Научная статья на тему 'Основные критерии и показатели уровня развития у студентов профессионально важных психофизических качеств'

Основные критерии и показатели уровня развития у студентов профессионально важных психофизических качеств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / CRITERIA / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / УРОВНИ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / LEVELS OF ORIENTATION OF THE PERSONALITY / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / PERSONALITY CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деверинская А.Т.

В статье приводятся и характеризуются основные критерии и показатели уровня развития психофизических качеств студентов. Выявление и обоснование этих показателей осуществлялось на протяжении 5 лет в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы на базе экономического факультета Чебоксарского кооперативного института. Определена уровневая градация основных показателей развития психофизических качеств будущих специалистов потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CRITERIA AND INDICATORS OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF STUDENTS' PROFESSIONALLY IMPORTANT PSYCHOPHYSICAL QUALITIES

The article presents and describes the main criteria and indicators of the level of mental and physical qualities of students. Identification and substantiation of these indicators was carried out for 5 years in the theoretical research and experimental work on the base of the economic faculty of Cheboksary Cooperative Institute. The level gradation of main indicators of development of psychophysical qualities of future specialists of consumer cooperation is determined.

Текст научной работы на тему «Основные критерии и показатели уровня развития у студентов профессионально важных психофизических качеств»

УДК 796.011

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

А. Т. Деверинская - доцент кафедры физической культуры и спорта, заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской АССР Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации

Чебоксары

MAIN CRITERIA AND INDICATORS OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF STUDENTS' PROFESSIONALLY IMPORTANT PSYCHOPHYSICAL

QUALITIES

A.T. Deverinskaya - associate professor of Physical Culture and Sport, Honored Worker of Physical Culture and Sport of the Chuvash ASSR

Cheboksary Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation

Cheboksary

e-mail: Neljakrylova@yandex. ru

Ключевые слова: критерии, показатели, психическое развитие, физическое развитие, качества личности, уровни направленность личности, коммуникативность, нравственность, саморазвитие.

Аннотация. В статье приводятся и характеризуются основные критерии и показатели уровня развития психофизических качеств студентов. Выявление и обоснование этих показателей осуществлялось на протяжении 5 лет в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы на базе экономического факультета Чебоксарского кооперативного института. Определена уровневая градация основных показателей развития психофизических качеств будущих специалистов потребительской кооперации.

Key words: criteria, indicators, mental development, physical development, personality characteristics, levels of orientation of the personality, communication, morality, self-development.

Abstract. The article presents and describes the main criteria and indicators of the level of mental and physical qualities of students. Identification and substantiation of these indicators was carried out for 5 years in the theoretical research and experimental work on the base of the economic faculty of Cheboksary Cooperative Institute. The level gradation of main indicators of development ofpsychophysical qualities offuture specialists of consumer cooperation is determined.

Необходимость определения критериев и показателей уровня развития у будущих специалистов профессионально важных психофизических качеств вызвана тем, что, во-первых, уровневый подход составляет основу исследования любого процесса развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному; во-вторых, показателем его эффективности является полученный результат, который осуществляется, как правило, на основе диагностики целого комплекса параметров.

Проблема уровней развития тех или иных качеств у будущего специалиста раскрывается в исследованиях многих ученых (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, М.И. Дьяченко, М.И. Еникеев, В.И. Ильинич, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, А.В. Лейфа, В.А. Сластенин, В.И. Синиговец, Г.Г. Цыбиз, А.И. Щербаков, В.А. Уваров и др.).

Опираясь на традиционный подход ученых к классификации уровней развития личности, многолетний опыт работы в высшем учебном заведении, мы выделяем четыре уровня развития у студентов кооперативного института профессионально важных психофизических качеств: низкий, средний, высокий, очень высокий.

Каждый из этих уровней, как показало наше исследование, взаимодействует с предшествующими и последующими. Внутри каждого уровня между отдельными студентами существуют различия в развитости у них тех или иных психофизических качеств.

Анализ научной литературы по теме исследования и собственное исследование позволили выделить следующие основные критерии и показатели уровня развития у студентов профессионально важных психофизических качеств:

1) мотивационно-ценностный (мотивы, потребности, интересы, ценностные ориентации и др.);

2) нравственно-волевой (целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность, смелость, готовность к саморазвитию, волевому напряжению и преодолению трудностей и др.);

3) коммуникативный (общение, взаимоотношения, эмпатия, готовность к сотрудничеству и т.д.);

4) деятельностный (физические качества: общая выносливость, скоростные качества, ловкость, силовая выносливость мышц, гибкость, координация, равновесие и др.).

Помимо выявления основных критериев и показателей развития у студентов психофизических качеств средствами физкультурно-спортивной деятельности важно было определить их уровневую градацию (табл. 1).

Таким образом, анализ научной литературы, собственное исследование, а также многолетний опыт работы в вузе позволили нам определить основные критерии и показатели уровня развития у будущих специалистов сферы потребительской кооперации профессионально важных психофизических качеств средствами физкультурно-спортивной деятельности (мотивационно-ценностный, нравственно-волевой, коммуникативный и деятельност-ный).

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1996. - 567 с.

3. Вайник, Т.А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического стояния : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Вайник. - СПб, 1995. - 17 с.

4. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн., 1981. -

137 с.

5. Еникеев, М.И. Психологическая диагностика, стандартизированные тесты / М.И. Еникеев. - М. : Приор, 2002. - 40 с.

6. Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В.И. Ильи-нич. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 144 с.

7. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М. : Знание, 1969. - 315 с.

8. Лейфа, А.В. Содержание и пути сохранения и укрепления здоровья студентов вузов / А.В. Лейфа // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 6. - С. 56-59.

9. Лейфа, А.В. Теоретическое обоснование и оценка компонентов «Индивидуальное здоровье» и «Физическая активность» в структуре профессиональной готовности студентов вузов (на примере специальности «Социальная работа») [Электронный ресурс] / А.В. Лейфа // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 14(1). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin/archive.htm.

10. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 3. - С. 14-19.

11. Синиговец В.И. Современные инновационные технологии, используемые в процессе физического воспитания студентов/ В.И. Синиговец // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 6. - С. 90-92.

12. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин. - М. : Магистр, 1997.

- 224 с.

13. Тялызкина, Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н.Ф. Тялызкина. - М. : Знание, 1986. - 108 с.

14. Туник, Е.Е. Модифицированные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. - СПб. : Речь, 2003. - 16 с.

15. Уваров, В. А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1989-1999) / В.А. Уваров, Н.К. Ковалев, Т.А. Булавина // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. - М., 2000. - Ч. 2. -С. 138-144.

16. Цыбиз, Г.Г. анализ изменений отдельных физических качеств в организме студентов при проведении занятий по физическому воспитанию / Г.Г. Цыбиз, Н.Н. Гусаченко, Н.И. Черныш, Г.П. Донцова // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 3. - С. 122 -127.

17. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности учителя / А.И.Щербаков. - М. : Знание,1967. - 191 с.

Literature

1. Ananiev, B.G. Man as an object of cognition / B.G. Ananiev. - SPb. : Peter, 2001. - 288 p.

2. Andreev, V.I. Pedagogy of the creative self-development / V.I. Andreev. - Kazan, 1996. - 567 p.

3. Wainik, T.A. Differentiated approach to physical education of students on the basis of control of their mental and physical condition : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / T.A. Wainik. - SPb., 1995. - 17 p.

4. Dyachenko, M.I. Psychology of the Higher School / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. - Mn., 1981. -

137 p.

5. Enikeev, M.I. Psychological diagnostics, standardized tests / M.I. Enikeev. - M. : Prior, 2002. - 40 p.

6. Ilyinich, V.I. Professional-applied physical preparation of students of universities / V.I. Ilyinich. - M. : Physical Culture and Sport, 1978. - 144 p.

7. Kovalev, A.G. Personality Psychology / A.G. Kovalev. - M. : Znanie, 1969. - 315 p.

8. Leifa, A.V. The content and ways to preserve and promote the health of university students / A.V. Leifa // Physical Education of students. - 2009. - № 6. - P. 56-59.

9. Leyfa, АУ. Theoretical justification and appraisal of such components as «Individual health» and «Physical activity» against the background of students' career education (exemplified by «Social work» as a special subject) [electronic resource] / A.V. Leyfa // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. - 2010. - № 14(1). - Mode of access : http://www.kamgifk.ru/magazin/archive.htm.

10. Lubysheva, L.I. The concept of physical education / L.I. Lubysheva // Theory and Practice of Physical Culture. - 1994. - № 3. - P. 14-19.

11. Sinigovets, V.I. Modern innovative technologies used in the process of Physical Education of students / V.I. Sinigovets // Physical Education of students. - 2009. - № 6. - P. 90-92.

12. Slastenin, V.A. Pedagogics : innovative activity / V.A. Slastenin. - M. : Magistr, 1997. - 224 p.

13. Tyalyzkina, N.F. The theoretical basis of the development of the specialist model / N.F. Tyalyzkina. - M. : Znanie, 1986. - 108 p.

14. Tunik, E.E. Modified tests of Williams / E.E. Tunik. - SPb. : Rech, 2003. - 16 p.

15. Uvarov, V.A. Analysis of changes in physical training, physical development and health of students over the last decade (1989-1999) / V.A. Uvarov, N.K. Kovalev, T.A. Bulavina // Organization and methods of educational process, physical culture and sports activities. - M., 2000. - Part 2. - P. 138-144.

16. Tsybiz, G.G. Analysis of changes in certain physical qualities in the organism of students in conducting of studies of physical education / G.G. Tsybiz, N.N. Gusachenko, N.I. Chernysh, G.P. Dontsova // Physical Education of students. - 2010. - № 3. - P. 122 -127.

17. Shcherbakov, A.I. Psychological bases of teacher's personality formation / A.I. Shcherbakov. - M. : Znanie, 1967. - 191 p.

Статья поступила в редакцию 23.03.2010 г.

Основные критерии и показатели уровня развития у студентов психофизических качеств

_средствами физкулътурно-спортивной деятельности_

_Критерии и показатели_

Таблица 1

Личностный

Деятельностный

Мотивационно-ценностный (по-Уровни ложительная мотивация развития профессионально важных психофизических качеств)

Нравственно-волевой (профессионально важные нравственно-волевые качества личности)

Коммуникативный (качества личности, необходимые для общения людей в ходе совместной профессиональной деятельности)_

Физический (физические качества, необходимые для выполнения профессиональных функций)

S

а

м S

И

Не выражена профессионально-ценностная ориентация и недостаточно сформирована положительная мотивация развития и саморазвития профессионально важных психофизических качеств и к занятиям физической культурой и спортом (отсутствие понимания необходимости развития личностных качеств для профессионала, приоритетность личностного над профессиональным); наличие слабой учебно-познавательной мотивации (слабое желание учиться, самосовершенствоваться) и социальной мотивации (отсутствие понимания необходимости психического и физического развития и саморазвития) средствами физкультуры и спорта и др.

Слабо выражена гуманистическая направленность личности при наличии низкой мотивации к участию в физкультур-но-спортивной деятельности; недостаточно развиты такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, самостоятельность, готовность к волевому напряжению и преодолению трудностей; наличие слабо-сформированной настойчивости; низкий уровень развития силы воли и смелости; наличие низкой психической надежности личности (низкая эмоциональная устойчивость, отсутствие навыков саморегуляции, низкий уровень сфор-мированности готовности к саморазвитию) и т.д._

Слабо проявляющаяся коммуникативная мотивация; недостаточная общительность и понимание необходимости взаимодействия внутри коллектива, а подчас и наличие отрицательной установки на сотрудничество; отсутствие проявления активности в совместной деятельности; низкое владение техникой общения; слабовы-раженные лидерские качества личности; низкая требовательность и справедливость; отсутствие умений работать с людьми; отсутствие принципиальности; неумение видеть перспективу совместного сотрудничества в коллективе; низкая самокритичность, обязательность и т. д.

Низкий уровень развития силовых способностей при наличии ограниченных проявлений предельных мышечных усилий; слабо-выраженные скоростные способности при наличии максимального латентного времени двигательной реакции, достаточно малой скорости отдельного движения и низкой частоты движений; наличие слабо форсированной выносливости при низкой аэробной выносливости, при отсутствии силовой выносливости; наличие слабовыраженной гибкости при низкой подвижности при пассивных и активных движениях

зЯ S X

п «

а

U

Слабо выражена положительная личностно-профессиональная мотивация (недостаточное понимание значимости высокого уровня развитости личностных качеств для профессионала, равенство личностного и профессионального); наличие несфор-мированной учебно-познавательной мотивации (недостаточногое понимания необходимости психического и физического саморазвития и роли физкультурно-спортивной деятельности в личностном становлении профессионала) и т. д.

Наличие недостаточно сформированной гуманистической направленности личности при достаточной мотивации к ее формированию; недостаточно развитые общественные и профессиональные интересы к их формированию; низкая мировоззренческая позиция (недостаточно сформированы нравственные и эстетические идеи и убеждения относительно физкультуры и спорта); в ходе физкультурно-спортив-ной деятельности иногда проявляются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка дисциплинированность, готовность к волевому напряжению и преодолению трудностей; недостаточно сформирована настойчивость; средний уровень развития силы воли и смелости и эмоциональной устойчивости; наличие навыков саморегуляции и сформированности готовности к саморазвитию и т.д._

Наличие: слабосформирован-ных коммуникативных качеств личности, недостаточной организованности, нейтральной установки на сотрудничество, редкое проявление активности в совместной деятельности; недостаточное владение техникой общения; не сформированы лидерские качества личности, умения работать с людьми; наличие недостаточной принципиальности и недостаточных умений видеть перспективу совместной деятельности и дальнейшего развития коммуникативной деятельности, а также понимать, сопереживать и сочувствовать другим членам коллектива; недостаточная самокритичность и обязательность, требовательность и справедливость по отношению к себе и другим людям и т. д.

Наличие определенного уровня развития силовых способностей при достаточных проявлениях мышечных усилий, слабых проявлениях распределенных и слабо контролированных дозированных мышечных усилий; наличие определенных скоростных способностей при наличии среднедостаточного латентного времени двигательной реакции, низкой скорости отдельного движения и недостаточной частоты движений; наличие слабосформированной выносливости при недостаточной аэробной выносливости, низкой локальной и глобальной выносливости; наличие определенно выраженной гибкости при слабой подвижности при пассивных и активных движениях и т. д.

S

й О и

3

СО

Наличие положительной личност-но-профессиональной мотивации (понимание необходимости развития личностных качеств для профессионала, преобладание профессионального над личностным); наличие определенной учебно-познавательной мотивации (желания учиться, самосовершенствоваться и т.п.); наличие недостаточно сформированной потребности в активном участии в физ-культурно-спортивной деятельности, организуемой вузом; понимание осознание роли физкультуры и спорта в системе профессиональной подготовки будущего специалиста и т.д.

Наличие сформированной гуманистической направленности личности при наличии положительной мотивации к ее формированию; наличие развитых общественных и профессиональных интересов к их формированию; достаточно сформированная мировоззренческая позиция (взгляды, убеждения, наличие нравственных и эстетических идей и убеждений в сфере физкультуры и спорта); наличие определенной настойчивости, высокий уровень развития силы воли и смелости; недостаточно сформированная психическая надежность личности (эмоциональная устойчивость, наличие навыков саморегуляции, достаточная сформи-рованность целеустремленности, решительности, самостоятельности, дисциплинированности, готовности к саморазвитию психофизических качеств, волевому напряжению и преодолению трудностей) и др._

Наличие достаточно сформированных отдельных коммуникативных качеств личности (взаимодействия, общения, взаимопонимания, уважение партнера по совместной деятельности, использование вербальных и невербальных средств общения); наличие положительной установки на сотрудничество, редкое проявление активности в совместной деятельности; недостаточное владение техникой общения; проявление определенных лидерских качеств личности; достаточная требовательность и справедливость по отношению к себе и другим людям; наличие: умений работать с людьми и достаточной принципиальности; умений видеть перспективу совместной деятельности и построения взаимоотношений в коллективе и т.д.

Наличие развитых силовых способностей при полном проявлении предельных мышечных усилий, достаточно сознательном контроле распределенных и дозированных мышечных усилий; наличие скоростных способностей при минимальном латентном времени двигательной реакции, средней скорости отдельного движения при достаточной частоте движений; наличие определенно сформированной выносливости при достаточной аэробной выносливости, локальной и глобальной выносливости; предельной силовой выносливости; наличие гибкости при достаточной подвижности при пассивных и активных движениях и др.

■¡X S й О и

3 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

X «

О

Наличие ярко выраженной положительной личностно-профессиональной мотивации (понимание необходимости систематической работы по формированию личностных качеств профессионала; преобладание профессионального над личностным); наличие положительной учебно-познавательной мотивации (наличие желания учиться, самосовершенствоваться); наличие сформированной социальной мотивации по отношению к физкультуре и спорту, возникшей на основе осознанного понимания их роли в становлении личности специалиста и успешном выполнении профессиональных функций; сформирована правильная установка на активное участие в физкультурно-спортивной деятельности; наличие потребности в психофизическом саморазвитии и т.д._

Проявление черт хорошо сформированной гуманистической направленности личности при наличии положительной мотивации к ее формированию; наличие развитых общественных и профессиональных интересов к постоянному формированию мировоззренческой позиции, взглядов, убеждений по отношению к физкультуре и спорту, самосовершенствованию и саморазвитию в ходе профессиональной подготовки; высокий уровень развития нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, решительности, смелости, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности, готовности к саморазвитию, волевому напряжению и преодолению трудностей) и др.

Наличие достаточного высокого уровня сформированности коммуникативных качеств личности: организованности, положительной установки на сотрудничество; постоянной активности в совместной деятельности, высокое владение техникой общения и т. д.; наличие определенных лидерских качеств личности; высокая требовательность и справедливость по отношению к себе и другим людям; наличие сформированных умений работать с людьми; развитие высокого уровня принципиальности; самокритичности и обязательности; умение видеть перспективу совместной деятельности и построения правильных взаимоотношений в коллективе и т.д.

Наличие хорошо развитых силовых способностей при сознательных предельных мышечных усилий, сознательном контроле распределенных и дозированных мышечных усилий; наличие достаточно сформированных скоростных способностей при минимальном латентном времени двигательной реакции, высокой скорости отдельного движения и максимально возможной частоты движений; наличие сформированной выносливости при высокой аэробной выносливости, локальной и глобальной выносливости, предельной силовой выносливости; наличие гибкости при достаточной подвижности при пассивных и активных движениях и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.