Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА МЕСТАХ НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КИТАЕ НАКАНУНЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА МЕСТАХ НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КИТАЕ НАКАНУНЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМА / INTELLECTUAL ELITES / EDUCATION SYSTEM / REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Б.М., Цуканова В.Е.

Статья посвящена исследованию проблем элитогенеза в новейшей истории Китая на фоне реформы системы образования в провинции. С вступлением Китая в двадцатое столетие на фоне новых идейно-политических веяний, привычный механизм воспроизводства элит в Китае теряет былую устойчивость. Китайские интеллектуалы не только обосновали необходимость проведения реформы, настаивая на реорганизации школ и изменении набора преподаваемых дисциплин, но и приняли в непосредственное участие в процессе. В результате означенных трансформаций, образование становится более доступным для широких слоев населения, что значительно увеличивает и количество обучающихся в провинции. В дальнейшем система, складывающаяся в первое десятилетие, окажет непосредственное влияние на эволюцию интеллектуалов уже республиканского Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF LOCAL EDUCATIONAL AND ADMINISTRATIVE REFORM ON THE TRANSFORMATION OF INTELLECTUAL AND POLITICAL ELITES IN CHINA ON THE EVE OF THE XINHAI REVOLUTION

The article is devoted to the study of problems of elitogenesis in the modern history of China on the background of the reform of the education system in the province. With the entry of China into the twentieth century on the background of new ideological and political trends, the usual mechanism of reproduction of elites in China is losing its former stability. Chinese intellectuals not only justified the need for reform, insisting on the reorganization of schools and changing the set of disciplines taught, but also took a direct part in the process. As a result of these transformations, education becomes more accessible to the general population, which significantly increases the number of students in the province. In the future, the system emerging in the first decade will have a direct impact on the evolution of intellectuals in Republican China.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА МЕСТАХ НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КИТАЕ НАКАНУНЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

УДК 94 (5)

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА МЕСТАХ НА ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КИТАЕ НАКАНУНЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Б.М. Новиков1"*, В.Е. Цуканова2)

1,2)Санкт-Петербургский государственный университет ^е-шаН: bominov@gmail.com 2)е-шаП: vatsu1997@inbox.ru

Статья посвящена исследованию проблем элитогенеза в новейшей истории Китая на фоне реформы системы образования в провинции. С вступлением Китая в двадцатое столетие на фоне новых идейно-политических веяний, привычный механизм воспроизводства элит в Китае теряет былую устойчивость. Китайские интеллектуалы не только обосновали необходимость проведения реформы, настаивая на реорганизации школ и изменении набора преподаваемых дисциплин, но и приняли в непосредственное участие в процессе. В результате означенных трансформаций, образование становится более доступным для широких слоев населения, что значительно увеличивает и количество обучающихся в провинции. В дальнейшем система, складывающаяся в первое десятилетие, окажет непосредственное влияние на эволюцию интеллектуалов уже республиканского Китая.

Ключевые слова: интеллектуальные элиты, система образования, реформа.

Изучение преобразований означенного периода истории Китая представляется весьма актуальным, так как именно на их основе продолжил свое формирование новый механизм элитогенеза, пришедший на смену традиционному. Как отмечает в своем диссертационном исследовании С.А. Глазкова, тенденции, сформировавшиеся в культуре китайского общества в 10-20-е годы XX века в значительной степени отразились на выборе стратегии социального и политического развития [1]. Анализ данных культурных тенденций необходим для более четкого понимания закономерностей и характерных особенностей развития современного китайского общества. В связи с этим, необходимо обозначить наиболее характерные преобразования в интеллектуальной, образовательной, а также административной сферах в период, непосредственно предшествующий Китайской республике.

Первые систематические мероприятия по внедрению элементов европейской системы образования начинаются в Китае с 1901-1902 гг. Императрица Цыси, осознав необходимость кардинальных преобразований внутри страны, обнародовала эдикт, посвященный вопросам реформ образовательной сферы, вооруженных сил, системе государственного управления. Данные реформы получили название «Новая политика» и продолжались с разной степенью интенсивности вплоть до окончательного падения цинской династии в 1911 году.

По замыслу цинской администрации, провинциальные чиновники получили предписания трансформировать местные академии-шуюани в учебные заведения западного образца, что стало первым официальным решением «верхов» о кардинальном изменении образовательной системы. Реформаторы, интеллектуалы и правительственные чиновники приступили к воплощению правительственного эдикта в жизнь. В течение последующих нескольких лет центральное правительство предложило реформаторам два набора принципов, которыми следует руководствоваться.

Однако, в 1902 году ректор Императорского университета в Пекине Чжан Байси предложил свой вариант преобразований, которыми императрица осталась недовольна и призвала Чжан Чжидуна и Жун Цина оказать содействие Чжан Байси в усовершенствовании проекта реформ. Их совместные усилия привели к введению в 1904 году нового положения по вопросам школьного образования, во многом основанного на образовательной политике Японии. Даже несмотря на официальное разрешение верховной власти на проведение образовательных реформ, сам процесс проходил крайне медленно, что вполне объяснялось нехваткой компетентных кадров для проведения модернизации и вестернизации системы образования.

Среди интеллектуалов, широко задействованных в обсуждении проекта преобразований важно отметить таких представителей интеллектуальной элиты того времени, как Чжан Чжидун, Янь Сю, Чжан Болин, которые выступали за предоставление равных возможностей всем сословиям при получении образования.

Так, Янь Сю был убежден, что до тех пор, пока доступ к образованию имеет лишь ограниченный круг лиц, Китай по-прежнему будет не в состоянии преодолеть собственную слабость. Как следствие

собственной приверженности «массовости» и «общедоступности» образования, Янь Сю осуществлял свою деятельность в тесной кооперации с состоятельными шэньши на местах, учреждая в провинциях общественные школы нового образца. Одним из первых регионов, где были учреждены первые школы нового типа, стал Тяньцзинь. Так, уже в 1903 году Янь Сю вместе с кругом состоятельных шэньши учреждает в Тяньцзине первую общественную начальную школу миньли дии сяосюэтан) , в которой велось преподавание как привычных конфуцианских канонов, так и точных наук на английском языке.

Носители нового образования характеризовались совершенно по-иному, вплоть до того, что даже их внешний вид был описан как идущий вразрез с традиционными представлениями об ученом муже-цзюньцзы. Более того, образование делалось доступным для широких народных масс, что значительно расширяло социальную базу способных людей. Важно отметить, что усилия реформаторов весьма поощрялись на уровне местных властей. В частности, Юань Шикай, будучи в то время наместником провинции Чжили, услышав об успехе проекта Янь Сю, пожаловал ему титул чиновника пятого ранга.

Янь Сю занимался не только расширением количества новых школ по всей территории провинции Чжили, но, что наиболее важно, подбором кадров для школ нового образца. Для реализации последней цели Янь Сю учредил своего рода «подготовительные курсы» для преподавателей. Начиная с 1905 года, он отправил в Японию порядка 50 студентов для изучения педагогических методик. Япония была выбрана неслучайно - в то время эта страна олицетворяла собой образец успешного применения западных инноваций в азиатских реалиях. Как отмечают Сюй Цзян и Л.З. Тенчурина, по сравнению с предыдущим периодов цели процесса трансформации системы образования стали более ясны, а термин «Запад» заменен конкретной страной - Японией [2, с. 44].

Кроме того, Янь Сю поощрял издание учебных пособий, на которые педагоги могли бы опираться в ходе занятий. К 1910 году в стране было уже 4 университета (не считая миссионерских учебных заведений, рассмотренных ранее): столичный в Пекине, Бэйянский в Тяньцзине, Шаньсийский в Тайюане, а также Фуданьский в Шанхае. Создавались университеты во многом по американскому образцу. В конечном счете, в период с 1909 по 1922 гг. число высших учебных

заведений в Китае возросло до 40, а число студентов с 2115 до 15440 [4, с. 216].

Вплоть до 1911 года, до падения династии, правительством был осуществлен целый комплекс мер, однако все они имели половинчатый характер и не привели к желаемому результату - реформированию бюрократического аппарата. Подобное расхождение целей и методов воплощения во многом было связано с разницей понимания Востоком и Западом сути комплексной модернизации страны, а также процесса образования нового поколения элит.

Образование и его составляющие компоненты на Западе уже к началу XX столетия определялись политическими и технологическими требованиями индустриализации. Так, к XIX веку в Западной Европе и США современное образование отражало тенденции растущей власти государства над частной жизнью своих граждан. Одновременно они прививали гражданские привычки, необходимые для поддержания общественного порядка в обществах, больше не связанных семейными узами или церковными заветами; они структурировали процесс обучения, который должен отражать трудовой процесс и отвечать технологическим требованиям промышленности. То есть, система образования должна была быть инкорпорирована во всестороннюю эволюцию государства, экономики и социума [3, с. 59]. В Китае это пока отсутствовало.

Однако, несмотря на сопутствующие сложности, чиновники, представители интеллектуальной элиты и реформаторы активно распространяли школьное образование нового типа. Наиболее отчетливо его плоды были видны в районах провинции Чжили. Уже к 1904 году только в одном Тяньцзине располагалось 14 начальных школ, 6 из которых являлись закрытыми чиновничьими и 8 публичными, а также 16 школ «половинного» учебного дня. Число детей, посещающих начальные школы резко возросло с 1000 человек в 1902 году до 36000 человек тремя годами спустя.

Вдовствующая императрица Цыси посчитала объединенные усилия реформаторов и руководства провинции Чжили успешными настолько, что объявила школьную систему провинции национальным образцом для подражания. Позднее, спустя три года, впервые в истории Китая был проведен статистический обзор образования страны, по итогам которого провинция Чжили была объявлена лидирующей по числу школ в стране.

В других регионах страны качественные изменения происходили медленнее, но в целом ситуация улучшалась. Таким образом, в условиях благосклонной политики центральных властей создавалась благоприятная база для взращивания нового поколения интеллектуалов, имеющих новые мировоззренческие горизонты.

Еще один реформатор традиционной системы образования - Чжан Болин - писал о происходящем в стране так: «Целью наших усилий являлось расширение и упрочнение знаний людей, помощь им в избавлении от суеверий, расширение их кругозора, интереса в сфере научных исследований» [5].

Однако, несмотря на активные и, во многом, успешные попытки изменения ситуации, школьное образование заключалось лишь в оборонительной реакции на внешние угрозы национальной безопасности Китая. Поздние реформаторы Цин видели прямую связь между силой западных национальных государств и контролем, который они осуществляли над общественным образованием. И то, насколько плохо реформаторы реализовали новую государственную образовательную политику, свидетельствует об ограниченности позднецинских социальных реформ. Так, анализ реформы системы образования, проведенной в конце правления династии Цин, не подтверждает полновесных усилий двора по упрочнению государственной власти на местах. Однако препятствия, с которыми столкнулись усилия реформаторов, были обусловлены не столько укоренившейся местной властью, сколько тем, что руководство поздней Цин не смогло полностью управлять политикой административных процедур, необходимых для ее обеспечения. Эта неспособность создать политически авторитетную бюрократию в образовательной сфере подчеркнула оторванность реформы от ее политического контекста [5, с. 120].

В отсутствие эффективной бюрократической поддержки реформа начальных и средних школ была оторвана от системы государственного управления. Правила 1901 года требовали, чтобы шуюани (традиционные академии) были превращены в сюэтаны, фактически западные средние школы и профессиональные колледжи. Комиссии в 1901 и 1903 годах возложили ответственность за создание начальных школ западного типа на местные органы власти без каких-либо конкретных положений о государственной финансовой помощи или надзоре. С упразднением

экзаменационной системы, двор согласился с созданием Министерства образования-сюэбу, которое непосредственно назначало провинциальных уполномоченных по вопросам образования, однако его полномочия были подорваны отсутствием регулярного выделения средств на цели провинциального образования. Само Министерство зависело от взносов провинций и испытывало острую нехватку финансирования. Так, усердные чиновники, такие как Чжан Жидун в провинции Хубэй или Юань Шикай в провинции Чжили, сыграли важную роль в поощрении и продвижении реформы образования, но исследователи их деятельности, в целом, согласны с тем, что это была их личная инициатива, согласованная с местной административной элитой, а не эффективность государственного управления [5, с. 61].

Таким образом, с вступлением Китая в двадцатое столетие, в связи с меняющейся внутри- и внешнеполитической обстановкой, а также под воздействием новых идейно-политических веяний, привычный механизм воспроизводства элит в Китае теряет былую устойчивость. Пытаясь ответить на вызовы современности, интеллектуалы обосновывали необходимость корректирования подхода к образованию как инструменту элитогенеза. Они указывали на важность практических умений в управлении, настаивали на реорганизации школ и реформировании преподаваемых дисциплин. Однако бессистемность и непоследовательность цинской администрации в преобразовательной деятельности не позволили исправить ситуацию в провинции. В начале двадцатого столетия реформы образования приобретают характер преобразований сверху. Правящая верхушка Цин при содействии ряда интеллектуалов-реформаторов, сторонников вестернизации образования, занимается структуризацией образования, его систематизацией, подбором преподавательских кадров.

Список литературы

1.Глазкова, С.А. Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации / С.А. Глазкова. - Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. социол. наук по специальности 22.00.06 Социология духовной жизни. - Санкт-Петербург, 1998. - 17 с. - URL: http://cheloveknauka.com/protsess-transformatsii-intellektualnoy-elity-v-kitae-v-period-modernizatsii-1-aya-tret-xx-veka (дата обращения: 23.02.2020).

2.Сюй Цзян, Тенчурина Л.З. Модели развития высшего образования в истории Китая // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. - 2014. - №1. - С. 44 - 46.

3.Chauncey, Helen R. Schoolhouse Politicians: Locality and State During the Chinese Republic. University of Hawaii Press, 1992.

4.Grieder, J. Intellectuals and the state in modern China. New-York, 1981.

5.McElroy, Sara C. Transforming China through education: Yan Xiu, Zhang Boling, and the effort to build a new school system, 1901-1927: Ph. D. dissertation (Philosophy) / Sara C. McElroy. Yale University, 1996.

THE IMPACT OF LOCAL EDUCATIONAL AND ADMINISTRATIVE REFORM ON THE TRANSFORMATION OF INTELLECTUAL AND POLITICAL ELITES IN CHINA ON THE EVE OF THE XINHAI

REVOLUTION

B. M. Novikov1), V. E. Tsukanova2)

1,2)Saint Petersburg state University, Saint Petersburg

1)e-mail: bominov@gmail.com

2)e-mail: vatsu1997@inbox.ru

The article is devoted to the study of problems of elitogenesis in the modern history of China on the background of the reform of the education system in the province. With the entry of China into the twentieth century on the background of new ideological and political trends, the usual mechanism of reproduction of elites in China is losing its former stability. Chinese intellectuals not only justified the need for reform, insisting on the reorganization of schools and changing the set of disciplines taught, but also took a direct part in the process. As a result of these transformations, education becomes more accessible to the general population, which significantly increases the number of students in the province. In the future, the system emerging in the first decade will have a direct impact on the evolution of intellectuals in Republican China.

Keywords: intellectual elites, education system, reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.