Т. В. Хованская, Н. В. Стеценко
(Волгоград)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Статья посвящена диагностике сформированности информационной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. Определены и охарактеризованы уровни информационной компетентности субъекта физкультурно-спортивной деятельности, рассмотрены причины ее недостаточной сформированности
Удовлетворение потребностей общества требует от современного специалиста в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) высокой профессиональной компетентности, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию [2, 4, 7, 11].
Анализ изучения компонентов профессиональной компетентности субъекта физкультурно-спортивной деятельности показал, что в настоящее время уделяется недостаточно внимания её информационной составляющей [10, 6]. Тем не менее мы предлагаем считать, что она интегрирована во все компоненты профессиональной подготовки субъекта физкультурноспортивной деятельности и является одной из основополагающих частей компетентности выпускника физкультурного вуза.
Понятие «информационная компетентность» - достаточно широкое и на современном этапе развития педагогики определяется неоднозначно [1, 3, 5, 8, 9]. Так, в исследованиях ряда учёных оно трактуется как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [5]. По мнению других, это - новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [8].
Мы предлагаем понимать под информационной компетентностью субъекта физкультурноспортивной деятельности интегративное свойство личности, которое предполагает особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, выявлять проблемы в области физической культуры и спорта и решать их средствами информационных и компьютерных технологий.
В ходе исследования была проведена диагностика сформированности информационной компетентности специалистов по физическому воспитанию. Для этого были определены моти-вационно-потребностные характеристики испытуемых, среди которых были студенты Волгоградской государственной академии физической культуры (объем выборки п = 130), учителя физической культуры общеобразовательных школ (п = 30), преподаватели спортивно-педагогических кафедр вузов (п = 30) и тренеры по видам спорта (п = 32).
Анализ данных опроса показал, что от 43% до 57% специалистов осознают необходимость использования информационных технологий в сфере ФКиС. Однако 37% - 87% опрошенных отмечают невозможность реализации в тренировочном процессе того минимума знаний в области информационных технологий, которыми они обладают. Одной из основных причин является недостаточность знаний в области информационных технологий в связи с отсутствием предмета «информатика» в школьной и институтской учебных программах специалистов, окончивших вуз до 1990 года.
Для определения готовности специалистов в области ФКиС быть активными потребителями информационных ресурсов было исследовано поле их информационных источников, которое является одним из основных критериев информационной компетентности.
Полученные данные позволили, во-первых, сделать вывод о несоответствии поля информационных источников, к которым обращаются студенты при подготовке к учебным занятиям, полю информационных источников, к которым советуют обращаться преподаватели и тренеры (табл. 1). Установлено, что, несмотря на достаточно широкое поле, приоритетными источниками для данной категории испытуемых являются учебная литература и конспекты лекций.
Во-вторых, педагогический мониторинг по данному вопросу, проведенный среди дипломи-
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов ВГАФК
Источники информации Какие источники информации Вам рекомендуют преподаватели (тренеры)? Где Вы ищете учебную информацию?
Учебная литература 78,6% 72,2%
Дополнительная литература 60,5% 45,3%
Конспекты 63,0% 29,3%
Электронные библиотеки 19,8% 3,1%
Интернет-ресурсы 52,2% 17,2%
СМИ 28,2% 3,1%
Преподаватель 13,5% 0%
Тренер 20,4% 3,1%
Друзья 5,3% 1,5%
Собственный опыт 10,7% 1,5%
Прикладное ПО 14,6% 5,6%
рованных специалистов, позволил сделать следующее заключение: по окончании вузов физкультурного профиля границы поля информационных источников специалистов в сфере ФКиС не только не расширяются, а имеют тенденцию к резкому сужению. Данная ситуация объясняется тем, что специалисты в сфере физической культуры и спорта имеют незначительные потребности в расширении своего информационного потока и не владеют умениями и навыками ранжирования поступающей информации.
В-третьих, в условиях быстрого изменения информационной среды специалист в сфере ФКиС должен обладать навыками самостоятельного поиска профессионально-значимой информации. Поэтому нами был проведен опрос, связанный с определением отношения студентов и специалистов к самостоятельному поиску информации в учебно-тренировочной и профессиональной деятельности
Среди студентов отмечено повышение к моменту окончания вуза доли тех, кто полагает, что для лучшего освоения материала необходимо больше уделять внимание самостоятельному поиску информации, а не ограничиваться той, которая предоставляется во время аудиторных занятий. Положительная динамика мотивационной составляющей учебно-тренировочной деятельности студентов объясняется возрастанием потребностей в получении непосредственно практических профессиональных знаний, умений и навыков в связи с выходом их на работу (до 70% работающих студентов).
В ходе исследования, однако, установлено, что студенты хотят видеть преподавателя в традиционной роли «учителя-эксперта», когда он сам выдает им всю необходимую информацию. Очевидными недостатками подобного подхода к обучению являются ограничение знаниями преподавателя возможных знаний студентов и передача преподавателем не только достоверной, но и ошибочной информации. Разрешение данного противоречия нам представляется в изменении роли преподавателя в учебном процессе. Он должен занимать позицию наставника и помогать студентам самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы и решать поставленные задачи. В этом случае преподаватель выступает в роли фасилитатора (от англ. facilitate - помогать, облегчать), задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска необходимой информации.
Анкетирование дипломированных специалистов в сфере ФКиС также выявило необходимость пополнения их знаний в процессе их профессиональной деятельности. Активизация самостоятельного информационного поиска данной категории опрошенных, по нашему мнению, должна осуществляться посредством осознанной самоорганизации профессиональной деятельности, направленной на постоянное обогащение опыта, а также путем включения информационно-поисковых задач в учебно-тренировочный процесс своих обучаемых.
Диагностика уровней сформированности информационной компетентности специали-
Таблица 2
Результаты диагностики уровней сформированности информационной компетентности специалистов по ФКиС
Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
Название уровня информационной компетентности интуи- тивный нормативный ориентационный творческий
Уровень работы на компьютере нулевой базовый базовый высокий
Мотивация отсутствует низкая высокая высокая
Обобщенная характеристика информационной компетентности в области решения профессиональных задач в решении учебно-тренировочных задач полагаются на интуицию при решении учебно-тренировочных задач ориентируются на знания, полученные из одного «полюбившегося» учебника имеют представление о возможных формах внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебнотренировочный процесс уверенное знание и использование перспективных информационных технологий в физкультурно-спортивной деятельности
Таблица 3
Уровни сформированности информационной компетентности специалистов по физической культуре и спорту
Контингент обследумых Всего чело- век Первый -интуитивный Второй -нормативный Третий -ориентационный Четвертый -творческий
Показатели
Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс.
Студенты младших курсов 178 67 37,64% 94 52,81% 14 7,87% 3 1,69%
Студенты- выпускники 40 7 17,50% 16 40,00% 12 30,00% 5 12,50%
Учителя МОУ СОШ 30 18 60,00% 5 16,67% 4 13,33% 3 10,00%
Тренеры 32 28 87,50% 3 9,38% 1 3,13% 0 0,00%
Преподаватели вузов 30 12 40,00% 9 30,00% 5 16,67% 4 13,33%
стов по физической культуре и спорту позволила выделить четыре группы специалистов по физической культуре и спорту (см. табл. 2). Каждой из выделенных групп соответствует определенный уровень. Анализ представленных выше характеристик позволил дать название каждому из них: интуитивный, нормативный, ориентационный, творческий.
Было установлено, что около половины обследованных студентов младших курсов имеют второй, нормативный, уровень сформированно-
сти информационной компетентности (табл. 3). Более чем у трети из них отмечен самый низкий (интуитивный) уровень. Это, в свою очередь, существенно сдерживает рост их профессиональной подготовки. Только у незначительного числа студентов выявлены третий (ориентационный) и четвёртый (творческий) уровни. Весомая доля студентов с низким уровнем данной компетентности объясняется невысоким уровнем знаний в этой области, полученных ещё во время обучения в школе. Стоит отметить, что в
группу с низкой подготовленностью попали студенты, находящиеся на индивидуальном графике обучения.
У студентов-выпускников отмечено снижение доли обучающихся, имеющих интуитивный и нормативный уровни информационной компетентности по сравнению со студентами младших курсов (с 37,6% до 17,5% и с 52,8% до 40,0% соответственно). Выявлено некоторое повышение доли студентов, имеющих третий, ориентационный уровень: с 7,9% на младших курсах до 30,0% к выпускному курсу. Необычным оказалось выявление у наиболее подготовленных студентов из числа выпускных курсов нормативного, то есть второго, уровня сформи-рованности информационной компетентности. Это можно объяснить значительным перерывом между изучением дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в ФКиС», а также недостаточным использованием возможностей информационных технологий на других дисциплинах, предусмотренных учебным планом в рамках рассматриваемых специальностей. Самый высокий, творческий, уровень показали 12,5% выпускников. Это, безусловно, явно недостаточно для общей квалификации будущего тренерско-педагогического состава.
Анализ показателей сформированности информационной компетентности у учителей физической культуры показал, что 60% из них имеют первый - интуитивный - уровень. Большинство из педагогов используют стандартные подходы в подготовке учащихся и не применяют компьютерные технологии, позволяющие учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Вместе с тем, имея значительный практический опыт работы, учителя физической культуры достаточно грамотно и аргументированно характеризуют отдельные компоненты урока. Причём только 10% из их числа, имея высокий уровень информационной компетентности, подбирают адекватные средства и методические приёмы при подготовке учащихся на уроках физической культуры.
Анализ работы тренеров по видам спорта указывает на наличие у 87,5% из них больших сложностей при использовании современных информационных технологий в организации
учебно-тренировочной деятельности. Это объясняется в основном низким уровнем сформи-рованности информационной компетентности. Ни один из работающих тренеров не показал наличия творческого уровня развития информационной компетентности. Большинство обследованных специалистов отличаются скептическим отношением к возможностям современных информационных технологий. Лишь 9% тренеров допускают возможность внедрения информационно-коммуникационных технологий в тренировочный процесс. При этом они, как правило, не имеют чёткого представления о том, как это можно осуществить.
Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин вуза по уровням сформированности информационной компетентности выгодно отличаются от школьных учителей физкультуры и тренеров. Однако и среди них 40% обследованных имеют самый низкий, интуитивный, уровень данной компетентности. Самый высокий - творческий - уровень характерен для незначительного количества (13,3%) преподавателей, которые в своей профессиональной деятельности используют проблемное и творческое обучение. Они учат студентов самостоятельно приобретать новые знания, ориентируют их на освоение профессионально значимых умений, на использование компьютеров, аппаратно-программных средств в будущей профессиональной деятельности.
Вышеизложенные результаты исследований показали, что большинство специалистов по физической культуре и спорту имеют низкий уровень сформированности информационной компетентности. Это указывает на необходимость совершенствования процесса подготовки специалиста физкультурно-спортивной деятельности в направлении более широкого использования информационных технологий. Данное направление необходимо осуществлять не только в рамках естественно-научных дисциплин, но и специально-профессиональных, предусмотренных учебными планами - как в процессе педагогической и тренерской практики, так и на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.
Литература
1. Акуленко В. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании : материалы XV Междунар. конф. 29-30 июня 2004 г. - Троицк: изд-во «Тровант», 2004. - С.344-346.
2. Бальсевич В. К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам // Теория и практика физической культуры. -2000. - №10. - С.56-58.
3. Дзугоева М. Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов // Проблемы качества образования. Кн.2 : материалы XIII Всерос. совещания. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С.31-36.
4. Железняк Ю. Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №4. - С.9-12.
5. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий : ав-тореф. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2002. - 19 с.
6. Магин В. А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Теория и практика физической культуры. -
2006. - №4. - С.13-17.
7. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта («Круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» от 23 ноября 2000 г.) // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №1. - С.8-16.
8. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 112 с.
9. Таирова Н. Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета : ав-тореф. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2001. - 19 с.
10. Фазлеев Н. Ш. Проектирование и реализация компетентно ориентированного подхода к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №7. - С.40-44.
11. Фомин Ю. А., Скаржинская Е. Н. Спорт в условиях глобальной информатизации // Теория и практика физической культуры. -
2007. - №2. - С.18-20.
---------^----------