Научная статья на тему 'Экономико-математическое моделирование уровня качества торгового обслуживания'

Экономико-математическое моделирование уровня качества торгового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ / КОЭФФИЦИЕНТ УСТОЙЧИВОСТИ АССОРТИМЕНТА / ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабашова Елена Владимировна, Царев Игорь Владимирович, Страйкова Екатерина

В условиях жесткой конкуренции качество торгового обслуживания выступает базой успешного функционирования предприятия. В статье рассматривается построение регрессионной модели зависимости уровня качества торгового обслуживания от наиболее значимых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кабашова Елена Владимировна, Царев Игорь Владимирович, Страйкова Екатерина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-математическое моделирование уровня качества торгового обслуживания»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

В целом данная модель должна помочь ряд задач, с которым сталкиваются руководители различных компаний. Такую модель можно применять к строительным организациям, имеющим сложную орг. структуру и специфику деятельности.

В связи с тем, что все расчеты происходят непосредственно с использованием бухгалтерского учета (модели оценки вероятности банкротства рассчитываются на основе бухгалтерской отчетности), данную модель удобно применять для внешнего аудита компании. Более того величина интегрального показателя будет четко указывать на благополучие или несостоятельность компании, а отдельные уровни модели будут отображать какие сегменты предприятия являются слабыми и уязвимыми, а какие наоборот, являются устойчивыми и наиболее сильными.

В процессе разработки модели комплексного оценивания эффективности деятельности можно решить ряд задач, связанных с управлением организацией:

1. Получение универсального показателя эффективности деятельности,

2. Многофакторный анализ организации,

3. Выявление сильных и слабых сторон осуществления деятельности организации,

4. Моделирование различных ситуаций в условиях напряженной обстановки в отрасли деятельности организации,

5. Прогнозирование деятельности в зависимости от тенденций, сложившихся на протяжении жизненного цикла организации,

6. Предотвращение возможного банкротства и кризиса управления организации и т.д.

Список использованной литературы:

1. Altman E., Hotchkiss E. Corporate Financial Distress and Bankruptcy: Predict and Avoid Bankruptcy, Analyze and Invest in Distressed Debt // John Wiley and Sons, Ltd. 2005.

2. Балдин К. В., Белугина В. В., Галдицкая С.Н., Передеряев И. И. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2007.

3. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л, 2009.

4. Горлов Ю.Г., Харитонов В.А., Генералов А.В., Лыков М.В., Меновщиков К.В. Проблемы комплексного оценивания сложных объектов с гетерогенными характеристиками: Сб. науч. Ст. / Перм. Филиал ИЭ УрО РАН. - Пермь, 2004.

© Д.С. Жоголев, Б.Р. Махлес, 2015

УДК 311.42

Кабашова Елена Владимировна, канд.экон.наук., доцент БГАУ, г.Уфа, РФ, E-mail: wesnaele@rambler.ru Царев Игорь Владимирович, канд.экон.наук., доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г.Уфа, РФ

Страйкова Екатерина, студентка 5 курса Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г.Уфа, РФ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ КАЧЕСТВА

ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация

В условиях жесткой конкуренции качество торгового обслуживания выступает базой успешного функционирования предприятия. В статье рассматривается построение регрессионной модели зависимости уровня качества торгового обслуживания от наиболее значимых факторов.

113

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Ключевые слова

Качество торгового обслуживания, регрессионная модель, коэффициент устойчивости ассортимента,

затраты времени на обслуживание покупателей.

В современных условиях торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений, задачей которой является не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания. Качество торгового обслуживания представляет собой создание наиболее благоприятных условий для выбора и покупки населением нужных товаров [1, с.54].

Изучение взаимосвязей на рынке товаров и услуг приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействия спроса и предложения, влияния объема и состава предложения товаров на объем и структуру товарооборота, формирования товарных запасов, издержек обращения, прибыли и других качественных показателей имеет первостепенное значение для прогнозирования конъюнктуры рынка, рациональной организации торговых процессов и решения многих вопросов успешного ведения бизнеса.

С помощью корреляционно-регрессионного анализа установим зависимость уровня качества торгового обслуживания от ряда факторов. Объектом исследования является магазин «Ежик» №45 ООО Башкирское предприятие оптовой торговли «СЭНДИ», который предлагает большой ассортимент качественной продукции: от детского питания до колясок, одежды и игрушек.

В качестве зависимой переменной (результативного показателя) Y принимается коэффициент качества торгового обслуживания. Качество торгового обслуживания, как характеристика деятельности отдельного предприятия, оценивается системой показателей, позволяющей дать как комплексную оценку качества торгового обслуживания, так и по его отдельным элементам. В систему показателей входят следующие: устойчивость и широта ассортимента товаров, соблюдение технологии обслуживания покупателей, издержки потребления, активность продажи товаров, организация торговой рекламы и информации, предоставление покупателям услуг, завершенность покупки, качество труда работников торгового предприятия. Каждый показатель имеет определенную значимость, характеризуемую соответствующим коэффициентом, а качество обслуживания в целом определяется величиной обобщающего показателя (суммой коэффициентов) - коэффициентом качества торгового обслуживания.

В регрессионную модель зависимости качества торгового обслуживания включены следующие факторы (коэффициенты): Х1 - уровень квалификации персонала; Х2 - коэффициент устойчивости ассортимента; Х3 - уровень затрат времени на обслуживание покупателей; Х4 - уровень использования мерчендайзинга; Х5 - уровень оформления торгового зала.

Сравнительная оценка и отбор факторов в уравнение регрессии осуществляется на основе анализа парных коэффициентов корреляции, их значимости и исключения мультиколлинеарных факторов (в данном случае Х1) из анализа. Все исходные данные являются однородными и подчиняются закону нормального распределения, а, следовательно, могут использоваться в целях корреляционно-регрессионного анализа. В результате корреляционно-регрессионного анализа получена следующая модель уровня качества торгового

обслуживания: у = 0,128 + 0,036х2 + 0,085х3 + 0,185 х4 + 0,992х5

Множественный коэффициент корреляции, равный 0,964 свидетельствует о наличии сильной связи между Y и набором факторов, включенных в модель. Множественный коэффициент детерминации показывает, что вариация Y на 93% определяется вариацией набором исследуемых факторов. Статистическая значимость уравнения регрессии установлена с помощью F-критерия Фишера.

Прогнозное значение уровня качества торгового обслуживания в конце четвертого квартала 2015 года составит 76,04% по сравнению с 72,0% в 2013 году, то есть наблюдается тенденция к увеличению данного показателя.

Таким образом, на основе экономико-математического моделирования определены следующие мероприятия по повышению качества торгового обслуживания на предприятии: совершенствование

114

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

мерчендайзинга, обновление рекламных материалов, создание интернет-магазина, обучение персонала, совершенствование системы мотивации персонала.

Список использованной литературы

1 Брагин, Л. А. Организация и управление торговым предприятием. М.: ИНФРА-М, 2009. - 303 с.

©Е.В. Кабашова, И.В.Царев, Е.Страйкова, 2015

УДК 327.57

Ковтунова Светлана Юрьевна

Канд. экон. наук УЮИ МВД РФ, г. Уфа, РФ kovtunovasvetlana@mail. ru Ишмеева Анастасия Сергеевна Канд. экон. наук, доцент УЮИ МВД РФ, г. Уфа, РФ

ishmeeva_ac@mail.ru

РОССИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС

Аннотация

В статье рассмотрены причины и условия создания Шанхайской организации Сотрудничества, а также особенности реализации национальных интересов России в современных условиях.

Ключевые слова

ШОС, экономическая безопасность, интересы, объединение, сотрудничество.

С точки зрения политической географии ШОС представляет собой региональную структуру, центр которой находится в Центральной Азии. Центральноазиатский регион расположен в глубине Евразии, на стыке разных культур и цивилизаций. Регион располагает богатыми запасами стратегических природных ресурсов — нефти и газа, вызывающими значительный интерес внешних сил. В то же время центральноазиатские государства, озабоченные проблемами безопасности и экономики, активно стремятся к развитию внешних связей. В их число входят религиозные и террористические группировки. Поэтому в регионе присутствуют самые разнообразные политические и экономические организации, а также структуры безопасности, в связи с наличием религиозных и территориальных группировок.

ШОС - единственная структура международного сотрудничества, объединяющая Китай, Россию и страны Центральной Азии. Включение этих государств в состав участников ШОС позволяет с уверенностью отнести ее к самым представительным организациям международного сотрудничества. Все центральноазиатские республики за исключением проводящей политику нейтралитета Туркмении являются ее членами. Китай и Россия - две державы, территориально замыкающие организацию с юга и севера. Происходящие в регионе события и наблюдающиеся там тенденции, как благоприятные, так и негативные, в известной степени затрагивают все находящиеся там государства. В геополитическом отношении Китай и Россия - соседи, оказывающие самое большое влияние на Центральноазиатский регион. Участие Китая и России в работе ШОС позволяет сформировать оптимальные рамки и условия для решения региональных вопросов во всех областях - геополитической, экономической и обеспечения безопасности. Особенности состава ШОС позволяют обеспечить широкие возможности для регионального сотрудничества и простор для развития связей в сферах политики, экономики и безопасности.

С точки зрения функциональных особенностей специфика ШОС заключается в том, что в ней сведены воедино самые разные сферы деятельности. Остальные региональные структуры в Центральной Азии характеризуются в основном одноплановым функциональным предназначением, представляя собой политические и экономические организации либо структуры обеспечения безопасности. Шанхайская же

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.