблема усугубляется тем, что понятие «региональная безопасность» в законодательстве не определено. В научной и иной литературе можно встретить лишь отдельные подходы к определению данного термина.

Как правило, под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз [13]. Так, И. В. Юрченко называет региональной безопасностью «защищенность жизненно важных интересов региональной социальной общности и местных институтов государства от внешних и внутренних угроз» [14].

Данное определение в целом соответствует смысловому содержанию региональной безопасности, заложенному в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, где определено: «...стабильное состояние национальной безопасности на региональном уровне обеспечивается путем сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных связей между ними» [3].

Анализ нормативных правовых актов и научной литературы, а также этимология рассматриваемого словосочетания позволяют определить региональную безопасность как безопасность субъектов Российской Федерации, т. е. состояние защищенности личности, общества и органов государственной власти субъектов РФ от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан, проживающих на территории данных субъектов, их достойные уровень и качество жизни, а также устойчивое социально-экономическое развитие самих субъектов.

Одними из субъектов, реализующих меры по обеспечению национальной безопасности на региональном уровне, являются территориальные органы МВД России, призванные защищать жизнь, здоровье, права и свободы личности, противодействовать преступности, обеспечивать общественную безопасность на соответствующей территории, охрану собственности и общественный порядок.

Несмотря на то что участие территориальных органов МВД России в обеспечении национальной безопасности в целом и ее составляющей на региональном уровне в частности в нормативных правовых актах четко не оговорено, анализ результатов их деятельности позволяет констатировать, что они задействованы в реализации практически всех мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

К правовым основам деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению региональной безопасности можно отнести нормы Конституции Российской Федерации,

положения международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также указы и распоряжения Президента Российской Федерации, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные правовые акты.

В частности, в Конституции Российской Федерации установлено, что безопасность находится в ведении Российской Федерации [1, п. «м» ч. 1 ст. 71], а вопросы обеспечения правопорядка, законности, режима пограничных зон, общественной безопасности, экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [1, п. «б» и «д» ч. 1 ст. 72]. В обеспечении указанных стратегических приоритетов существенную роль наравне с иными органами государственной власти играют территориальные органы МВД России [10].

Как правило, вышеназванные задачи на уровне субъектов Российской Федерации решаются совместно региональными органами государственной власти и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Законодательством определены задачи, функции, составы действующих в субъектах Российской Федерации координационных совещаний по обеспечению правопорядка [6], комиссий по противодействию экстремизму [7], антикоррупционных комиссий [8], антинаркотических комиссий [9], антитеррористических комиссий, оперативных штабов (органов управления, образованных для пресечения террористических актов, а также планирования и управления контртеррористическими операциями) [4, 5], комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности [12]. В ряде случаев в регионах функционируют и иные совещательно-консультативные органы, сферой деятельности которых являются различные вопросы обеспечения национальной безопасности.

В большинстве субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности на региональном уровне функционируют предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ советы безопасности, комитеты безопасности, главные управления региональной безопасности, комитеты региональной безопасности, управления по вопросам безопасности и правопорядка.

Представляется, что подходы к обеспечению региональной безопасности должны быть унифицированы, и такая унификация может состояться в рамках реализации соответствующей концепции обеспечения региональной безопасности. В указанной концепции должны быть определены положения, позволяющие синхро-

низировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также граждан и организаций в области обеспечения региональной безопасности. Мы предполагаем, что обеспечение региональной безопасности, являющееся составляющей обеспечения национальной безопасности, следует рассматривать по аналогии с моделью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Концепция обеспечения региональной безопасности должна включать в себя определение системы региональной безопасности, структуру обеспечивающих ее сил, а также полномочия субъектов обеспечения безопасности, в том числе и территориальных органов МВД России различных уровней.

Учитывая структуру территориальных органов МВД России и специфику осуществляемой ими деятельности, следует констатировать, что в обеспечении региональной безопасности задействованы все их уровни: окружной, межрегиональный, региональный и районный.

Систему обеспечения региональной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, различные общественные и иные объединения и организации, граждане, принимающие участие в обеспечении региональной безопасности.

В нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность территориальных органов МВД России, отсутствуют четко сформулированные место и роль этих органов в системе обеспечения национальной безопасности в целом и региональной безопасности в частности. Однако, если исходить из документов, определяющих статус территориальных органов МВД России различных уровней [11, 12], становится понятным, что в системе обеспечения региональной безопасности они выполняют широкий спектр правоохранительных функций: обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности, участие в обеспечении социальной стабильности в субъектах Российской Федерации и экономической безопасности, противодействие коррупции, поддержание необходимого уровня экологической безопасности на соответствующих территориях, участие в противодействии терроризму и экстремистским проявлениям и т. д.

Выстраивание системы региональной безопасности требует учета разнообразия и специфики субъектов Российской Федерации. Так, требует своего решения проблема оптимального распределения численности полиции, входящей в структуру территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации. Предлагается провести перераспреде-

ление численности полиции между субъектами Российской Федерации с учетом не только численности населения, но и размера территории обслуживания, доли соотношения городского и сельского населения, а также количества регистрируемых правонарушений [15].

Дополнительные трудности в функционировании системы региональной безопасности возникают в связи с закономерной трансформацией организационных и правовых основ функционирования отдельных субъектов системы обеспечения национальной безопасности страны, которая вызвана необходимостью повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти. Претерпевают изменения структура и функции территориальных органов МВД России.

В связи с образованием Федеральной службы войск национальной гвардии (далее — Росгвар-дия) вносятся изменения и дополнения в законодательные акты, имеющие непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности (например, в Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и др.), которые приводят к перераспределению полномочий между субъектами обеспечения национальной безопасности, в том числе и на региональном уровне.

Упразднение и ликвидация ФСКН России и ФМС России и передача их функций в ведение МВД России, а также передача в состав Росгвар-дии подразделений МВД России, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности, подразделений вневедомственной охраны, СОБР и ОМОН территориальных органов МВД России, ЦСН СР МВД России, авиационных подразделений МВД России предопределили объективную необходимость разработки и издания новых нормативных правовых актов, конкретизирующих права и обязанности полиции.

Одними из элементов системы обеспечения региональной безопасности являются органы местного самоуправления. В соответствии с законодательством к решаемым ими вопросам местного значения отнесена организация охраны общественного порядка на территории городского округа, муниципального района муниципальной милицией [2]. Вместе с тем создание муниципальных сил правопорядка как самостоятельного органа, непосредственно подчиняющегося главе муниципального образования, неизбежно повлечет за собой децентрализацию правоохранительной функции в сфере охраны общественного порядка. Своего решения по-

требуют и вопросы финансирования указанного правоохранительного института, которые могут покрываться либо за счет субсидий из федерального бюджета, либо — введения новых налогов и сборов с граждан и юридических лиц. Все эти вопросы, которые достаточно давно являются предметом внимания науки, требуют своего решения.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют утверждать, что вопросы участия территориальных органов МВД России в обеспечении регио-

нальной безопасности представляют научный и практический интерес и требуют проведения дальнейших комплексных исследований.

Научная проработка актуальных проблем правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России в системе региональной безопасности с использованием современной теоретико-методологической базы и междисциплинарных подходов позволит определить основные направления их участия в решении этой задачи.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1562.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

4. О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: Указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 // СЗ РФ. 2015. № 52 (ч. 1). Ст. 7591.

5. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897.

6. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6656.

7. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4705.

8. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. 2). Ст. 4477.

9. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 // СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5167.

10. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

11. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1335.

12. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.

13. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А. А. Прохожева. 2-е изд. М., 2005.

14. Юрченко И. В. Обеспечение национальной безопасности на региональном уровне: основные концепты и проблемы методологии // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 1.

15. Кононов А М. Актуальные проблемы организации полиции в системе МВД России и возможные варианты их решения // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (24).

E-mail: rashidovna_dj@mail.ru

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.