Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В ПЕРИОД ДО СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ'

ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В ПЕРИОД ДО СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ / ДИНАСТИЯ ЦИН / СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ / ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Артем Вадимович, Сюй Ин

Статья посвящена попытке осмысления предпосылок начального этапа модернизации высшего образования в Китае, ведущей из которых представляются историко-культурные основания данного процесса. Анализ особенностей модернизации китайской системы высшего образования проводится на основании китайских источников, представляющих характеристику модернизации высшего образования в период до Синьхайской революции. Предметом являются предпосылки раннего этапа модернизации китайского высшего образования. Цель исследования-доказательство взаимозависимости модернизации высшего образования, традиционной социальной среды и китайского образовательного сообщества на протяжении длительного времени. Научная новизна статьи связывается с разработкой факторов модернизации высшего образования в Китае. В основе предпринимаемого исследования находится методология содержательного, функционального, историко-эволюционного подходов, разрабатываемых в трудах китайских авторов. Результат изучения - положение о том, что китайское образование представляет собой набор специфических моделей, уходящих своими корнями в традиционный исторический фон Китая. Однако фактором становления системы высшего образования в Китае стало влияние западных стран, которые во второй половине XIX в. получили возможность политического, экономического, научного и духовного участия в жизни страны. Как показывают авторы, в условиях модернизации системы образования в Китае высшее образование открыло эпоху выхода за пределы традиции и стало основой системы производства квалифицированных кадров, направленных на развитие общества, ориентированного на западные образцы культуры и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION IN CHINESE SOCIETY IN THE PERIOD BEFORE THE XINHAI REVOLUTION

The article is devoted to an attempt to comprehend the prerequisites of the initial stage of modernization of higher education in China, the leading of which is the historical and cultural foundations of this process. The analysis of the features of the modernization of the Chinese higher education system is carried out on the basis of Chinese sources representing the characteristics of the modernization of higher education in the period before the Xinhai Revolution. The subject is the prerequisites of the early stage of modernization of Chinese higher education. The scientific novelty of the article is associated with the development of factors for the modernization of higher education in China. The methodology of the undertaken research is based on: meaningful, functional, historical and evolutionary approach developed in the works of Chinese authors. The result of the study is the position that Chinese education is a set of specific models rooted in the traditional historical background of China. However, the factors of the formation of the higher education system in China were influenced by Western countries, which got the opportunity to participate politically, economically, scientifically and spiritually in the life of the country in the second half of the XIXth century. As the authors show, under the conditions of modernization of the education system in China, higher education opened the era of going beyond tradition and became the basis of the system of production of qualified personnel aimed at the development of a society focused on Western patterns of culture and production.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ В ПЕРИОД ДО СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

Научная статья УДК 316.6

DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-2-113-121

Факторы модернизации высшего образования в китайском обществе в период до Синьхайской революции

Артем Вадимович Жуков1, Сюй Ин2

1Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия, 2Шэньянский технологический институт, провинция Ляонин, Китай 1а|1е1гуи^68@1Т1аП.ш, https://orcid.org/0000-0002-7299-517X, 2309867456@qq.com, https://orcid.org/0000-0002-2063-4970

Статья посвящена попытке осмысления предпосылок начального этапа модернизации высшего образования в Китае, ведущей из которых представляются историко-культурные основания данного процесса. Анализ особенностей модернизации китайской системы высшего образования проводится на основании китайских источников, представляющих характеристику модернизации высшего образования в период до Синьхайской революции. Предметом являются предпосылки раннего этапа модернизации китайского высшего образования. Цель исследования - доказательство взаимозависимости модернизации высшего образования, традиционной социальной среды и китайского образовательного сообщества на протяжении длительного времени. Научная новизна статьи связывается с разработкой факторов модернизации высшего образования в Китае. В основе предпринимаемого исследования находится методология содержательного, функционального, историко-эволюционного подходов, разрабатываемых в трудах китайских авторов. Результат изучения - положение о том, что китайское образование представляет собой набор специфических моделей, уходящих своими корнями в традиционный исторический фон Китая. Однако фактором становления системы высшего образования в Китае стало влияние западных стран, которые во второй половине XIX в. получили возможность политического, экономического, научного и духовного участия в жизни страны. Как показывают авторы, в условиях модернизации системы образования в Китае высшее образование открыло эпоху выхода за пределы традиции и стало основой системы производства квалифицированных кадров, направленных на развитие общества, ориентированного на западные образцы культуры и производства.

Ключевые слова: высшее образование, модернизация, система образования в Китае, династия Цин, Синьхайская революция, реформа образования в Китае, факторы модернизации высшего образования

Original article

The article is devoted to an attempt to comprehend the prerequisites of the initial stage of modernization of higher education in China, the leading of which is the historical and cultural foundations of this process. The analysis of the features of the modernization of the Chinese higher education system is carried out on the basis of Chinese sources representing the characteristics of the modernization of higher education in the period before the Xinhai Revolution. The subject is the prerequisites of the early stage of modernization of Chinese higher education. The scientific novelty of the article is associated with the development of factors for the modernization of higher education in China. The methodology of the undertaken research is based on: meaningful, functional, historical and evolutionary approach developed in the works of Chinese authors. The result of the study is the position that Chinese education is a set of specific models rooted in the traditional historical background of China. However, the factors of the formation of the higher education system in China were influenced by Western

Factors of Modernization of Higher Education in Chinese Society in the Period Before the Xinhai Revolution

Artem V. Zhukov1, Xu Ying2

1Transbaikal State University, Chita, Russia, 2Shenyang Institute of Technology, Liaoning Province China 1artem_jukov68@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7299-517X 2309867456@qq.com, https://orcid.org/0000-0002-2063-4970

© Жуков А. В., Сюй Ин, 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

countries, which got the opportunity to participate politically, economically, scientifically and spiritually in the life of the country in the second half of the XIXth century. As the authors show, under the conditions of modernization of the education system in China, higher education opened the era of going beyond tradition and became the basis of the system of production of qualified personnel aimed at the development of a society focused on Western patterns of culture and production.

Keywords: higher education, modernization, education system in China, Qing Dynasty, Xinhai Revolution, education reform in China, factors of modernization of higher education

Введение. Высшее образование является основой подготовки высококвалифицированных кадров для китайской экономики и культуры. Поэтому совершенствование системы высшего образования оказывает существенное влияние на модернизацию Китая. Таким образом, модернизация всей страны напрямую зависит от модернизации её высшего образования. Важно отметить, что в Китае данный процесс протекал благодаря влиянию западной культуры и науки, в то же время он имеет и свои особенности. С этой точки зрения можно сказать, что модернизация высшего образования в китайском обществе заключается в стремлении догнать наиболее развитые страны мира. Следуя за ними, Китай проводит политику, нацеленную на достижение высокого уровня технической оснащённости образовательного процесса. Однако здесь уделяют внимание не только технической стороне процесса, но и тому, как проходит модернизация сознания человека, развитие которого как специалиста высокого уровня считается особенно важным. Поэтому существенное значение имеет проведение анализа особенностей модернизации высшего образования в Китае, ведущей из которых представляются историко-культурные основания данного процесса.

Изучению высшего образования в Китае посвящены работы ряда авторов, куда входят Цзинь Цзинтао [1], Хэ Фушэн и Ли Ху-эйцинь [2], Чу Хунци [3], Дай Бэнбо [4], Лю Хайфэн, Ши Цзинхуань [5], представившие характеристику этапов развития высшего образования, включая традиционное, научно ориентированное и техническое образование. Анализ предпосылок модернизации высшего образование провели Лю Чжиюнь [6], Инь Да и Сюй Фэн [7], Ван Цзинсю [8], Сюн Минань [9], Чжан Хуймин [10], указывающие, что стимулом развития образования является потребность в квалифицированных кадрах. Анализу исторических стратегий государственного развития в сфере высшего образования посвящены работы Пань Маоюань и Ван Вейлянь [11], Хуан Футао

[12], Ян Тянь [13], Мао Хуйсян и У Юе [14], доказывающие необходимость взвешенной политики властей, направленной на сотрудничество с обществом и создание университетов мирового уровня. В то же время актуальным является проведение исследований, направленных на анализ особенностей модернизации китайской системы высшего образования.

Методология и методы исследования. Объектом исследования данной статьи является развитие высшего образования в Китае. Предмет исследования - процесс модернизации высшего образования в Китае в период XIX - первой половины ХХ в. Цель исследования - доказательство взаимозависимости модернизации высшего образования, традиционной социальной среды и китайского образовательного сообщества на протяжении длительного времени. Научная новизна статьи видится в разработке факторов модернизации высшего образования в Китае, что способствует развитию представлений об особенностях модернизации китайского высшего образования как процесса эволюции от традиционных образовательных форм к образованию, ориентированному на западные научные стандарты.

В основе методологии предпринимаемого исследования находится методология: содержательного подхода Суй Ифаня [15] и Мао Жуна [16], включающего требование описывать модернизацию высшего образования, учитывая концептуальную, институциональную, содержательную, техническую составляющую; функционального подхода Чжан Анфу [17], предлагающего учитывать, такие функции высшего образования, как персонализация, популяризация, информатизация, интернализация, диверсификация, демократизация, социализация и специализация; историко-эволюционного подхода Чжан Инцяня [18], считающего модернизацию высшего образования процессом постепенного развития на основе долгосрочной эволюции.

Результаты исследования и их обсуждение. Результатом исследования яв-

ляется положение о том, что современное китайское образование представляет собой набор специфических моделей, уходящих своими корнями в традиционный исторический фон Китая. На протяжении более двух тысяч лет, вплоть до наступления Нового времени, в Китае доминировало традиционное направление образования, однако, начиная со второй половины XIX в., здесь появились новые тенденции, ведущей из которых стало формирование высшего образования. Фактором становления системы высшего образования в Китае видится влияние западных стран, которые во второй половине XIX в. получили возможность политического, экономического, научного и духовного участия в жизни страны. Вместе с распространением этого влияния среди китайцев начали приниматься идеи западного христианства, Просвещения и марксизма, которые стали идейным обоснованием, подготовившим появление первых учреждений высшего образования, таких как Пекинская высшая школы иностранных языков Тун-вэньгуань, Первоклассная школа западного обучения в Тяньцзине, Университет Цзинши. Несмотря на очевидную и прямую зависимость от влияния западных стран, китайское высшее образование с самого начала существенно отличалось от западных образцов тем, что основывалось на традиционной системе образования. Однако в условиях модернизации системы образования в Китае высшее образование открыло эпоху выхода за пределы традиции и стало основой системы производства квалифицированных кадров, направленных на развитие общества, ориентированного на западные образцы культуры и производства.

В Китае развитие системы образования, являющейся предшественником высшего образования, имеет долгую историю. Ещё во времена династий Ся и Шан, когда рабовладение считалось основой государственного устройства, была разработана «форма образования для будущих чиновников под названием Кэцзюй, завершавшаяся проведением государственных экзаменов единого образца» [1, с. 48]. В период династии Хань Тайсюэ функционировала система, которую многие считают первым в мире опытом реализации проекта высшего образования. Во II в. до н. э. в этом учреждении на чиновников учились тысячи студентов, занятия для которых проводили академические учёные.

При династии Тан в VIII в. были созданы академии, ставшие очагами распространения культуры и науки. Первоначально они использовались как помещения для официального собрания книг, но впоследствии -как развившиеся в разветвлённые образовательные учреждения, включавшие значительное количество департаментов, охватывавших циклы отдельных наук и сфер культуры. Центральное место в указанной образовательной системе занимала Генеральная академия, являвшаяся рупором императорской власти и осуществлявшая функции координации в подготовке управленческих и научных кадров. Примечательно, что академия была организована по принципу объединения учёных и преподавателей в департаментах по направлению дисциплин, изучаемых и преподаваемых ими. Как отмечает Сюн Минань, «среди сотрудников Академии была установлена жёсткая иерархия должностей, включавшая четыре ранга, а все подразделения были подчинены единому управлению, которое было ориентировано на выполнение воли императора» [9, с. 19].

Хэ Фушэн и Ли Хуэйцинь отмечают, что новый виток развития академическая структура поучила при династии Сун, когда академии стали частной формой образования, что привело к их расцвету. В сфере образования была проведена реформа, благодаря которой усовершенствовали структуру рангов, способствовавшую выработке чёткой системы классификации департаментов и должностей, выстраиваемой в связи с требованиями к знаниям, умениям, происхождению. Однако при династии Юань образование ступило в период кризиса, так как Академия Ханлинь фактически стала собственностью императорского клана, в её функции вошли сортировка, компиляция и переписывание китайской истории. В качестве колледжа для представителей клана Юань, члены которого, приобщаясь к достижениям китайской культуры и науки, получали доступ к управленческим должностям в империи, стало использоваться такое учреждение образования, как Гоцзыцзянь (впоследствии заведение признано университетом). Это было единственное в стране высшее учебное заведение, дающее реальное образование, при этом перестали проводиться официальные экзамены на должности чиновников [2].

Влияние Академии было восстановлено только при династии Мин, когда вернулось влияние конфуцианских учёных, а в политической жизни утвердилось влияние неоконфуцианства. В состав Академии в это время входили более двухсот высокопоставленных чиновников государства, которые обучали наукам будущих чиновников и осуществляли контроль над проведением экзаменов Кэцзюй.

Некоторое сокращение их количества произошло с приходом к власти династии Цин, которая поддерживала Академию и поощряла педагогическую деятельность философов-конфуцианцев, а также подготовку литературных сборников, антологий, словарей и энциклопедий. Строго говоря, династия Цин продолжала традиции династии Мин и по-прежнему направляла усилия на подготовку специалистов управленческого аппарата, работающих в условиях традиционного для Китая конфуцианского управления и сельскохозяйственной экономики. В то же время эта система была максимально расширена, включая различные уровни образования, и унифицирована, ориентируясь на общий идеал в качестве государственного экзамена.

Однако данная система показала свою несостоятельность в годы Опиумной войны, когда стало ясно, что преподавание во многом носит формальный характер, а подготовка к имперским экзаменам становится единственным содержанием всего процесса обучения. В то же время, начиная с XIX в., в Китае в связи со смягчением политики «закрытых дверей» распространялись новые для него идеи, связанные с влиянием евангелизации. В частности, с 1807 по 1840 г. из Европы и США в Китай прибыло около 20миссионеров, которые способствовали распространению переводов западных религиозных текстов. Дай Бэнбо в своих трудах, рассматривая роль деятельности миссионеров, отмечает, что работа была направлена на организацию публикации периодических изданий, которые сыграли положительную роль в распространении западных идей. Многие из миссионеров также были медицинскими работниками, занимались проблемами здравоохранения в Китае, публикации на медицинскую тему были очень востребованы [4].

В первую очередь на развитие высшего образования повлияли реформы, принятые

в период после опиумных войн, приведших к поражению Китая, пережившего беспрецедентное унижение, которое вынудило правительство встать на путь модернизации. Чжан Хуймин акцентирует внимание на важности того, что «само цинское правительство не имело ясного представления об этом, и существенное значение имело влияние таких стран, как Великобритания, США, Франция и Россия, которые получили самые широкие преференции для своей торгово-экономической и культурной деятельности в Китае» [10, с. 119]. Усиление их влияния вело к тому, что в китайском обществе в качестве образца для подрастающего поколения и в качестве фундамента для распространения учреждений высшего образования нового, западного типа утверждался идеал «западной учёности». Вслед за этим китайское общество вступило в период больших перемен, наиболее значимыми из которых было изменение представлений китайских граждан об окружающем мире и своём месте в нём.

Китайцы искали своё будущее в перспективах, которые предлагались западным миром, что привело к оформлению широкого социального движения вестернизации, содержание которого состояло в том, чтобы внедрять и изучать передовую западную науку и технологии. Движение к вестернизации началось с закупок большого количества орудий и кораблей за границей, использования новых методов обучения флота и армии, создания военной промышленности, что привело общество к осознанию необходимости подготовки специалистов, способных работать в новых отраслях торговли и экономики. При поддержке движения вестернизации, нацеленного на поиск талантов,нача-ли открываться новые школы, проводиться проекты перевода произведений западных классиков, задачей которых стало культурное просвещение, была инициирована массовая отправка китайских студентов за рубеж. В это время, как отмечает, например, Чу Хунци, образование Китая, связанное с влиянием западных государств, представляло собой структуру, состоящую из трёх типов, включая образование в миссионерских школах, образование по типу вестернизации и обучение за границей [3].

С увеличением числа предприятий, созданных западными державами в Китае, в сочетании с контролируемыми ими ведомствами, такими как таможня и почта, усилилась

деятельность западных миссионеров в рамках организации миссионерских школ. Необходимо отметить, что объективно деятельность этих учреждений была направлена на распространение влияния западных государств, вместе с этим они способствовали выявлению и активизации значительного количества молодёжи, нацеленной на самореализацию в условиях нового, модернизирующегося Китая. Этому же способствовал начавшийся тогда процесс отправки китайской молодёжи для обучения за границу [5].

Развитие зарубежного образования играло значительную роль в изучении и заимствовании достижений западной науки и техники, имело положительную роль в содействии трансформации образовательных концепций. Однако в 1881 г. из-за противодействия приверженцев традиционной модели обучения деятельность по отправке студентов для обучения в западных вузах была прекращена. Тем не менее, как отмечают в своих трудах Инь Да и Сюй Фэн, продолжался процесс модернизации китайского образования, который был нацелен на задачи выхода страны из кризиса, укрепление её экономики и армии. Наиболее известным примером реализации проекта модернизации стало создание училища Тунвэньгуань. Оно открылось в Пекине в 1862 г. с целью обучения китайцев иностранным языкам и наукам для того, чтобы они могли работать с западными кампаниями [7]. Таким образом, несмотря на то, что во второй половине XIX в. в Китае доминировал традиционный тип образования для будущих чиновников, благодаря движению вестернизации цин-ское правительство было вынуждено инициировать процесс модернизации высшего образования, что отражало возникшую потребность общества в организации адекватного взаимодействия с западным миром.

Лю Хайфэн и Ши Цзинхуань, изучая дальнейшее развитие системы высшего образования, отмечали, что оно напрямую связывалось с влиянием модернизации и сопровождалось развитием социальной борьбы, на характер которой стали оказывать войны и этнические конфликты, сопровождающие внедрение западного влияния в Китай. Одним из таких конфликтов стала Первая китайско-японская война, доказавшая отсталость социально-экономического развития Китая. Поражение от Японии привело к осознанию необходимости реор-

ганизации китайской системы образования по западному образцу [5]. Начался процесс трансформации китайского понимания значения западного обучения, так как прежде считалось, что подлинное образование во все века существовало только в Китае, его заимствовали западные страны. Со времён появления первых представителей западной цивилизации целью изучения западных знаний стало «контролировать варваров» и «овладевать варварами».

После поражения в Китайско-японской войне многие перестали верить в идею Поднебесной и начали задумываться о том мире, который начал взаимодействовать с Китаем. Во-первых, китайцы заново старались узнать и понять Японию, соглашаясь, что у неё есть чему поучиться. Во-первых, вслед за Японией китайское правительство стало посылать студентов для обучения за границей в странах Запада. Понятие о «западном обучении» постепенно трансформировалось, так как люди осознавали необходимость изучения западных наук и чтения западной литературы. Если в предшествующий войне период основным субъектом образовательной политики было государство, то в послевоенное время образование стало делом каждой личности. Граждане китайского государства сами проявляли инициативу, направленную на овладение определённым набором знаний, который они считали необходимым для себя, всё чаще это были знания, предлагаемые западной культурой. Ради достижения цели «учиться у иностранцев» фракция вестернизации приступила к организации колледжей и университетов, задачей которых стало изучение западных технологий, которые можно было использовать для экономического и социального развития Китая. Наиболее известным из таких учреждений стала Первоклассная школа западного обучения, основанная в Тяньцзине в 1895 г. [14].

Причину выхода реформизма на первые позиции в образовательной сфере рассматривает Ян Тянь. Исследователь показал растущую популярность идеи «западного обучения», включающего программы, нацеленные на освоение западных языков, основ западного искусства и западной политики. «Особенности модернизации образования этого периода определялись тем, что интерес к западному стилю обучения только начал складываться и касался глав-

ным образом подготовки специалистов в дипломатической и военной сфере, почти не затрагивая технической и гуманитарной проблематики» [13].

Однако с развитием общества и углублением понимания западного обучения содержание обучения этой единой структуры постепенно усложнялось. Модернизующееся образование вырастало напрямую из традиционного, поэтому наследовало его ограниченную учебную и техническую базу, состав преподавателей и содержание учебных курсов, что существенно ограничивало возможности полноценного перехода на новые образовательные стандарты. Реформисты настойчиво выступали за реформу имперской системы экзаменов, задумывали и обсуждали структуру и практику современной образовательной системы и даже пытались подражать хорошо зарекомендовавшим себя западным образовательным системам, таким как начальные школы, средние школы и университеты. Кроме того, реформисты настаивали на снятии ограничений на обучение женщин и выступали за создание женских учебных заведений для продвижения концепции равенства между мужчинами и женщинами. Ван Цзинсю отмечает, что «реформисты уделяли беспрецедентное внимание вопросам равноправного развития, обсуждение которых заложило прочную основу для развития реформаторского образования» [8, с. 44].

Пань Маоюань и Ван Вейлянь, изучающие исторические стратегии государственного развития в сфере высшего образования, отмечают, что официально буржуазная реформа образования началась в период, называемый «Сто дней реформ», когда сам император сделал попытку провести ряд законодательных изменений в сфере образования. Предлагалось перестроить традиционное образование по западному образцу, при этом наряду со школами для обычного населения согласно данным реформам предлагалось создавать особые школы для воспитания талантов для реформаторского движения. Разрабатывались учебные программы, направленные на расширение содержания процесса обучения, были включены курсы медицины, а также широкий круг социальных и гуманитарных наук. Кроме того, предлагалось существенно расширить издание газет с целью массового информирования населения и формирования поли-

тических групп, продвигающих идеи реформирования общества по западным стандартам [11].

Олицетворением этого курса стала организация Императорского Университета Цзинши Дасюэтан, взявшего на себя те функции, которые до этого выполнялись университетом Гоцзыцзянь и Академией Ханлинь. Создание данного Университета, ставшего первым учреждением высшего образования, которое соответствовало требованиям академического стандарта, ознаменовало, что высшее образование Китая вступило в период модернизации. На основании новых требований и достижений была разработана и внедрена в образование академическая система образования Рэн Сюй, основанием которой стал синтез между достижениями традиционной китайской и западной систем обучения. Особенности данной системы, заключающиеся в одной стороны в западном академизме и научности, с другой - в сохранении традиций китайской культуры, стали основой, на которой в дальнейшем проводилась системная модернизация образования в Китае.

В 1905 г. император Гуансюй убрал наиболее существенную преграду, стоящую перед теми, кто стремился получить образование в соответствии с западными стандартами. Фактически это событие стало водоразделом, обозначившим начало модернизации традиционного китайского образования по западному образцу. Официальная отмена экзаменов Кэцзюй означала, что критерием образованности с этого времени становился только уровень профессиональной подготовленности выпускника, в соответствии с которым он мог устроиться на работу. Тогда же цинское правительство одобрило создание Департамента образования и посланников в качестве центрального образовательно-административного органа, управляющего образованием по всей стране. Этому органу подчинялись академии и другие и учебные заведения в префектурах, департаментах и округах, что способствовало повышению уровня образования, даваемого на местах. В то же время отмена имперской системы экзаменов предоставила возможность поиска альтернативных вариантов образования за границей многим будущим специалистам, которые могли выбирать не только специальность, но и страну проживания [9].

Вместе с тем обнаружились существенные проблемы, сопровождающие распространение влияния модернизации в сфере высшего образования. При сохранении учебных курсов, имеющих традиционное содержание, внимание к ценностям китайской культуры, основанной на конфуцианских принципах, несколько снижается на фоне пристального внимания к успехам западной цивилизации. В частности, снизилось внимание к нравственно-воспитательной работе, теряющей связь с конфуцианской традицией. Кроме того, отмечает Хуан Футао, модернизация практически не затрагивала научно-педагогические и материально-технические основания процесса высшего образования, остающиеся на уровне традиционной школы. «Существенная разница продолжала сохраняться между региональными образовательными центрами, дающими различные программы, отсутствие сбалансированности между которыми приводило к конфликту двух одновременно существующих систем, традиционной и двигающейся по пути модернизации» [12, с. 99].

Таким образом, перспективы, открываемые процессом модернизации, стали началом общественной дискуссии, посвящён-ной целям нового образования. В это время было актуализовано противоречие между фракциями реформаторов и консерваторов, которые по-разному представляли путь укрепления Китая. В частности, точка зрения консерваторов была представлена кругами, возглавляемыми императрицей Цыси, заключалась в утверждении значимости традиционных форм китайского образования. Эти силы не давали возможности провести реформы, что влияло на ортодоксальный статус китайского образования этого периода. При этом цинское правительство чётко показало, что для него важнейшей задачей является не развитие гражданских прав населения и развитие экономики по западному пути, а сохранение традиционных устоев китайской государственности. Например, Императорский университет Цзинши в 1906 г. опубликовал образовательную программу, целью которой провозглашалась «верность монарху, уважение к Конфуцию, Шан Гуну, Шан У, Шан Ши», что было рекомендовано императорским двором в качестве основного содержания общего образовательного

курса [10]. Безусловно, данная образовательная цель не вела к реализации планов, нацеленных на модернизацию. Однако процесс реформации высшего образования не был остановлен, так как он являлся отражением модернизации социально-экономической жизни Китая, прервать преобразования силами правящей верхушки общества было уже невозможно.

Заключение. Процесс складывания предпосылок модернизации высшего образования в Китае в период до Синхайской революции находился в прямой зависимости от отношений между Китаем и западными государствами, влияющими на трансформацию образа жизни и мышления китайских граждан. Данный процесс включал такие стадии, как развитие традиционных академических структур в период до опиумных войн, формирование предпосылок модернизации высшего образования во второй половине XIX в., начальная модернизация высшего образования под влиянием реформ цинского правительства на рубеже XIX-ХХ вв. Особенностями модернизации высшего образования в это время стала прямая зависимость от трансформаций в сфере экономики, культуры и политики, влияющих на изменение представлений о значении высшего образования. Это влияние вело к изменению содержания учебных программ, включающих большее количество западных языков, наук, культур, а также расширение проблематики учебных курсов.

В целом попытка модернизации высшего образования финального периода Цин была существенно ограничена дисбалансом между политическим центром государства и регионами, а также недостаточной степенью развития процесса модернизации политической и экономической сферы китайского общества. Отсутствие единства взглядов на последствия модернизации в самом Цин-ском руководстве повлияло на замедление темпов процесса модернизации высшего образования на этом этапе. Однако процесс реформации высшего образования, ориентированного на необходимость учиться у западных стран, не был остановлен, так как являлся отражением модернизации социально-экономической жизни Китая, прервать преобразования силами правящей верхушки общества было уже невозможно.

Список литературы

1. Цзинь Цзинтао. Модернизация образования и всестороннее развитие человека. Харбин: Хэйлун-цзянский университет, 2012. 75 с.

2. Хэ Фушэн, Ли Хуэйцинь. Исследование развития модернизации образования в западных регионах. Куньмин: Юньнаньское образовательное издательство, 2002. 253 с.

3. Чу Хунци. Путь модернизации образования. Пекин: Образовательная научная пресса, 2000. 87 с.

4. Дай Бэнбо. История зарубежного образования. Пекин: Народное образовательное издательство, 1990. Ч. 2. 98 с.

5. Лю Хайфэн, Ши Цзинхуань. История высшего образования. Пекин: Пресса о высшем образовании, 2010. 89 с.

6. Лю Чжиюнь. Размышления о модернизации высшего образования в моей стране // Высшее образование в Китае. 2010. № 5. С. 34-35.

7. Инь Да, Сюй Фэн. Модернизация высшего образования: основная коннотация, характеристики времени и пути реализации // Шаньдунское высшее образование. 2015. № 11. С. 19-23.

8. Ван Цзинсю. Строительство и отражение модернизации высшего образования Китая. Пекин: Издательство об интеллектуальной собственности, 2017. 88 с.

9. Сюн Минань. История китайского высшего образования. Чунцин: Издательство Чунцина, 1983. 108 с.

10. Чжан Хуймин. Исследования по истории китайского и зарубежного высшего образования. Ху-нань: Издательство Хунаньского университета, 1998. 134 с.

11. Пань Маоюань, Ван Вейлянь. Высшее образование. Фучжоу-Фуцзянь: Образовательная пресса, 2007. 345 с.

12. Хуан Футао. История зарубежного высшего образования. Шанхай: Шанхайская образовательная пресса, 2008. 145 с.

13. Ян Тянь. Исследование модернизации системы управления высшим образованием в рамках теории синергии // Шаньдунское образование. 2021. № 13. С. 3.

14. Мао Хуйсян, У Юе. Анализ пути построения модернизации высшего образования в моей стране // Журнал Чэндуского университета традиционной китайской медицины (Educational Science Edition). 2017. № 1. С. 82-84.

15. Суй Ифань. Рациональное мышление о модернизации высшего образования // Китайское высшее образование. 2014. № 10. С. 1-10.

16. Мао Жун. Основы модернизации высшего образования в Китае. Куньмин: Юньнаньское образовательное издательство, 2015. 126 с.

17. Чжан Анфу. Тенденция «десяти модернизаций»: основные характеристики модернизации высшего образования в моей стране // Национальный журнал управления образованием. 2010. № 12. С. 22-23.

18. Чжан Инцян. Особенности построения модернизации высшего образования. Харбин; Хэйлун-цзян: Образовательная пресса, 2000. 111 с.

Информация об авторах

Жуков Артем Вадимович, доктор философских наук, профессор; Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: artem_jukov68@mail.ru; https:// orcid.org/0000-0002-7299-517X.

Сюй Ин, преподаватель, Шэньянский технологический институт; 113122, КНР, демонстрационная зона Шэньфу, провинция Ляонин; e-mail: 309867456@qq.com; https://orcid.org/0000-0002-2063-4970.

Вклад авторов

А. В. Жуков - основной автор, определивший методологию и направления анализа материала исследования, сформулировал выводы и обобщил итоги реализации коллективного проекта.

Сюй Ин - организатор сбора, анализа и систематизации материала исследования, оформления статьи.

Для цитирования

Жуков А. В., Сюй Ин. Факторы модернизации высшего образования в китайском обществе в период до Синьхайской революции // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2. С. 113-121. DOI: 10.21209/19967853-2022-17-2-113-121.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 13.05.2022; принята к публикации 15.05.2022.

References

1. Czin' Czintao. Modernization of education and comprehensive human development. Harbin: Heiluntsyan university, 2012. (In Chin.)

2. He Fushen, Li Huejcin'. Research on the Development of Education Modernization in the Western Regions. Kun'min: Yun'nan'skoe obrazovatel'noe izdatel'stvo, 2002. (In Chin.)

3. Chu Hunci. The path of modernization of education. Pekin: Obrazovatel'naya nauchnaya pressa, 2000. (In Chin.)

4. Daj Benbo. History of foreign education. Chast' 2. Pekin: Narodnoe obrazovatel'noe izdatel'stvo, 1990. (In Chin.)

5. Lyu Hajfen, Shi Czinhuan'. History of higher education. Pekin: Pressa o vysshem obrazovanii, 2010. (In Chin.)

6. Lyu Chzhiyun'. Reflections on the modernization of higher education in my country. Higher education in China, no. 5, pp. 34-35, 2010. (In Chin.)

7. In' Da, Syuj Fen. Modernization of higher education: main connotation, characteristics of time and ways of implementation. Shanghai higher education, no. 11, pp. 19-23, 2015. (In Chin.)

8. Van Czinsyu. Building and reflecting the modernization of China's higher education. Pekin: Izdatel'stvo ob intellektual'noy sobstvennosti. 2017. (In Chin.)

9. Syun Minan'. History of Chinese higher education. Chuncin: Izdatel'stvo Chuncina, 1983. (In Chin.)

10. Chzhan Hujmin. Studies in the history of Chinese and foreign higher education. Hunan': Izdatel'stvo Hunan'skogo universiteta, 1998. (In Chin.)

11. Pan' Maoyuan', Van Vejlyan'. Higher education. Fuchzhou-Fuczyan': Obrazovatel'naya Pressa, 2007. (In Chin.)

12. Huan Futao. History of foreign higher education. Shanghai: Shanhayskaya obrazovatel'naya pressa, 2008. (In Chin.)

13. Yan Tyan'. Study of the Modernization of the Higher Education Management System in the Framework of the Theory of Synergy. Shandong education, no. 13, p. 3, 2021. (In Chin.)

14. Mao Hujsyan, U Yue. Analysis of the way of building the modernization of higher education in my country. Journal of Chengdu University of Traditional Chinese Medicine (Educational Science Edition), no. 1, pp. 82-84, 2017. (In Chin.)

15. Suj Ifan'. Rational thinking about the modernization of higher education. Chinese higher education, no. 10, pp. 1-10, 2014. (In Chin.)

16. Mao Zhun. Fundamentals of Modernization of Higher Education in China. Kun'min: Yun'nan'skoe obrazovatel'noe izdatel'stvo, 2015. (In Chin.)

17. Chzhan Anfu. The Trend of Ten Modernizations: Main Characteristics of Higher Education Modernization in My Country. National Journal of Education Management, no. 12, pp. 22-23, 2010. (In Chin.)

18. Chzhan Incyan. Features of building the modernization of higher education. Harbin- Heiluntsyan: Obrazovatel'naya pressa, 2000. (In Chin.)

Information about authors

ZhukovArtem V., Doctor of Philosophy, Professor; Transbaikal State University; 30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia; e-mail: artem_jukov68@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7299-517X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Xu Ying, Teacher; Shenyang Institute of Technology; Shenfu Demonstration Zone, 113122, China, Liaoning Province; e-mail: 309867456@qq.com; https://orcid.org/0000-0002-2063-4970.

Sources of article funding

A. V. Zhukov - the main author, the organizer of the study, who formulates conclusions and summarizes the results of the implementation of the collective project.

Xu Ying - the organizer of the collection of research material, analysis and systematization of research material, article design.

For citation

Zhukov A. V., Xu Ying. Factors of Modernization of Higher Education in Chinese Society in the Period Before the Xinhai Revolution // Humanitarian Vector. 2022. Vol. 17, No. 2. PP. 113-121. DOI: 10.21209/19967853-2022-17-2-113-121.

Received: April 10, 2022; approved after reviewing May 13, 2022; accepted for publication May 15, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.