Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления вузом путем внедрения BPM-систем'

Повышение эффективности управления вузом путем внедрения BPM-систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / О БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / BPMS / BPM / SOA / OPEN-SOURCE / RUNA WFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калязина Д.М., Федорова А.Е.

В статье возможная оптимизация процесса учета публикационной активности в вузе. В ходе исследования построены модели, проведен выбор класса систем и подход к внедрению. На основе продукта Runa WFE произведена настройка процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления вузом путем внедрения BPM-систем»

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

Совпадение интересов двух стран:

- в политическом плане сыграло важную роль в развитии Шанхайской Организации Сотрудничества и ее направленности на усиление региональной стратегии, противодействие политике однополярного мира и односторонней политике США в эпоху после холодной войны путем выработки стратегии политического баланса и, в конечном счете, реализации идеи многополярного мира;

- в сфере обороны и безопасности - противодействие сепаратистским движениям и экстремизму внутри стран и понимания необходимости создания механизма по обеспечению региональной безопасности, особенно в регионе Центральной Азии, необходимого для противодействия таким угрозам, как терроризм, и на глобальном уровне противодействия угрозе расширения НАТО на Восток, проблеме оккупации Афганистана и непосредственному военному присутствию США на пространстве Центральной Азии;

- в экономическом плане (особенно в энергетической сфере) - Россия в качестве одного из крупнейших в мире производителей и экспортеров нефти и газа и Китай в качестве второго в мире крупнейшего потребителя энергии имеют общие взаимные интересы в развитии сотрудничества в области энергии, и Шанхайская Организация Сотрудничества стала одной из наиболее благоприятных форм реализации этих интересов.

На сегодняшний день нельзя говорить о превращении ШОС в военнополитическую организацию мирового масштаба или организацию целиком экономической направленности, что объясняется различным политическим устройством государств-членов ШОС и различиями в уровне экономического развития, а также условиями с точки зрения безопасности. Вместе с тем, в случае такого развития есть большая вероятность того, что задачи и функции организации, как уже говорилось выше, будут в основном концентрироваться в первую очередь вокруг интересов Китая, и во вторую очередь - вокруг интересов России. Фактически совпадение целей и интересов Китая и России в сфере политики, обороны и безопасности и экономики в последние двадцать лет главным образом и обусловили создание и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества.

©А.С. Ишмеева, С.Ю. Ковтунова, 2015

УДК 65.011.65

Д.М. Калязина, А.Е. Федорова

студентки 4 курса финансово-экономического факультета Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ BPM-СИСТЕМ

Аннотация

В статье возможная оптимизация процесса учета публикационной активности в вузе. В ходе исследования построены модели, проведен выбор класса систем и подход к внедрению. На основе продукта Runa WFE произведена настройка процесса.

Ключевые слова

BPMS, BPM, SOA, open-source, информационные системы, бизнес-процессы, о бразовательное учреждение, Runa WFE. Вуз представляет собой сложную социально-экономическую систему. Управление этой системой - трудоемкий процесс, в ходе которого возникает ряд проблем, среди них наибольшую сложность представляют:

1. обеспечение эффективного взаимодействия подразделений в ходе выполнения кросфункциональных бизнес-процессов,

2. отслеживание состояния отдельных экземпляров многоэкземплярных процессов

3. работа с большими объемами данных и документации.

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

Одним из способов решения подобного рода проблем является внедрение информационных систем. Информационная система - это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения цели. Серьезной трудностью при создании информационной системы вуза является то, что в настоящее время не существует такого программного обеспечения, которое решало бы весь круг задач управления учебным заведением и при этом обладало бы достаточными возможностями по конфигурации в соответствии со спецификой конкретного университета. В результате, вместо комплексного подхода к автоматизации осуществляется ряд внедрений, при которых в разных подразделениях для оптимизации процессов используются разные программные решения. Следствием такой лоскутной автоматизации являются:

• дублирование работ, сотрудникам приходится многократно вводить одну и ту же информацию;

• системы предприятия разрознены из-за этого наблюдается сложность агрегации полученной информации из различных программ, все это приводит к повышению трудозатрат.

Одним из эффективных решений является BPM. Была выдвинута гипотеза, что внедрение данной системы поможет преодолеть эти проблемы.

Сравнительно недавно появился класс систем, получивший название ВРМ, он уже вызвал значительный интерес и активно обсуждается специалистами в сфере IT и менеджмента.

BPM - это новый подход, который невозможно представить без систем класса BPMS. BPMS (Business Process Management Suite) - система управления бизнес-процессами. В некоторых источниках встречается перевод Business Process Management System. Используются также термины BPM-система.

Внедрение BPMS поможет эффективно решить распространенные задачи, такие как:

• «информационный зоопарк», теперь разноплатформенные системы предприятия объединены с помощью с сервис - ориентированной архитектуры SOA;

• отслеживание и управление многоэкземплярными и кросфункциональными процессами;

• оперативное внесение изменений в бизнес-процессы с помощью графического редактора диаграмм.

Нами было проведено исследование по определению подхода к внедрению BPM в вузе. Выделяют такие

подходы к внедрению, как: пилотный проект, «узкое место», параллельное внедрение и шоковая терапия.

Пилотный проект - это выбор процесса, удовлетворяющего требованиям внедрения системы этого класса.

«Узкое место» - это выбор самого проблемного, критичного и трудоемкого процесса, при автоматизации которого достигается рост производительности.

Параллельное внедрение - это означает, что новые технологии целесообразно внедрять параллельно в различных областях производственной деятельности (бухгалтерия, кадры, производство, контроль качества, САПР и т. д.)

Скачок (шоковая терапия) - этот способ предполагает, что работа в системе начинается в определенный день и не предполагает предварительного оповещения и обучения сотрудников.

Специалисты считают, что самыми оптимальными вариантами ввода в эксплуатацию BPM-системы являются пилотный проект и «узкое место».

В доказательство гипотезы о том, что внедрение ВРМ позволит оптимизировать работу вуза, был рассмотрен процесс учета публикационной активности профессорско-преподавательского состава ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ Санкт-Петербургский филиал.

Ответственным по процессу учета публикационной активности является заместитель директора по научно-методической работе. После получения распоряжения, все преподаватели должны направить на кафедры, материалы, касающиеся своей публикационной деятельности. Преподаватель должен сообщить сведения о своем спин-коде, копии статей и т.д. Затем заведующий кафедрой агрегирует полученную информацию. Все данные должны быть представлены в единой форме, согласно шаблону, составленному заместителем директора по научно-методической работе. Заместитель директора, получив всю необходимую информацию, готовит отчет и к определенному сроку отправляет его в головной вуз. Данный процесс является одним из наиболее важных для учета работы университетов, так как результаты мониторинга научно-исследовательской работы является одним из критериев рейтинга эффективности вуза. Регламентация процесса учета публикационной активности профессорско-преподавательского состава описана в нотации IDEF0. Модель представлена на рисунках 1 и 2.

международный научный журнал «инновационная наука»

№6/2015

issn 2410-6070

Рисунок 2 - Декомпозиция модели «AS-IS» Для этого процесса целесообразно использовать технологию внедрения «узкое место». После описания процесса, построения моделей и выбора технологии был проведен обзор рынка и выбраны только бесплатные продукты, так как вуз является бюджетным учреждением.

При формировании списка систем, критериев и их веса использовался метод экспертных оценок. Экспертами выступили преподаватели, специалисты в области BPM-систем, студенты Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Метод взвешенной оценки, результаты которого представлены в таблице, позволяет осуществить более дифференцированную оценку значимости факторов внешней среды. В первую строку выделены критерии отбора, в следующей - коэффициент его важности, также для каждой системы проставлены оценки, подсчитана общая сумма и итог при учете взвешенных коэффициентов.

Метод взвешенной оценки был дополнен методикой MuSCoW. В этой методике выделяются обязательные (must have) и менее важные, но желательные показатели (should have, would have), а также показатели, которых не должно быть (won't have). Было дано обоснование для каждого из параметров. В таблице все системы open source, показатель «бесплатность» являлся must have и не был отражен отдельной строкой в матрице принятия решений.

Таблица 1

Матрица критериев по выбору ПО

Крн i epuii отбора: 0 < и в в в я с иэ а. h t* 9 В в о а с £ у — а л В В i i в с a s в £ n с щ 5 о С в В я s в в-* в « Я » ц S о. i е ъ 3 = В Е 1 г £ L "Z 1С Е fc ; г = В 5 8 л к I S г t 1 ° — С в * а Г ь я S* Г PS i £ и i а 3 Iй, п 2 я 3 = V 6 8 a S л р Я Ё | Р а £ С о ¡5

Коэффициент: 3 8 6 9 8 9 9 9 С 9

BOS 4 к 7 В 6 е S 6 И 7 66 51

Runa \VFE 9 8 S) 7 S 9 У Б 5 81 61

inlalio 7 9 к 5 9 3 5 4 1 6 6S 51

Bizagi 8 9 7 3 9 S 7 9 8 5 74 56

Aciivitt 9 1 7 J 1 8 3 9 4 5. i0 36

ELMA 9 7 7 6 9 8 9 S 9 8 80 (0

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучшие результаты показали три системы: Runa WFE, ELMA и Bizagi. Система Bizagi «проигрывает» в «надежности», а это один из важных критериев отбора. Runa WFE и ELMA получили примерно одинаковые оценки, хотя по одному из наиболее важных показателей «наличие панели управления (Dashboard)» ELMA получила высший балл, но в симуляционной версии существует ограничение по количеству пользователей. Именно поэтому мы остановили свой выбор на Runa WFE.

Авторами была создана модель процесса учета публикационной активности профессорско-преподавательского состава в нотации BPMN. При построении использовалась платформа Runa WFE. Фрагмент модели представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Фрагмент модели в нотации BPMN.

Внедрение этой BPM-системы в работу ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ Санкт-Петербургский филиал и автоматизация процесса учета публикационной активности профессорско-преподавательского состава позволит повысить эффективность управления образовательным учреждением.

Необходимо обратить особое внимание на возможные проблемы при автоматизации этого процесса.

Высока вероятность, что сотрудники не подготовлены к внедрению новой системы. Это выражается как в технической некомпетентности, так и в нежелании принять новые изменения. В таких случаях нередко возникает саботаж. Для переподготовки персонала и эффективного освоения системы сотрудниками необходимо проводить обучающие тренинги и лекции. В Санкт-Петербургском филиале Финансового университета при Правительстве РФ проводились лекции, в ходе которых студенты на практике изучали основы BPM-системы Runa WFE. По окончании курса все студенты показали высокие результаты по освоению системы. Это позволяет сделать вывод, что система проста и интуитивно понятна. Для предотвращения саботажа необходимо создать регламент и внести изменения в должностные инструкции, а также мотивировать его материальными и нематериальными способами.

Существуют и другие проблемы при внедрении информационных систем, но без качественной реализации организационно-методической части проекта, успешная эксплуатация системы будет невозможна.

Список использованной литературы:

1. Соловьева Е. О. Основные тенденции государственной образовательной политики в новейшей истории России // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - №1.

2. Калязина Д. М., Федорова А. Е. Обоснование выбора BPM системы современного вуза// ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. -2014. Башкирский государственный университет (У фа) РИЦ БашГУ- С. 269-271.

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

3. Бондаренко Е.Ю, Махов А.М. Информационные системы в деятельности современного вуза // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1. С. 52-53.

4. Деревянко Ю.Д., Принцев А.С., Соколов Н.Е. Принципы создания и развития системы менеджмента качества современного вуза // Финансы, деньги, инвестиции. Аналитический журнал. 2013. №1(45). С. 35-38.

5. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. О методике проведения практических занятий по информационным технологиям управления бакалаврам управленческих специальностей // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2013. № 1. - С. 3-5

© Д М. Калязина, А.Е. Федорова, 2015

УДК 658.821

Д.Г. Кахриманова, к.э.н., доцент Институт экономики и предпринимательства, г. Москва, РФ

Г.Д. Магомедов, к.э.н., доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

г. Москва, Российская Федерация

ВЕНДИНГОВЫЙ БИЗНЕС И СЕРВИС УСЛУГ Аннотация

Рассматриваются современные практические вопросы вендинга - как одного из прогрессивных и динамично развивающихся способов торговли. Показаны практические подходы развития вендинга, обоснована необходимость принятия мер по повышению эффективности этого вида бизнеса.

Ключевые слова

Торговые автоматы, вендинговый бизнес, мобильная торговля, вендинг-сервис.

Сегодняшний современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товарами, изменяется соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Так, в России динамика роста продаж через современные форматы торговли - гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры - достаточно высока и составляет 11,9% в год. Если рассматривать внемагазинную форму организации торговли, то рост оборота Интернет-торговли составляет около 19% в год, через торговые автоматы - 72%. Однако, он до сих пор не консолидирован и ненасыщен: в Москве вендинговый рынок освоен примерно на 10%, в регионах - на 3%. Вендинг сегодня рассматривается как самостоятельный бизнес. Развитие услуг вендинга является важнейшим условием дальнейшего повышения производительности труда и культуры торговли[1].

Производство вендинговых автоматов в России только начинает свое развитие и ощущается сильная конкуренция со стороны Запада. Сегодня в стране нет полного цикла производства торгового оборудования (автоматов), присутствует лишь небольшая кооперация с западными производителями на основе сборки из готовых зарубежных деталей (и только сборка некоторых моделей определенной модификации). В последнее годы заметно возрос спрос на покупку торговых автоматов.

Вендинговые автоматы - это один из наиболее динамичных и перспективных видов розничной торговли и способов предоставления услуг[2]. На сегодняшний день в Москве можно найти немало компаний-поставщиков, предлагающих торговые автоматы различных производителей и обещающих покупателям всевозможные условия как по ценам, гарантийному и сервисному обслуживанию, условиям поставки, так и по дополнительному сервису: обучению, поставкам ингредиентов и расходных материалов, консультациям и с элементами использования франчайзинга[3].

Так сложилось исторически, что операторы определяли «индивидуальный вендинг-сервис» как возможность удовлетворять запросам потребителя и своевременно откликаться на сервисные предложения. Эти вещи всегда будут оставаться главными в вендинг-сервисе. Требования к потребителю-покупателю через торговый автомат также заметно повышаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.