Научная статья на тему 'Информационная компетентность специалиста по физической культуре и спорту'

Информационная компетентность специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMPETENCE / SPECIALIST / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хованская Татьяна Владимировна, Стеценко Наталья Викторовна

Статья посвящена диагностике сформированности информационной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. Определены и охарактеризованы уровни информационной компетентности субъекта физкультурно-спортивной деятельности, рассмотрены причины ее недостаточной сформированности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хованская Татьяна Владимировна, Стеценко Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information competence of a specialist in physical culture and sportT

The article is devoted to the assessment of information competence of specialists in physical culture and sport. The levels of information competence of the person engaged into sports activities and physical culture are identified and characterized, the reasons for the lack of this competence are analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность специалиста по физической культуре и спорту»

Т. В. Хованская, Н. В. Стеценко

(Волгоград)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Статья посвящена диагностике сформированности информационной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. Определены и охарактеризованы уровни информационной компетентности субъекта физкультурно-спортивной деятельности, рассмотрены причины ее недостаточной сформированности

Удовлетворение потребностей общества требует от современного специалиста в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) высокой профессиональной компетентности, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию [2, 4, 7, 11].

Анализ изучения компонентов профессиональной компетентности субъекта физкультурно-спортивной деятельности показал, что в настоящее время уделяется недостаточно внимания её информационной составляющей [10, 6]. Тем не менее мы предлагаем считать, что она интегрирована во все компоненты профессиональной подготовки субъекта физкультурноспортивной деятельности и является одной из основополагающих частей компетентности выпускника физкультурного вуза.

Понятие «информационная компетентность» - достаточно широкое и на современном этапе развития педагогики определяется неоднозначно [1, 3, 5, 8, 9]. Так, в исследованиях ряда учёных оно трактуется как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [5]. По мнению других, это - новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [8].

Мы предлагаем понимать под информационной компетентностью субъекта физкультурноспортивной деятельности интегративное свойство личности, которое предполагает особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, выявлять проблемы в области физической культуры и спорта и решать их средствами информационных и компьютерных технологий.

В ходе исследования была проведена диагностика сформированности информационной компетентности специалистов по физическому воспитанию. Для этого были определены моти-вационно-потребностные характеристики испытуемых, среди которых были студенты Волгоградской государственной академии физической культуры (объем выборки п = 130), учителя физической культуры общеобразовательных школ (п = 30), преподаватели спортивно-педагогических кафедр вузов (п = 30) и тренеры по видам спорта (п = 32).

Анализ данных опроса показал, что от 43% до 57% специалистов осознают необходимость использования информационных технологий в сфере ФКиС. Однако 37% - 87% опрошенных отмечают невозможность реализации в тренировочном процессе того минимума знаний в области информационных технологий, которыми они обладают. Одной из основных причин является недостаточность знаний в области информационных технологий в связи с отсутствием предмета «информатика» в школьной и институтской учебных программах специалистов, окончивших вуз до 1990 года.

Для определения готовности специалистов в области ФКиС быть активными потребителями информационных ресурсов было исследовано поле их информационных источников, которое является одним из основных критериев информационной компетентности.

Полученные данные позволили, во-первых, сделать вывод о несоответствии поля информационных источников, к которым обращаются студенты при подготовке к учебным занятиям, полю информационных источников, к которым советуют обращаться преподаватели и тренеры (табл. 1). Установлено, что, несмотря на достаточно широкое поле, приоритетными источниками для данной категории испытуемых являются учебная литература и конспекты лекций.

Во-вторых, педагогический мониторинг по данному вопросу, проведенный среди дипломи-

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов ВГАФК

Источники информации Какие источники информации Вам рекомендуют преподаватели (тренеры)? Где Вы ищете учебную информацию?

Учебная литература 78,6% 72,2%

Дополнительная литература 60,5% 45,3%

Конспекты 63,0% 29,3%

Электронные библиотеки 19,8% 3,1%

Интернет-ресурсы 52,2% 17,2%

СМИ 28,2% 3,1%

Преподаватель 13,5% 0%

Тренер 20,4% 3,1%

Друзья 5,3% 1,5%

Собственный опыт 10,7% 1,5%

Прикладное ПО 14,6% 5,6%

рованных специалистов, позволил сделать следующее заключение: по окончании вузов физкультурного профиля границы поля информационных источников специалистов в сфере ФКиС не только не расширяются, а имеют тенденцию к резкому сужению. Данная ситуация объясняется тем, что специалисты в сфере физической культуры и спорта имеют незначительные потребности в расширении своего информационного потока и не владеют умениями и навыками ранжирования поступающей информации.

В-третьих, в условиях быстрого изменения информационной среды специалист в сфере ФКиС должен обладать навыками самостоятельного поиска профессионально-значимой информации. Поэтому нами был проведен опрос, связанный с определением отношения студентов и специалистов к самостоятельному поиску информации в учебно-тренировочной и профессиональной деятельности

Среди студентов отмечено повышение к моменту окончания вуза доли тех, кто полагает, что для лучшего освоения материала необходимо больше уделять внимание самостоятельному поиску информации, а не ограничиваться той, которая предоставляется во время аудиторных занятий. Положительная динамика мотивационной составляющей учебно-тренировочной деятельности студентов объясняется возрастанием потребностей в получении непосредственно практических профессиональных знаний, умений и навыков в связи с выходом их на работу (до 70% работающих студентов).

В ходе исследования, однако, установлено, что студенты хотят видеть преподавателя в традиционной роли «учителя-эксперта», когда он сам выдает им всю необходимую информацию. Очевидными недостатками подобного подхода к обучению являются ограничение знаниями преподавателя возможных знаний студентов и передача преподавателем не только достоверной, но и ошибочной информации. Разрешение данного противоречия нам представляется в изменении роли преподавателя в учебном процессе. Он должен занимать позицию наставника и помогать студентам самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы и решать поставленные задачи. В этом случае преподаватель выступает в роли фасилитатора (от англ. facilitate - помогать, облегчать), задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска необходимой информации.

Анкетирование дипломированных специалистов в сфере ФКиС также выявило необходимость пополнения их знаний в процессе их профессиональной деятельности. Активизация самостоятельного информационного поиска данной категории опрошенных, по нашему мнению, должна осуществляться посредством осознанной самоорганизации профессиональной деятельности, направленной на постоянное обогащение опыта, а также путем включения информационно-поисковых задач в учебно-тренировочный процесс своих обучаемых.

Диагностика уровней сформированности информационной компетентности специали-

Таблица 2

Результаты диагностики уровней сформированности информационной компетентности специалистов по ФКиС

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

Название уровня информационной компетентности интуи- тивный нормативный ориентационный творческий

Уровень работы на компьютере нулевой базовый базовый высокий

Мотивация отсутствует низкая высокая высокая

Обобщенная характеристика информационной компетентности в области решения профессиональных задач в решении учебно-тренировочных задач полагаются на интуицию при решении учебно-тренировочных задач ориентируются на знания, полученные из одного «полюбившегося» учебника имеют представление о возможных формах внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебнотренировочный процесс уверенное знание и использование перспективных информационных технологий в физкультурно-спортивной деятельности

Таблица 3

Уровни сформированности информационной компетентности специалистов по физической культуре и спорту

Контингент обследумых Всего чело- век Первый -интуитивный Второй -нормативный Третий -ориентационный Четвертый -творческий

Показатели

Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс.

Студенты младших курсов 178 67 37,64% 94 52,81% 14 7,87% 3 1,69%

Студенты- выпускники 40 7 17,50% 16 40,00% 12 30,00% 5 12,50%

Учителя МОУ СОШ 30 18 60,00% 5 16,67% 4 13,33% 3 10,00%

Тренеры 32 28 87,50% 3 9,38% 1 3,13% 0 0,00%

Преподаватели вузов 30 12 40,00% 9 30,00% 5 16,67% 4 13,33%

стов по физической культуре и спорту позволила выделить четыре группы специалистов по физической культуре и спорту (см. табл. 2). Каждой из выделенных групп соответствует определенный уровень. Анализ представленных выше характеристик позволил дать название каждому из них: интуитивный, нормативный, ориентационный, творческий.

Было установлено, что около половины обследованных студентов младших курсов имеют второй, нормативный, уровень сформированно-

сти информационной компетентности (табл. 3). Более чем у трети из них отмечен самый низкий (интуитивный) уровень. Это, в свою очередь, существенно сдерживает рост их профессиональной подготовки. Только у незначительного числа студентов выявлены третий (ориентационный) и четвёртый (творческий) уровни. Весомая доля студентов с низким уровнем данной компетентности объясняется невысоким уровнем знаний в этой области, полученных ещё во время обучения в школе. Стоит отметить, что в

группу с низкой подготовленностью попали студенты, находящиеся на индивидуальном графике обучения.

У студентов-выпускников отмечено снижение доли обучающихся, имеющих интуитивный и нормативный уровни информационной компетентности по сравнению со студентами младших курсов (с 37,6% до 17,5% и с 52,8% до 40,0% соответственно). Выявлено некоторое повышение доли студентов, имеющих третий, ориентационный уровень: с 7,9% на младших курсах до 30,0% к выпускному курсу. Необычным оказалось выявление у наиболее подготовленных студентов из числа выпускных курсов нормативного, то есть второго, уровня сформи-рованности информационной компетентности. Это можно объяснить значительным перерывом между изучением дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в ФКиС», а также недостаточным использованием возможностей информационных технологий на других дисциплинах, предусмотренных учебным планом в рамках рассматриваемых специальностей. Самый высокий, творческий, уровень показали 12,5% выпускников. Это, безусловно, явно недостаточно для общей квалификации будущего тренерско-педагогического состава.

Анализ показателей сформированности информационной компетентности у учителей физической культуры показал, что 60% из них имеют первый - интуитивный - уровень. Большинство из педагогов используют стандартные подходы в подготовке учащихся и не применяют компьютерные технологии, позволяющие учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Вместе с тем, имея значительный практический опыт работы, учителя физической культуры достаточно грамотно и аргументированно характеризуют отдельные компоненты урока. Причём только 10% из их числа, имея высокий уровень информационной компетентности, подбирают адекватные средства и методические приёмы при подготовке учащихся на уроках физической культуры.

Анализ работы тренеров по видам спорта указывает на наличие у 87,5% из них больших сложностей при использовании современных информационных технологий в организации

учебно-тренировочной деятельности. Это объясняется в основном низким уровнем сформи-рованности информационной компетентности. Ни один из работающих тренеров не показал наличия творческого уровня развития информационной компетентности. Большинство обследованных специалистов отличаются скептическим отношением к возможностям современных информационных технологий. Лишь 9% тренеров допускают возможность внедрения информационно-коммуникационных технологий в тренировочный процесс. При этом они, как правило, не имеют чёткого представления о том, как это можно осуществить.

Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин вуза по уровням сформированности информационной компетентности выгодно отличаются от школьных учителей физкультуры и тренеров. Однако и среди них 40% обследованных имеют самый низкий, интуитивный, уровень данной компетентности. Самый высокий - творческий - уровень характерен для незначительного количества (13,3%) преподавателей, которые в своей профессиональной деятельности используют проблемное и творческое обучение. Они учат студентов самостоятельно приобретать новые знания, ориентируют их на освоение профессионально значимых умений, на использование компьютеров, аппаратно-программных средств в будущей профессиональной деятельности.

Вышеизложенные результаты исследований показали, что большинство специалистов по физической культуре и спорту имеют низкий уровень сформированности информационной компетентности. Это указывает на необходимость совершенствования процесса подготовки специалиста физкультурно-спортивной деятельности в направлении более широкого использования информационных технологий. Данное направление необходимо осуществлять не только в рамках естественно-научных дисциплин, но и специально-профессиональных, предусмотренных учебными планами - как в процессе педагогической и тренерской практики, так и на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Литература

1. Акуленко В. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании : материалы XV Междунар. конф. 29-30 июня 2004 г. - Троицк: изд-во «Тровант», 2004. - С.344-346.

2. Бальсевич В. К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам // Теория и практика физической культуры. -2000. - №10. - С.56-58.

3. Дзугоева М. Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов // Проблемы качества образования. Кн.2 : материалы XIII Всерос. совещания. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С.31-36.

4. Железняк Ю. Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №4. - С.9-12.

5. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : ав-тореф. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2002. - 19 с.

6. Магин В. А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Теория и практика физической культуры. -

2006. - №4. - С.13-17.

7. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта («Круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» от 23 ноября 2000 г.) // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №1. - С.8-16.

8. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 112 с.

9. Таирова Н. Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета : ав-тореф. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2001. - 19 с.

10. Фазлеев Н. Ш. Проектирование и реализация компетентно ориентированного подхода к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №7. - С.40-44.

11. Фомин Ю. А., Скаржинская Е. Н. Спорт в условиях глобальной информатизации // Теория и практика физической культуры. -

2007. - №2. - С.18-20.

---------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.