Научная статья на тему 'Биография Дуаньфана из «Цин ши гао»'

Биография Дуаньфана из «Цин ши гао» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
история Китая / династия Цин / Синьхайская революция / Дуаньфан / Цыси / Гуансюй / Пуи. / History of China / Qing Dynas- ty / Xinhai Revolution / Duanfang / Cixi / Guangxu / Puyi.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынов Дмитрий Евгеньевич

В статье представлен первый перевод на русский язык официальной биографии сановника Дуаньфана (1861 – 1911) из «Черновой истории Цин» (Цин ши гао). Личность и наследие Дуаньфана стали предметом исторического изучения в 2000-е годы, после выпуска в свет корпуса основных исторических материалов. Дуаньфан являлся яркой фигурой позднего периода династии Цин, принадлежа к стану «консервативных реформаторов» наряду с Чжан Чжидуном и Юань Шикаем. Он реализовал ряд важных для Китая общественных и социальных проектов, в первую очередь, в сфере образования (основал Цзинаньский университет). Дуаньфан понимал необходимость реформирования политической сиситемы Китая, и после Русско-японской войны и длительной поездки в США и Европу стал убежденным сторонником конституционной монархии. Однако после смерти императрицы Цыси в 1908 г. под формальным предлогом он был уволен, и был убит националистами во время Синьхайской революции. Жизнь и деятельность Дуаньфана хорошо документированы, и потому позволяют многоплановое исследование. В статье рассмотрены традиционные методы китайского исторического письма, и сопоставлены с действительными событиями биографии Дуаньфана. Сделаны выводы о сочетании в корпусе биографий «Цин ши гао» известных элементов модерна, хотя и затушёванных политическим заказом. Применение биографического метода было типичным для традиционной китайской историографии, которая носила сильнейшее дидактическое значение. Специфика китайской биографии состоит в том, что жизнь человека как главный предмет жизнеописания, в русле культуры Срединного государства не могла быть достоянием посторонних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHY OF DUANFANG FROM "QING SHI GAO"

The article presents the first translation into Russian the official biography of the dignitary Duanfang (1861 – 1911) from the "Draft History of Qing" (Qing shi gao). The identity and legacy of Duanfang became the subject of historical study in the 2000s, after the publication of basic historical sources. Duanfang was a prominent figure in the late Qing Dynasty, belonging to the camp of "conservative reformers" along with Zhang Zhidong and Yuan Shikai. He implemented a number of important social projects for China primarily in the field of education (he founded Jinan University). Duanfang understood the need to reform the political system of China, and after the Russo-Japanese War and a long trip to the United States and Europe, he became a staunch supporter of the constitutional monarchy. However, after the death of Empress Cixi in 1908, under a formal pretext, he was dismissed and was killed by nationalists during the Xinhai Revolution. Duanfang's life and work are well documented, and therefore allow multifaceted research. The article discusses the traditional methods of Chinese historical writing, and compared with the actual events of the biography of Duanfang. Conclusions are drawn about the combination in the body of biographies of “Qing shi gao” of the numerous elements of modernity, although obscured by a political order. The application of the biographical method was typical for traditional Chinese historiography, which was of the strongest didactic value. The specificity of the Chinese biography is that human life as the main subject of biography, in line with the culture of the Middle State, could not be the property of strangers.

Текст научной работы на тему «Биография Дуаньфана из «Цин ши гао»»

ISSN: 2686-9675

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

БИОГРАФИЯ ДУАНЬФАНА ИЗ «ЦИН ШИ ГАО» BIOGRAPHY OF DUANFANG FROM "QING SHI GAO"

Мартынов Дмитрий Евгеньевич, д.и.н., профессор, Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ dmitrymartynov80@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье представлен первый перевод на русский язык официальной биографии сановника Дуаньфана (1861 - 1911) из «Черновой истории Цин» (Цин ши гао). Личность и наследие Дуаньфана стали предметом исторического изучения в 2000-е годы, после выпуска в свет корпуса основных исторических материалов. Дуаньфан являлся яркой фигурой позднего периода династии Цин, принадлежа к стану «консервативных реформаторов» наряду с Чжан Чжидуном и Юань Шикаем. Он реализовал ряд важных для Китая общественных и социальных проектов, в первую очередь, в сфере образования (основал Цзинань-ский университет). Дуаньфан понимал необходимость реформирования политической сиситемы Китая, и после Русско-японской войны и длительной поездки в США и Европу стал убежденным сторонником конституционной монархии. Однако после смерти императрицы Цыси в 1908 г. под формальным предлогом он был уволен, и был убит националистами во время Синьхайской революции.

Жизнь и деятельность Дуаньфана хорошо документированы, и потому позволяют многоплановое исследование. В статье рассмотрены традиционные методы китайского исторического письма, и сопоставлены с действительными событиями биографии Дуаньфана. Сделаны выводы о сочетании в корпусе биографий «Цин ши гао» известных элементов модерна, хотя и затушёванных политическим заказом. Применение биографического метода было типичным для традиционной китайской историографии, которая носила сильнейшее дидактическое значение. Специфика китайской биографии состоит в том, что жизнь человека как главный предмет жизнеописания, в русле культуры Срединного государства не могла быть достоянием посторонних.

Ключевые слова и фразы: история Китая, династия Цин, Синьхайская революция, Дуаньфан, Цыси, Гуансюй, Пуи.

Для цитирования: Мартынов Д.Е. Биография Дуаньфана из "Цин Ши Гао". Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(1): 38-42.

ABSTRACT

The article presents the first translation into Russian the official biography of the dignitary Duanfang (1861 - 1911) from the "Draft History of Qing" (Qing shi gao). The identity and legacy of Duanfang became the subject of historical study in the 2000s, after the publication of basic historical sources. Duanfang was a prominent figure in the late Qing Dynasty, belonging to the camp of "conservative reformers" along with Zhang Zhidong and Yuan Shikai. He implemented a number of important social projects for China primarily in the field of education (he founded Jinan University). Duanfang understood the need to reform the political system of China, and after the Russo-Japanese War and a long trip to the United States and Europe, he became a staunch supporter of the constitutional monarchy. However, after the death of Empress Cixi in 1908, under a formal pretext, he was dismissed and was killed by nationalists during the Xinhai Revolution.

Duanfang's life and work are well documented, and therefore allow multifaceted research. The article discusses the traditional methods of Chinese historical writing, and compared with the actual events of the biography of Duanfang. Conclusions are drawn about the combination in the body of biographies of "Qing shi gao" of the numerous elements of modernity, although obscured by a political order. The application of the biographical method was typical for traditional Chinese historiography, which was of the strongest didactic value. The specificity of the Chinese biography is that human life as the main subject of biography, in line with the culture of the Middle State, could not be the property of strangers.

Key words and phrases: History of China, Qing Dynasty, Xinhai Revolution, Duanfang, Cixi, Guangxu, Puyi.

For citation: Martynov D.E. Biography of Duanfang from "Qing Shi Gao". Modern Oriental Studies. 2019; 1(1): 38-42.

УОЫ №1 2019

2686-9675

философия и культура, история / мартынов Дмитрий Евгеньевич, dmitrymartyn0V80@mail.ru / удк 94(5101.091+929

ВВЕДЕНИЕ

В 2000-е гг. в историографии КНР были сняты негласные запреты на исследования истории династии Цин (1644-1912) со стороны монархического лагеря. При АОН КНР функционирует комиссия по написанию своднои истории династии Цин, в рамках деятельности которои издаются многочисленные документы и первоисточники. В числе лиц, деятельность которых вызывает присталь-ныи интерес, оказался Дуаньфан 1861-1911),

«знаменнои» сановник ханьского происхождения (ханьцзюнь Объяснении такого интереса много да-

же с сугубо политическои точки зрения. Карьера Дуань-фана в сфере большои политики началась в дни Ста днеи реформ 1898 г. (Й^^Й), причем он поддержал Кан Ювэя и Лян Цичао. Чудом избежав расправы, Дуаньфан вторично был вынужден выбирать сторону во время Ихэтуаньского восстания (^^ПШёЙ). Примечательно, что именно благодаря игнорированию приказов о поддержке ихэтуанеи в Шэньси, губернатор Дуаньфан смог навести порядок, и именно ему пришлось принимать императрицу Цыси и лишенного власти императора Гу-ансюя в Сиани [8, р. 48-49]. В дальнеишем он проявил себя как успешньш и вместе с тем лояльньш властям сановник, которыи находился в фаворе у Цыси, и при этом мог решать собственные экономические и политические задачи. В 1905-1906 гг. Дуаньфан входил в состав большои миссии Цин по исследованию политического строя стран Запада, что было связано с грядущеи конституционнои реформои. Именно Дуаньфан был одним из апологетов конституционно-монархического строя, и с этого времени возобновил переписку с Лян Цичао, которыи жил в эмиграции в Японии. Именно Лян был главным консультантом Дуаньфана, общии объем их переписки превышал 2 000 000 иероглифов [8, р. 183]. На посту генерал-губернатора Цзянсу, Цзянси и Аньхоя Дуаньфан развернул широкую программу преобразовании, причем диапазон его инициатив, поистине, поражает. В числе его нововведении - основание первого общественного парка и публичнои библиотеки в Нанкине, введение сертифицирования мяснои продукции, поддержка студентов, отправляемых на обучение за границу. Дуаньфан основал Цзинаньскии университет, поначалу - как школу для обучения детеи хуацяо. Именно в Нанкине впервые в истории Китая прошли выборы и собралась санкционированная властями Конституционная ассоциация.

Дуаньфан старался переманить в монархическии лагерь деятелеи революционного движения, в частности, на службу к нему поступил Лю Шипэи 1884-

1919), один из апологетов анархизма в Китае. Ранее именно благодаря усилиям Дуаньфана был арестован и осужден великии философ Чжан Бинлинь 1869-1936), которыи открыто призывал к физическому истреблению маньчжуров. После разрыва Чжан Бинлиня с кругом Сунь

Ятсена, он даже пытался обратиться к Дуаньфану, но не смог наити общего языка с ним [8, р. 212-219]. При подавлении восстании и антигосударственнои деятельности Дуаньфан был беспощаден: на посту губернатора провел зачистку 4 уездов, устроил «охоту» на бежавших руководителеи восстания. После покушения Сюи Си-линя на губернатора Аньхоя в 1907 г., Дуаньфан принес его сердце в жертву покоиному [8, р. 178-179].

После смерти Цыси (1908 г.) и опалы князя Гуна, политическая карьера Дуаньфана прервалась. Он был обвинен в неритуальном поведении на похоронах императрицы, и снят с должности губернатора столичнои провинции Чжили (ныне Хэбэи). Это было связано с борьбои придворных группировок. Из-за нерешительности регента Цзаифэна, отправившего в отставку Юань Шикая и Дуаньфана, инициатива властеи была утрачена, ханьские элиты радикализировались, а маньчжурская власть не была в состоянии предложить им приемлемого проекта будущего. После начала Сычуаньского восстания в 1911 г. Дуаньфан был отправлен для его подавления, и был убит собственным офицером.

После гибели Дуаньфана, Цинскии двор возвел его в достоинство князя и пожаловал посмертным титулом. В результате его биография была включена в официальную историю. Переводу и комментированию этои офици-альнои биографии посвящена наша работа.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Последнюю официальную историю монархического Китая - «Цин ши гао» (Ж^Ш) - постигла нелегкая судьба. Законченная в 1927 г., она так и осталась «Черновым сводом», ибо оказалось невозможно полностью соблюсти все правила ее составления [1, с. 99]. Тем не менее, хотя бы формально, она была построена по тому же шаблону, что «Записки историка» Сыма Цяня. Особенно это касается раздела жизнеописании.

Собственно, создателем жанра официальнои биографии в истории Китая оказался именно Сыма Цянь. Сочетание иероглифов Щ1Й означает «передачу сведении», причем не только о человеке, но и о событиях. Поэтому в сочинении Сыма Цяня повествования о сопредельных Китаю странах и народах также помещены в этом разделе. Специфика китаискои биографии в том, что жизнь человека как главныи предмет жизнеописания, в русле культуры Срединного государства не могла быть достоянием посторонних. В результате десятки тысяч «биографии» во всех 25 образцовых историях практически не содержат личных сведении. Сыма Цяня, по сути, интересовали деяния героя, и то, как он исполнял предписываемые конфуцианством нормы поведения и обязанности подданного. Иными словами, главная тема лечжуань (ЩЩ, «Жизнеописания знаменитых») - человек в определеннои

2301000130020101000102323102013230

ISSN: 2686-9675

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

исторической ситуации. Биография служила наглядным уроком социального поведения, утверждавшее основные принципы жизни, соотносимые с государственнои доктри-нои [1, с. 109-110].

Типичная биография в официальнои хронике представляет собои назидательныи текст, и в этом отношении больше напоминает западную агиографию. Это определяло и организацию материала. В этом плане представление обо всем жизненном пути героя или его слу-жебнои карьере было вторичным, и специально такои задачи составитель исторического свода не ставил [1, с. 110]. В «Цин ши гао» биографии строились по проверенным лекалам. Тем интереснее сопоставить ее краткие данные с альтернативным корпусом источников по инте-ресующеи нас персоне.

Историкам Дуаньфана «повезло» в том смысле, что его личныи архив сохранился в полном объеме. Он находится в фонде пекинского Первого исторического архива КНР (979 единиц хранения - переписка, деловая документация, и частные документы). Для предмета нашего исследования особенно ценным является собрание телеграмм: за 1901-1911 гг. сохранились копии каж-дои полученнои и отправленнои им телеграммы. Некоторые тексты чрезвычаино объемны, включая до 10 000 иероглифов. В 2005 г. 400 важнеиших телеграмм были опубликованы. Собрание официальных меморандумов трону было напечатано на Таиване в 1967 г. в 4-х томах рщ&в^^Ш), но в КНР входит в число запрещенных цензурои книг. На основе этих материалов, а также больших собрании документальных источников, были опубликованы, как минимум, две объемных монографии (в которых нашлось место и для увлечении Дуаньфана-коллекционера) [3][6]. В Калифорнииском университете (Сан-Диего) в 2008 г. была защищена диссертация Чжан Цзюнь (Elya J. Zhang), специально посвященная сетевым структурам, с помощью которых Дуаньфан достиг выс-шеи власти [8]. Подготовленная ею монография "Webs of Power: Three Governors and the Networking of Political Resources, 1900-1915" так и не вышла из печати.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Перевод двоинои биографии братьев Дуаньфана и Дуаньцзиня из 469-и цзюани «Цин ши гао» выполнен нами по электроннои версии полными иероглифами [4] [5]. Объем текста без знаков препинания составляет всего 498 иероглифов (63 иероглифа для Дуаньцзиня). Разбивка на абзацы имеет смысловои характер, и более дробна, чем в оригинале. Секции-главки выделены курсивом.

[Перевод]

<...>

9. Дуаньфан по имени Уцяо1 [был] из рода Тотекэ (ffi^^)2 маньчжурского Белого знамени (Ж?ЛИЙ)3. По заслугам [дяди]4 был принят в Государственную академию5 и выдержал экзамен на цзюижэня6, купил должность юаньваилана7, [и далее] был повышен до ланчжуна8.

В 24-м году Гуансюи (1898 г.)9 был рекомендован возглавить строительство дороги в Чандао (Ш И Ж). Когда в столице было учреждено Бюро сельского хозяи-ства, промышленности и торговли (^ХЙЙ^), он был назначен его главои и пожалован высшим чиновным рангом10. После Высочаишего указа о наставлении к добру, последовал предначертанному11. [Во время искоренения ихэтуанеи] был назначен финансовым контролером

в Шэньси и повышен до комиссара по гражданским и финансовым делам а далее до генерал-

губернатора. Удостоившись расположения [бежавших в Шэньси] императора и Западнои государыни12, был вознагражден подготовкои для них походнои резиденции. [Далее] был перемещен комиссаром в Хэнань, и возвышен до генерал-губернатора Хубэя.

В 28-м году [Гуансюи] (1903 г.) удостоен звания наместника Хубэя и Хунани (Хугуан). В 30-м году (1905 г.) перемещен в Цзянсу и возвышен до [временного] наместничества над Лянцзяном (Цзянсу, Цзянси и Аньхои), а оттуда переведен в Хунань. [На этих постах] он питал особое благорасположение к просвещению и основал новые школы заморского учения13, а также отправил множество учеников за границу. На следующии год (1906 г.) был призван на аудиенцию и назначен генерал-губернатором Чжэцзяна и Фуцзяни, но не вступил в должность. Взамен его включили в комиссию для изучения политического строя всех

1Значение первого имени - «Прямою»; второе имя - Уцяо, дано по названию одного из императорских дворцов эпохи Тан. Его литературныи псевдоним Таочжаи также связан с архитектурои и учёными заня-

тиями: «Кабинет Радости» (вариант: «Кабинет любования керамикои»).

2Чаще: Тохоло Фамилия его предков Тао [6, с. 1].

3Имеется в виду маньчжурская Восьмизнаменная армия. Белое знамя входило в число трех «старших». К этому подразделению маньчжурского народа-воиска относились знаменитые завоеватели Китая - регент Доргонь (1612-1650) и полководец князь Додо (1614-1649), а также начальник личнои охраны императрицы Цыси и дед последнего императора Китая - Жунлу (1836-1903).

4Дядя Дуаньфана по отцовскои линии - Гуицин (Шн), умершии в 1879 г., был учителем императора Тунчжи (Шп, 1861-1875) [6, с. 2].

5Гоцзыцзянь (Щ^^, «Училище сынов государевых») - высшее учебное заведение в империи, готовившее государственных чиновников верхнего эшелона. В Пекине существует с 1306 г., составляя единыи комплекс с храмом Конфуция.

- вторая из трех конфуцианских ученых степенеи.

- сверхштатный помощник (министра, директора департамента, начальника отдела в министерстве и т. п.) Поскольку в Цинскую эпоху эта должность чаще всего продавалась, термин приобрел нарицательное значение.

8^Ф - охранник внутренних врат дворца; маньчжуры были военным сословием.

9Гуансюи - девиз правления императора Цзаитяня (1875-1908).

10Был введен в число чиновников трех высших рангов, присуждаемых не по выслуге, а императорским указом.

11Эта высокопарная фраза означает, что Дуаньфан не пострадал после сентябрьского переворота императрицы Цыси, положившему конец Ста дням реформ 1898 г. Бюро Дуаньфана было ликвидировано, а сам он спасся только благодаря заступничеству Жунлу и крупным взяткам [6, с. 13-14].

12Императрицы Цыси.

- в эпоху Цин распространенное название естественных наук, которые требовались для подготовки современных кадров модернизируемого Китая.

VOL.1 №1 2019

ISSN: 2686-9675

философия и культура, история / мартынов Дмитрий Евгеньевич, dmitrymartyn0V80@mail.ru / удк 94(5101.091+929

государств Запада и Востока14. После возвращения подал меморандум с описанием основного в политической системе Европы и США, и отсюда началось Высочаишим соизволением конституционное движение. В 32-и год (1907 г.) перемещен наместником Лянцзяна, где основывал учебные заведения, учредил полицию, провел военную реформу и тренировал воиска, а также подавил восстания на Янцзы и заработал репутацию всеобщего благодетеля.

10. В начальньш год Сюаньтун (1908 г.)15 он был направлен в провинцию Чжили, дабы поклониться гробу усопшеи императрицы [Цыси] и присутствовать на похоронах. В погребальнои процессии передвигался верхом и тем совершил святотатство, в чем его обвинил заместитель министра промышленности и торговли Ли Цзэхаи, подал жалобу и потребовал отстранить от службы. Цензор Цзин Ютан обвинил его в преступлении, входящем в список Десяти зол16. Второи цензор Чжан Жэньцзюнь оправдывал его, о чем подал отдельныи меморандум. [В результате Дуаньфану] пришлось уити в отставку без порицания и покаяния - ему было оказано снисхождение17.

11. В третии год [Сюаньтун] (1911 г.) [императорским указом Дуаньфану] присвоено звание ши-лана18 и военного губернатора Сычуани, [осуществляющего надзор] за железнои дорогои Гуанчжоу - Ханькоу. В то время решением правительства дорога была национализирована, и продолжена через Хунань, но даль-неишая трасса вызвала громкие споры. За Сычуань ратовала Хубэиская группировка, и, воспользовавшись моментом, добилась своего. Дуаньфан поспешно отправился в Ханькоу, и далее выступил на Сычуань, ибо получил известия, что наместник Чжао Эрфэн19 деиствовал излишне поспешно20. Государевым указом он был назначен командующим карательнои армии, и поставлен расследовать

дела вместо него (т.е. генерал-губернатора Чжао Эрфэна). Узнав о самовластье начальников уездов, через которые проезжал, созывал к себе старейшин, возвещая о великом и добродетельном правлении (ЙШ). Когда добрались до Цзычжоу, Хубэиская армия, [которои командовал Дуаньфан], подняла бунт. Возглавил восставших офицер по имени Лю Ифэн (MfnÄ), которьш ворвался к начальнику и говорил дерзко, но Дуаньфан пал несдавшимся21.

12. Дуаньфан по натуре был независимым и не связывал себя мелочами. Очень любил бронзовые ритуальные сосуды и каменные стелы, живопись и каллигра-фию22. [Коллекционированием в основном] занимался в регионах Цзяна и Ао23, не любил пиров, а в изящнои словесности талант его был равен древним, и почти достиг славы Жуань Юаня24.

13. Его младшии брат Дуаньцзинь носил второе имя Шуцзюн (ЖШ), [служил] магистратом в Хэнани. Участвовал в путешествии по западным и восточным странам для исследования транспорта, и составил краткое описание железных дорог Японии. Вместе со старшим братом был назначен в Сычуань, во время мятежа прикрывал Ду-аньфана своим телом, громогласно обличал порочность бунтовщиков, и был убит ими25.

Получив известия [о гибели братьев], попечитель наследного принца и распорядитель ритуала присвоил Ду-аньфану посмертныи титул «Верныи и Способныи» (ÄÄ); Дуаньцзинь удостоился титула «Верныи и Милости-выи» (ЙВ). <■■■>

14За 7 месяцев - с декабря 1905 до июля 1906 г., комиссия Дуаньфана посетила 14 государств, включая Японию, США, Германию, скандинавские страны и Россию [6, с. 116-141].

15Сюаньтун (ЖШ) - девиз правления императора Пуи в 1909-1912 гг.

- преступления, на которые не распространялись обыкновенные смягчающие обстоятельства, и по приговорам на которые не принимались апелляции. В первую очередь сюда входили разнообразные формы непочтительности, а также злоумышления на особу государя, в том числе магического и символического характера (Дуаньфана обвиняли в том, что он протянул телефонныи кабель через геомантическое ограждение гробницы) [8, р. 223-225].

17Дело Дуаньфана в деиствительности происходило в 1909 г., когда он был назначен губернатором столичнои провинции Чжили. Обвинения были надуманными, и выдвинуты из-за конфликта окружения регента Цзаифэна (отца малолетнего императора Пуи) с партиеи реформаторов-монархистов, которую возглавлял Дуаньфан [8, р. 226-233].

18#№ - заместитель министра.

(1845-1911) - генерал-губернатор Сычуани и последнии цинскии амбань Тибета, брат Чжао Эрсюня, которыи управлял непосредственно в Чэнду. Братья были известны краинеи жестокостью при подавлении восстании. Жизнеописание Чжао Эрфэня содержится в тои же цзюани «Цин ши гао», что и Дуаньфана.

20Арест руководства Общества по защите железных дорог спровоцировал в Сычуани всеобщее восстание [2, с. 523-524].

21На самом деле Дуаньфан упрашивал сохранить ему жизнь на том основании, что его предки - не маньчжуры, а этнические китаицы из Чжэцзяна [7, р. 202-203].

22Дуаньфан собрал огромную коллекцию древнекитаиских бронз и нефритов, а также гадательных надписеи и эпиграфики. Собирал он и традиционную китаискую живопись. Этим вопросам специально посвящена монография Ло Чжао [3].

23Древние названия Хубэя и Цзянсу.

(1764-1849) - китаискии интеллектуал широкого профиля: историк науки, филолог, философ, математик, антиквар, библиофил, каллиграф. Удостоился высшеи ученои степени цзиньши на дворцовых экзаменах 1789 г., один из первых этнических китаицев, занимавших высшие посты губернатора и генерал-губернатора. Также известен как выдающиися просветитель, основатель конфуцианских академии в Ханчжоу и Гуанчжоу. В 1816 г. осуществил образцовое издание конфуцианского «Тринадцатиканония» (+Н&МЙШ), также известен как составитель «Биографии астрономов-математиков» шестикратно переизданных в 1799-1955 гг.

25Головы братьев были отрублены, и в керосиновои банке отправлены руководству Учанского восстания. Глава гарнизона Ли Юаньхун вернул тела для захоронения в Пекин [3, с. 30].

2301000130020101000102323102013230

ISSN: 2686-9675

international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ВЫВОДЫ

Текст «Цин ши гао», посвященныи Дуаньфану, впервые переведен на русскии язык. Его анализ показывает следование традиционным лекалам официальнои биографии. В тексте объемом 498 иероглифов представлен базовыи сюжет - карьера образцового служивого-конфуцианца. Однако ввиду того, что биография составлялась в 1920-е гг., элементы новизны очевидны. Требовалось отразить реалии империи Цин (например, покупка должностеи) и новых вызовов эпохи. Поскольку длительное путешествие на Запад с целью усвоения ценностеи, чуждых конфуцианству, не могло быть игнорировано, составитель постарался только упомянуть о нем. Наиболее сложными были описания «смут», противоречащих тра-диционнои доктрине династического цикла. В сущности, роль Дуаньфана как в событиях 1898 г., так и революционного 1911 г. была полностью фальсифицирована. Как следует из сохранившихся документов, Дуаньфан не желал назначения руководителем Ханькоускои желез-нои дороги и всячески оттягивал свои отъезд из Пекина, хотя в биографии сказано прямо противоположное. Его путь к героическои гибели обставлен как агиография образцового служивого, и предельно краткое жизнеописание брата главного героя служит, чтобы оттенить подвиг великого сановника. В деиствительности, кончина Дуань-фана не содержала никаких героических элементов.

Корпус биографии в официальных исторических хрониках китаиских династии содержал наибольшее количество конкретных исторических фактов, и служит бесценным историческим источником. Сопоставление текстов ле чжуань с корпусом других источников позволяет раскрыть конкретные исторические задачи, которые ставились перед историками-составителями, и проанализировать механизмы достижения политических и пропедевтических целеи. Это особенно важно, ввиду большого интереса к глобальным процессам разрушения империи в первые десятилетия ХХ в., а также почти полнои неизученности как «Цин ши гао», так и личности Дуаньфана в россиискои историографии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доронин Б.Г. Историография императорского Китая XVII-XVIII вв. СПб.: Филол. ф-тет СПбГУ, 2002. 288 с.

2. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / отв. ред. Тихвинскии С. Л.; Ин-т востоковедения РАН. М.: Наука-Вост. лит., 2014. Т. VI: Династия Цин (1644 -1911) / отв. ред. О. Е. Непомнин. 886 с.

3. Ло Чжао Лянвэи Чжунго ишупин шоуцаньцзя дэ цзяохуи Дуаньфан юи Фу Каисэнь

ШЖЙЙ^С: ^м^^Ш^в (Сотрудничество двух коллекционеров в Китае: Дуаньфан и Джон Фергюсон). Цзинань: Шаньдун хуабао чубаньшэ, 2013. 183 с.

4. Цин ши гао: Раздел «Жизнеописания», 256 = Ш^й: ((Щ

// ^шштттшт.

5. URL: https://ctextorg/wiki.pl?if=gb&chapter=207431 Режим доступа: свободный.

6. Цин ши гао: Цзюань 469 = }üfl/#469 //ШШХШ. URL: https://zh.wikisource.org/zh/:y#i^/^469 Режим доступа: свободныи.

7. Чжан Хаилинь Дуаньфан юи Цинмо синьчжэн

[Дуаньфан и «Новая политика» в эпоху Позд-неи Цин). Нанкин: Наньцзин дасюэ чубаньшэ, 2007. 577 с.

8. Rhoads E.J. M. Manchus and Han: ethnic relations and political power in late Qing and early republican China, 1861-1928. Seattle & London: University of Washington Press, 2000. Х, 394 p.

9. Zhang Jun. Spider Manchu: Duanfang as Networker and Spin-doctor of the Late Qing New Policies, 1901-1911: Ph.D. dissertation. San Diego: University of California, 2008. XII, 282 p.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES (IN ENGLISH, CHINESE, RUSSIAN)

1. Doronin, B.G. [2002) Istoriografiya imperatorskogo Kitaya XVII-XVIII vv. [Historiography of Imperial China in 17-18 centuries]. Saint-Petersburg, Russia: Phil. Faculty of St. Petersburg State University publ. 288 p. [In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nepomnin, O.E., ed. [2014) Istoriya Kitaya s drevneyshikh vremyon do nachala XXI veka: v 10 t. [The history of China from ancient times to the beginning of the 21 century in 10 vols.]. Vol. 6: Qing dynasty [1644-1911). Moscow: Nau-ka publ. & Vostochaya literatura. 886 p. [In Russian)

3. Luo Zhao [2013) Lianwei Zhongguo yishuping shoucanjia de jiaohui: Duanfang yu Fu Kaisen [The intersection of two Chinese art collectors: Duan Fang and Fu Kaisen]. Jinan: Shandong huabao chubanshe. 183 p. [In Chinese)

4. Qing shi gao. Lie zhuan, 256 [The draft history of Qing, Biographies] URL: https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&chapter=207431 [In Chinese)

5. Qing shi gao: juan 469 [The draft history of Qing, Scroll 469] URL: https://zh.wikisource.org/zh/iüf|/#469 [In Chinese)

6. Zhang Hailin [2007) Duanfang yu Qingmo xinzheng [Duan Fang and the New Deal in the Late Qing Dynasty]. Nanjing: Nanjing daxue chubanshe. 577 p. [In Chinese)

7. Rhoads E.J. [2000) Manchus and Han: ethnic relations and political power in late Qing and early republican China, 1861-1928. Seattle & London: University of Washington Press. 394 p.

8. Zhang Jun [2008) Spider Manchu: Duanfang as Networker and Spindoctor of the Late Qing New Policies, 1901-1911: Ph.D. dissertation. San Diego: University of California. 282 p.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Dmitry Martynov, Full Professor, Dr.Sci.

Department of Altaic and Chinese Studies

Kazan Federal University

420008, Kazan, Kremlyovskaya str., 18, Russia

dmitrymartynov80@mail.ru

Принята к публикации: 15.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.