Научная статья на тему 'Вендинговый бизнес и сервис услуг'

Вендинговый бизнес и сервис услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1341
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ / ВЕНДИНГОВЫЙ БИЗНЕС / МОБИЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / ВЕНДИНГ-СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кахриманова Д.Г., Магомедов Г.Д.

Рассматриваются современные практические вопросы вендинга как одного из прогрессивных и динамично развивающихся способов торговли. Показаны практические подходы развития вендинга, обоснована необходимость принятия мер по повышению эффективности этого вида бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вендинговый бизнес и сервис услуг»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

3. Бондаренко Е.Ю, Махов А.М. Информационные системы в деятельности современного вуза // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1. С. 52-53.

4. Деревянко Ю.Д., Принцев А.С., Соколов Н.Е. Принципы создания и развития системы менеджмента качества современного вуза // Финансы, деньги, инвестиции. Аналитический журнал. 2013. №1(45). С. 35-38.

5. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. О методике проведения практических занятий по информационным технологиям управления бакалаврам управленческих специальностей // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2013. № 1. - С. 3-5

© Д М. Калязина, А.Е. Федорова, 2015

УДК 658.821

Д.Г. Кахриманова, к.э.н., доцент Институт экономики и предпринимательства, г. Москва, РФ

Г.Д. Магомедов, к.э.н., доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

г. Москва, Российская Федерация

ВЕНДИНГОВЫЙ БИЗНЕС И СЕРВИС УСЛУГ Аннотация

Рассматриваются современные практические вопросы вендинга - как одного из прогрессивных и динамично развивающихся способов торговли. Показаны практические подходы развития вендинга, обоснована необходимость принятия мер по повышению эффективности этого вида бизнеса.

Ключевые слова

Торговые автоматы, вендинговый бизнес, мобильная торговля, вендинг-сервис.

Сегодняшний современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товарами, изменяется соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Так, в России динамика роста продаж через современные форматы торговли - гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры - достаточно высока и составляет 11,9% в год. Если рассматривать внемагазинную форму организации торговли, то рост оборота Интернет-торговли составляет около 19% в год, через торговые автоматы - 72%. Однако, он до сих пор не консолидирован и ненасыщен: в Москве вендинговый рынок освоен примерно на 10%, в регионах - на 3%. Вендинг сегодня рассматривается как самостоятельный бизнес. Развитие услуг вендинга является важнейшим условием дальнейшего повышения производительности труда и культуры торговли[1].

Производство вендинговых автоматов в России только начинает свое развитие и ощущается сильная конкуренция со стороны Запада. Сегодня в стране нет полного цикла производства торгового оборудования (автоматов), присутствует лишь небольшая кооперация с западными производителями на основе сборки из готовых зарубежных деталей (и только сборка некоторых моделей определенной модификации). В последнее годы заметно возрос спрос на покупку торговых автоматов.

Вендинговые автоматы - это один из наиболее динамичных и перспективных видов розничной торговли и способов предоставления услуг[2]. На сегодняшний день в Москве можно найти немало компаний-поставщиков, предлагающих торговые автоматы различных производителей и обещающих покупателям всевозможные условия как по ценам, гарантийному и сервисному обслуживанию, условиям поставки, так и по дополнительному сервису: обучению, поставкам ингредиентов и расходных материалов, консультациям и с элементами использования франчайзинга[3].

Так сложилось исторически, что операторы определяли «индивидуальный вендинг-сервис» как возможность удовлетворять запросам потребителя и своевременно откликаться на сервисные предложения. Эти вещи всегда будут оставаться главными в вендинг-сервисе. Требования к потребителю-покупателю через торговый автомат также заметно повышаются.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Экономический кризис практически никак не затрагивает вендинговую торговлю, а скорее даже наоборот - способствует её развитию[4]. Конечно, наблюдается небольшой рост рублевой цены торговых автоматов, и это связано, прежде всего, с сокращением ввоза импортного оборудования, и как следствие -уменьшение числа желающих начать свой вендинговый бизнес. Но для активно внедряющих и применяющих этот бизнес это приводит к снижению конкуренции. Прибыльность торговых автоматов может измениться лишь из-за снижения платежеспособности покупателей. Однако, практика последних лет показывает, что даже в условиях экономического кризиса на фоне общего незначительного снижения популярности тех же снековых автоматов, прибыль от кофейного оборудования возрастает на 15-20%.

Одним из гарантов длительной перспективы вендингового бизнеса является обширность этой ниши, несмотря на кажущееся отсутствие разнообразия. С одной стороны, вся суть бизнеса заключается в автомате, и от этого никуда не деться. Но, с другой стороны, всего один элемент техники представляет настолько широкие возможности, что каждый предприниматель может создать бизнес по индивидуальной, максимально удобной и выгодной модели, а конкуренция длительное время фактически будет отсутствовать именно по причине этой индивидуальности[5].

Так, по оценке российских дилеров вендинговых автоматов, доля успешных предпринимателей в вендинге может составлять более 95%, и для этого в России существуют все условия, характерные для развивающегося рынка - подготовленная целевая аудитория (готовая покупать через автоматы) и фактическое отсутствие конкуренции.

Появление широкой линейки недорогих автоматов российского производства может способствовать появлению крупных сетей. На сегодняшний день рынок российского вендинга раздроблен, и в стране нет национальных операторов. Ряд компаний работают в нескольких городах, однако количество их региональных подразделений не превышает 5, что, конечно же, недостаточно для выделения явных лидеров рынка. Исключение составляют западные игроки - производители сырья, одновременно выступающие в роли операторов. Несмотря на то, что сети торговых автоматов, объединяющие более 10 машин, появляются и на рынках региональных столиц, даже на локальном уровне нельзя говорить о насыщении и серьезной конкурентной борьбе.

К сожалению, на сегодняшний день рынок торговых автоматов в городе Москве недостаточно развит, хотя потребность в этих сетях значительная. Одним из главных

препятствий развития индустрии торговых автоматов является несовершенство законодательной базы, особенно в отношении регулирования порядка использования контрольно-кассовой техники в автоматизированной торговле. На российском рынке в настоящее время доминируют импортные автоматы и внедрение контрольно-кассовой техники в автоматизированной торговле невозможно применить. Кроме того, отсутствует возможность совместимости электронной карты различных пакетов. Вместе с тем сегодня на рынке есть недорогие модели, которые могут встраиваться и удачно использоваться в вендинговых машинах, которые предлагают многие отечественные специалисты- инженеры. Однако порядок применения ККТ в торговых автоматах до сих пор не определен. Четкое определение сферы, к которой относятся торговые автоматы, позволит прийти к единому стандарту базовой доходности при расчете размера налогов. Торговые автоматы требуют базовой доходности как средства развозной торговли, однако сегодня наблюдаются случаи, когда к вендинговым машинам пытаются применить базовую доходность «Торговое место» (ведь, например, размещая автомат в ТЦ, оператор действительно выступает арендатором наравне с магазинами, - отличие лишь в размере снимаемой площади), что вдвое увеличивает размер налога.

Национальная Ассоциация Автоматизированной Торговли (НААТ) - первое профессиональное объединение компаний, работающих на вендинговом рынке России. Объединяет 38 компаний, работающих в сферах вендинга, производства оборудования, производства и дистрибуции ингредиентов и наполнителей, выставочной деятельности. Компании, входящие в НААТ, работают в Москве, Ростове-на-Дону, Тюмени, Сургуте, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске и многих других городах. Среди членов НААТ -компании «Город кофе», «Премакса», «СИБА-вендинг», «Фирма ВАЛЕО», «Ювенко Инвест», «Группа Вендорус», «КОКА-КОЛА » и т.д. Одна из основных целей Ассоциации - защита интересов своих членов, создание благоприятной экономической и правовой ситуации для развития рынка автоматизированной торговли в России. Первым серьезным вопросом, за решение которого принялась Ассоциация, стала проблема использования контрольно-кассовых машин в торговых автоматах. В задачи Ассоциация входит также обучение специалистов, проведение совместных мероприятий, формирование стандартов качества в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

отрасли, проведение исследований, консультационно-информационная поддержка своих членов, представление интересов российского вендинга в международных организациях и многие другие дела.

В планах по развитию вендинга ( автоматизированной торговли), в марте была подготовлена концепция, по которой до конца 2015 года в Москве планируется установить около 90 тысяч торговых автоматов. Это возможность привлечет в городскую казну около 4 млрд. рублей в год, благодаря налогам и арендной плате. Пока в Москве лишь около 15 тыс. аппаратов.

К концу мая предполагается разработка концепции развития вендинговой торговли на 2015-2017 гг. Одновременно будет вестись работа по подготовке необходимых нормативных актов. Необходимо чтобы автоматизированная торговля и нестационарная развивались по одним правилам, так как их механическое объединение может привести к нежелательным результатам бизнеса.

Каковы же прогнозы развития торговли через торговые автоматы? Сейчас в России вендинг стремительно набирает обороты. Перспективы вендинга в России выглядят чрезвычайно оптимистическими, то есть потенциал рынка просто огромный. По доходности этот бизнес можно смело назвать лидером в России среди легальных.

При выборе конкретного направления вендинга необходимо учитывать, что различные виды вендинг-бизнеса требуют совершенно разных вложений. Так, например, для того, чтобы начать работу с механическими торговыми автоматами потребуется в десятки раз меньше вложений, чем с другими разновидностями вендоров. Если для электронных вендинг-машин специалисты называют начальной сумму в 30-35 тысяч долларов США (10-20 единиц оборудования), то для механических вендинг-машин эта сумма составит 3- 3, 5 тысячи долларов США (также 10-20 единиц оборудования).

Выводы. На сегодняшний день в России можно найти немало компаний-поставщиков, предлагающих торговые автоматы различных производителей и обещающих всевозможные условия как по ценам, гарантийному и сервисному обслуживанию, условиям поставки, так и по дополнительному сервису. За счет свободной ниши, простого старт-апа, наличия всесторонней информационной поддержки и многообразия в организации бизнеса, вендинг в ближайшее время останется один из наиболее перспективных вариантов малого бизнеса как для начинающих бизнесменов, так и для состоявшихся предпринимателей, желающих увеличить свой доход без риска и временных затрат. Список использованной литературы:

1. Галагузова М.А. Инновационный менеджмент: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1. С. 3-8.

2. Золотницкий А.Р. Теория и практика вендинга. - ЭКО, №7, 2008

3. Иванов Г.Г. Как бы мне, рябине... использование франчайзинга в торговле // Российское предпринимательство. 2006. № 1. С. 104-107.

4. Журкина Л.С., Уханова Ю.А., Никишин А.Ф. Влияние политики импортозамещения на торговлю российской Федерации // Инновационная наука. - 2015. Т. 1. № 5. С. 103-105.

5. Маслова А.Е., Тимяшева Е.Т., Никишин А.Ф. Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли // Инновационная наука. - 2015. Т. 1. № 5. С. 195-197.

©Д.Г. Кахриманова, Г.Д. Магомедов, 2015

УДК 338.49

Д. Г. Кахриманова, к.э.н., доцент Институт экономики и предпринимательства, г. Москва, РФ

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В

УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация

Обеспечение устойчивости деятельности предприятия является важной ключевой задачей в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.