использовала в тренировочном процессе резиновые петли, развивая силу, без возможности максимально увеличить силовую выносливость.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Используя комплексные методы исследования, мы провели сравнительный анализ анкет двух групп контрольной и экспериментальной. В анкете был поставлен вопрос о плюсах и минусах программ, по которым занимались контрольная и экспериментальная группы. Данный анализ позволил выявить недостатки и преимущества в тренировочном процессе двух групп.
При проведении анкетирования экспериментальной группы были выявлены преимущества тренировочной программы. Данным преимуществом явилось включение в тренировочный процесс упражнений с использованием резиновых петель. Использование резиновых петель позволило у экспериментальной группы увеличить силовую выносливость при этом нагрузку в упражнениях увеличивать постепенно.
Анкетирование контрольной группы, наоборот, выявило недостатки отсутствия в тренировочном процессе резиновых петель, что в свою очередь мешало контрольной группе плавно увеличивать нагрузку, при этом минимально увеличивая силовую выносливость.
Таким образом, используя резиновые петли в тренировочном процессе, мы увеличиваем силовую выносливость с постепенным увеличением силы занимающегося, что даёт возможность увеличить количество подтягиваний на перекладине при сдаче нормативов.
Контактная информация: zhivoderov74@mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.10.2018
УДК 796.077
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ У МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Валерия Сергеевна Иванова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье описаны результаты пилотажного исследования, проведённого среди магистрантов, направленного на апробацию методики диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры. Обосновано, что можно использовать представленный комплекс методов не только для определения уровня сформированности отдельных показателей исследовательских качеств и использования определенных педагогических технологий, направленных на повышение уровня этих показателей в процессе работы с группой обучающихся, но и в качестве инструментария на формирующем этапе работы с магистрантами.
Ключевые слова: исследовательские качества, магистранты, научно-исследовательская деятельность, университет физической культуры, анкетирование, тестирование, метод проектов, метод самооценки, технология модерации.
EFFECTIVENESS OF ASSESSMENT METHODS OF RESEARCH QUALITIES FORMATION LEVEL AMONG MASTER'S DEGREE STUDENTS AT PHYSICAL
EDUCATION UNIVERSITY
Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeriya Sergeevna Ivanova, the post-graduate student, Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents results of the pilot research, conducted among the undergraduates and directed at approbation of the technique of diagnostics of the level of formation of research qualities at undergraduates of the university of physical culture. It has been proved that it is possible to use the presented complex of methods not only for determination of level of formation of separate indicators of research qualities and use of the certain pedagogical technologies directed at increase in level of these indicators in the course of work with group of students, but also as tools at the forming stage of work with undergraduates.
Keywords: research qualities, master's degree students, research activity, diagnostic methods, university of physical education, questioning, testing, projects method, self-assessment method, moderation technology.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в академических кругах остро стоит проблема научной преемственности [3]. Для развития научно-педагогических школ в сфере ФКиС необходимо поставить вопрос о развитии научно-исследовательского потенциала сферы ФКиС, качества формирования навыков научной и исследовательской деятельности; о формировании компетенций, которые ориентированы на развитие теоретического мышления, способностей анализировать, синтезировать, систематизировать знания [2]. Результаты проведенных нами педагогических наблюдений показали, что специалистам в области ФКиС необходимо повышать уровень владения навыками теоретического анализа. Важным фактором формирования научно-исследовательского потенциала является уровень сформированно-сти личностных качеств, необходимых для осуществления успешной научно-исследовательской деятельности в сфере ФКиС.
Мы разработали методику диагностики уровня сформированности исследовательских качеств и провели пилотажное исследование с целью доказать эффективность данной методики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Апробация методики диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры состоит из трёх частей:1) проведение и анализ результатов анкетирования; 2) применение диагностических методов в работе с экспериментальной группой; 3) оценка эффективности используемых нами методов диагностики для решения поставленных исследовательских задач.
Среди магистрантов 1-го и 2-го курсов университета им. П.Ф. Лесгафта было проведено анкетирование, которое обеспечило нас достаточным объемом данных для анализа и оценки компонентов диагностики уровня сформированности исследовательских качеств, выявления решающих факторов успешной исследовательской деятельности и обоснования показателей диагностики [1].
Среди показателей, определяющих успешную научно-исследовательскую деятельность, важную роль играет степень удовлетворенности магистрантов результатами своей научно-исследовательской деятельности (рисунок 1).
Как показало исследование, в среднем, уровень удовлетворенности магистрантов результатами своей научной деятельности недостаточно высок.
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
25%
10%
33%
18%
14%
Удовлетворён на Не очень, на 80 % 100 %
На 50 %
Может быть, на 30
%
Нет, не удовлетворён
Рисунок 1 - Удовлетворенность результатами исследовательской деятельности (п=81)
Респонденты отметили, что повысить уровень удовлетворенности результатами научной деятельности могли бы следующие условия: предоставление большего количества времени на работу, материальный стимул, возможность свободно излагать свои мысли, помощь и контроль научного руководителя, увеличение количества практики, практических и творческих заданий на занятиях, возможность максимального погружения в процесс обучения, наличие литературы для диссертации.
Таким образом, учитывая все факторы, можно заключить, что невысокий уровень удовлетворенности результатами научно-исследовательской деятельности магистрантов говорит как о слабой мотивации, так и о недостатках в организации учебного процесса (мало практики, незаинтересованность научного руководителя и кафедры, проблемы с поиском литературы для диссертации, недостаточно качественно сформированные знания о процессе исследовательской работы).
Результаты анкетирования показали, что уровень активности и вовлеченности в исследовательский процесс достаточно умеренный, но не критически низкий. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунках 2 и 3.
По ситуации.
Никогда. Очень редко. Редко. Не очень часто.
Часто. Постоянно.
4% 1% 5%
111%
36%
38%
5%
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
Рисунок 2 - Уровень активности испытуемых, выраженный в частоте обсуждений вопросов, касающихся их
научных интересов (п=96)
Основные мои интересы лежат в другом виде деятельности. Придаю значения не больше, чем любому другому делу.
Это необходимо для окончания магистратуры.
Получаю большое удовлетворение.
Я полностью увлечен.
7%
4%
23%
8%
58%
0%
20%
40%
60%
Рисунок 3- Отношение к исследовательской деятельности (п=77)
Результаты исследования показывают нам в целом недостаточно высокий уровень проявления внутренней мотивации, отсутствие понимания всего комплекса целей и задач обучения в магистратуре. Большая часть респондентов относится к исследовательской деятельности как к необходимому условию окончания магистратуры (рисунок 4).
Развитие и социальный статус Возможность быть первооткрывателем Обстоятельства формального порядка Необходимость профессионального роста Ориентация на признание и социальный престиж Познавательная активность - черта моего характера
0
1 1 20
1
52
1 9
23 -1-1—1-
10
20
30
40
50
60
Рисунок 4 - Причины, побуждающие заниматься исследовательской деятельностью (п=83)
Если наблюдается удовлетворенность результатами работы у магистранта на низком уровне при сильной вовлеченности в процесс обучения и высокой активности, то это может говорить о высоком уровне рефлексивности магистранта, а также о заниженной самооценке или слишком завышенных требованиях к себе. Если респонденты говорят о недостаточном количестве времени на работу, то это может быть связано с низким уровнем самоорганизованности и самоконтроля.
Таким образом, метод анкетирования с использованием приёмов самооценки позволяет нам обосновать критерии диагностики исследовательских качеств и определить общий уровень их сформированное™ по показателям удовлетворенности и активности магистрантов. Анкетирование позволило выявить основные причины низкой удовлетворённости результатами исследовательской деятельности и наметить тенденции создания условий для решения актуальных проблем.
Помимо анкетирования, для диагностики использовались методы: тестирования, проектов, педагогического наблюдения. Эти методы мы применили в констатирующем педагогическом эксперименте для проверки эффективности разработанной нами методики. Эксперимент проводился в рамках учебной дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» среди магистрантов первого курса, обучающихся по направлению «Журналистика», профилю «Спортивная журналистика».
Метод тестирования выявил уровня сформированности лидерских качеств, творческих, коммуникативных и организационных способностей (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты диагностики уровня сформированности исследовательских качеств в исследуемой группе методом тестирования_
Измеряемые показатели исследовательских качеств Уровни сформированности исследовательских качеств
Низкий, % Средний, % Высокий, %
Рефлексивность 15 70 15
Коммуникативные способности 60 20 20
Организаторские способности 40 30 30
Лидерские качества 33 67 0
Творческие способности (уровень оригинальности) 88 0 12
Творческие способности (уровень уникальности) 37 26 37
Творческие способности (уровень мотивации и продуктивности) 0 25 75
Результаты тестирования позволяют определить акценты в работе с группой обучающихся, которая будет направлена в данном случае на воспитание лидерских качеств, развитие коммуникативных и творческих способностей (индекса оригинальности), развитие способности к рефлексии и самоорганизации. Повышение уровня данных показателей возможно при использовании образовательных технологий интерактивного обучения, в
частности приемов модерации, которые направлены на снятие барьеров в общении, создание условий для развития творческих способностей и нестандартного мышления, навыков коллективной деятельности. В основе метода модерации лежат педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное участие всех обучающихся в образовательном процессе, формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, уверенность в себе, целеустремленность и другие важные личностные качества [4].
Метод проектов позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в магистерской подготовке. Он направлен не только на освоение содержания дисциплины, но и на формирование, наряду с практическими исследовательскими навыками, личностных качеств (например, таких, как ответственность, целеустремленность, инициативность, творческое отношение к деятельности) [5]. В ходе констатирующего эксперимента мы оценивали уровень владения определенными исследовательскими умениями при помощи разработанной нами индивидуальной карты оценки проекта обучающегося, которая включала в себя оценку педагога, самооценку и оценку коллег.
Анализ процесса работы над проектами показал достаточно низкий уровень сфор-мированности исследовательских умений, слабую заинтересованность в выполнении задания, нарушение последовательности исследовательских этапов, нежелание и неумение работать с литературой, отсутствие навыка давать научное определение понятиям, выстраивать гипотезы, адекватно оценивать работу коллег.
ВЫВОДЫ
Результаты экспериментальной работы доказали эффективность разработанной нами методики диагностики сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры. Применение специально подобранных и апробированных тестов позволяет: диагностировать лидерские качества, организационные, коммуникативные и творческие способности, уровень рефлексивности. Применение метода проектов в процессе обучения позволяет произвести оценку исходного уровня владения исследовательскими умениями. Использование метода самоанализа и самооценки позволяет определить уровень рефлексивности и самоконтроля. Обсуждение результатов работы на каждом этапе подготовки проекта способствует ориентации на работу в творческом коллективе. Анализ и оценивание результатов работы коллег на каждом этапе подготовки проекта позволяют определить уровень развития критического мышления и аналитических способностей. Предоставление свободного выбора темы и формы выполнения контрольного задания позволяет определять способность к самоорганизации. Мы можем использовать представленный комплекс методов не только для определения уровня сфор-мированности отдельных показателей исследовательских качеств и обоснования использования определенных педагогических технологий, направленных на повышение уровня этих показателей в процессе работы с группой обучающихся, но и в качестве инструментария на формирующем этапе работы с магистрантами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закревская, Н.Г. Методика диагностики уровня сформированности исследовательских качеств у магистрантов университета физической культуры / Н.Г. Закревская, В.С. Иванова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 62-67.
2. Иванова, В.С. Модель формирования исследовательских качеств в процессе подготовки магистров университета физической культуры / В.С. Иванова // Спорт, человек, здоровье : материалы VIII Международного конгресса. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2017. - С. 370-373.
3. Огородова, Т.В. Мотивационные структуры субъектов научной деятельности / Т.В. Ого-родова, Ю.С. Медведева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 26. -
С. 77-80.
4. Раимбекова, У.К. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения / У. К. Раимбекова // Молодой ученый. - 2016. - № 26.1. - С. 31-34.
5. Тихоненко, А. В. Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы / А. В. Тихоненко, Т. С. Комаркова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 186-192.
REFERENCES
1. Zakrevskaya, N.G. and Ivanova, V.S. (2018), "Assessment methods of physical education university master's degree students' research qualities level", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 62-67.
2. Ivanova, V.S. (2017), "Forming researcher's qualities model in process of masters' professional training at university of physical education", Sport, People and Health: materials of the 8th International Congress, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg, pp. 370-373.
3. Ogorodova, T.V. and Medvedeva, Yu.S. (2013), "Motivational structures of subjects of scientific activity", Bulletin of The Chelyabinsk State University, No. 26, pp. 77-80.
4. Raimbekova, U.K. (2016), "Moderation - modern educational technology of interactive learning", Young Scientist, No. 26.1, pp. 31-34.
5. Tihonenko, A.V. and Komarkova, T.S. (2014), "Method of projects as a means of formation of professional competence of teachers of primary school", Bulletin of the Taganrog Institute named A.P. Chekhov, No. 2, pp. 186-192.
Контактная информация: zakrevskaya_n@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.10.2018
УДК 796.417.2
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИСТИЗМА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЖЕНСКОЙ ТРОЙКИ В
СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ»), Казань
Аннотация
В данной статье представлена методика формирования артистизма при подготовке женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства. Артистизма женских троек по спортивной акробатике определялся по 7 компонентам артистизма: масса, зрелость; техническая и физическая подготовленность; представление, внешний вид; использование пространства; музыкальная интерпретация; хореография, синхронность; подбор элементов. Были исследованы спортсмены, занимающиеся спортивной акробатикой, в количестве 10 женских троек на этапе совершенствования спортивного мастерства. Проводилось исследование артистизма спортсменок-акробаток в начале и в конце педагогического эксперимента. Была выявлена результативность в показателях оценки артистизма в экспериментальной группе в конце эксперимента. Результаты исследования в экспериментальной группе в конце педагогического эксперимента статистически значимы. На основе полученных данных была разработана и внедрена в тренировочный процесс спортсменок-акробаток экспериментальной группы методика формирования артистизма при подготовке женской тройки в спортивной акробатике на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Ключевые слова: артистизм, спортивная акробатика, женские тройки, этап совершенствования спортивного мастерства, масса, зрелость, техническая и физическая подготовленность, представление, внешний вид, использование пространства, музыкальная интерпретация, хореография, синхронность, подбор элементов.