международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070 УДК 631.158:658.310.16
А.А. Ефремова
к.э.н., доцент кафедры Экономика предприятия К. Солонинчик- студентка гр. ЭП-41-11 «КФУ имени В.И. Вернадского» г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
ФАКТОРЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Аннотация
В статье рассматриваются пути повышения производительности труда.
Ключевые слова трудовые ресурсы, производительность труда. Постановка проблемы. Производительность труда - важнейший показатель в хозяйственной деятельности предприятия в современной рыночной экономике. Постоянный рост производительности труда на предприятии - неотъемлемое условие повышения конкурентоспособности предприятия. Рост производительности труда должен быть сопоставим с ростом заработной платы. В экономике Российской Федерации за последние годы сложилась обратная тенденция. В 2013 году рост заработной платы составил 17,6% при росте производительности труда - 8%, в то время как в эффективной экономике она должна опережать рост заработной платы на 0,5 процентных пункта. Это является серьезной проблемой для экономики страны, так как данная ситуация приводит к увеличению себестоимости единицы продукции и соответственно снижению ее конкурентоспособности. Поэтому как никогда важна разработка мероприятий по совершенствованию производства, снижению издержек производства и повышению производительности труда.
Изложение основного материала исследования. Экономический кризис заставил многих руководителей принимать жесткие решения, основанные в большинстве своем на радикальном снижении затрат на всех уровнях организации. Но нельзя забывать о том, что издержки можно снизить до определенного предела, в связи, с чем стоит задуматься о повышении производительности труда. Ведь это ключевой фактор, влияющий на эффективность любого бизнеса, определяющий основные экономические показатели и, прежде всего, рыночную конкурентоспособность.
Способы повышения производительности. Согласно результатам исследования, проведенного компанией Hay Group, в ходе которого были опрошены финансовые директора и контроллеры из 128 компаний Европы, 70 % из них считают, что повышение производительности критично важно для увеличения прибыли и повышения качества работы с наименьшими капиталовложениями. Респонденты отмечают, что наиболее ценными способами повышения производительности являются [1]: •повышение вовлеченности и мотивации сотрудников (80 % респондентов); •улучшение рабочих практик и организации труда (77 %); •улучшение текущих процессов (65 %);
•увольнение сотрудников, не достигающих поставленных перед ними целей (64 %). Наименее полезными респонденты считают: •увеличение количества рабочих часов (около 30 %);
•улучшение процессов только в области управления людьми (менее 40 %).
Соответственно, рассматривая производительность как достижение более высоких результатов с наименьшей затратой ресурсов, нужно сфокусироваться на новых способах достижения целей. Сегодня каждый собственник, акционер, генеральный директор задаются вопросом: какие потери несет бизнес по причине низкой производительности труда и вовлеченности сотрудников?
Факторы влияния. Можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, влияющих на эффективность организации [2]:
•мотивация работников;
•система премирования и признания;
•компетенции работников;
международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070 •лидерские и управленческие компетенции руководителей на всех уровнях; •четкое распределение ролей и ответственности;
•четкие ключевые показатели эффективности, цели и ожидания на всех уровнях организации; •правильная коммуникация, обратная связь, обмен информацией; •прозрачная и простая организационная структура;
•способность, мотивация и желание решать проблемы на всех уровнях организации; •безопасное, чистое, упорядоченное рабочее место; •эффективная командная работа; •правильные межличностные отношения.
Перечисленные факторы являются основой существования любой компании. Их развитие позволяет предприятиям правильно функционировать и адаптироваться к изменяющимся условиям. Создание необходимых комплексных систем и обеспечение их развития в пользу предприятия для каждого из этих факторов приводят к значительному изменению трудовой среды, ныне управляемой и контролируемой «сверху вниз».
Далеко не всегда внушительные инвестиции обеспечивают ожидаемые результаты. В большинстве случаев это обусловлено тем, что организация — это работающие в ней люди, чьи подход, отношение к оборудованию, работе, отношения между разными уровнями иерархии, тип мышления остаются прежними. Опыт работы компании Hay Group с производственными компаниями Украины, России и других стран СНГ, а также Ближнего зарубежья показывает, что, изменив отношение и мышление людей, производительность действительно можно повысить на 10-30 % без значительных инвестиций, работая на существующем оборудовании.
Часто мы просто не видим колоссальные внутренние резервы предприятий, которые во много раз превосходят их текущую прибыль. Представьте, что в компании все сотрудники — от менеджерского уровня до рабочего, в совершенстве смогут [3]:
•самостоятельно диагностировать «узкие места», ограничивающие увеличение прибыли; •определять и совершенствовать процессы, увеличивающие доход; •анализировать и улучшать процессы упущенных выгод;
•обоснованно разрабатывать мероприятия по повышению производительности и эффективности предприятия.
В классической модели управления «сверху вниз», используемой на большинстве предприятий Украины и России, повышение производительности труда сотрудников и их эффективности предполагает беспрекословное подчинение и четкое выполнение инструкций, в противном случае применяется метод «кнута». Типичная культура «приказ дал — приказ выполнил» дает кратковременные и нестабильные результаты.
Новая модель управления предприятием — это повышение производительности труда и эффективности компании, инициируемое работниками, где руководство начинает играть поддерживающую, внедренческую, координирующую роль, а сотрудники становятся «владельцами» ключевых производственных процессов. Такой подход способствует долгосрочным и устойчивым результатам.
Производство Мирового Класса (ПМК) — комплексный подход к управлению предприятием, вовлекающий в совместную работу всех без исключения сотрудников, на каждом уровне и по всем функциональным направлениям. Данная модель предоставляет возможность применить целостный подход к продуктивности и улучшению качества продукции с акцентом на устранение всех видов потерь и нерентабельных мероприятий в организации за счет вовлечения всей рабочей силы в процесс постоянного совершенствования и развития потенциала на индивидуальном уровне и на уровне предприятия. При этом ПМК не является стратегией компании, а рассматривается в качестве средства для ее реализации (рис. 1).
Для производственных предприятий ключевыми факторами создания эффективной организации являются [4]:
1. Своевременные и в полном объеме поставки клиентам изделий требуемого и стабильного качества с учетом рациональности с точки зрения затрат, оперативное реагирование.
международный научный журнал «инновационная наука»
№6/2015
issn 2410-6070
Рисунок 1 - Модель функционирования Производства Мирового Класса
2. Хорошие практики по содержанию и техобслуживанию (эффективное содержание основных средств) — с целью обеспечить надежную работу оборудования в течение продолжительного срока.
3. Надлежащее управление производством (хорошие практики по производству и качеству) — с целью обеспечить качественное выполнение с первого раза, а не превращать в утиль или подвергать доработке изделия несоответствующего качества либо (что хуже) передавать их дальше, показывая высокую производительность.
4. Правильное прогнозирование, планирование, управление запасами и другими участками в рамках цепочки поставок — для обеспечения оптимальных уровней запасов с минимальными затратами.
Производство Мирового Класса — это комплексная платформа, благодаря которой можно осуществить трансформацию любой организации путем повышения производительности труда ее сотрудников. Данная концепция позволяет построить эффективную организацию (проводя организованные и запланированные мероприятия в рамках определенных областей/практик) с динамикой внедрения, подходящей каждой конкретной компании, структурированным подходом и необходимой экспертной поддержкой. В основе изменения предприятия и повышения производительности труда — стремление к достижению уровня ПМК.
Базовые практики Производства Мирового Класса (рис. 2) представляют собой методологический инструментарий, позволяющий практически любому предприятию добиться долгосрочного конкурентного преимущества за счет [3]:
а) наиболее оптимального взаимодействия технологических процессов со вспомогательными;
б) устранения организационных потерь, возникающих на пересечении зон ответственности разных цехов или участков;
в) увеличения производительности труда персонала путем повышения вовлеченности каждого работника в командное взаимодействие;
г) постоянного совершенствования производства за счет поощрения разработки и внедрения в цехах операционных улучшений.
Рисунок 2 - Практики подхода Производства Мирового Класса
международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070
В этой связи приведем примеры некоторых практик концепции ПМК [2]:
1. Практика «Развитие лидерства и управление изменениями» — процесс базового развития менеджмента, позволяющий уверенно говорить о долгосрочном развитии компании. Лидеры сами не преобразуют людей, они создают контекст, в котором реализуются преобразования. Так или иначе, лидеры, используя методы управления своим подразделением (стили лидерства), создают определенную рабочую среду (организационный климат), который может на 30 % увеличить измеримые финансовые показатели (рис. 3).
лмм •Otfrwi***** Трвбомчяй
ItOTVOfe И АЭЛЯИОСТ*
«амос*
Ж
Стеля Ормошяю«**!
illUVC'M ЯЛММ1
■мммтфя
Рисунок 3 - Влияние лидера на финансовые показатели организации
2. Практика «Мотивация и предоставление возможностей» — источник повышения производительности труда и эффективности сотрудников. Условия работы должны переводить мотивацию в производительность. Элементами данной практики являются: система вознаграждения и поощрения, возможности развития и карьерного роста, система управления эффективностью.
3. Практика «Эффективные команды» позволяет повысить эффективность каждого работника за счет его участия в коллективном достижении целей, обмена опытом между членами команды, взаимопомощи и взаимозаменяемости последних, расширения полномочий. Для этого на предприятии создаются эффективные команды на всех уровнях. Данная практика базируется на отходе от модели управления «сверху вниз» и делегировании ответственности с предоставлением соответствующих полномочий на нижние уровни.
4. Практика «5 S» — подход к организации рабочего места или рабочего процесса, направленный на повышение производительности путем снижения затрат и улучшения процессов.
5. Практика «Управление процессами производства» включает в себя [2]: •участие и совместную ответственность операторов за техобслуживание; •эффективное планирование и составление графиков;
•контроль обеспечения качества и совместную ответственность оператора за это качество; •минимизацию времени, необходимого на переналадку оборудования; •разработку карты потоков создания цепочки добавочной стоимости; •эффективное планирование производства (того, что нужно, тогда, когда нужно); •методический подход по принципу «6 Сигма» к решению и устранению проблем на основе устранения колебания процессов и их статистического анализа;
•правильное управление информацией и процессами.
Выводы. Что же все-таки менять? Алгоритм внедрения каждой из этих и других практик представляет собой комплекс мер, готовых к применению на предприятиях. Основополагающие принципы Производства Мирового Класса являются довольно гибкими и дают возможность, как поэтапного внедрения, так и использования отдельных элементов, в которых компания испытывает максимальную потребность. Несмотря на то, что каждая практика концепции ПМК способна создавать добавленную ценность, реальные доходы можно получить, рассматривая все эти практики как единый процесс.
Философия Производства Мирового Класса предполагает, что каждый работающий в организации человек влияет на достижение результатов и получение преимуществ от внедрения ПМК, так как: все сотрудники прилагают большие усилия, принимают изменения и готовы наследовать новые способы работы, мышления и поведения, направленные на непрерывный поиск путей совершенствования на своем рабочем месте.
международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070
Поэтому стоит задуматься над тем, что же все-таки нужно менять: оборудование или отношение к
нему.
Список использованной литературы:
1. Посадсков Е. Стимулирующие системы: опыт и современная практика / Е. Посадсков // Человек и труд. -2014. - №4. - С. 56-58.
2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.В. Сергеев//Финансы и статистика, М., 2013. С. 38-39.
3. Щукин В. Как организовать оптимальную систему оплаты и стимулирования труда персонала/ В. Щукин//Управление персоналом. - М., 2014. - №12. - С. 38.
4. Федченко А.А. Экономика труда. Теоретический и практический анализ «Экзамен» / А.А. Федченко -Москва - 2014 - 340 с.
© Ефремова А.А., Солонинчик К. 2015
УДК 327.57
А.С.Ишмеева
Канд. экон. наук, доцент УЮИ МВД РФ, г. Уфа, РФ
ishmeeva_ac@mail.ru С.Ю.Ковтунова Канд. экон. наук УЮИ МВД РФ, г. Уфа, РФ kovtunovasvetlana@mail. ги
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОС
Аннотация
В статье рассмотрены причины и условия создания Шанхайской организации Сотрудничества, а также особенности реализации национальных интересов России в современных условиях.
Ключевые слова
ШОС, экономическая безопасность, интересы, объединение, сотрудничество.
Международная экономическая интеграция на протяжении многих десятилетий является неотъемлемым феноменом мировой экономической жизни, расширяются ее масштабы и усложняются формы, увеличивается количество стран, активно участвующих в этом процессе. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между степенью участия государства в интеграционных процессах и уровнем развития ее экономики.
В настоящее время ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) играет важную роль в экономическом разделе сфер влияния в Центральной Азии, а также выполняет функцию действенного инструмента региональной экономической интеграции. Все страны - участницы организации и наблюдатели заинтересованы в дальнейшем повышении активности экономического сотрудничества в рамках ШОС с учетом своих национальных интересов.
Особую актуальность при исследовании интеграционных процессов на пространстве ШОС приобретает анализ тенденций развития торгово-экономического сотрудничества России с государствами Центральной Азии и КНР, т.к. они затрагивают жизненно важные российские экономические интересы в регионе.
Одной из специфических особенностей Центральной Азии является присутствие там большого числа различных структур организаций сотрудничества. Мало где в мире столь активна деятельность многих великих держав. Помимо ШОС здесь присутствуют СНГ, Организация договора о коллективной безопасности, Евроазиатское экономическое сообщество, программа «Партнерство во имя мира»,