Научная статья на тему 'Методика диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры'

Методика диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА / RESEARCH QUALITIES / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / ASSESSMENT METHODS / УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION / МАГИСТРАНТЫ / MASTER'S DEGREE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна, Иванова Валерия Сергеевна

В данной статье описана методика диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры. Раскрыты показатели исследовательских качеств и определены методы их диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна, Иванова Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment methods of physical education university master’s degree students’ research qualities level

This article describes the methods for determining the level of physical education university master’s degree students’ research qualities. The indicators of research qualities are revealed and methods of their diagnostics are determined.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры»

физической подготовленности спортсменок-юниорок профессионального футбольного клуба. Установленные закономерности многолетней динамики рассматриваемых компонентов спортивного мастерства футболисток способствуют повышению эффективности управления учебно-тренировочным процессом в целом, в частности в аспекте дифференцирования тренирующих воздействий в соответствии с полученными результатами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, В.М. Оценка функциональных возможностей организма футболисток / В.М. Алексеев. - М. : РГУФК, 2009. - С. 65-72.

2. Зайцева, Т.В. Динамика показателей комплексного контроля футболисток в мезоцикле подготовки / Т.В. Зайцева, Н.В. Дыгай // Тезисы докладов конференции студентов и молодых ученых Южного Федерального округа. - Краснодар : [б.и.], 2013. - С. 87-88.

3. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : научно-методическое пособие / А.П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский. - М. : Физическая культура, 2009. - 160 с.

4. Лексаков, А.В. Особенности комплексного контроля в подготовке футболистов различного уровня: методические рекомендации / А.В. Лексаков, В.П. Губа. - Москва : [б.и.], 2010. - 80 с.

5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

REFERENCES

1. Alekseev, V.M. (2009), Evaluation of the functional possibilities of an organism of the football players, Moscow.

2. Zaitseva T.V. and Dygai N.V. (2013), "Dynamics of indicators for the integrated control players in the mesocycle training", Abstracts of scientific conference of students and young scientists of the southern Federal district, Krasnodar, pp. 87-88.

3. Zolotarev, A.P., Leksakov, A.V. and Rossiiskii, S.A. (2009), Football: the methodological foundations of long-term training of sports reserve: scientific-methodical manual, Physical culture, Moscow.

4. Leksakov A.V. and Guba V.P. (2010), Features of complex control in the training of players of different levels: methodical recommendations, Moscow.

5. Shapovalenko, I.V. (2005), Age psychology (developmental Psychology and developmental psychology), Gardariki, Moscow.

Контактная информация: toto_27@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.05.2018

УДК 796.077

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ У МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Валерия Сергеевна Иванова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье описана методика диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры. Раскрыты показатели исследовательских качеств и определены методы их диагностики.

Ключевые слова: исследовательские качества, методы диагностики, университет физической культуры, магистранты.

ASSESSMENT METHODS OF PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY MASTER'S DEGREE STUDENTS' RESEARCH QUALITIES LEVEL

Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeriya Sergeevna Ivanova, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article describes the methods for determining the level of physical education university master's degree students' research qualities. The indicators of research qualities are revealed and methods of their diagnostics are determined.

Keywords: research qualities, assessment methods, university of physical education, master's degree students.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость разработки диагностического аппарата оценки уровня сформиро-ванности исследовательских качеств обусловлена рядом проблем, связанных с развитием научно-исследовательского потенциала университетов физической культуры. Актуальная на данный момент проблема воспроизводства научных кадров связана с рядом причин: у большинства молодых специалистов в области физической культуры и спорта отсутствует интерес к исследовательской деятельности; отсутствует необходимый объём знаний для осуществления исследовательской деятельности и достижения удовлетворенности её результатами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для обеспечения реализации исследовательской работы был разработан диагностический аппарат регистрации проявления исследовательских качеств у магистрантов в процессе обучения. Разработка методики диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры требовала решения следующих основных задач: формулирование диагностируемых исследовательских качеств; поиск подходящих методов для их диагностики. В структуре диагностики и формирования исследовательских качеств мы выделяем 7 компонентов [2]. Каждый компонент характеризуется определенными показателями уровня сформированности исследовательских качеств, которые мы измеряем различными диагностическими методами (таблица 2).

Для обоснования критериев диагностики мы использовали результаты анкетного опроса, в котором приняли участие магистранты НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Мы попросили респондентов оценить степень влияния перечисленных в анкете качеств, факторов и условий на успех в научно-исследовательской деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Качества личности, факторы и условия, определяющие успешность научно-исследовательской деятельности (п=84)__

Качества личности, факторы и условия Степень влияния фактора/условия/качеств на научно-исследовательскую деятельность

1, % 2, % 3, % 4, %

Увлеченность темой исследования. 87 12 1 0

Доступ к информации (отечественной, зарубежной). 81 19 0 0

Целеустремленность. 81 15 4 0

Самоорганизованность. 80 17 3 0

Активность. 79 20 1 0

Хороший научный руководитель, обладающий эрудицией, щедростью в отношении идей, организационными способностями. 73 26 1 0

Осознанная положительная мотивация. 73 23 4 0

Настойчивость. 69 24 7 0

Компетентное и заинтересованное участие научного руководителя в исследовательской работе. 65 29 6 0

Качества личности, факторы и условия Степень влияния фактора/условия/качеств на научно-исследовательскую деятельность

1, % 2, % 3, % 4, %

Семинары, практика, стажировки. 61 39 0 0

Осознание значимости и полезности выполняемой деятельности. 55 38 6 1

Материально-техническая база. 51 43 5 1

Актуальность и популярность темы исследования. 50 29 19 2

Лидерские качества. 41 41 15 3

Добровольный выбор темы исследования. 41 43 14 2

Четкое следование нормам и правилам выполнения исследовательской работы. 37 36 20 7

Наличие научной школы. 36 46 17 1

Предоставление максимальной свободы суждений и действий. 36 46 17 1

Природные способности. 36 39 20 5

Связи, протекция. 28 39 26 7

Наличие сильного, творческого коллектива. 26 50 20 4

Материальная поддержка. 25 41 27 7

Наличие жесткого контроля со стороны научного руководителя и коллег. 21 39 21 19

Максимальная самостоятельность в процессе проведения исследования. 20 38 26 16

Семейные традиции. 11 22 45 22

Примечание: 1 - «является решающим фактором успешной НИД», 2 - «оказывает некоторое влияние на успешность НИД», 3 - «не влияет на успешность НИД», 4 -«негативно влияет на НИД».

В ходе опроса выяснилось, что решающее влияние на успешную научно-исследовательскую деятельность оказывают такие качества личности, как: целеустремленность, самоорганизованность, активность, настойчивость субъекта исследовательской деятельности. Увлеченность темой исследования, осознанная положительная мотивация, осознание значимости и полезности выполняемой деятельности также играют решающую роль. В меньшей степени на успешность НИД, по мнению респондентов, оказывают влияние лидерские качества. Основными эти качества назвали 41% магистрантов. Однако в совокупности 81% респондентов, считающих эти качества в той или иной мере значимыми в исследовательской деятельности, позволяет нам включить их в список диагностируемых показателей. На наш взгляд, магистранты, участвовавшие в опросе, недооценивают значение творческого коллектива и научных школ для результатов исследовательской деятельности. Чаще всего магистранты работают над своими проектами в одиночку с помощью научного руководителя, не привлекая команду специалистов, что сказывается и на результате исследования. Вместе с тем, для подлинного творческого роста, необходимы определенные предметные факторы: научный руководитель, условия для творческого обсуждения проблем, доступ к информации, материально-техническая база [1]. В разработанной нами методике ведущая роль отводится работе исследовательского коллектива, которая включает организаторские и коммуникативные зоны ответственности между участниками исследования.

Таблица 2 - Компоненты и методы диагностики уровня сформированное™ исследовательских качеств

Компоненты диагностики Показатели уровня сформированности исследовательских качеств Методы диагностики

Мотивационный Познавательная активность. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Целеустремлённость. Настойчивость. Энтузиазм. Любознательность. 1.Анкетирование. 2.Педагогическое наблюдение.

Когнитивный Глубокие системные знания. Интеллектуальные способности личности. Осмысленное и осознанное осуществление профессиональной деятельности. Умение преобразовывать получаемую информацию в личностное знание. Наблюдательность. Гибкость ума. Способность к критическому анализу. Развитая логика и память. Способность правильно 1.Педагогическое наблюдение. 2.Метод проектов. 3.Контроль качества усвоенного материала.

Компоненты диагностики Показатели уровня сформированности исследовательских качеств Методы диагностики

формулировать научную проблему. Концентрация внимания. Способность к абстрагированию. Скорость протекания мыслительных процессов. Умение проникать в сущность, сложность процессов и явлений объективного мира, предвидеть дальнейшее развитие событий, самостоятельно находить правильные пути и нужные решения. Владение и оперирование базовыми понятиями исследовательской деятельности. Четкое представление об этапах исследования, знание способов и приемов исследования, технологии подготовки исследовательской документации, методов организации исследований.

Операциональный Творческие способности. Независимость мышления. Воображение и фантазия. Развитая интуиция. Образность мышления. Самоорганизация. Самоконтроль. Ориентированность в информационных потоках. Время выполнения задания. Степень самостоятельности выполняемых операций. Степень обобщенности выполняемых операций. Степень сложности выполняемых операций. Последовательность выполняемых операций. Полнота и развернутость выполняемых операций. Осознанность выполняемых операций. Системность. Владение исследовательскими приемами. Владение методами реализации исследований, навыками подготовки исследовательской документации, программы исследования. Создание конечного продукта и его презентация. 1.Тест вербальной креативности С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант). 2.Педагогическое наблюдение. 3.Метод проектов. 4. Анкетирование

Рефлексивный Способность адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность и поведение. Осознание профессионально-личностных смыслов деятельности. Планирование исследовательской деятельности. Сравнение результата работы с поставленными задачами. Корректировка. Самоанализ. Удовлетворенность результатами исследовательской деятельности. 1.Методика диагностики рефлексивности (опросник Карпова А.В., тест на рефлексию). 2.Самооценка проекта. 3.Анкетирование.

Социально-психологический Решительность. Обладание сильной волей. Настойчивость. Уверенность в себе. Терпеливость. Инициативность и независимость. Быстрая адаптация к новым условиям и требованиям. Самокритичность, трезвая оценка своих успехов и неудач. Психическая устойчивость, уравновешенность, рациональность. Требовательность к себе и другим. Критичность. Надежность. Выносливость. Оригинальность. Стрес-соустойчивость. Оптимистичность. Готовность рисковать. Терпимость к неопределённости. Чувство юмора. Готовность делегировать полномочия. 1.Тест на лидерские качества «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого.

Коммуникативный Организаторские способности. Навыки профессионального общения с членами научного сообщества. Понимание себя и других. Совместимость с окружающими людьми. Способность организовать исследовательскую команду. Способность убеждать других и прислушиваться к их аргументам. 1.Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, В. А. Федорошина.

Этический Соблюдение принципов профессиональной этики. Отсутствие фальсификации данных. Добросовестное отношение к профессиональной деятельности. Честность перед самим собой. Профессиональная добросовестность. Скромность. Объективность в оценке личного вклада в коллективную работу. 1.Оценка уровня самостоятельности выполнения задания. 2.Проверка на плагиат и фальсификацию.

В процессе педагогического наблюдения показатели уровня сформированности исследовательских качеств оценивались при помощи критериев, представленных в таблице 3.

Таблица 3 - Критерии оценки уровня сформированности исследовательских качеств

1. Мотивационный компонент диагностики исследовательских качеств.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Постоянно проявляются увлеченность процессом самостоятельной работы, стремление к саморазвитию; осознанная положительная мотивация к исследовательской деятельности. Преобладание прагматических мотивов в отношении исследовательской деятельности, стремление к саморазвитию связано с вынужденной адаптацией. Несформированное или отрицательное отношение к исследовательской деятельности, отсутствие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

2. Когнитивный компонент диагностики исследовательских качеств.

Глубокие, системные знания; образование личностного знания из получаемой информации. Знания несистемные, проявляются не во всех аспектах; предлагаемая информация не всегда перерастает в знание; неполное постижение смысла и значения профессиональных текстов. Отсутствие знаний или неумение их проявить, неспособность к систематизации и обобщению знаний; симуляция понимания.

3. Операциональным компонент диагностики исследовательских качеств.

Творческий характер проявления умений, высокая степень субъект-ности и самостоятельности. Продуктивный характер проявления умений; стереотипное реагирование на внешние стимулы; творческие моменты ситуативны. Адаптивно-репродуктивный характер проявления умений; объектная позиция студента, пассивное воспроизведение умений.

Следует обратить внимание на соотношение понятий «качества» и «способности». Ученые по-разному интерпретируют и используют эти близкие термины, характеризующие возможности человека. Одни отказываются от понятия качества и говорят только о способностях, другие используют оба понятия как синонимы. Ильин Е.П. рассматривает 3 группы факторов, которые определяют возможности человека и эффективность его деятельности: это факторы, отражающие: роль врожденных особенностей человека (способности и одарённость), роль приобретенных особенностей человека (опыт человека), роль единства врожденных и приобретенных особенностей человека (качества). Он предлагает использовать понятие, выражающее единство врожденного и приобретенного, и называет его «функциональным качеством» [3]. В нашем исследовании понятия «способности» и «качества» объединены в одно целое и представляют собой личностные факторы, обусловливающие эффективность исследовательской деятельности.

ВЫВОДЫ

В результате проверки эффективности разработанной нами методики были выявлены факторы, влияющие на уровень сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры: формирование положительной внутренней мотивации и ценностного отношения к исследовательской деятельности; воспитание потребности в самосовершенствовании; формирование необходимых знаний для осуществления исследовательской деятельности, позволяющих усилить мотивацию и создать новые потребности и установки; формирование культуры и навыков самодиагностики исследовательских качеств, ориентация на целенаправленное самосовершенствование; создание благоприятных педагогических условий для развития исследовательских качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закревская, Н.Г. Интеллектуальный потенциал научного сообщества в университетах физической культуры : монография. / Н. Г. Закревская ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2009. - 158 с.

2. Иванова, В. С. Модель формирования исследовательских качеств в процессе подготовки магистров университета физической культуры / В.С. Иванова // Спорт, человек, здоровье : материалы VIII Международного конгресса. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та., 2017. - С. 370-373.

3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с.

REFERENCES

1. Zakrevskaya, N.D. (2009), Intellectual potential of the scientific community in universities of physical culture: monograph, St. Petersburg.

2. Ivanova, V.S. (2017), "Forming researcher's qualities model in process of masters' professional training at university of physical education", Sport, People and Health: materials of the 8th International Congress, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 370-373.

3. Ilin, E.P. (2008), Differential psychology ofprofessional activity, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: prog_ivs12@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2018

УДК 796.07

ПОИСК НОВЫХ СРЕДСТВ ТЕСТИРОВАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Сергей Викторович Иванников, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Андрей Петрович Вяткин, старший преподаватель, Виталий Алексеевич Трепалин,

старший преподаватель, Юрий Олегович Полунин, преподаватель, Сергей Игоревич Павлов, преподаватель, Рязанский филиал Московского университета МВД им.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Я. Кикотя, Рязань

Аннотация

В статье приведены результаты исследования допустимости и относимости 20-метрового челночного теста аэробных способностей к средствам контроля степени развития выносливости у сотрудников полиции. Проведена проверка валидности многоступенчатого 20-метрового челночного теста аэробных способностей методом дивергентной валидизации.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, тестирование выносливости, валидность теста, дивергентная валидизация.

SEARCH OF NEW MEANS OF TESTING ENDURANCE OF POLICE OFFICERS

Sergey Viktorovich Ivannikov, the candidate ofpedagogical sciences, head of department, Audrey Petrovich Vyatkin, the senior teacher, Vitaly Alekseevich Trepalin, the teacher, Yury Ole-govich Polunin, the teacher, Sergey Igorevich Pavlov, the teacher, The Ryazan branch of the Moscow university Ministry of Internal Affairs of V.Ya. Kikotya, Ryazan

Annotation

The article presents the results of the study of the admissibility and relevance of the 20-meter Shuttle run test of aerobic abilities to the means of control of the degree of development of endurance of police officers. The validity of a multistage 20-meter Shuttle run test of aerobic abilities by divergent validation method was tested.

Keywords: physical training, physical qualities, endurance testing, test validity, divergent validation.

ВВЕДЕНИЕ

В числе приоритетных задач физической подготовки сотрудников органов внутренних (ОВД) дел значится «развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных задач» [3].

Решение служебно-оперативных задач требует от сотрудника ОВД развития и проявления всех основных физических качеств и способностей: общей выносливости, максимальной силы и силовой выносливости, взрывной силы и быстроты (скоростно-силовых способностей), гибкости и ловкости (координационных способностей) [2].

Однако, как показывает практика, при проверке уровня физической подготовленности сотрудников в качестве контрольных выбираются упражнения на силу и быстроту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.