Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАПАДНЫХ ТЕОРИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАПАДНЫХ ТЕОРИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / ФАКТОРЫ / ТЕНДЕНЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Ин

Образование в современном мире играет ключевую роль. Развитие международного взаимодействия в этой сфере актуализирует проблему изучения особенностей развития научно-образовательной среды университетов в разных странах. Высшее образование, являясь важной частью национальной системы образования Поднебесной, оказывает большое влияние на развитие современного китайского общества, выступая главной движущей силой модернизационного развития страны. Оно представляет собой многоуровневую систему, открытую для внедрения лучших мировых практик в сфере профессионального образования, в первую очередь - опыта западных стран. В статье выделяются основные факторы, определяющие развитие высшего образования в Китае, характеризуются пути распространения в стране западных теорий, касающихся разных сторон обучения в вузе, оцениваются направления их влияния на университеты Поднебесной. Выводы статьи могут быть использованы для выстраивания конструктивного социального взаимодействия вузов Китая с учебными заведениями других стран с целью раскрытия и формирования внутренних и внешних связей научно-образовательной среды, выявления инновационных технологий ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE SPREAD OF WESTERN THEORIES OF HIGHER EDUCATION IN MODERN CHINA

Education plays a key role in the modern world. The development of international cooperation in this area makes the problem of studying the peculiarities of the development of the scientific and educational environment of universities in different countries more relevant. Higher education, being an important part of the national education system of China, has a great influence on the development of modern Chinese society, acting as the main driving force of the modernization development of the country. It is a multi-level system, which is open to the introduction of the world's best practices in the field of vocational education, primarily the experience of Western countries. The article highlights the main factors determining the development of higher education in China, characterizes the ways of spreading Western theories in the country concerning various aspects of higher education and assesses the directions of their influence on the universities of the Middle Kingdom. The conclusions of the article can be used to build constructive social interaction between Chinese universities and educational institutions of other countries for the disclosure and formation of internal and external relations of the scientific and educational environment, as well as the identification of innovative technologies for its development.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАПАДНЫХ ТЕОРИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 88-91. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 12. P. 88-91.

Научная статья УДК 378(1-15:510)

https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.13

Основные тенденции распространения западных теорий высшего образования

в современном Китае

Сюй Ин

Забайкальский государственный университет, Чита, Россия, 309867456@qq.com, https://orcid.org/0000-0002-4029-4635

Аннотация. Образование в современном мире играет ключевую роль. Развитие международного взаимодействия в этой сфере актуализирует проблему изучения особенностей развития научно-образовательной среды университетов в разных странах. Высшее образование, являясь важной частью национальной системы образования Поднебесной, оказывает большое влияние на развитие современного китайского общества, выступая главной движущей силой модернизационного развития страны. Оно представляет собой многоуровневую систему, открытую для внедрения лучших мировых практик в сфере профессионального образования, в первую очередь - опыта западных стран. В статье выделяются основные факторы, определяющие развитие высшего образования в Китае, характеризуются пути распространения в стране западных теорий, касающихся разных сторон обучения в вузе, оцениваются направления их влияния на университеты Поднебесной. Выводы статьи могут быть использованы для выстраивания конструктивного социального взаимодействия вузов Китая с учебными заведениями других стран с целью раскрытия и формирования внутренних и внешних связей научно-образовательной среды, выявления инновационных технологий ее развития.

Ключевые слова: западные теории высшего образования, современный Китай, распространение, факторы, тенденции, модернизационное развитие, высшее образование, совершенствование системы высшего образования

Для цитирования: Сюй Ин. Основные тенденции распространения западных теорий высшего образования в современном Китае // Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 88-91. https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.13.

Original article

The main trends in the spread of Western theories of higher education in modern China Xu Ying

Trans-Baikal State University, Chita, Russia, 309867456@qq.com, https://orcid.org/0000-0002-4029-4635

Abstract. Education plays a key role in the modern world. The development of international cooperation in this area makes the problem of studying the peculiarities of the development of the scientific and educational environment of universities in different countries more relevant. Higher education, being an important part of the national education system of China, has a great influence on the development of modern Chinese society, acting as the main driving force of the modernization development of the country. It is a multi-level system, which is open to the introduction of the world's best practices in the field of vocational education, primarily the experience of Western countries. The article highlights the main factors determining the development of higher education in China, characterizes the ways of spreading Western theories in the country concerning various aspects of higher education and assesses the directions of their influence on the universities of the Middle Kingdom. The conclusions of the article can be used to build constructive social interaction between Chinese universities and educational institutions of other countries for the disclosure and formation of internal and external relations of the scientific and educational environment, as well as the identification of innovative technologies for its development.

Keywords: Western theories of higher education, modern China, dissemination, factors, trends, modernization development, higher education, improvement of the higher education system

For citation: Xu Ying. (2021) The main trends in the spread of Western theories of higher education in modern China. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 88-91. Available from: doi:10.24158/fik.2021.12.13 (In Russian).

Современный Китай - пример страны, в которой образование граждан имеет ключевое значение. Подготовка специалистов разных направлений в университетах составляет важный уровень образовательной системы Поднебесной. Современность как эпоха возможностей и вызовов создает новое пространство для развития высшего образования в Китае и закладывает основы для обеспечения его соответствия запросам времени.

© Сюй Ин, 2021

Развиваясь, высшее образование в Китае прошло несколько этапов трансформации от узкорегионального до общенационального, соответствующего мировым тенденциями в сфере профессиональной подготовки. При этом высшие учебные заведения Поднебесной ориентированы на постоянное совершенствование, на внедрение в практику своего функционирования лучших образцов мирового опыта образования.

Задачами нашей работы является определение предпосылок и способов распространения западных теорий высшего образования в современном Китае, а также анализ их влияния на деятельность университетов Поднебесной.

Качественное высшее образование в Китае входит в число приоритетных национальных задач, однако требует постоянного совершенствования ввиду длительного периода изолированности страны от внедрения общемировых тенденций. До середины XX в. в Китае отсутствовала логичная стратегия развития высшего образования, что привело к феномену субъективности в процессе его функционирования, к игнорированию необходимости модернизации в соответствии с особенностями развития мирового пространства и актуальными потребностями Поднебесной. Как отмечают китайские ученые, данное обстоятельство оказало негативное влияние на качество подготовки кадров в системе высшего образования Китая в целом (Реформирование и развитие высшего образования Китая..., 2009). Результатом стало несоответствие китайских выпускников высшей школы требованиям и запросам мирового сообщества. Возникла необходимость изучения прогрессивного зарубежного опыта обучения в университетах, чтобы уменьшить разрыв между Китаем и западными странами в этой области.

Еще одним стимулом для внедрения достижений Европы и США в развитии высшего образования явилась нехватка квалифицированных педагогических кадров в Поднебесной (Бражник, Юань Фаньфань, 2019), которые смогли бы обеспечить прогресс системы образования на всех уровнях. И это тоже стало следствием государственной стратегии «отгораживания» от мировых тенденций развития и культивирования собственного уникального способа функционирования национальных университетов (Чжоу Гупин, Ван Цзянь, 2000).

Однако с течением времени стало понятно, что кооперация китайской системы обучения с достижениями передовых стран по развитию образования не только может обеспечить признание китайских специалистов на глобальном пространстве, но и послужит мощным толчком для развития экономики страны за счет насыщения ее новыми технологиями и восполнения кадрового дефицита.

Обратившись к мировому опыту в сфере высшего образования, Китай организовал взаимодействие со странами-лидерами по нескольким направлениям.

Распространение западных теорий высшего образования в современном Китае осуществляется через академические обмены. Для преподавания в китайских высших учебных заведениях приглашаются западные эксперты в области науки, что положительно сказывается на развитии системы образования в Китае в целом, и высшего в том числе (Ван Шаофан, Сунь Банхуа, 2019), так как зарубежные научные деятели привносят в процесс преподавания свои мысли, идеи, взгляды, знания, что расширяет кругозор обучающихся и позволяет им перенять много полезного для внедрения в своей стране.

Эффективным способом быстрого преодоления разрыва в уровне развития высшего образования Китая и западных стран стало также отправление китайских студентов в ведущие вузы Европы для обучения. В 20-30-е гг. прошлого столетия государственная политика страны была направлена на поддержку финансирования обучения студентов за границей. До разрыва российско-китайских отношений в 1978 году тысячи студентов из Поднебесной прошли обучение в СССР. В дальнейшем Дэн Сяопин развил эту идею, внедрив практику обучения студентов в США, Англии, Японии, Германии, Франции, Канаде, Бельгии и др. странах (Бражник, Юань Фаньфань, 2019).

Целенаправленное сотрудничество китайских вузов с западными университетами в сфере обучения студентов за рубежом начинается в 1993 г., когда ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали «Программу реформ развития образования» (Реформирование и развитие высшего образования Китая ..., 2009). Вернувшись в Китай после окончания курса за рубежом, новоиспеченные специалисты демонстрируют понимание западной модели высшего образования и принципов ее реализации, а, включаясь в работу, привносят это знание в практику преподавания в китайских вузах (Чжоу Мянь, 2010).

В начале XX в. наблюдался вынужденный отток ученых и студентов из Китая из-за культурного упадка страны, они уезжали в США, европейские страны для изучения естественных наук, системы демократии. Позже многие вернулись в Китай и заняли руководящие должности в сфере образования. Данное обстоятельство также способствовало обогащению китайской системы обучения новыми элементами западного происхождения.

С целью сохранения национальной основы высшего образования правительство Китая призвало адаптировать распространенные способы преподавания на Западе к принципам восточной философии, культивируемой в Китае и определяющей национальную идею Поднебесной. Итогом стал своеобразный симбиоз образовательных инструментов, которые характеризуются западной инновационностью и восточной философской основой, что обеспечивает их соответствие требованиям нравственности и жизнеутверждающим гуманистическим установкам при высокой технологичности. С 1911 по 1945 гг. в Китае активно использовалась американская модель образования, в результате чего в учебные планы высшего образования были включены такие предметы, как современная математика и естествознание с сочетанием традиционных китайских дисциплин и китайской истории (Бражник, Юань Фаньфань, 2019).

Надо отметить, что современное китайское образование представляет собой систему, в основе которой все-таки остается собственное образование, но которое успешно использует и внедряет достижения западных университетов.

Влияние западных теорий высшего образования на модернизацию сферы профессионального обучения Китая сложно переоценить. Во-первых, из европейской парадигмы высшего образования идеологами Поднебесной были заимствованы идеи о главенствующей роли государства в определении образовательной политики страны, о целесообразности развития региональных университетов (Чэнь Цзинжун, 2011). Надо сказать, что в Китае и раньше такой подход к образованию был широко распространен: государство всегда выступало определяющим его актором, а частные вузы на местах давно и успешно функционировали, однако теперь этот вектор модернизации национальной системы образования приобрел новое значение и задачи.

Во-вторых, в университетах было введено преподавание по дисциплинам. В прошлом китайское высшее образование было основано на освоении студентами общих научных знаний, что показало свою неэффективность для специализированной подготовки кадров высшей квалификации.

Организация учебного процесса по дисциплинам помогла устранить недостатки, вызванные универсальной подготовкой студентов и создать платформу для их дифференциации по специальностям.

В основу реализации данного процесса была положена немецкая система образования, которую приветствовал и широко внедрял в китайскую практику министр образования Поднебесной Сэй Юаньпэй. В результате заимствования немецкой системы образования высшие учебные заведения были профилизированы, разделившись на те, в которых изучают гуманитарные и точные науки, и те, обучение в которых посвящено прикладным наукам (Бражник, Юань Фаньфань, 2019).

Кроме того, на основе западных установок в китайских вузах были проведены реформы, касающиеся регламентации процесса преподавания в высшей школе, методики подготовки профессиональных кадров, а также расширения практической части обучения (Чэнь Юн и др., 2020).

В-третьих, западные веяния нашли свое отражение в оптимизации китайской модели подготовки кадров высшей квалификации, что выразилось в создании системы учебных программ для университетского образования по направлениям обучения и в совершенствовании средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов (Чэнь Нана, 2020). Это дало возможность выделить особую категорию обучающихся - одаренных студентов, демонстрирующих значимые успехи в процессе профессиональной подготовки и имеющих повышенные образовательные потребности, чтобы обеспечить ее сопровождение с целью всестороннего развития данных студентов и активного их использования в интересах страны.

Большое влияние на создание системы профессионального обучения и профессионально-технического образования Поднебесной оказал педагогический опыт Советского Союза, который стал широко внедряться в китайскую систему высшего образования в 50-60 гг. ХХ века.

Поскольку развитие высшего образования в Китае продолжается и все более усложняется, оптимизация системы подготовки кадров требует расширения интеграции между Китаем и Западом (Ма Бинцзе, 2020). Благодаря синтезу образовательных теорий и практик разных стран можно эффективно улучшать качество вузовского образования отдельного государства за счет устранения его недостатков и интегрирования ключевых элементов западных теорий. Итогом должен стать дать новый виток эффективного развития высшей школы. Именно этой цели и пытается достичь Китай.

Таким образом, распространение современных западных теорий высшего образования в Китае - это непрерывный процесс освоения новых и перспективных концепций его развития, внедрения инновационных технологий в практику преподавания с учетом национальных интересов Китая и его ориентации на будущее мировое лидерство (Цзан Боюй, 2020). Интеграция китайских и западных образовательных концепций формирует платформу для развития мирового высшего образования, обозначает перспективы взаимодействия Востока и Запада, определяет поликультурность университетов как проводников научной мысли и инноваций.

Список источников:

Бражник Е.И., Юань Фаньфань. Внутренние и внешние факторы становления и развития научно-образовательной среды современных университетов России и Китая // Тенденции развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России. СПб., 2019. С. 79-118.

eftBJ. ЛЙ, 2009216Ш = Реформирование и развитие высшего образования Китая / отв. ред. Ян Чуаньмин. Пекин, 2009. 216 с. На кит. яз.

iiS, IS. AittS»?. 2000. 3 Ц. Ж 82-91 Ш = Чжоу Гупин,

Ван Цзянь. Распространение современных западных образовательных экспериментальных теорий и методов в Китае // Вестник Чжэцзянского университета. Гуманитарные и социальные науки. 2000. № 3. С. 82-91. На кит. яз.

№. // Silu. 2010. 5 Ц. Ж 105-110 Ш = Чжоу Мянь. Иностранные студенты и

распространение теории образования Гербарта в Китае // Чилу. 2010. № 5. С. 105-110. На кит. яз.

tw^ . 2020. 009 Ц. Ж 100-109 Ш = Цзан Боюй. Размышления и анализ

исследований теории высшего образования // Шэньчжо (Первая декада). 2020. № 9. С. 100-109. На кит. яз.

2019. 5 Ц. Ж 14-22 Ш = Ван Шаофан, Сунь Банхуа. Внедрение западной теории высшего образования в современном Китае и ее влияние // Современное университетское образование. 2019. № 5. С. 14-22. На кит. яз.

Кё, «6«, ВВЙ. 2020. 3 Ц. Ж 60-64 Ш = Чэнь Юн, Хэ

Яньцю, Хань Цзайбинь. Влияние зарубежных педагогических теорий и опыта на языковое образование в Китае за последние сто лет // Языковое планирование. 2020. № 3. С. 60-64. На кит. яз.

1М». 2020. Ж 22(1) Ц. Ж 104-111 Ш = Чэнь Нана. Гене-

рирование экспериментальных образовательных идей и их распространение в Китае // Журнал Института непрерывного образования Хэбэйского университета. 2020. № 22 (1). С. 104-111. На кит. яз.

ЯЖ, 2011 212 Ш. = Чэнь Цзинжун. Образовательный обмен и социальные изменения: Колумбийский университет и современное китайское образование. Ухань, 2011. 212 с. На кит. яз.

2020. Ц 299(01). Ж 34-42 Ш. = Ма Бинцзе. Мысль Окумы Сигэнобу о современном высшем образовании и ее влияние на современность // Цзянхуайская трибуна. 2020. № 299 (01). С. 34-42. На кит. яз.

References:

Brazhnik, E. I. & Yuan Fanfan (2019) Vnutrennie i vneshnie faktory stanovleniya i razvitiya nauchno-obrazovatel'noi sredy sovremennykh universitetov Rossii i Kitaya [Internal and External Factors of Formation and Development of the Scientific and Educational Environment of Modern Universities in Russia and China]. In: Tendentsii razvitiya nauchno-obrazovatel'noi sredy v sovremennykh universitetakh Kitaya i Rossii. Saint-Petersburg, pp. 79-118. (in Russian).

Chen, Jingrong. (2011) [Educational Exchange and Social Change: Columbia University and Modern Chinese Education]. Wuhan. 212 p. (in Chinese).

Chen, Nana. (2020) [Generating Experimental Educational Ideas and Their Dissemination in China]. [Journal of the Institute of Continuing Education of Hebei University]. (22 (1)), 104-111. (in Chinese).

Chen, Yun, Hae, Anzu & Han Tsybin. (2020) [The Influence of Foreign Pedagogical Theories and Experience on Language Education in China Over the Past Hundred Years]. [Language Planning]. (3), 60-64. (in Chinese).

Ma, Bingjie. (2020) [Okuma Shigenobu's Thought About Modern Higher Education and Its Impact on Modernity]. [Jianghuai Tribune]. (299 (01)), 34-42. (in Chinese).

Van, Shaofan & Sun, Banhua. (2019) [Introduction of the Western Theory of Higher Education in Modern China and Its Influence]. [Modern University Education]. (б), 14-22. (in Chinese).

Yang, Chuanming (ed.) (2009) [The Reformation and Development of Higher Education in China]. Beijing, 2009. 216 p. (in Chinese)

Zang, Buy. (2020) [Reflections and Analysis of Research on the Theory of Higher Education]. [Shenzhen (First Decade)]. (9), 100-109. (in Chinese).

Zhou, Gopin & Wang, Jian. (2000) [Dissemination of Modern Western Educational Experimental Theories and Methods in China]. [Bulletin of Zhejiang University. Humanities and social sciences]. (3), 82-91. (in Chinese).

Zhou, Mian. (2010) [Foreign Students and the Spread of Herbart's Theory of Education in China]. [Chilu]. (5), 105-110. (in Chinese).

Информация об авторе

Сюй Ин - аспирант Забайкальского государственного университета, Чита, Россия.

Information about the author Xu Ying - PhD Student, Trans-Baikal State University, Chita, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 09.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.