результатов. При этом современный урок рассматривается как форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся под руководством педагога, работа которого направлена на достижение образовательных целей с целью повышения мотивации обучающихся. Для прогнозирования предметных результатов и детализации деятельности участников образовательного процесса педагоги активно используют технологическую карту урока, которая предполагает различные вариации конструирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программно-техническое оснащение профессиональной деятельности будущего педагога / Е.В. Андреева, И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина, Т.Ю. Каратаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 10-12.
2. Иоффе, А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 1. - С. 7-10.
3. Петерсон, Л.Г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» как механизм реализации стандартов второго поколения / Л.Г. Петерсон // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 5. - С. 3-9.
REFERENCES
1. Andreeva, E.V. (2017), "Software and technical equipment of the professional activity of the future teacher", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10 (152). pp. 10-12.
2. Ioffe, A.N. (2012), "The structure of a modern lesson in history and social science as the basis for organizing the activities of students", Teaching history in school, No 1. pp. 7-10.
3. Peterson, L.G. (2013), "Didactic system of the activity method "School 2000 ..." as a mechanism for implementing the second-generation standards",Municipal formation: innovations and experiment, No 5. pp. 3-9.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2018
УДК 796.332
МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК-ЮНИОРОК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ФУТБОЛЕ
Татьяна Владимировна Зайцева, аспирант, главный тренер Футбольного клуба «Кубаночка»; Александр Петрович Золотарев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ, Краснодар); Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург)
Аннотация
В статье представлены данные о трехлетней динамике показателей физической подготовленности футболисток-юниорок профессиональной команды. Исследование включало спортивно-педагогическое тестирование физической подготовленности футболисток-юниорок. В течение трехлетнего периода у спортсменок в динамике показателей физической подготовленности наблюдается неравномерность ежегодных темпов прироста. Наиболее вариативными от этапа к этапу исследования являлись показатели скоростных, скоростно-силовых способностей при поступательно стабильном приросте функциональных возможностей спортсменок. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о методически грамотном построении процесса многолетней подготовки обследуемого контингента футболисток-юниорок, что нашло отражение в их спортивных достижениях - участие в сборных командах Краснодарского края и национальных
сборных командах России. Установленные особенности физической подготовленности спортсменок, отражающие динамику становления спортивного мастерства, способствуют объективизации состава педагогического контроля и повышают эффективность управления учебно-тренировочным процессом женской футбольной команды.
Ключевые слова: женский футбол, футболистки-юниорки, физическая подготовленность, многолетняя динамика, профессиональный спорт.
LONG-TERM DYNAMICS OF INDEXES OF PHYSICAL READINESS OF FEMALE ATHLETES-JUNIORS IN PROFESSIONAL FOOTBALL
Tatyana Vladimirovna Zaytseva, the post-graduate student, head coach of Football club "Ku-banochka"; Alexander Petrovich Zolotarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar; Mark Abramovich Rubin, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents data on three-year indicator dynamics of physical readiness of professional team female football players-juniors. The study included sports and pedagogical testing of physical readiness of female football players-juniors. Uneven annual rates of growth were observed at athletes in dynamics of indicators of physical readiness during the three-year period. The most changeable from stage to stage of the study were the indicators of speed, speed-power abilities with progressively stable growth of functional capabilities of athletes. The results of the study indicate methodically built correctly process of long-term training of the surveyed contingent of female football players-juniors, which is reflected in their athletic achievements - participation in the national team of Krasnodar region and national team of Russia. The established features of physical readiness of athletes, reflecting the dynamics of the formation of sports skills, contribute to the objectification of the pedagogical control and improve the efficiency of management of the educational and training process of the women's football team.
Keywords: women's football, female football players-juniors, physical readiness, long-term dynamics, professional sports.
Интенсивно развивающийся в последние десятилетия в нашей стране и, в частности, в Краснодарском крае, женский футбол все еще продолжает оставаться относительно новым видом спорта, вследствие чего его научные и методические основы остаются практически неразработанными.
До настоящего времени крайне ограничен круг серьезных научных исследований по проблемам подготовки футболисток. В то же время становление спортивного мастерства футболистов-юниоров, в частности - на этапе перехода в профессиональный спорт, как в мужском, так и в женском футболе, представляет собой важнейший аспект многолетней подготовки [2, 3]. На примере юниорок в настоящее время качественное управление этим процессом затруднено по причине не разработанности программно-нормативной базы, регламентирующей многолетнюю подготовку спортивного резерва в женском футболе. Несомненно, что такое положение, является фактором, лимитирующим эффективность многолетнего учебно-тренировочного процесса в данном виде спорта [3, 4].
Цель исследования заключалась в получении новых знаний о закономерностях многолетней динамики комплекса показателей, характеризующих физическую подготовленность футболисток, на этапе перехода в профессиональный спорт.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе применялись следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, спортивно-педагогическое тестирование, методы математической статистики. Автором работы совместно с комплексной научной группой КГУФКСТ по футболу (руководитель - профессор А.П. Золотарев) осуществлялось спортивно-педагогическое тестирование для оценки физической подготовленности спортсменок. Исследование проводилось ежегодно в преддверие начала спортивного
сезона (март-апрель), когда спортсменки находились в оптимальной спортивной форме. Выбор тестов осуществлялся в соответствии с общепринятыми в практике подготовки футболисток методическими рекомендациями [2, 4] и включал следующие упражнения: «Бег 15 м с места», с, тест характеризует стартовую скорость спортсменок; «Бег 15 м с хода», с, тест характеризует дистанционную скорость спортсменок; «Бег 30 м с места», с, тест характеризует максимальную скорость спортсменок (измерения проводились в легкоатлетическом манеже, время бега регистрировалась при помощи электронной аппаратуры с фотоэлементами (ИПР-01) с точностью до 0,01с. Давалось две попытки, учитывался лучший результат); «Прыжок в длину с места», см, тест характеризует скоростно-силовые качества спортсменок; «Тест Yo-Yo», м, тест оценивает способность многократного выполнения интенсивного бега, т.е. характеризует скоростную выносливость спортсменок (спортсменками выполняется бег между фишками на расстоянии 20 метров по сигналу с компакт-диска); «Пик-тест», м, тест характеризует работоспособность футболисток (тест проводился на ровной 20-метровой площадке с нескользкой поверхностью, ширина дорожек - 1,5 м. Спортсменки выполняли ходьбу и бег от линии до линии и обратно со скоростью, задаваемой аудио-сигналами с СД-диска, использовалась рекомендуемая оценочная шкала [1]). Математическая обработка полученных материалов проведена с использованием пакета прикладных компьютерных программ SPSS (версия 14).
Исследование проводилось в период с января 2012 года по ноябрь 2015 года. В нем приняли участие 16 футболисток-юниорок ПФК «Кубаночка»; 9 из них являлись мастерами спорта по футболу, 7 - кандидатами в мастера спорта; принимали участие в составе команды в играх Чемпионата России по футболу, первенства России по футболу. В 2012 году возраст обследуемых футболисток находился в диапазоне от 16 до 20 лет, что соответствует возрасту спортсменок-юниорок [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Скоростные качества и скоростно-силовые способности.
Анализ многолетней динамики рассматриваемых проявлений скоростных качеств футболисток показал следующее (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика показателей стартовой скорости бега спортсменок
№ п/п Фамилия И. 15 м с места (с)
2012 г. 2013 г. Прирост, % 2014 г. Прирост% Прирост 2014-2012, %
1 К-ва Е. 2,59 2,57 0,8 2,43 5,4 6,2
2 Р-ко С. 2,67 2,67 0,0 2,51 6,0 6,0
3 Б-ко Е. 2,64 2,61 1,1 2,45 6,1 7,2
4 П-к Н. 2,60 2,70 -3,8 2,70 0,0 -3,8
5 О-ва Р. 2,76 2,72 1,4 2,70 0,7 2,2
6 Н-ко В. 2,83 2,78 1,8 2,71 2,5 4,2
7 М-кая В. 2,71 2,71 0,0 2,52 7,0 7,0
8 Ст-ва В. 2,72 2,72 0,0 2,64 2,9 2,9
9 В-ха К. 2,47 2,50 -1,2 2,50 0,0 -1,2
10 Л-на Д. 2,62 2,66 -1,5 2,61 1,9 0,4
11 С-ва Э. 2,55 2,67 -4,7 2,45 8,2 3,9
12 С-кая Н. 2,58 2,57 0,4 2,39 7,0 7,4
13 Т-на Е. - 2,77 - 2,42 12,6 -
14 М-ко Е. 2,54 2,48 2,4 2,45 1,2 3,5
15 Щ-к Т. 2,53 2,51 0,8 2,51 0,0 0,8
16 С-ва Н. 2,54 2,44 3,9 2,41 1,2 5,1
М±о 2,60±0,10 2,67±0,11 0,1 2,51±0,11 3,9 3,5
t - - 1,80 - 4,20 4,06
Р - - Р < 0,1 - p < 0,001 p < 0,01
При известной консервативности быстроты как физического качества на первом анализируемом этапе (2012-2013 гг.) показатели стартовой скорости бега
характеризовались относительной стабилизацией. В дальнейшем наблюдалась тенденция к повышению уровня стартовой скорости с наиболее выраженными позитивными изменениями между начальным и завершающим анализируемыми этапами. С позиции рассмотрения индивидуальных показателей спортсменок характерно, что у пяти футболисток, имевших в начале анализируемого периода достаточно высокий уровень стартовой скорости, отмечены высокие темпы прироста.
Обсуждая динамику показателей дистанционной скорости (таблица 2), обратим внимание на достаточно высокие темпы прироста на первом анализируемом этапе с некоторой стабилизацией в дальнейшем.
Таблица 2 - Динамика показателей дистанционной скорости бега спортсменок
№ п/п Фамилия 15 м с хода (с)
2012 г. 2013 г. Прирост, % 2014 г. Прирост, % Прирост 20142012, %
1 К-ва Е. 1,99 1,93 3,0 1,95 -1,0 2,0
2 Р-ко С. 2,00 1,93 3,5 1,96 -1,6 2,0
3 Б-ко Е. 1,89 1,83 3,2 1,91 -4,4 -1,1
4 П-к Н. 2,10 2,01 4,3 2,01 0,0 4,3
5 О-ва Р. 2,19 2,05 6,4 2,03 1,0 7,3
6 Н-ко В. 2,26 2,11 6,6 2,13 -0,9 5,8
7 М-кая В. 2,11 2,00 5,2 2,06 -3,0 2,4
8 Ст-ва В. 2,11 1,99 5,7 2,03 -2,0 3,8
9 В-ха К. 1,90 1,96 -3,2 1,91 2,6 -0,5
10 Л-на Д. 2,07 1,97 4,8 1,95 1,0 5,8
11 С-ва Э. 1,90 1,91 -0,5 1,99 -4,2 -4,7
12 С-кая Н. 2,02 2,01 0,5 1,95 3,0 3,5
13 Т-на Е. - 2,06 - 2,03 1,5 -
14 М-ко Е. 2,06 2,01 2,4 1,99 1,0 3,4
15 Щ-к Т. 2,06 2,04 1,0 1,98 2,9 3,9
16 С-ва Н. 2,05 1,99 2,9 1,98 0,5 3,4
М±о 2,06±0,11 2,00±0,07 3,1 1,99±0,06 0,2 2,7
г - - 4,35 - 3,28 3,62
р - - р < 0,001 - р < 0,01 р < 0,01
Данный факт можно объяснить известным феноменом исходного уровня. Характерно, что такая выраженная позитивная динамика вследствие тренирующих воздействий наблюдалась у 13 из 16 спортсменок.
Вследствие трехлетнего периода тренировки отмечена позитивная, в целом, динамика показателей максимальной скорости бега футболисток (таблица 3).
Таблица 3 - Динамика показателей максимальной скорости бега спортсменок
№ п/п Фамилия 30 м с места (с)
2012 г. 2013 г. Прирост, % 2014 г. Прирост, % Прирост 20142012, %
1 К-ва Е. 4,58 4,51 1,5 4,38 2,9 4,4
2 Р-ко С. 4,67 4,61 1,3 4,47 3,0 4,3
3 Б-ко Е. 4,53 4,44 2,0 4,46 -0,5 1,5
4 П-к Н. 4,70 4,74 -0,9 4,71 0,6 -0,2
5 О-ва Р. 4,95 4,78 3,4 4,73 1,0 4,4
6 Н-ко В. 5,09 4,97 2,4 4,84 2,6 4,9
7 М-кая В. 4,82 4,72 2,1 4,58 3,0 5,0
8 Ст-ва В. 4,83 4,72 2,3 4,67 1,1 3,3
9 В-ха К. 4,37 4,46 -2,1 4,41 1,1 -0,9
10 Л-на Д. 4,71 4,70 0,2 4,56 3,0 3,2
11 С-ва Э. 4,45 4,58 -2,9 4,46 2,6 -0,2
12 С-кая Н. 4,60 4,58 0,4 4,36 4,8 5,2
13 Т-на Е. - 4,83 - 4,48 7,2 -
14 М-ко Е. 4,60 4,49 2,4 4,44 1,1 3,5
15 Щ-к Т. 4,59 4,57 0,4 4,49 1,8 2,2
16 С-ва Н. 4,59 4,44 3,3 4,39 1,1 4,4
№ п/п Фамилия 30 м с места (с)
2012 г. 2013 г. Прирост, % 2014 г. Прирост, % Прирост 20142012, %
М±о 4,64±0,20 4,60±0,16 1,1 4,48±0,14 2,3 3,0
г - - 2,20 - 4,88 5,62
р - - р < 0,05 - р < 0,001 р < 0,001
При описанных выше изменениях компонентов, отражающих показатели данного качества, можно говорить о стабильном повышении его уровня на протяжении трех лет подготовки. При этом следует отметить, что у С-вой очень высокий исходный уровень сохранился в течение всего анализируемого периода.
Рассматривая динамику скоростно-силовых способностей футболисток в течение трех лет подготовки (таблица 4), можно заключить следующее. В целом, за анализируемый период по обследуемой группе средние результаты в прыжке в длину с места выросли более чем на 5%. При этом наиболее выраженные темпы прироста имели место на первом этапе, что также можно связать с феноменом исходного уровня. Характерно, что при высоких исходных показателях у К-вой, Б-ко и С-кой тренирующие воздействия продолжали способствовать приросту уровня скоростно-силовых способностей.
Таблица 4 - Динамика показателей скоростно-силовых способностей спортсменок
№ п/п Фамилия Прыжок в длину с места (см)
2012 г. 2013 г. Прирост, % 2014 г. Прирост, % Прирост 20142012, %
1 К-ва Е. 230 234 1,7 235 0,4 2,2
2 Р-ко С. 198 200 1,0 210 5,0 6,1
3 Б-ко Е. 231 231 0,0 234 1,3 1,3
4 П-к Н. 201 212 5,5 213 0,5 6,0
5 О-ва Р. 187 207 10,7 211 1,9 12,8
6 Н-ко В. 210 223 6,2 231 3,6 10,0
7 М-кая В. 206 214 3,9 214 0,0 3,9
8 Ст-ва В. 202 210 4,0 214 1,9 5,9
9 В-ха К. 242 238 -1,7 238 0,0 -1,7
10 Л-на Д. 196 206 5,1 210 1,9 7,1
11 С-ва Э. 210 207 -1,4 211 1,9 0,5
12 С-кая Н. 225 227 0,9 231 1,8 2,7
13 Т-на Е. - 230 - 243 5,7 -
14 М-ко Е. 215 220 2,3 223 1,4 3,7
15 Щ-к Т. 215 225 4,7 231 2,7 7,4
16 С-ва Н. 206 225 9,2 228 1,3 10,7
М±о 210±16 221±12 3,5 223±12 2,0 5,2
г - - 3,78 - 4,78 5,17
р - - р < 0,01 - р < 0,001 р < 0,001
В тоже время у шести спортсменок, которые имели высокий и средний исходные уровни, наблюдался значительный прирост - от 4 до 11%. Таким образом, в целом по трехлетней динамике показателей скоростных и скоростно-силовых качеств футболисток-юни-орок можно говорить о стабильных позитивных изменениях.
2. Выносливость.
Как следует из представленных данных (таблица 5), среднегрупповое значение показателей выносливости находилось в течение первых двух анализируемых этапов на одном, среднем уровне, о чем свидетельствует отсутствие статистически достоверных различий в динамике показателей. Вместе с тем выявлена значительная индивидуальная вариабельность рассматриваемых характеристик. Так, например, в начале исследования высокий, по нашему мнению, уровень выносливости имел место у трех спортсменок. К среднему уровню можно отнести показатели четырех футболисток. Считаем целесообразным проанализировать динамику рассматриваемых показателей за двухлетний период. Высокие темпы прироста, в диапазоне от 18 до 30%, отмечены у К-вой, С-вой, Н-ко, В-хи.
Наряду с этим у отдельных спортсменок уровень выносливости значительно снизился. Это объясняется разными объективными причинами - болезнь, травма. Представляется, что выявленные особенности динамики обсуждаемых индивидуальных показателей, стали причиной некоторой стабилизации среднегрупповых значений.
Таблица 5 - Динамика показателей, характеризующих комплексное проявление выносливости спортсменок_
Yo-Yo-тест (м) Пик-тест (м)
№ п/п Фамилия 2012 г. 2013 г. Прирост, % 2014 г. МПК (мл/кг/мин) Работоспособность
1 К-ва Е. 1000 1240 24,0 2600 58,2 очень высокая
2 Р-ко С. 640 680 6,3 2160 52,0 средняя
3 Б-ко Е. 820 840 2,4 2280 53,8 высокая
4 П-к Н. 920 800 -13,0 2160 52,0 средняя
5 О-ва Р. 1320 1160 -12,1 2600 58,2 очень высокая
6 Н-ко В. 600 760 26,7 1840 46,8 низкая
7 М-кая В. 760 760 0,0 2020 49,9 средняя
8 Ст-ва В. 920 1200 30,4 2400 55,7 высокая
9 В-ха К. 640 760 18,8 1860 47,3 низкая
10 Л-на Д. 920 920 0,0 2020 49,9 средняя
11 С-ва Э. 760 600 -21,1 2160 52,0 высокая
12 С-кая Н. 980 1000 2,0 2320 54,6 высокая
13 Т-на Е. - 950 - 2020 49,9 средняя
14 М-ко Е. 800 840 5,0 2260 53,4 высокая
15 Щ-к Т. 680 720 5,9 2020 49,9 средняя
16 С-ва Н. 1080 840 -22,2 2280 53,8 высокая
М±о 830± 840± 3,5 2160± 52,0±
193 187 239 3,5
t - - 0,49 - - -
Р - - p > 0,05 - - -
В силу указанных выше причин, представляет интерес отдельное рассмотрение показателей футболисток по результатам Пик-теста. Так, у 8 из 16 спортсменок уровень работоспособности оценивался как высокий и очень высокий. При этом у К-вой, входящей в состав национальной сборной России футболу, был выявлен лучший показатель среди спортсменок этой команды. Шесть футболисток имели средний уровень работоспособности и всего две - низкий. Таким образом, по рассматриваемым показателям выносливости и физической работоспособности футболисток-юниорок можно сделать заключение, что на протяжении анализируемого трехлетнего периода подготовки имела место позитивная, в целом, динамика.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о методически грамотном построении процесса многолетней подготовки обследуемого контингента футболисток-юниорок, что нашло отражение в их спортивных достижениях - все спортсменки в течение анализируемого периода являлись членами сборных командах Краснодарского края (до 17, до 19, до 20 лет) и национальных сборных командах России.
ВЫВОДЫ
1. К настоящему времени в нашей стране в женском футболе недостаточно разработана система подготовки спортсменок-юниорок, что не способствует должному научно-методическому сопровождению успешной многолетней подготовки квалифицированного резерва и, в определенной степени, ограничивает возможности необходимого пополнения национальных сборных команд России.
2. По результатам комплексной оценки физической подготовленности футболи-сток-юниорок выявлены закономерности многолетнего становления их спортивного мастерства. Результаты исследования позволили получить количественные характеристики
физической подготовленности спортсменок-юниорок профессионального футбольного клуба. Установленные закономерности многолетней динамики рассматриваемых компонентов спортивного мастерства футболисток способствуют повышению эффективности управления учебно-тренировочным процессом в целом, в частности в аспекте дифференцирования тренирующих воздействий в соответствии с полученными результатами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, В.М. Оценка функциональных возможностей организма футболисток / В.М. Алексеев. - М. : РГУФК, 2009. - С. 65-72.
2. Зайцева, Т.В. Динамика показателей комплексного контроля футболисток в мезоцикле подготовки / Т.В. Зайцева, Н.В. Дыгай // Тезисы докладов конференции студентов и молодых ученых Южного Федерального округа. - Краснодар : [б.и.], 2013. - С. 87-88.
3. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : научно-методическое пособие / А.П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский. - М. : Физическая культура, 2009. - 160 с.
4. Лексаков, А.В. Особенности комплексного контроля в подготовке футболистов различного уровня: методические рекомендации / А.В. Лексаков, В.П. Губа. - Москва : [б.и.], 2010. - 80 с.
5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
REFERENCES
1. Alekseev, V.M. (2009), Evaluation of the functional possibilities of an organism of the football players, Moscow.
2. Zaitseva T.V. and Dygai N.V. (2013), "Dynamics of indicators for the integrated control players in the mesocycle training", Abstracts of scientific conference of students and young scientists of the southern Federal district, Krasnodar, pp. 87-88.
3. Zolotarev, A.P., Leksakov, A.V. and Rossiiskii, S.A. (2009), Football: the methodological foundations of long-term training of sports reserve: scientific-methodical manual, Physical culture, Moscow.
4. Leksakov A.V. and Guba V.P. (2010), Features of complex control in the training of players of different levels: methodical recommendations, Moscow.
5. Shapovalenko, I.V. (2005), Age psychology (developmental Psychology and developmental psychology), Gardariki, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2018
УДК 796.077
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ У МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Валерия Сергеевна Иванова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье описана методика диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры. Раскрыты показатели исследовательских качеств и определены методы их диагностики.
Ключевые слова: исследовательские качества, методы диагностики, университет физической культуры, магистранты.