Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙ / РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕЙТИНГ МИРОВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ / UNIVERSITY EDUCATION / CHINA / DEVELOPMENT / MODERNIZATION / RANKING OF WORLD UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юань Фаньфань, Бражник Евгения Ивановна

В статье рассмотрены некоторые тенденции развития университетского образования в Китае. Раскрыты основные результаты развития университетского образование в стране, проанализирована государственная стратегия обеспечения масштабного и качественного развития университетского образования в современный период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY EDUCATION IN CHINA

The article discusses some trends in the development of University education in China. The main results of the development of University education in this country are revealed, and the state strategy for ensuring large-scale and high-quality development of University education in the modern period is analyzed.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

Управление образованием и подготовка специалиста

Юань Фаньфань

(Чжэнчжоу, КНР), Е.И.Бражник

(Санкт-Петербург)

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY EDUCATION IN CHINA

В статье рассмотрены некоторые тенденции развития университетского образования в Китае. Раскрыты основные результаты развития университетского образование в стране, проанализирована государственная стратегия обеспечения масштабного и качественного развития университетского образования в современный период.

Ключевые слова: университетское образование, Китай, развитие, модернизация, рейтинг мировых университетов.

The article discusses some trends in the development of University education in China. The main results of the development of University education in this country are revealed, and the state strategy for ensuring large-scale and high-quality development of University education in the modern period is analyzed. Key words: university education, China, development, modernization, ranking of world universities.

На фоне современной глобализации наблюдается инновационно-технологическое соревнование между странами, которые намерены повысить свой международный статус. Университеты являются главными инкубаторами, производителями высококвалифицированных кадров, которые способны делать научно-инновационные открытия. Китай, являющийся вторым крупным экономическим субъектом в мире, имеет самое многочисленное население на Земле. В этой стране развитие университетского образования рассматривается как важный стратегический подход в повышении международного влияния в мире и политического статуса.

За последние 70 лет из страны, в которой было более 80% населения безграмотным, Китай по масштабу развития системы высшего образования превратился в лидирующую страну в мире. В настоящее время

на основе накопленного опыта комплексного развития университетского образования меняется стратегия, направленная прежде всего на качественное и элитарное развитие. При этом не теряется специфика культурных традиций китайского народа.

Изучение позитивного опыта и специфики современного развития университетского образования в Китае актуально в связи с размышлениями о совершенствовании политики в области высшего образования в России. Оно способствует взаимопониманию в рамках обширного сотрудничества университетов двух стран - России и Китая - на фоне провозглашения 2020-2021 годов - Годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества, а также начала проекта «Один пояс - один путь».

Система университетского образования в Китае сформировалась на основе заимствования идей из опыта других стран,

таких, как «японская», «немецкая» и «американская» модели образования. Это происходило в эпоху феодальной династии Цин (конец XIX - начало ХХ века) и Китайской республики (1912-1949 гг.), а после провозглашения Китайской Народной Республики (1949 - 1966 гг.) свое особенное влияние на развитие системы высшего образования оказала «советская» модель высшего образования. «Временное положение о работе высших учебных заведений, непосредственно подчиненных Министерству образования КНР», и ряд документов в 1961 году положили начало строительства системы высшего образования в Китае. С 1978 г., когда была выдвинута Дэн Сяопином политика «Реформы и открытости», появилось системное нормативное обеспечение развития высшего образования в Китае на законодательном уровне, благодаря которому эта сфера начала широко реформироваться.

Современные реформы образования берут начало от «Постановления ЦК КПК о реформах в системе образования» (1985). В целях прогрессивного развития образования в Китае, сокращения отставания науки и техники по сравнению с развитыми государствами в 90-е годы ХХ века Министерство образования Китая начинает модернизацию высшего образования. Об этом свидетельствует ряд основных законов и программ - «Программа реформ и развития образования КНР» (1993), Закон «об образования КНР» (1995), Закон «О высшем образовании» (1998), Государственная среднесрочная и долгосрочная программа «Реформирования и развития образования (2010-2020 годы)» [1].

Большое внимание уделяется разработке и реализации основной государственной стратегии в «Проекте 211» и «Проекте 985». Эти проекты позволили университетам провести модернизацию информационно-коммуникативной среды, обновить кампусы, развить ключевые области научных исследований, обновить содержание и педагогические технологии, привлечь в университеты высококвалифицированные кадры и научно-исследовательские группы, построить и совершенствовать лаборато-

рии и научно-исследовательские платформы, установить взаимодействие между университетами и предприятиями [2].

Важно отметить, что специфику развития китайского университетского образования обусловливают общие стратегии развития государства, идеологические убеждения народа, социальная и экономическая обстановка в стране, состояние спроса и подготовки человеческих ресурсов в обществе.

В процессе анализа государственной образовательной политики в Китае выявлено, что с 90-х годов ХХ века университетское образование в Китае интенсивно расширяется благодаря продолжительной стратегической поддержке правительства. «Проект 211» (1995) поддержал всестороннюю модернизацию в 115 университетах. В 1998 году согласно «Проекту 985» в Китае впервые официально выдвинута инициатива о строительстве университетов мирового значения. В начале XXI века с помощью значительной финансовой поддержки из центрального бюджета государства некоторые университеты страны достигли качественного образования мирового уровня. Для повышения качества образования и целенаправленного продвижения определенного числа китайских университетов к уровню лучших университетов мира в 2017 году вступил в силу «План строительства университетов и академических дисциплин мирового класса» (англ. The World First Class University and First Class Academic Discipline Construction). Его разработку и реализацию возглавляют не только Министерство образования КНР и Министерство Финансов КНР, но и Национальная комиссия по развитию и реформам. Это свидетельствует о приоритете данной национальной стратегии.

Развитие университетского образования в Китае - это прежде всего процесс сопряжения социалистической идеологии с китайской традиционной спецификой, которая отражается во всей деятельности университетов. Современному университету дана важная миссия удовлетворения потребности строительства социализма в стране в новую эпоху. Это подготовка стро-

ителей и приверженцев социализма, патриотов с высокой моралью, которые способны к инновационному развитию науки и экономики своей Родины.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся (например, воспитание патриотизма, доброты, высокой мотивации к учебе и работе, трудолюбия, гармонии в отношениях с людьми, скромности, вежливости и др.) представляет собой специфическую традицию китайского образования, которая сохраняется с древних времен до настоящего времени [3]. Особенно после XVIII национального съезда Коммунистической партии Китая (2012 г.) нравственно-идеологическому воспитанию студентов и формированию моральной культуры китайского народа уделяется особенное внимание. Нравственно-идеологическое воспитание становится важной частью образовательной программы каждого университета.

История развития университетского образования показывает, что дефицит высококвалифицированных преподавателей и научных специалистов в Китае появился уже со времени создания университетов и продолжается в настоящий период. Оценивая важную роль профессорско-преподавательского состава, Мэй Ици, ректор университета Цинхуа, в 1931 г. высказал мнение, что «мастера в образовании» (то есть опытные профессора и преподаватели) важнее прекрасно оборудованных зданий [3]. Однако в конце XX века в стране наблюдалась утрата ученых и высококвалифицированных человеческих ресурсов. Данные бюро статистики и Министерства образования КНР свидетельствуют о том, что Китай являлся в этот период первой страной в мире по количеству «утечки мозгов»[4]. Для улучшения этой ситуации правительство Китая принимает важнейшие меры. Это «Проект 985» (1998 г.), «Программа привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа» (2008 г.), «Проект привлечения иностранных топ-специалистов», «План создания университетов и академических дисциплин мирового класса» (2017 г.). Был создан также целенаправленный финансовый фонд для привлечения ведущих ученых, лидеров

в науке, которые активно работают на международном уровне и отвечают основным стратегическим потребностям развития Китая.

Так, Университет Цинхуа, являющийся одним из лучших университетов Китая, делает большие усилия для образования своих талантливых специалистов и привлечения высококвалифицированных кадров из разных регионов страны и из зарубежных стран. В 2019 году в Цинхуа работают 3565 преподавателей, около 50% из которых моложе 45 лет. В образовательной и научно-исследовательской деятельности университета Цинхуа активно участвуют 54 академика Китайской академии наук, 40 академиков Китайской инженерной академии, 16 лауреатов национальной премии «Заслуженный педагог высшей школы», 241 профессор и молодой ученый «Программы Янцзы» Министерства Образования, 430 лауреатов «Государственного научного фонда выдающейся молодежи» и «Научного фонда талантливой молодежи». Более 400 ученых, в том числе лауреатов Нобелевской премии и премии А. М. Тьюринга, были привлечены в Цинхуа в рамках «Программы привлечения специалистов высокого уровня из-за рубежа» [5].

В этом университете осуществляется постоянно в разных формах взаимодействие студентов и престижных ученых. В процессе знакомства с деятельностью известных ученых постепенно повышается мотивация студентов, интерес к научным знаниям, активность в проведении научных исследований. Самые опытные профессора и преподаватели обучают студентов методологии проведения научных исследований, руководят их научно-исследовательскими работами.

Наше исследование показало, что формирование особых организационно-педагогических условий для одаренных студентов по естественнонаучным направлениям (физика, химия, математика, астрономия, информатика и др.) является характерной чертой современного китайского университетского образования. Университет Цинхуа в соответствии с принятой в нём Программой подготовки талантливых студентов под

названием «ЦинхуаСюетан» начал с 2009 г. организовывать многопрофильные группы студентов, руководителями которых являются академики и лауреаты Нобелевской премии.

Университет Фудань с 2010 г. реализи-рует «План Вандао», его задача - поддержка молодых талантов в фундаментальных науках.

В 2006 году в Нанкинском университете был основан Институт Куан Ямин, в задачи которого вошла подготовка талантливых студентов с целью их междисциплинарного обучения по естественным наукам.

Основная задача новых программ университетов - стимулирование научных интересов студентов, подготовка научных «лидеров» в тех областях, которые актуальны для технического и экономического прогресса Китая [6]. Для выполнения этой задачи университеты создают определенные организационно-педагогические условия. Прежде всего это привлечение одаренных абитуриентов в университеты и особенное внимание к ним на начальном этапе подготовки; создание специальных форм организации учебного процесса на основе модульного обучения и организация научно-исследовательской деятельности в лабораториях; приглашение ученых-лидеров для проведения занятий; развитие критического мышления студентов и стимулирование их интереса к дальнейшим научным исследованиям; предложение студентам свободного доступа к лучшим ресурсам университета, в том числе доступ к работе в лабораториях и информационных центрах; предложение студентам возможности многопрофильного и междисциплинарного обучения; постоянная реализация межвузовской и международной студенческой академической мобильности [7].

Ежегодное увеличение числа новых вузов, количества студентов и преподавателей показывает процесс массовизации и интенсификации развития университетского образования в Китае. Статистика Министерства образования показывает [8]: в конце 2019 года в стране функционирует

2688 высших учебных заведений, в которых обучается более 40 млн. студентов. Это в 342 раза больше студентов, чем в 1949 году. Интенсивно расширяется также преподавательский состав в вузах. По статистике Министерства образования общее количество преподавателей в вузах увеличилось с 1,34 млн. человек в 2010 г. до 1,74 млн. в 2019 г.

Повышение спроса на высшее образование сопровождается ежегодным улучшением инфраструктуры учебных заведений и материальной поддержкой вузов. Увеличилась общая площадь их зданий. Общая стоимость образовательных и научно-исследовательских приборов увеличилась с 553,31 млрд. до 609,51 млрд. юаней (около 90 млрд. долларов).

Исследование показало, что современное университетское образование в Китае не только расширяет свой масштаб, но и качественно повышает свой уровень. Повышение своей позиции в рейтингах лучших университетов мира является важным способом развития элитарного университетского образования. Об этом наглядно свидетельствуют восходящие тренды китайских вузов в престижных и авторитетных рейтингах университетов в мире. Новейший рейтинг Times Higher Education (THE) в 2020 году показал, что 6 университетов континента Китая занимают следующие места: университет Цинхуа (20-е), Пекинский университет (23-е), университет Фудань (70-е), университет науки и технологии Китая (87-е), Чжэцзянский университет (94-е), Шанхайский университет транспорта (100-е). Таким образом, китайские университеты вошли в «Т0П-100» лучших вузов мира. Университет Цинхуа в данном списке занимает 20-е место, став первым азиатским университетом, попавшим в группу двадцатки лучших университетов. А по рейтингу THE за прошлый 2019 год только 3 китайских университета - университет Цинхуа (23-е место), Пекинский университет (24-е место), университет науки и технологии Китая (80-е место) - попали в «Т0П-100». При этом в других странах мира наблюдается убывающий тренд или застой ряда европейских университетов, а также вузов США [9].

В ходе исследования установлено, что в ответ на запрос научно-экономического развития страны китайские университеты интенсивно расширяют свою научно-исследовательскую деятельность, активно участвуют в инновационном научно-техническом прогрессе. Если, по статистике Министерства науки и технологий КНР, в 2014 году в вузах Китая создано 10632 инновационных организации, проводящих научные исследования и экспериментальные разработки (research and development, R&D), то в 2018 году их количество увеличилось до 16 280, в них работают 411 000 исследователей. Современный Китай является лидером в мире по количеству заявок на патенты на изобретения благодаря активной научно-исследовательской деятельности и деятельности экспериментальных разработок вузов. В докладе Министерства науки и технологий Китая отражено, что в 2018 году в стране функционируют 115 университетских технопарков, в которых насчитывается 10127 инновационных предприятий. Они являются важными платформами для взаимодействия с университетами в процессе организации инновационных научных исследований [10].

Таким образом, университетское образование в Китае развивается на основе решительного «национального волеизъявления», обеспечивающего реализацию «Великой китайской мечты». Не случайно в Китае на устойчивое интенсивное развитие университетского образования выделяются огромные ресурсы, к числу которых относятся непрерывное нормативное обеспечение и национальное планирование, финансовые расходы на улучшение качества преподавательского состава, совершенствование научно-образовательной среды и организационно-педагогических условий университетов.

Развитие университетского образования в Китае уникально, оно сочетает разные подходы - от заимствования идей зарубежного опыта до оформления собственной социалистической специфики с сохранением давних народных традиций.

Исследование проведено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) - РФФИ № 16-06-00083-0гн.

Литература

1. Юань Фаньфань, Бражник Е. И. Нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в современных университетах КНР и России // Мир науки, культуры, образования.- 2016. - № 6 (61). - С.78-81.

2. Юань Фаньфань. Проекты модернизации современного университетского образования в Китае // Инновации. Интеллект. Культура: материалы XXIII всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых и студентов / ред. кол.: Г. И. Егорова, З. Р. Тушакова. - Тюмень: ТИУ 2016. - С.119-124.

3. Юань Фаньфань. Традиции университетского образования в Китае // Научное мнение.- 2016. -№10. - С. 42-46.

4. Жэньминь жибао (АйВШ). [Электронный ресурс]. - URL:http://opinion.people.com. cn/n/2013/0607/c1036-21771270.html (дата обращения 11.09.2020).

5. Официальный сайт университета Цинхуа. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. tsinghua.edu.cn/szdw1.htm (дата обращения 11.09.2020).

6. Бражник Е. И., Жданова А. В., Юань Ф. Характеристика научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России // Мир науки, культуры, образования.-2017. - № 5(66). - С. 212-214.

7. Юань Фаньфань. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в Китае // Мир науки, культуры, образования.- 2017. - № 3(64). - С. 98-101.

8. Статистика образования Китая на 2019 г. // Министерство образования КНР : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/202005/ t20200520_456751.html (дата обращения 11.09.2020).

9. Рейтинг THE университетов мира 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения 11.09.2020).

10. Статистика научно-исследовательской деятельности вузов Китая // Министерство науки и технологий КНР : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.most.gov. cn/kjbgz/201708/t20170808_134407.htm (дата обращения 11.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.