2. Стукач, В.Ф. Современное состояние, проблемы и перспективы развития льноводства в Омской области / В.Ф. Стукач, Э.А. Латыпова // Вестник Алтайского гос. аграр. ун-та. - 2010. - № 8. - С. 93-98.
E.A. Latypova, E. V. Yudina Tara branch of Omsk State Agrarian University of name P.A. Stolypin MECHANISM OF STATE SUPPORT FLAX PRODUCTION Here are the features of the state support of flax production in Omsk region. Efficiency of subsidizing in the agricultural organizations of the region is defined. It is offered a definition of standards needs subsidies to support the production of flax for simple and advanced manufacturing. The distribution method in subsidies to support the production of flax is developed.
Key words: Omsk region, flax production, competitiveness, government support, subsidies.
References
1. Zakharova T.I. Employment problems in the Tara area solutions. Nauka o czeloveke: gumanitarnye issledova-nia, 2012, no 2, pp. 65-70.
2. Stukach V.F., Latypova E.A. Modern condition, problems and prospects of flax production in Omsk region.
Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2010, no 8, pp. 93-98.
© Латыпова Э.А., Юдина Е.В., 2014
Авторы статьи:
Эльвира Альфридовна Латыпова, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, e-mail: [email protected];
Елена Васильевна Юдина, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
В.П. Казанцев, доктор сельскохозяйственных наук, Отдел северного земледелия Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакадемии;
Н.А. Седельникова, кандидат исторических наук, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре.
УДК 332.14
С.Е. Метелев
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Омский институт (филиал)
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
Исследована актуальная проблема, связанная с анализом условий формирования экономической безопасности России на уровне субъекта федерации. Представлены результаты и методология исследования теоретических подходов к вопросам экономической безопасности на основе выявления ранговых индикаторов. Особое внимание уделено изучению особенностей и мер обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. По результатам исследования сформулированы рекомендации, направленные на повышение уровня экономической безопасности на уровне субъекта федерации.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, индикаторы национальной безопасности, Россия, регион, мониторинг.
Необходимость точного описания содержания понятия «экономическая безопасность» объясняется тем, что защищенность - это во многом субъективное состояние индивида, связанное с ощущениями тревоги и безопасности. Однако в целом экономическая незащищенность обусловлена подверженностью риску наступления неблагоприятных событий и их неспособностью противостоять этим событиям и оправляться от дорогостоящих последствий
их наступления. Проблема безопасности предполагает ограничение или снятие опасности [1]. Однако такого состояния, когда нет опасности, не удавалось достичь ни в одном периоде развития человеческого общества. Как правило, безопасность неразрывно связана с опасностью, «...обретая свое существование лишь как ответ на вызов угрозы. И напротив, ее отсутствие в нормальных условиях вовсе не осознается как безопасность, а скорее как естественное состояние» [9].
Впервые проблема экономической безопасности была рассмотрена в 30-е годы в США. Ее актуальность была обусловлена сильнейшим мировым кризисом и необходимостью выработки мер быстрого реагирования на угрозы такого масштаба в рамках национальной экономики. В 70-е годы в развитых капиталистических странах термин «экономическая безопасность» стал рассматриваться как важнейшая составляющая национальной безопасности [16].
Первым официальным документом, затрагивающим вопросы обеспечения экономической безопасности нашей страны, стала Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, целью которой является «... обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [2].
Сегодня экономическая безопасность выдвинулась в число проблем, привлекающих внимание специалистов самого различного профиля. Все исследователи проблем экономической безопасности рассматривают ее как элемент национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий [3]. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем обратное влияние этих сфер на нее. Соответственно, экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности и играет главную роль в обеспечении национальной безопасности. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов [14].
Однако вопросы обеспечения региональной экономической безопасности недостаточно изучены, что обусловлено рядом причин. Во-первых, индивидуальными особенностями регионального развития экономики субъектов РФ, накладывающими определенный отпечаток на требования к обеспечению экономической безопасности каждого отдельно взятого региона и трансформации системы оценочных критериев к данной специфике. Во-вторых, отсутствием единого универсального методологического подхода к исследованию вопросов обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. И, наконец, наличием определенных трудностей в процессе проведения оценки экономической безопасности субъектов РФ в части решения задачи унификации статистических данных.
Вышеперечисленные факторы существенно осложняют формирование единых унифицированных стандартов оценки состояния экономической безопасности на уровне субъекта РФ и разработку стратегических и оперативных программ ее обеспечения, учитывающих особенности регионального экономического развития, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на целевые установки, процедуры и мероприятия, реализуемые уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, актуальность исследования содержания и путей обеспечения экономической безопасности России в целом и отдельных ее регионов, а также разработки конкретных практических рекомендаций по повышению уровня последней в рамках создания механизмов управления
обеспечением и поддержанием объективно необходимого уровня экономической безопасности очевидна.
Содержание данной работы основано на изучении статистических данных, правовых документов, электронных ресурсов, работ таких авторов, как А.В. Вершинина, В.В. Гребе-ник, А.Л. Еделев, В.В. Ефимов, Ш.А. Илаев, Н.М. Калинина, Н.Д. Кремлев, Е.И. Левина, Е.Н. Пузов, В.А. Титов, Н.В. Фирюлина и др. Высоко оценивая вклад вышеназванных ученых, следует отметить, что уровень разработанности проблемы обеспечения экономической безопасности на региональном уровне представляется недостаточным. Вопросы комплексного подхода к выявлению путей совершенствования экономического развития и экономической безопасности России в контексте разработки мер обеспечения региональной экономической безопасности остаются открытыми.
Целью настоящего исследования является обсуждение комплекса проблем, относящихся к построению системы управления экономической безопасностью как целостным экономическим явлениям. Представлен анализ подходов к рассмотрению методологических проблем изучения экономических объектов. Определены основы классификации на основе выделения механизмов управления безопасностью с точки зрения экономического и организационного подходов применительно к региональному уровню.
Развитие рыночной экономики в России повлекло за собой выделение в качестве самостоятельного направления государственной деятельности обеспечение национальных приоритетов в сфере безопасности страны, в том числе экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях. С теоретико-методологической точки зрения экономическая безопасность представляет собой научную экономическую категорию, предусматривающую наличие способностей, возможностей и готовности национальной экономики гарантировать социальную стабильность и экономическое развитие страны в контексте максимально эффективного удовлетворения потребностей общества и защиты интересов государства в различных областях от внутренних и внешних угроз. Раскрытие сущности экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей, в частности, в расчете их пороговых значений, представляющих собой количественные параметры, формирующие коридор отклонений между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики.
Пороговые значения индикаторов экономической безопасности определяются национальными интересами страны в сфере экономики через отношение к пороговым значениям следующих показателей [6; 12]:
- валового внутреннего продукта (ВВП);
- среднегодовых темпов роста ВВП;
- объема промышленной продукции;
- золотовалютных резервов;
- сальдо торгового баланса;
- уровня инфляции;
- удельного веса наличной составляющей в денежной массе;
- профицита (дефицита) федерального бюджета;
- инвестиций в основной капитал;
- расходов бюджета на науку по уровням бюджетной системы;
- удельного веса в ВВП профицита (дефицита) федерального бюджета;
- удельного веса расходов на обслуживание государственного долга в объеме расходов федерального бюджета;
- удельного веса в объеме промышленной продукции продукции машиностроения и металлообработки, инновационной продукции;
- удельного веса в объеме выпускаемой продукции кредиторской задолженности предприятия;
- степени износа активной части основных фондов;
- доли полностью изношенных основных фондов.
В настоящее время, когда экономика России функционирует в условиях глобализации и ужесточения конкуренции на мировом рынке, по мнению ведущих специалистов, в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо акцентировать внимание на повышении конкурентоспособности отечественных предприятий в рамках реализации следующих направлений [6-7; 10]:
• разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;
• ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;
• последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;
• инновационный путь развития отечественного промышленного производства.
Экономическая безопасность региона как неотъемлемая часть экономической безопасности РФ и как самостоятельный объект исследования привлекает внимание специалистов самого различного профиля и областей деятельности, что вызвано первостепенным значением и ролью экономической сферы в жизни государства и общества. В современной научной литературе по тематике исследования экономическая безопасность региона определяет ресурсные возможности и способности региональной экономики последовательно повышать уровень благосостояния граждан с учетом общероссийских и мировых стандартов качества жизни, противодействовать возникновению внешних и внутренних угроз и их последствий, гарантировать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [16]. При проведении анализа и оценки состояния уровня экономической безопасности региона, по мнению большинства ведущих специалистов, необходимо руководствоваться системой показателей, основанной на учете специфики экономического развития данного региона, позволяющей своевременно выявить потенциальные и реальные угрозы и разработать комплексную целевую программу по защите от рисков и угроз, препятствующих эффективному экономическому развитию [4; 8]. Сводный систематизированный перечень внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона показан ранее в работе [10]. Важнейшими показателями экономической безопасности региона являются расширенное воспроизводство социально-экономической региональной инфраструктуры; предельно допустимые значения зависимости региона от импорта важных видов товаров первой необходимости; обеспечение необходимого уровня обслуживания населения для создания условий достойного уровня жизни населения региона [4; 11-12; 15].
По результатам исследования индикаторов экономической безопасности Омской области установлено, что состояние экономики региона оценивается в основном по тем же макропоказателям, которые используются для анализа экономики страны в целом (таблица) [11]. Так, в 2009-2012 гг. отмечается рост показателей социально-экономического развития Омской области. Основным преимуществом, способствующим экономическому росту в Омской области, является наличие на ее территории не имеющих аналогов в России организаций химической, нефтехимической промышленности и нефтепереработки, машиностроительного комплекса со специализацией на транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, агропромышленного комплекса со значительными сельскохозяйственными ресурсами и наличием мощностей по переработке сельхозпродукции. Эти отрасли экономики имеют достаточно сильные конкурентные позиции в масштабах межрегионального разделения труда Сибири, заметные ниши соответствующих рынков и могут являться ядром социально-экономического развития области.
Показатели экономической безопасности региона
Наименование показателя Критерии Омская область
Значение показателя Угроза
Отношение объема инвестиций в экономику территории к ВРП территории в анализируемом периоде в действовавших ценах, % >12 18,5 нет
Отношение объема инвестиций в экономику территории к стоимости основных производственных фондов на территории в анализируемом периоде, % >4,5 10,3 нет
Фактическое изменение (падение) промышленного производства на территории в анализируемом периоде по сравнению с 1991 г., % <40 9,3 нет
Степень износа основных промышленно-производственных фондов на территории на конец рассматриваемого периода, % <50 37,5 нет
Доля расходов на науку и научное обслуживание в ВРП территории в анализируемом периоде, % >0,6 0,8 нет
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции территории, % >4 4,6 нет
Отношение суммарного объема экспорта продукции территории в анализируемом периоде к ВРП, % >10 57,5 есть
Соотношение объема экспорта и импорта продукции территории в анализируемом периоде, % >60 1629 нет
Отношение расхода бюджета территории к ВРП на территории в анализируемом периоде, % >30 16,4 есть
Отношение кредиторской задолженности предприятий и организаций территории к ВРП, % <40 25 нет
Отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций территории к ВРП на территории, % >4 6,0 нет
Доля населения территории с доходами ниже величины прожиточного минимума, % <20 15,1 нет
Отношение среднедушевой заработной платы к прожиточному минимуму на территории, отн. ед. >2,4 3,0 нет
Уровень общей безработицы на территории, % <9,5 8,1 нет
Уровень неполной занятости на территории, % <11 0,52 нет
Естественная убыль населения на территории в анализируемом периоде, чел./1000 чел. населения <7 0,66 нет
Количество зарегистрированных преступлений на 1000 чел. населения на территории в анализируемом периоде <18 16,6 есть
Степень душевого удовлетворения потребности в с/х продукции в соответствии с медицинскими нормами питания на территории, % >80 90 нет
Степень обеспеченности основными продуктами питания собственного производства на территории, % >55 187,9 нет
Вместе с тем, в регионе отмечается относительно неблагоприятная экологическая обстановка, наличие потенциальных источников чрезвычайных ситуаций, медленно происходит обновление основного капитала. Для Омской области характерна высокая затратность экономики, вызванная значительными расходами на отопление, высокими транспортными издержками при вывозе готовой продукции, сохраняется сырьевая зависимость области. К тому же регион является зоной рискованного земледелия, поэтому необходимо проведение селекционных работ по созданию сортов зерновых и кормовых культур, адаптированных к местному климату, и их внедрение.
Показатели уровня благосостояния и качества жизни населения ниже пороговых значений, также отмечается тенденция дальнейшего расслоения населения по уровню получаемых доходов. Расходы на здравоохранение и культуру продолжают оставаться низкими, происходит ухудшение криминогенной ситуации. В области не происходит существенного улучшения в структуре питания населения, что подтверждается фактами недостаточного потребле-
ния животного белка, витаминов, макро- и микроэлементов, биологически активных веществ. Энергическая ценность продуктового набора несущественно превышает пороговое значение показателя.
В настоящее время можно выделить такие угрозы для региональной экономической безопасности, как [11; 14]:
• наличие неустойчивой динамики показателей;
• сокращение удельного веса продукции машиностроения, деиндустриализация депрессивных отраслей промышленности;
• снижение доли замыкающих цикл производств общероссийской специализации;
• инерция в преодолении стагнационных процессов в экономике;
• существенное финансовое и материальное ресурсное обеспечение на осуществление действий в части структурных сдвигов в промышленно-производственном комплексе региона;
• относительно низкий уровень расходов на финансирование науки, культуры, здравоохранения;
• отсутствие предпосылок для инновационного инвестирования в рамках формирования правовых и экономических условий для интеграции финансового и промышленного капитала, способствующих эффективному использованию заемных ресурсов в процессе финансирования реального сектора экономики;
• относительно низкий уровень реальной заработной платы населения.
Решение задач обеспечения экономической безопасности регионов предусматривает формирование региональной политики в этой области как составного элемента общей экономической политики субъекта РФ. Тем самым политика экономической безопасности на региональном уровне представляет собой концентрацию социально-экономических интересов региона [5]. С позиции внутреннего содержания вышеназванная политика должна включать совокупность концептуальных положений, раскрывающих перспективы рационального потребления местных ресурсов в контексте сочетания интересов национальной безопасности государства и приоритетов социально-экономического развития региона. Серьезным шагом в реализации этой политики может стать разработка программ экономической безопасности регионов и в первую очередь - выявление с помощью мониторинга факторов (угроз), влекущих за собой нарушение устойчивости и поступательного движения в социально-экономическом развитии региона в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Изложенный методический подход призван способствовать достаточно подробному изучению факторов и угроз экономической безопасности региона, а также позволяют на научной основе организовывать и проводить непрерывный мониторинг показателей экономической безопасности, по результатам которого анализировать постоянно изменяющуюся социально-экономическую систему региона.
Резюмируя вышеизложенное, обозначим приоритетные направления снижения уровня угроз экономической безопасности Омской области:
• развитие высокотехнологичных производств;
• развитие внешнеэкономической деятельности и реализация имеющегося потенциала в сфере межтерриториальной кооперации с учетом стратегических направлений развития Омской области и соседних регионов;
• развитие производства строительных материалов за счет расширения и модернизации действующих производств местных строительных материалов, изделий и конструкций в объемах, удовлетворяющих потребности строительного комплекса региона, привлечение инвестиций;
• оптимизация товарной структуры экспорта и импорта;
• оказание государственной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности Омской области по продвижению производимых товаров и услуг, позволяющей расширить внешнеэкономический потенциал региона;
• совершенствование механизма регулирования миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения;
• снижение экологической напряженности вследствие негативного техногенного воздействия на окружающую среду;
• организация и осуществление государственного экологического мониторинга.
Таким образом, в современных рыночных условиях главным фактором обеспечения
экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование. В свою очередь, содержанием экономической политики региональной власти в среднесрочной перспективе является содействие развитию экономически эффективных производств, укрепление промышленного потенциала области с целью обеспечения основы для реализации социальных программ и выполнения государственных функций в социальной сфере. Экономический рост региона, его социальная устойчивость непосредственно зависят от повышения уровня конкурентоспособности региональных субъектов рыночных отношений, социальной защищенности и благополучия населения, финансирования приоритетных направлений развития научно-технического и производственного потенциала, что в результате будет способствовать обеспечению экономической безопасности Омской области и России в целом.
Библиографический список
1. О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ 29.04.1996 г. № 608 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая справочно-информационная система «Ко нсультантПлюс».
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. : Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая справочно-информационная система «Ко нсультантПлюс».
4. Вершинин, А.В. Некоторые аспекты экономической безопасности региона [Электронный ресурс] / А.В. Вершинин. - Режим доступа: http://www.anrb.ru/isei/cf2004/d750.htm. - 22.11.2013. - Загл. с экрана.
5. Гребеник, В.В. Управление экономической безопасностью региона как элемент обеспечения экономической безопасности государства / В.В. Гребеник, А.П. Павлов // Интернет-журнал «Науковедение». -
2012. - № 3. - С. 17.
6. Дементьев, Н.В. Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности современной России / Н.В. Дементьев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6. - С. 76-82.
7. Ефимов, В.В. Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности государства / В.В. Ефимов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2013. - № 2. - С. 98-108.
8. Илаев, Ш.А. Региональные интересы и угрозы экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России / Ш.А. Илаев // Вестник Московского университета МВД России. -
2013. - № 5. - С. 205-209.
9. Ильин, М.В. Философия безопасности - основа нового политического мышления / М.В. Ильин // Экология: пути выживания и развития человечества. Позиция ученых. - М., 1988. - С. 19.
10. Калинина, Н.М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения / Н.М. Калинина // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2010. - № 10. - С. 16-22.
11. Левина, Е.И. Экономическая безопасность и анализ ее основных показателей (на примере Кемеровской и Омской областей) / Е.И. Левина, Е.В. Гатина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2013. - № 1 (95). - С. 151-155.
12. Прохожев, А. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности / А. Прохожев, М. Корнилов // Общество и экономика. - 2009. - № 4. - С. 225-239.
13. Пузов, Е.Н. Методологические аспекты формирования системы мониторинга экономической безопасности территорий / Е.Н. Пузов, С.Н. Яшин, Н.И. Яшина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 1 (1). - С. 12-19.
14. Титов, В.А. Экономическая безопасность субъекта Российской Федерации / В.А. Титов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 53. - № 1. - С. 218-221.
15. Фирюлина, Н.В. Принципы формирования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасно-
сти региона / Н.В. Фирюлина // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 1. - С. 89-102.
16. Чимитова, А.Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона / А.Б. Чимитова, Е.А. Микульчинова. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2010. - 215 с.
S.E. Metelev
Plekhanov Russian University of Economics Omsk institute (branch)
FEATURES OF PROVIDING THE ECONOMIC SAFETY AT THE LEVEL OF THE SUBJECT OF FEDERATION
The purpose of this study is to discuss the complex of issues, related to the construction of the system of management of economic security as an integral economic phenomenon. Analyses the approaches to the consideration of methodological problems of the study of the economic objects. Define the bases of classification based allocation mechanisms safety management from the point of view of economic and organizational approaches with regard to the level of a Federation subject. The development of market economy in Russia has caused a selection as an independent direction of state activities ensuring national priorities in the field of security, including economic security at the Federal and regional levels.
Today, economic security has become the number of problems that attracts the attention of specialists in different fields. It is connected primarily with the fact that the economic sphere of the state is the core and determines the viability of other spheres. Accordingly, economic security is dominant in relation to other security and plays a major role in ensuring national security.
However, the issues of ensuring of regional economic security is poorly understood, that due to several reasons. First, the individual features of regional economic development of the subjects of the Russian Federation, which requires a definite imprint on requirements for ensuring the economic security of each separate region and transformation of the system of evaluation criteria for this business. Secondly, the absence of an unified methodological approach to the study of questions of maintenance of economic safety at the regional level. And, finally, the difficulty in the process of assessing the economic security of the subjects of the Russian Federation in solving the problem of unification of statistical data.
Justified parameters formation of uniform standards of assessment of the state economic security at the level of subject of the Russian Federation and development of strategic and operational programs to ensure its implementation, taking into account the peculiarities of regional economic development and elaboration of concrete practical recommendations in the framework of establishment of control mechanisms and sustaining objectively necessary level of economic security.
Set forth in methodological approach aims to promote the study of factors and threats of economic security of the region, and also will allow on a scientific basis to organize and carry out continuous monitoring of indicators of economic security, the results of which to analyze the ever-changing socio-economic system at the level of subject of the Federation.
Key words: economic security, national security, indicatory of national security, Russia, region, monitoring.
References
1. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 g. № 390-FZ "O bezopasnosti". Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema "Konsul'tantPljus". Mode of access: http://base.consultant.ru.
2. Ukaz Prezidenta RF 29.04.1996 g. № 608 "O gosudarstvennoj strategii jekonomicheskoj bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii". Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema "Konsul'tant Pljus". Mode of access: http://base.consultant.ru.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 g. № 537 "O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 g". Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema "Konsul'tant Pljus". Mode of access: http://base.consultant.ru.
4. Vershinin A.V. Some aspects of economic security of the. Mode of access: http://www.anrb.ru/isei/cf2004/d750.htm.
5. Grebenik V.V., Pavlov A.P. Management of economic security of the region as element of providing economic security of the state. Internet-zhurnalNaukovedenie, 2012, no. 3, p. 17.
6. Dement'ev N.V. Economic security in structure of national security of modern Russia. Social'no-jekonomicheskie javlenija i process. 2011, no. 5-6, pp. 76-82.
7. Efimov V.V. Economic security in system of complex safety of the state. Jetap: jekonomicheskaja teorija, analiz, praktika, 2013, no. 2, pp. 98-108.
8. Ilaev Sh.A. Regional interests and threats of economic security of the region as component of economic security of Russia. VestnikMoskovskogo universitetaMVD Rossii, 2013, no. 5, pp. 205-209.
9. Il'in M.V. Safety philosophy - a basis of new political thinking. Jekologija: puti vyzhivanija i razvitija che-lovechestva. Pozicija uchenyh, 1988, pp. 19.
10. Kalinina N.M. Economic security of the region: essence, threats and providing measures. Sibirskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal, 2010, no. 10, pp. 16-22.
11. Levina E.I., Gatina E.V. Economic security and the analysis of its main indicators (on the example of the Kemerovo and Omsk areas). Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2013, no. 1 (95), pp. 151-155.
12. Prohozhev A., Kornilov M. About a problem of criteria and estimates of economic security. Obshhestvo i jekonomika, 2009, no. 4, pp. 225-239.
13. Puzov E.N., Jashin S.N., Jashina N.I. Methodological aspects of formation of system of monitoring of economic security of territories. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2009, no. 1 (1), pp. 12-19.
14. Titov V.A. Economic security of the subject of the Russian Federation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2012, no. 1, pp. 218-221.
15. Firjulina N.V. Principles of formation of the mechanism of ensuring the external economic safety of the region. Problemyprognozirovanija, 2010, no. 1, pp. 89-102.
16. Chimitova A.B., Mikul'chinova E.A. Questions of sustainable and safe development of economy of the region. Ulan-Udje, 2010, 215 p.
© Метелев С.Е., 2014
Автор статьи - Сергей Ефимович Метелев, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
B.В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;
C.Н. Апенько, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
УДК 338. 48
В.А. Назаркина Б.И. Штейнгольц
Новосибирский государственный технический университет ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ
Рассматриваются особенности потребительского спроса различных категорий клиентов гостиничных предприятий. Проводится сравнительный анализ предпочтений деловых туристов, туристов, путешествующих с целью отдыха, бюджетных туристов и т.д. Приводится топ-10 гостиниц различных сегментов. Рассматриваются тенденции развития гостиничного хозяйства в мире. Ключевые слова: гостиничное хозяйство, рейтинг гостиниц, услуги размещения, гостиница, бизнес-отель, хостел, мотель.
Развитие туризма основывается на эффективной коммерциализации туристских продуктов. Успешная продажа туристских продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцами, поэтому репутация туроператоров, отелей и авиакомпаний очень важна.
Гостиница является составной частью индустрии гостеприимства. Гостиница может быть определена как коммерческое предприятие, основной задачей которого является предоставление туристам услуг по размещению и питанию.
Размещение - один из самых важных элементов туризма. Нет размещения (ночевки) -нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов. Гостиничная индустрия - суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории человечества, - уважение гостя, торжества процесса, его приема и обслуживания.