Научная статья на тему 'Региональный механизм межфирменного субконтрактинга разномасштабных акторов экономики в моноотраслевом регионе'

Региональный механизм межфирменного субконтрактинга разномасштабных акторов экономики в моноотраслевом регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНООТРАСЛЕВОЙ РЕГИОН / МЕХАНИЗМ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / САНКЦИИ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнутдинов Р.Р.

В статье предлагается практический организационно-экономический механизм межфирменного субконтрактинга разномасштабных акторов экономики, способный обеспечить повышение автаркии моноотраслевых регионов и обеспечить их антикризисное развитие в условиях применения секторальных санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный механизм межфирменного субконтрактинга разномасштабных акторов экономики в моноотраслевом регионе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Таблица 2

Понятия «эффективность функционирования предприятия»

Авторы Определения

Белый А.П., Лысенко Ю.Г., Мадих А.А. Эффективность функционирования предприятия - отношение объема выходов предприятия к объему входов, которые измерены в сопоставимых единицах

Гончаров В.И. Эффективность деятельности предприятия определяется степенью рационального использования ресурсов, навыков и применяемой технологии, а также усилий предприятия для производства продукции и услуг при удовлетворении конкретного рыночного спроса

Иващенко Н.П. Эффективная деятельность предполагает получение максимального результата за счет имеющихся ресурсов или получение определенного результата с минимальными затратами ресурсов

Покропивный С.Ф. Эффективность производства (деятельности предприятия, производительности системы) - это комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы (работников) за определенный промежуток времени

Федорова Н.Н. Эффективность производственной организации определяется ее способностью адаптироваться к внешним условиям функционирования, сохраняя себя при этом как целостное образование

Шеремет А. Д., Сайфулин Р.С. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия или относительно размера авансированных ресурсов или размера их потребления (затрат) в процессе производства

Исследование и анализ приведенных определений позволяют сделать вывод, что два понятия «эффективность производства» и «эффективность функционирования предприятия» тесно связаны друг с другом. Разные авторы с разных сторон рассматриваю данное понятие, но сходятся они в одном -«эффективность функционирования предприятия» является результативным итогом хозяйственной деятельности предприятия.

Список использованной литературы:

1. Гончарук А.Г. О природе экономической эффективности предприятий пищевой промышленности / А.Г. Гончарук // Економша промисловосп. - 2008. - № 1. - С. 83-90.

2. Ефремова А.А., Солонинчик К. Инновационная наука. Международный научный журнал. - Уфа, 2015. -№6/2015, С. 76-80.

3. Ефремова А.А., Фахриев С. Роль основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия / Международный научный журнал «Символ науки». - Уфа, 2015. - №6, стр. 115-117.

© Ефремова А.А., Наземцева В., 2015

УДК 338

Р.Р. Зайнутдинов

Стажер кафедры

«Региональной экономики и природопользования» Санкт-Петербургского государственного экономического университета г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МЕЖФИРМЕННОГО СУБКОНТРАКТИНГА РАЗНОМАСШТАБНЫХ АКТОРОВ ЭКОНОМИКИ В МОНООТРАСЛЕВОМ РЕГИОНЕ

Аннотация

В статье предлагается практический организационно-экономический механизм межфирменного субконтрактинга разномасштабных акторов экономики, способный обеспечить повышение автаркии моноотраслевых регионов и обеспечить их антикризисное развитие в условиях применения секторальных санкций.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Моноотраслевой регион, механизм, малый бизнес, санкции, кризис.

В настоящее время активное внимание исследователей сфокусировано на поиске инструментов эффективного управления региональной экономикой с учетом определенных закономерностей развития моноотраслевых регионов. Так, Л.В. Ларченко в своих исследованиях отмечает, что в наибольшей степени проблемы моноотраслевых регионов (институциональная неустойчивость, истощение сырьевой базы, зыбкая рыночная конъюнктура, невысокое качество управления региональным развитием) сопряжены с системными особенностями, структурой, внутренними связями и отношениями в системе региональной экономики моноотраслевых регионов [1, с. 8, 2, с .20].

Одной из основных проблем, препятствующих экономическому развитию, является импортозависимость российских регионов. В наибольшей степени данная проблема характерна для регионов с высокими показателями промышленного производства в нефтегазодобывающей отрасли. Одним из таких регионов является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (ХМАО-Югра), поскольку регион обладает самыми большими запасами нефти (52% от общероссийского объема добычи), его социально-экономическое развитие обеспечивается ресурсно-сырьевым потенциалом. Нефтегазодобывающей отраслью формируется 66% валового регионального продукта и осуществляется 71% инвестиций в основной капитал [3, с. 101]. Однако на сегодняшний день пиковые показатели добычи нефти в регионе снизились. На период до 2020 года прогнозируется снижение извлекаемых объемов на 43 млн. тонн, что требует активизации добычи трудноизвлекаемых залежей баженовской свиты [4, с. 56]. Но эскалация напряженности внешнеполитических факторов с последующим применением рестриктивных мер резко сократила возможности использования внешних ресурсов и реализацию проектов с привлечением зарубежных компаний.

В данной связи актуальным становится поиск внутренних точек роста, определяемых внешними ограничениями и назревшими преобразованиями в моноотраслевой экономике региона. Задачи по повышению автаркии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за счет формирования конкурентной среды, стимулирующей развитие малого бизнеса и выстраивание эффективных механизмов взаимодействия разномасштабных акторов экономики, способных обеспечить антикризисное развитие региона, приобретают первоочередное значение.

Главным принципом построения предлагаемого механизма будет выступать вовлечение предприятий малого бизнеса в инвестиционные проекты крупных отраслевых предприятий, посредством предоставления компенсации процентных ставок крупным предприятиям за счет перераспределения средств, предусмотренных на развитие малого бизнеса по традиционным направлениям региональной программы государственной поддержки малого бизнеса. Объединение разномасштабных и разнопрофильных предприятий может стать фундаментом для вновь образующихся предприятий малого бизнеса, толчком для повышения промышленного потенциала региона и реструктуризации непрофильных видов деятельности крупных предприятий, а также может способствовать увеличению занятости и образованию эффективных промышленных кластеров.

Детальное описание функционирования предложенного механизма субконтрактации разномасштабных акторов экономики состоит из следующих этапов:

1 этап. Крупные отраслевые предприятия, на основе собственных производственных планов, определяют непрофильные виды работ или услуг, целесообразные для передачи в субконтрактинг региональным предприятиям малого бизнеса. Подготавливается определенный проект с технической документацией, пояснительной запиской и планом субконтрактного квотирования для определения, рациональности, осуществления данного проекта в рамках регионального развития и возможности его исполнения субъектами малого бизнеса.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

2 этап. Департаментом экономического развития региона, при необходимости с непосредственным участием крупных отраслевых предприятий и инфраструктурных организаций определяются значимые для социально-экономического развития региона проекты. Утвержденный перечень проектов публикуется на портале государственных заказов, уведомления отправляются крупным отраслевым предприятиям, чьи проекты приняты для исполнения в рамках регионального механизма субконтрактинга разномасштабных акторов экономики.

3 этап. Крупные отраслевые предприятия объявляют о проведении конкурса на B2B площадках, при необходимости направляют уведомления в предприятия инфраструктурной поддержки. Тендерный отбор проводится между всеми субъектами малого бизнеса (средними, малыми и микропредприятиями) по условиям, ранее определенным в плане субконтрактного квотирования.

4 этап. Сформированный кластер уведомляет департамент экономического развития региона о количестве соисполнителей, точном перечне выполняемых работ, услуг, доле ответственности в рамках исполнения проектных обязательств и условиях выдачи банковского займа.

5 этап. Департамент экономического развития региона определяет объем средств, предусмотренных на развитие малого бизнеса, которые будут направляться в банковские структуры для погашения части займа в рамках исполнения проекта через региональный механизм межфирменного субконтрактинга разномасштабных акторов экономики.

Основными преимуществами использования предложенного механизма для пространственно-локализованной социально-экономической системы моноотраслевого региона - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры являются:

1. Региональный контроль и координация деятельности субъектов бизнес-среды;

2. Крупные отраслевые предприятия получат доступ к льготным займам в виде компенсации части процентной ставки по кредитным продуктам, посредством финансовых ресурсов, ранее планируемых для поддержки малого бизнеса.

3. Получение доступа малых предприятий к серьезным, возможно долгосрочным инвестиционным проектам крупных отраслевых предприятий.

Предлагаемый механизм межфирменного субконтрактинга разномасштабных акторов экономики, при его конструктивном внедрении, способен укрепить автаркию региона, повысить его антикризисную устойчивость, снизить издержки производства крупных отраслевых предприятий и диверсифицировать моноотраслевую зависимость за счет роста сферы малого бизнеса в экономике региона.

Расширение взаимодействия разномасштабных акторов экономики сможет повысить уровень внутрирегиональной конкуренции, обеспечить население новыми рабочими местами и расширить налогооблагаемую базу регионального бюджета.

Список использованной литературы:

1. Ларченко Л.В. Государство и ресурсодобывающие регионы Севера. Санкт-Петербург, 2008. - 208 с.

2. Ларченко Л.В. Воспроизводство минерально-сырьевой базы как основа национальной безопасности страны (на примере северных регионов) // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 1. С. 20-29.

3. Зайнутдинов, Р.Р. Совершенствование региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем регионе (на материалах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / Р.Р. Зайнутдинов // Российское предпринимательство, №15/262, 2014 г., С. 103-112.

4. Зайнутдинов, Р.Р. Устойчивое развитие экономики нефтегазодобывающего региона посредством совершенствования практики развития малого бизнеса (на материалах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / Р.Р. Зайнутдинов // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы устойчивого развития российских регионов», ответственный редактор Л.Н. Руднева. 2014. С. 56-59.

© Зайнутдинов Р.Р., 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 УДК 338.46

И.И. Захарова

Старший преподаватель кафедры «Технология продукции общественного питания» ИПТД-филиал ГБОУ ВО НГИЭУ Р.В.Крылова Старший преподаватель кафедры «Технология продукции общественного питания» ИПТД-филиал ГБОУ ВО НГИЭУ г. Нижний Новгород, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация

Индустрия питания - это форма удовлетворения потребностей населения по организации питания вне дома. Конкуренция на рынке услуг требует постоянного развития, совершенствования и обновления от предприятий питания. Большей популярностью пользуются заведения в среднем и низшем ценовых сегментах. В последнее время в крупных городах России наметился существенный рост конкуренции среди игроков рынка питания, что влечёт за собой увеличение количества предприятий питания на душу населения, развитие демократичного сегмента в индустрии питания, с существенным снижением величины среднего чека.

Ключевые слова

Индустрия питания, производство, конкурентоспособная продукция, анализ предприятий питания.

Сегодня индустрия питания представляет собой мощную, широко разветвлённую отрасль народного хозяйства, которая наряду со здравоохранением, социальным обеспечением населения решает важные социальные и экономические задачи. Индустрия питания - это форма удовлетворения потребностей населения по организации питания вне дома. Отрасль включает предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам и специализации. Индустрия питания занимает значительное место в сфере обслуживания населения. Её роль в современной России определяется характером и масштабом потребностей. От качества удовлетворения потребностей зависят здоровье, работоспособность, настроение, качество жизни потребителей. В последние годы наблюдаются значительные изменения в сфере питаня, что привело не только к полной самостоятельности субъектов хозяйствования, и иным взаимоотношениям между ними и органами государственной власти, но и к новым подходам к требованиям по организации индустрии питания. Конкуренция на рынке услуг требует постоянного развития, совершенствования и обновления от предприятий питания. На основе маркетинговых исследований рынка, эффективных форм хозяйствования и управления, внедрения новых технологий, предприятия самостоятельно вырабатывают тактику и стратегию своей деятельности.

Итоги 2013 года в сфере общественного питания города Нижнего Новгорода оказались лучше, чем прогнозировали эксперты. Вопреки неблагоприятной экономической ситуации сужение рынка не произошло, как предполагалось. В Нижегородской области продолжается рост оборота общественного питания, хотя его темпы роста и снизились. В 2013 г., по данным ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая исстема), он составил 24,2 млрд руб., что на 3% больше, чем в 2012 г. В 2012 г., по сравнению с 2011 г., он вырос на 11%.

За год произошло существенное перераспределение между форматами внутри рынка. Большей популярностью пользуются заведения в среднем и низшем ценовых сегментах. К популярным трендам относятся открытие большого количества заведений японской кухни и пивных ресторанов. За последнее время в сегменте рынка общественного питания прошли большие изменения. Растёт уровень сервиса, расширяются предлагаемые возможности, внедряются перспективные формы и методы обслуживания [4]. Ресторанный рынок Нижнего Новгорода продолжает стагнировать, т.е. наблюдается застой производства. Ежегодно в городе открывается много предприятий общественного питания, но и закрывается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.