Научная статья на тему 'Факторы мотивации к исследовательской деятельности магистрантов университета физической культуры'

Факторы мотивации к исследовательской деятельности магистрантов университета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / MAGISTRACY / ЦЕЛИ / GOALS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / МОТИВЫ / MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / PROFESSIONAL PRIORITIES / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна, Иванова Валерия Сергеевна, Масленников Павел Юрьевич

В статье представлены результаты пилотного исследования по изучению мотивов поступления в магистратуру и приоритетов в области профессионального развития среди магистрантов университетов физической культуры (на примере НГУ им. П.Ф. Лесгафта) с точки зрения подготовки будущих научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна, Иванова Валерия Сергеевна, Масленников Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of motivation and professional priorities of master's degree student of the physical culture university

The article presents the results of the pilot research devoted to the study of the motives for admission to the magistracy and priorities in the field of the professional development among the undergraduates of physical education universities (using the example of the Lesgaft NSU, St. Petersburg) from the point of view of training of the future scientific and pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «Факторы мотивации к исследовательской деятельности магистрантов университета физической культуры»

REFERENCES

1. Bubnenkova, O.M. (2007), Innovative pedagogical approach to physical education 5-10 years girls with obesity, dissertation, Smolensk.

2. Zavyalova, T.P. and Starodubtseva, I.V. (2017), "Monitoring studies of physical health of preschool children: from problems to find solutions", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 46-48.

3. Zaitseva, N.V. (2007), P.F. Lesgaft on the relationship between mental and physical education, available at: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193922479&ar-chive=1196814847&start_from=&ucat=&.

4. Kon, I.Ya., Volkova, L.Yu. and Korostelyova, M.M. (2011), "Prevalence of obesity in children of preschool and school-age children in the Russian Federation", Questions of child nutrition, No 4, pp. 5-8.

5. Pavlovskaya E.V., Strokova, T.V., Surkov, A.G., Bogdanov. A.R. and Kaganov, B.S. (203), "Obesity in preschool children: metabolic features", Russian journal of perinatology and pediatrics, No. 6. pp. 91-97.

6. Potseluev, A. A. (2014), Thrust and content of the lesson of physical education for primary school-age children with obesity, dissertation, Moscow.

7. Starodubtseva, I.V. and Zavyalova, T.P. (2017), Psychophysical portrait of a contemporary graduate, kindergarten (on the example of the Tyumen region): monograph, publishing house Tyumen State University, Tyumen.

Контактная информация: zavyalova53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2019

УДК 796.077.5

ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Валерия Сергеевна Иванова, аспирант, Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты пилотного исследования по изучению мотивов поступления в магистратуру и приоритетов в области профессионального развития среди магистрантов университетов физической культуры (на примере НГУ им. П.Ф. Лесгафта) с точки зрения подготовки будущих научно-педагогических кадров.

Ключевые слова: магистратура, цели, обучение, мотивы, профессиональные приоритеты, научно-педагогические кадры.

RESEARCH OF MOTIVATION AND PROFESSIONAL PRIORITIES OF MASTER'S DEGREE STUDENT OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY

Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeriya Sergeevna Ivanova, the post-graduate student, Pavel Yuryevich Maslennikov, the candidate of pedagogy science, teacher Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the pilot research devoted to the study of the motives for admission to the magistracy and priorities in the field of the professional development among the undergraduates of physical education universities (using the example of the Lesgaft NSU, St. Petersburg) from the point of view of training of the future scientific and pedagogical personnel.

Keywords: magistracy, goals, training, motivation, professional priorities, scientific and pedagogical personnel.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров является неотъемлемой частью развития научного потенциала общества, в связи с чем поиски путей развития и совершенствования данного процесса никогда не потеряют своей актуальности.

На сегодняшний день в системе высшего образования в России непосредственно к подготовке научно-педагогических кадров относится только третья ступень - аспирантура [3]. Единственным источником абитуриентов в аспирантуру являются выпускники магистратуры, которые в процессе обучения сталкиваются с научно-исследовательской деятельностью, являющейся не только приоритетной при написании выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), но и важной составляющей следующей ступени высшего образования - аспирантуры. В связи с этим магистратуру можно рассматривать не только как вторую ступень высшего образования, но и как начальную ступень подготовки научно-педагогических кадров, а сформированные на данном этапе обучения исследовательские умения и навыки являются базой для дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

Между тем, результаты исследований среди магистрантов университетов физической культуры показывают слабую внутреннюю мотивацию к научно-исследовательской деятельности [1]. В связи с этим была поставлена цель выявить мотивы поступления в магистратуру и профессиональные приоритеты среди магистрантов университетов физической культуры.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выполнения поставленной цели было проведено пилотное исследование, включающее опрос (анкетирование) среди 108 магистрантов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Все респондентам было предложено 3 блока вопросов, направленных на выявление мотивов поступления в магистратуру, профессиональных приоритетов и планов на дальнейшую деятельность, после окончания обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного опроса было выявлено, что у магистрантов университета физической культуры ориентацию на науку и исследовательскую деятельность можно расценивать как низкую. Основные мотивы выбора данной траектории образования носят формальный, неосознанный характер. Наиболее популярным мотивом поступления в магистратуру стало повышение уровня профессионализма, углубления своих знаний в выбранной специальности, а также самореализация и интеллектуальное развитие (таблица 1), подобного мнения придерживаются 54% респондентов. При этом ответы, связанные с научно-исследовательской деятельность (ответы №№ 9, 13, 15, 19) можно отнести к наименее выбираемым. На основе полученных данных можно предполагать, что магистратура расценивается, как непосредственное продолжение системы высшего образования (после бакалавриата), но при этом без ориентации на научно-исследовательскую деятельность.

Таблица 1 - Основные мотивы поступления в магистратуру университета физической культуры_

Мотивы поступления n %

Возможность стать высокопрофессиональным специалистом 21 19

Желание получить более глубокие знания по своей специальности с целью решения конкретных практических задач 15 14

Стремление к самореализации 12 11

Возможность интеллектуального развития 11 10

Это дополнительные шансы при трудоустройстве 8 7

Желание продолжить обучение и получить диплом магистра 7 6

Желание получить полное высшее образования 7 6

Мотивы поступления п %

Возможность повысить свой социальный статус 6 6

Интерес к определенной научной проблеме и желание её исследовать 5 5

Для самоутверждения 4 4

Хотелось получить опыт преподавания (для дальнейшей работы в этой сфере) 4 4

Возможность улучшить материальное положение 3 3

Возможность выхода в будущем на самостоятельные научные исследования 2 2

Влияние, советы и рекомендации преподавателей 2 2

Желание внести свой вклад в науку 1 1

Желание закрепиться в академической среде, остаться на своей кафедре (в научной лаборатории) 0 0

Отсрочка от армии 0 0

Желание родителей 0 0

Стремление занять определенное положение в научном сообществе 0 0

Повлияла семейная традиция 0 0

Не могу сказать определённо 0 0

После окончания магистратуры респонденты предполагают посвятить себя практико-ориентированной деятельности (таблица 2). Научно-исследовательской деятельностью планируют заняться всего 4% опрошенных. При этом почти каждый пятый магистрант (18%) хотел бы заниматься преподавательской деятельностью. Обучение в магистратуре главным образом направлено на формирование педагогических и научно-исследовательских навыков, однако полученные ответы позволяют утверждать, что магистратура расценивается обучающимися университетов физической культуры главным образом, как развитие прикладных знаний, умений и навыков, связанных с профессией, полученной в бакалавриате.

Таблица 2 - Планирование дальнейшей деятельности магистрантов университета физической культуры, после окончания обучения_

Виды деятельности п %

Практической деятельности в своей профессиональной сфере 41 38

Преподавательской деятельности 19 18

Созданию собственного бизнеса 18 17

Административно-управленческой деятельности 15 14

Вам всё равно, чем заниматься, лишь бы платили деньги 7 6

Научно-исследовательской работе 4 4

Определённых планов нет 3 3

Вы хотели бы не работать, а посвятить себя семье, воспитанию детей 1 1

Анализ профессиональных приоритетов магистрантов (таблица 3) показал стремление к личностному росту и интеллектуальному развитию, совершенствованию себя в профессиональной деятельности, увлеченность самим процессом деятельности (ответы №№ 1-4). Затем следуют приоритеты, связанные с материальным благополучием, карьерным ростом, достижением определённой степени самостоятельности и стабильности (вопросы №№ 5-11). И к наименее значимым можно отнести приоритеты, связанные с существованием внутри профессионального коллектива (вопросы .№№ 12-14). Неотъемлемой частью научно-исследовательской деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост, таким образом можно предполагать, что при создании соответствующего информационного фона, включающего доведение до студентов бакалавриата и абитуриентов магистратуры сведений о целях и задачах обучения в магистратуре, возможно изменение приоритетов в области мотивов и профессиональных приоритетов по отношению к обучению в магистратуре и дальнейшей деятельности с практико-ориентированной на научно-исследовательскую, включающую в равной степени теорию и практику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом на основании проведенного пилотного исследования можно говорить о наличии определенного противоречия во мнении магистрантов университетов

физической культуры в отношении магистратуры, как начальной ступени научно-исследовательской карьеры. С одной стороны, респонденты не видят себя после окончания магистратуры в роли исследователей и не планируют заниматься научно-исследовательской деятельностью, а основным мотивом поступления в магистратуру является повышение профессионального уровня (т.е. прикладных знаний умений и навыков приобретённых в бакалавриате). С другой стороны, для них являются важным самосовершенствование и интеллектуальное развитие, представляющие собой неотъемлемую часть научно-исследовательской деятельности. Полученные результаты требуют проверки через проведение объемного исследования, включающего более широкий круг вопросов и расширения выборки респондентов.

Таблица 3 - Профессиональные приоритеты магистрантов университета физической культуры__

Виды профессиональных приоритетов Ответы (%)

1 2 3

Личностный рост и самосовершенствование, развитие интеллектуальных способностей 98 2 0

Получение новых знаний и навыков в своей профессиональной области с целью применения их для решения конкретных задач 98 2 0

Получение удовольствия от своей профессиональной деятельности, наслаждение процессом деятельности 98 2 0

Успешность в профессиональной деятельности, уверенность в своем профессионализме 92 6 2

Возможность повышения материального благосостояния 72 22 6

Достижение высших результатов в профессии 72 28 0

Достижение самостоятельности, автономности и независимости в суждениях и поступках 69 23 8

Удовлетворение потребности в разнообразии, новизна 69 29 2

Возможность занять более высокую должность и получить более высокий статус 68 28 4

Ощущение стабильности 61 31 8

Самоутверждение путем достижения поставленных целей 60 32 8

Достижение взаимопонимания с коллегами по работе, гармоничного взаимодействия с членами профессионального сообщества 52 38 10

Усвоение правил профессионального этикета и следование им 46 48 6

Получить признание, завоевать уважение коллег 36 44 20

Возможность доминировать, управлять другими людьми 14 43 43

Примечание: 1 - важно; 2 - затрудняюсь ответить; 3 - не важно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закревская, Н.Г. Эффективность методики диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры / Н.Г. Закревская, В.С. Иванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 85-90.

2. Кельсина, А.С. Подготовка кадров в аспирантуре в оценках выпускников / А.С. Кельсина, С.Ю. Егорихина // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2018. - № 3. - С. 79-85.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 30.03.2019).

REFERENCES

1. Zakrevskaya, N.G. and Ivanova, V.S. (2018b), "Effectiveness of assessment methods of research qualities formation level among master's degree students at physical education university", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 85-90.

2. Kelsina, A.S. and Egorikhina, S.Yu. (2018), "Training of cadres in postgraduate study in evaluation of graduates", Alma mater (Higher School Herald), No. 3, pp. 79-85.

3. Federal law of29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation ", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 30.03.2019).

Контактная информация: prog_ivs12@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.