УДК 351.75
ББК 67 © Д.Р. Балаева, 2018
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С ИНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Джамиля Рашидовна Балаева, адъюнкт 3 факультета
Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А.М. Кононов
Аннотация. Рассматриваются отдельные особенности взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с иными субъектами обеспечения региональной безопасности
Ключевые слова: региональная безопасность, взаимодействие, субъекты обеспечения региональной безопасности.
ABOUT SOME FEATURES OF INTERACTION OF TERRITORIAL AUTHORITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE REGIONAL LEVEL WITH OTHER SUBJECTS OF ENSURING REGIONAL SECURITY
Dzhamilya R. Balaeva, adjunct 3 faculty
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8) E-mail: [email protected]
Scientific adviser: doctor of legal sciences, professor А.М. Kononov
Annotation. In article separate features of interaction of territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the regional level with other subjects of ensuring regional security are considered Keywords: regional security, interaction, subjects of ensuring regional security.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Балаева Д.Р. О некоторых особенностях взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с иными субъектами обеспечения региональной безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5): 179—183.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» взаимодействие и сотрудничество являются одним из основных принципов деятельности полиции. Полиция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами и организациями. Полиция использует возможности общественных организаций и объединений, муниципальных и государственных органов в порядке, установленном действующим законодательством. При этом, полиция, с одной стороны, а общественные организации и объединения, муниципальные и государственные органы, а также их должностные лица, с другой стороны, должны оказывать взаимное содействие, в первую очередь, при обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения за-
конности и правопорядка, а также при выполнении иных возложенных на полицию обязанностей.
Анализируя подходы к определению взаимодействия территориальных органов МВД России с иными субъектами обеспечения региональной безопасности, следует учитывать, что изучению категории «взаимодействие» посвящено значительное количество научных исследований в различных сферах знаний. При этом основным является философское понимание данного термина, согласно которому указанная дефиниция отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого [16, с. 134]. Взаимодействие выступает в качестве интегрирующего фактора, следствием которого является объединение усилий его участников для достижения определенного результата.
Принимая во внимание, что территориальные органы МВД России являются одним из основных субъектов обеспечения региональной безопасности, их взаимодействие с иными органами обеспечения региональной безопасности можно представить, как урегулированные нормами права и реализуемые совместно, согласованно по целям, задачам, методам и средствам их достижения меры, направленные на противодействие внешним и внутренним угрозам личности, обществу и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принципиальное значение для совершенствования рассматриваемой сферы деятельности имеет системная работа МВД России по укреплению межведомственного взаимодействия.
В действующем законодательстве определение понятия «система обеспечения региональной безопасности» не дано, не прописан и перечень субъектов, обеспечивающих национальную безопасность на региональном уровне. Отсутствует разграничение сфер обеспечения региональной безопасности, не учтены пределы ведения Российской Федерации и полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Этот недостаток присущ, в первую очередь, действующей Стратегии национальной безопасности, где определены основные элементы национальной безопасности (государственная, общественная, экологическая и другие), но в то же время не установлена компетенция государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению указанных составляющих.
Система обеспечения региональной безопасности имеет комплексный характер, а ее институциональную составляющую представляют такие субъекты, как органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и иные объединения и организации, физические лица.
Совместное выполнение задач по обеспечению региональной безопасности взаимодействующими субъектами предполагает соблюдение ряда условий. К их числу, в первую очередь, следует отнести общие цели, направления деятельности. Применительно к вопросам взаимодействия территориальных органов МВД России с иными субъектами (органами государственной власти и местного самоуправления, обществен-
ными объединениями и организациями, юридическими и физическими лицами) в рассматриваемой сфере деятельности, основными целями и направлениями деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.
Следующее условие — это четкое разграничение компетенции взаимодействующих субъектов и соответствие полномочиям, предоставленным указанным субъектам действующим законодательством, что предопределяет, в том числе, строгое соблюдение законности участниками взаимодействия.
Обязательным фактором взаимодействия является самостоятельность выбора субъектами предусмотренных законом форм и методов участия в совместной деятельности, а также ответственность за результаты осуществляемых действий. Взаимодействие организуется и реализуется на паритетных началах.
В качестве значимых условий взаимодействия выделяются комплексное использование имеющихся у взаимодействующих органов сил и средств; конфиденциальность; непрерывность; активность; широкое применение научно-технических средств [13, с. 358].
Проблема организации взаимодействия территориальных органов МВД России с органами государственной власти и органами местного самоуправления находится в центре внимания исследователей и специалистов. При этом ученые отмечают как недостаточный уровень правовой регламентации рассматриваемой сферы, так и наличие проблем в организационном механизме взаимодействия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» высшие должностные лица субъектов были наделены полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Организация взаимодействия территориальных органов МВД России предполагает установление тесных связей в интересах обеспечения региональной безопасности с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, в том числе с территориальными органами ФСБ, ФСИН, ФССП, ФТС, МЧС, Следственного комитета, органами управления Минобороны, средствами массовой информации, общественными объединениями, организациями, гражданами.
Законодательством определены задачи, функции, составы действующих в субъектах Российской Федерации координационных совещаний по обеспечению правопорядка [4], комиссий по противодействию экстремизму [5], антикоррупционных комиссий [6], антинаркотических комиссий [3], антитеррористических комиссий, оперативных штабов (органов управления, образованных для пресечения террористических актов, а также для планирования и управления контртеррористическими операциями) [2; 7], комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности [8]. В ряде случаев в регионах функционируют и иные совещательно-консультативные органы, сферой деятельности которых являются различные вопросы обеспечения национальной безопасности.
Указанные субъекты, по нашему мнению, могут быть отнесены к субъектам обеспечения региональной безопасности межотраслевой компетенции, т.е. таким органам, которые осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В большинстве субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности на региональном уровне функционируют предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации советы безопасности [9], комитеты по обеспечению безопасности жизнедеятельности [10], государственный комитет по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (в Республике Карелия) [17], государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения (в Республике Саха (Якутия)), главные управления (в Московской области, в Тверской области и др.) и управления (в Брянской области, Ивановской области, Костромской области и др.) региональной безопасности, комитеты региональной безопасности (в Курской области), управления по вопросам безопасности и правопорядка (в Тамбовской области).
Перечисленные органы относятся к органам обеспечения региональной безопасности специальной компетенции, т.е. к органам, осуществляющим от-
дельные управленческие функции (организационные, регулятивные, распорядительные, разрешительные, контрольные и иные) в установленной сфере обеспечения безопасности.
Исследователи отмечают, что в ряде регионов (Омская и Ульяновская области, Ставропольский край, Бурятия, Тыва) нормативные правовые акты, определявшие правовой статус советов безопасности, признаны утратившими силу, в других (г. Севастополь, Воронежская, Иркутская и Тульская области) — нормативная база создана, но советы безопасности фактически не функционируют. Это свидетельствует о самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке региональных механизмов обеспечения безопасности и в поиске их оптимальной модели [11, с. 17].
В настоящее время назрела острая проблема изучения и обобщения существующего опыта создания и использования временных управленческих структур на региональном уровне, его научного осмысления, выработки необходимых рекомендаций и принятия на их базе пакета типовых нормативно-правовых документов, технических регламентов [14, с. 52].
Взаимодействие территориальных органов МВД России на региональном уровне в чрезвычайной обстановке (при возникновении чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств социального характера) осуществляется в особом порядке. В организации указанного взаимодействия в зависимости от характера угроз (стихийные бедствия, производственные аварии, террористические акты, массовые беспорядки и т.п.) участвуют создаваемые в соответствии с действующим законодательством комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (возглавляемые высшими должностными лицами в субъектах РФ и координирующие работу органов исполнительной власти), оперативные штабы (возглавляемые либо руководителями органов безопасности либо органов внутренних дел).
При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера органами повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Что же касается управления (планирования, организации выполнения решений, координации и взаимо-
действия, контроля) силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов при чрезвычайных обстоятельствах социального характера, то эту функцию мог бы взять на себя единый межведомственный оперативный штаб [15, с. 68]. Руководить работой межведомственного оперативного штаба в субъекте Российской Федерации мог бы руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в соответствии с установленной законодательством компетенцией.
Одним из субъектов взаимодействия в системе обеспечения региональной безопасности являются органы местного самоуправления, к вопросам ведения которых отнесена организация охраны общественного порядка на территории городского округа, муниципального района муниципальной милицией [ 1]. Вместе с тем Правительство Российской Федерации, представительные органы субъектов Российской Федерации не используют свое право законодательной инициативы по разрешению коллизии, при которой федеральным законом, даже не конституционным, фактически заморожена, отсрочена без определения конкретного срока конституционная функция местного самоуправления по охране общественного порядка [12, с. 181]. Целесообразность создания муниципального органа обеспечения правопорядка в современных условиях, на наш взгляд, выглядит спорной, и указанная проблема в целях ее разрешения требует проведения комплексных научных исследований.
Представляется, что взаимодействие территориальных органов МВД России на региональном уровне с иными субъектами обеспечения региональной безопасности требует дальнейшего совершенствования в правовом и организационном аспекте, и, в первую очередь, в рамках четкого разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности. Кроме того, полагаем, что следует рассмотреть возможность законодательного определения правового положения региональных органов (советов безопасности, комитетов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и др.), принимающих участие в обеспечении безопасности.
Литература
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. 2 апреля 2014 г. № 70-ФЗ) «Об общих прин-
ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1562.
2. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897.
3. Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5167.
4. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6656.
5. Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4705.
6. Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. II). Ст. 4477.
7. Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» // СЗ РФ. 2015. № 52 (ч. I). Ст. 7591.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 121.
9. Постановление Губернатора Белгородской области от 19 мая 2004 г. № 122 (в ред. постановления Губернатора Белгородской области от 18 сентября 2013 г. № 105) «О Совете безопасности Белгородской области».
10. Постановление администрации Волгоградской области от 4 августа 2016 г. № 406-п «Об утверждении положения о Комитете по обеспечению жизнедеятельности населения Волгоградской области».
11. Богмацера Э.В., Ерыгин А.А. Юридическая природа советов безопасности субъектов Российской Федерации и основные направления их деятельности // Проблемы правоохранительной деятельности. Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина. 2017. № 3 (17). С. 17.
12. Журавлев Р.А. Правовые аспекты организации муниципальной милиции (к третьему законо-
проекту о создании муниципальной милиции) // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 181.
13. Организация управления органами внутренних дел: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А.М. Кононова и канд. юрид. наук, доц. И.Ю. Захватова. М.: Академия управления МВД России, 2014.
14. Пожидаев С.Г. Органы управления в вопросе обеспечения правопорядка и безопасности Московской и Сочинской Олимпиад // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41). С. 52.
15. Снеговой А.В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). С. 68.
16. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
17. Структура исполнительной власти Республики Карелия // URL: http://www.gov.karelia.ru/Po-wer/struct.html
References
1. Federal'nyy zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ. (red. 2 aprelya 2014 g. № 70-FZ) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2014. № 14. St. 1562.
2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 15 fev-ralya 2006 g. № 116 «O merakh po protivodeystviyu ter-rorizmu» // SZ RF. 2006. № 8. St. 897.
3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2007 g. № 1374 «O dopolnitel'nykh merakh po protivodeystviyu nezakonnomu oborotu narkotiches-kikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv i ikh prekur-sorov» // SZ RF. 2007. № 43. St. 5167.
4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 11 de-kabrya 2010 g. № 1535 «O dopolnitel'nykh merakh po obespecheniyu pravoporyadka» // SZ RF. 2010. № 50. St. 6656.
5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 26 iy-ulya 2011 g. № 988 «O Mezhvedomstvennoy komissii po protivodeystviyu ekstremizmu v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2011. № 31. St. 4705.
6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 15 iy-ulya 2015 g. № 364 «O merakh po sovershenstvovaniyu
organizatsii deyatel'nosti v oblasti protivodeystviya kor-ruptsii» // SZ RF. 2015. № 29 (ch. II). St. 4477.
7. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 26 de-kabrya 2015 g. № 664 «O merakh po sovershenstvova-niyu gosudarstvennogo upravleniya v oblasti protivodeystviya terrorizmu» // SZ RF. 2015. № 52 (ch. I). St. 7591.
8. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2003 g. № 794 «O edinoy gosudarstven-noy sisteme preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychay-nykh situatsiy» // SZ RF. 2004. № 2. St. 121.
9. Postanovleniye Gubernatora Belgorodskoy oblasti ot 19 maya 2004 g. № 122 (v red. postanovleniya Gubernatora Belgorodskoy oblasti ot 18 sentyabrya 2013 g. № 105) «O Sovete bezopasnosti Belgorodskoy oblasti».
10. Postanovleniye administratsii Volgogradskoy oblasti ot 4 avgusta 2016 g. № 406-p «Ob utverzhdenii po-lozheniya o Komitete po obespecheniyu zhiznedeyatel'no-sti naseleniya Volgogradskoy oblasti».
11. Bogmatsera E.V., Erygin A.A. Yuridicheskaya priroda sovetov bezopasnosti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i osnovnyye napravleniya ikh deyatel'nosti // Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti. Belgorod-skiy yuridicheskiy institut MVD Rossii imeni I.D. Puti-lina. 2017. № 3 (17). S. 17.
12. Zhuravlev R.A. Pravovyye aspekty organizatsii munitsipal'noy militsii (k tret'yemu zakonoproyektu o sozdanii munitsipal'noy militsii) // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 4 (44). S. 181.
13. Organizatsiya upravleniya organami vnutrennikh del: Uchebnik. 3-e izd., dop. i pererab. / Pod obshch. red. dokt. yurid. nauk, prof. A.M. Kononova i kand. yurid. nauk, dots. I.YU. Zakhvatova. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2014.
14. Pozhidayev S.G. Organy upravleniya v voprose obespecheniya pravoporyadka i bezopasnosti Moskovs-koy i Sochinskoy Olimpiad // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 1 (41). S. 52.
15. Snegovoy A. V. Vypolneniye zadach pri chrezvyc-haynykh obstoyatel'stvakh kak odno iz napravleniy deyatel'nosti politsii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 1 (37). S. 68.
16. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1980.
17. Struktura ispolnitel'noy vlasti Respubliki Kare-liya // URL: http://www.gov.karelia.ru/Power/struct.html