Научная статья на тему 'Факторы и принципы разработки стратегии развития регионального АПК'

Факторы и принципы разработки стратегии развития регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
980
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПК / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Измалков Андрей Алексеевич

Исследованы факторы, определяющие специфику разработки стратегии развития АПК региона, и систематизированы принципы, отражающие различные аспекты развития АПК как территориально-отраслевой системы регионального уровня и управления процессами ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Измалков Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и принципы разработки стратегии развития регионального АПК»

ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

А.А. Измалков

Аннотация. Исследованы факторы, определяющие специфику разработки стратегии развития АПК региона, и систематизированы принципы, отражающие различные аспекты развития АПК как территориально-отраслевой системы регионального уровня и управления процессами ее функционирования.

Ключевые слова: стратегия, региональный АПК, факторы развития, принципы развития, перспективы развития.

Сложность регионального агропромышленного комплекса, как локализованной территориально -отраслевой системы требует специального исследования факторов, определяющих специфику функционирования АПК региона и оценки перспектив его развития.

Н.Д. Родионова и В.В. Казаков [6] обращают внимание на то, что при разработке стратегии развития территориально-отраслевых систем регионального уровня все больше внимания уделяется углубленному исследованию всех элементов региональной системы, совокупности пропорций и взаимосвязей между ними, вопросам формирования социально-экономической среды и управления воспроизводственными циклами с высоким уровнем локализации. При этом территориально-отраслевые системы представляются как интегрированные системы хозяйствования.

Рассматривая сущность территориально-отраслевых систем регионального уровня, С.С. Старикова [8] приходит к выводу о необходимости выделения в качестве объекта исследования регионального экономического пространства в форме территориально-интегрированной системы экономических отношений, специфика которой определяется трансформационными и трансакционными факторами воспроизводства региона, эволюционирующими в природной и социальной среде. При этом устойчивое пространственное развитие регионального хозяйства и его элементов представляется в виде стратегического процесса качественного изменения экономической системы и повышения эффективности использования ресурсного потенциала региона на основе гармонизации темпов и направлений развития с условиями среды функционирования, а также сохранения эффективных условий расширенного воспроизводства региона, достижения пропорциональности пространственной структуры регионального хозяйства за счет рационального размещения ресурсов, факторов и отраслей.

Неоднородность элементов регионального АПК и их различная производственная ориентация обуславливают возникновение нескольких подходов к организации структуры территориально-отраслевого комплекса и, соответственно, различий в разработке стратегии развития агропромышленного комплекса региона. Одним из традиционных способов формирования структуры агропромышленных комплексов регионального уровня является выделение отдельных продуктовых подкомплексов как объединения отраслей и видов деятельности, экономически и технологически связанных с производством тех или иных конечных продуктов, проявляющегося в форме экономических отношений и взаимосвязей между относительно обособленными хозяйствующими субъектами различных отраслей по поводу производства конкретного вида сельскохозяйственной продукции, ее переработки и доведения до конечного потребителя. Ряд исследователей отдают приоритет продуктовым агропромышленным кластерам [7], определяя их как специфическую форму агропромышленной интеграции, эволюционно формирующейся

на локализованной территории за счет взаимодействия предприятий-конкурентов, интегрирующих усилия для формирования единого экономического пространства и осуществления контроля за ним. В качестве альтернативного способа организации единого экономического пространства некоторые исследователи предлагают использовать отраслевые союзы.

Очевидно, что стратегия развития регионального АПК должна разрабатываться исходя из степени управленческого воздействия, которое могут оказывать на различные элементы данной территориально-отраслевой системы органы региональной власти. Без соответствующей системы управления стратегия развития превращается в формальный документ, а стратегические цели развития - в пустые декларации. В широком смысле слова управление региональным АПК, по мнению М.И. Сухомлиновой [9], можно рассматривать как систему мер воздействия на развитие элементов территориально-отраслевого комплекса с целью формирования оптимальных условий функционирования хозяйствующих субъектов, интегрированных в него, в соответствии с целевыми ориентирами в рамках обеспечения стабильного и сбалансированного развития АПК региона и поддержания агропродовольственных и производственных пропорций. Управленческое воздействие на агропромышленное производство на региональном уровне происходит за счет формируемого управляющей подсистемой организационно-экономического механизма управления, представляющего собой совокупность элементов, определяющих порядок прямого и косвенного воздействия региональных органов управления на условия функционирования и развития хозяйствующих субъектов аграрного сектора, перерабатывающих предприятий и объектов производственной инфраструктуры АПК. А реализация функций управления региональным АПК осуществляется региональными органами управления агропромышленным комплексом по трем основным направлениям: управление отдельными территориями, управление отраслями (межотраслевыми связями) и управление отдельными процессами (сбыт продукции, снабжение, продвижение инновационных технологий, консалтинг и т.д.).

Еще одна сложность в формировании единого экономического пространства региональных АПК как объекта стратегического управления является многоукладность экономики аграрного сектора. Основная задача функционирования многоукладной аграрной экономики, по мнению П.И. Дугина и В.Н. Галина [1], состоит в формировании адекватного организационно-экономического механизма, обеспечивающего эффективное функционирование хозяйствующих субъектов различных форм собственности, балансирующего интересы всех элементов АПК с учетом специфики их деятельности, сложившейся системы экономических отношений, природно-климатических, экономических, производственно-технологических, демографических и исторических условий воспроизводства собственности и ресурсного потенциала территориально-отраслевых комплексов. Они справедливо полагают, что единое экономическое пространство АПК может быть сформировано лишь при обеспечении баланса интересов всех субъектов агропромышленного комплекса. Изначальная естественная разнонаправленность интересов бизнес-структур (максимизация экономического эффекта) и сельского социума (максимизация социального эффекта) может быть сбалансирована только при участии государства как эффективного регулятора процессов экономического и социального развития. При этом следует отметить, что и само государство в ряде случаев может становиться своеобразным ограничителем развития хозяйст-

вующих субъектов (например, рост налогов отчислений в различные фонды, снижение уровня поддержки производителей, ужесточение административного контроля и т.д.) и территориальных образований (сокращение бюджетного финансирования, рост тарифов, «оптимизация» объектов социальной инфраструктуры и т.п.). В этих условиях именно стратегия развития позволяет наглядно отобразить алгоритмы перераспределения доходов в рамках единого экономического пространства и обеспечить прозрачность процессов формирования бюджетов развития территориальных и территориально-отраслевых образований.

Одним из ключевых направлений стратегического балансирования интересов субъектов регионального АПК является совершенствование системы взаимодействия государства и предпринимательских структур. В качестве системообразующих элементов положительного взаимодействия в современной экономической литературе наиболее часто выделяют частно -государственное партнерство и социальную ответственность бизнеса.

В.М. Зимняков, В.А. Гудашев и А.Ю. Сергеев [2] предлагают в качестве приоритетных задач стратегического развития АПК выделять: пропорциональное и сбалансированное развитие АПК и его подкомплексов с ориентацией на достижение максимально возможных конечных результатов; обеспечение роста объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития агропромышленного комплекса и повышения эффективности использования потенциала развития территориально-отраслевой системы; углубление специализации и развитие интеграционных процессов в рамках регионального АПК, обеспечение паритетности межотраслевых связей и отношений; развитие инфраструктуры регионального продовольственного рынка, адекватной складывающейся в регионе системе отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Обоснование стратегии развития территориально-отраслевых образований, по мнению П.Е. Подгорбун-ских и Л.В. Субботиной [5], должно исходить из территориальной организации хозяйственного комплекса, определяющей пространственную упорядоченность его структурных элементов; их пространственное взаимодействие и реализацию возможных их комбинаций; выбор специализации, рациональных форм и размеров хозяйствующих субъектов в соответствии с интересами социума локальных территориальных образований и в рамках парадигмы устойчивого развития социально-экономических систем.

Г.Б. Клейнер приходит к выводу о том, что в территориальных и территориально-отраслевых экономических системах ориентация на реализацию принципа максимизации должна быть заменена на использования принципа гармонизации. Он отмечает, что «в стандартной теории предполагается, что региональный экономический субъект оценивает результаты своей деятельности по значениям какого-либо показателя (дохода, прибыли, стоимости, капитализации и т.п.) и стремится к достижению максимального уровня этого показателя. Принцип гармонии же не требует от агента концентрации на каком-либо одном показателе и, наоборот, рекомендует оценивать результаты работы по степени сбалансированности всех основных характеристик производства. Следовательно, под контролем должны быть все виды систем, от которых зависит деятельность агента, и все стороны этой деятельности» [3. - С. 8].

Очевидно, что являясь элементом системы более высокого уровня, региональный АПК строит стратегию своего развития исходя из стратегии социально-экономического развития региона в соответствии с принципами федеральной политика регионального развития.

В рамках разработки стратегии развития регионального агропромышленного комплекса необходимо четко определиться с многогранностью объекта управления. Так, АПК региона как объект стратегического управления, должен рассматриваться, во-первых, как квазикорпорация, интегрирующая в себя все хозяйствующие субъекты в системе технологических цепочек производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; во-вторых, как квазигосударство, реализующее функции контроля за развитием отдельных территорий в рамках единого экономического пространства в соответствии с политикой регионального развития; в-третьих, как социум, интересы которого должны быть учтены при оценке потенциала развития производственной системы регионального АПК; в-четвертых, как региональный рынок, обеспечивающий хозяйствующие субъекты агропромышленного комплекса ресурсами для осуществления ими производственной деятельности и доведения конечной продукции до потребителя как внутри региона, так и за его пределами.

Сложность АПК как объекта стратегического управления требует использования формирования адекватной системы информационного обеспечения, позволяющей обеспечить достоверность информации, используемой для проведения стратегического анализа регионального агропромышленного комплекса, и совокупности экономико-математических моделей, с помощью которых обосновываются стратегические параметры территориально-отраслевой системы (оптимизационные модели) и траектории развития, позволяющей достичь стратегических параметров с минимальными затратами [10].

Управление развитием агропромышленного комплекса региона как территориально-отраслевым образованием требует обязательного учета сельской экономики, объединяющей в себе все виды экономической деятельности, осуществляющейся в границах сельских территорий. В этой связи стратегия развития регионального АПК должна включать в себя оценку перспективных направлений диверсификации и потенциальной эффективности освоения новых видов деятельности. Диверсификация как стратегический процесс адаптации системы к изменениям среды функционирования базируется на существовании объективных предпосылок, таких как неравномерное развитие отраслей экономики в соответствии с законом неравномерного экономического развития, падение нормы прибыли в традиционных отраслях производства в соответствии с законом о тенденциях нормы прибыли к понижению, изменение спроса на отдельные товары и услуги, в соответствии с законом о возрастающих потребностях, появление новых технологий и средств производства в соответствии с законом развития научно-технического прогресса и производительных сил и т.п. Диверсификация как форма регулирования ресурсных пропорций и ведения экономической деятельности выступает объективной закономерностью развития агропромышленных систем различного уровня. Стратегическими задачами диверсификации АПК являются: выравнивание рентабельности различных видов деятельности, сокращение диспропорций аграрного воспроизводства, адаптация производственных систем к изменениям условий хозяйствования, повышение занятости сельского населения, вовлечение в процесс хозяйственной деятельности тех ресурсов, использование которых было неэффективно при сложившейся системе и структуре агропромышленного производства. Эффект диверсификации выражается в расширении видов деятельности, в создании новых видов продукции и услуг, изменении отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций и т.д.

Еще одним из базовых факторов, определяющих условия разработки стратегии развития территориаль-

но-отраслевых комплексов, является уровень институциональной среды или, так называемых, институтов развития. Основная функция институтов, по мнению А.М. Магомедова [4], заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимоотношений между индивидами. Устойчивость институтов относительна, т.к. под воздействием побудительных мотивов индивидов институты претерпевают изменения. Институциональная среда, в широком смысле слова, представляет собой совокупность базовых политических, социальных и юридических правил, формально и неформально регулирующих деятельность экономических субъектов.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что разработка эффективной стратегии развития регионального агропромышленного комплекса региона, в отличие от стратегии развития бизнес-структур, требует учета таких факторов как:

- совокупность законов и закономерностей, описывающих причинно-следственные связи между объектами и процессами в региональной экономике и тенденции развития отдельных структурных и функциональных элементов экономических систем регионального уровня;

- эволюционные изменения структуры региональных территориально-отраслевых систем и их состава как интегрированных форм хозяйствования для поддержания оптимальных пропорций развития и управления воспроизводственными циклами в локализованных системах;

- поддержание баланса интересов коммерческих структур, органов власти различного уровня, сельского социума и консолидация усилий на процессах воспроизводства человеческого капитала и социального контроля за сельскими территориями;

- выделение в качестве объекта управления регионального экономического пространства в форме территориально-интегрированной системы экономических отношений, специфика которой определяется трансформационными и трансакционными факторами воспроизводства региона, эволюционирующими в природной и социальной среде;

- интеграция в единое экономическое пространство хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно-правовых форм, разной производственной направленности и с разным уровнем концентрации производства и капитала для максимально возможного вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот экономических субъектов локального территориально-отраслевого образования;

- организация контроля за экономическим пространством регионального АПК через развитие различных форм интеграционных и кооперационных отношений (продуктовые подкомплексы, продуктовые кластеры, отраслевые союзы и ассоциации и т.д.);

- развитие системы взаимодействия государства и предпринимательских структур в рамках государственно-частного партнерства и повышения социальной

ответственности бизнеса за развитие контролируемых им территорий;

- поддержание пропорциональности и сбалансированности регионального АПК и как производственной системы, и как территориального образования;

- соответствие стратегии развития регионального агропромышленного комплекса стратегии развития региона и согласование целей стратегического развития систем различного уровня;

- повышенные требования к территориальной организации хозяйственного комплекса регионального уровня, связанные с необходимостью пространственной упорядоченности его структурных элементов и организации их пространственного взаимодействия в соответствии с интересами социума локальных территориальных образований;

- сложность институциональной среды, определяющей правила развития сложных социально-экономических систем регионального уровня и их отдельных компонент;

- применение критерия гармоничности развития социально-экономической системы вместо критерия экономической эффективности, используемого при разработке стратегий развития бизнес-структур;

- учет многофункциональности сельского хозяйства и агропромышленного производства, сложность и многоаспектность стратегического плана развития территориально-отраслевой системы регионального уровня;

- сложность и неоднородность диверсификаци-онных процессов сельской экономики с ориентацией на рост занятости сельского населения и его доходов.

Разработка стратегии развития регионального агропромышленного комплекса должна базироваться на соблюдении целого ряда принципов, отражающих разносторонние аспекты функционирования данной территориально-отраслевой системы и процессами ее управления. На наш взгляд, данные принципы целесообразно систематизировать по следующим группам:

- теоретико-методологические принципы;

- принципы развития производства;

- принципы развития территорий;

- принципы сбалансированного развития системы.

На рисунке 1 показана схема, отражающая совокупность принципов разработки стратегии развития регионального АПК.

Первая группа принципов включает в себя:

- принцип системного подхода (экономика территориально-отраслевого образования рассматривается как совокупность хозяйствующих субъектов различного уровня, ведущих деятельность в пространственных границах конкретных территорий и участвующих в обеспечении воспроизводственных процессов системы регионального уровня);

- принцип комплексности (обеспечение комплексного развития всех элементов системы регионального уровня: производственной подсистемы, социальной сферы, окружающей среды, институтов, сельских территорий, инфраструктурного обеспечения и др.);

Теоретико-методологические принципы

Системного подхода

Комплексности

Научной обоснованности

Непрерывности

Адаптивности

Вариантности

Приемлемого риска

Принципы развития производства

Многоукладности экономики

Равного доступа к ресурсам

Рационального размещения производства

Территориальной организации

Адекватности производственной инфраструктуры

Паритетности экономических отношений

Концентрации усилий

Принципы развития территорий

Устойчивости

Многофункциональности

Субсидарности

Воспроизводства природного потенциала

Адекватности социальной инфраструктуры

Партисипативности

Социальной ответственности

Принципы сбалансированного развития системы

Баланса интересов

Гармонизации

Про пор циональ но сти

Разумной дифференциации

Диверсификации

Рационального распределения ресурсов

Адекватности рыночной инфраструктуры

Рисунок 1 - Принципы разработки стратегии развития регионального АПК

- принцип научной обоснованности (разработка стратегии осуществляется на основе изучения законов, закономерностей, принципов, методов и других компонентов стратегического управления и постоянного совершенствования практики стратегического менеджмента на основе обобщения передового опыта в управлении территориально -отраслевыми комплексами);

- принцип непрерывности (разработка стратегии рассматривается как непрерывный процесс обеспечения соответствия целей регионального АПК стратегиям развития систем более высокого уровня в условиях цикличности экономического развития и взаимосвязи стратегического, тактического и оперативного планирования в рамках реализации задач стратегического развития);

- принцип адаптивности (обеспечение относительной гибкости управляемой подсистемы за счет возможных корректировок ее отдельных параметров, структуры, границ или целей и задач);

- принцип вариантности (разработка стратегии предполагает обоснование нескольких вариантов достижения стратегической цели прогноза исходя из особенностей гипотезы, качества исходной информации, используемой для прогнозирования, и используемых инструментов разработки прогноза);

- принцип приемлемого риска (предполагает оценку вероятности наступления неблагоприятных событий и глубину их последствий для формирования механизма управления рисками за счет создания резервов, страховых фондов и других инструментов хеджирования рисков).

Вторая группа - принципов развития производства - представлена такими принципами как:

- принцип многоукладности экономики (наличие хозяйствующих субъектов разных форм собственности и с различным уровнем концентрации капитала обеспечивает формирование реальной конкурентной среды и условия максимально возможного использования ресурсного потенциала территориально-отраслевого комплекса);

- принцип равного доступа к ресурсам (обеспечение равных условий хозяйствования реализуется через обеспечение равного доступа к экономическим ресурсам, которыми располагает территориальная система);

- принцип рационального размещения производства (обеспечивает максимально полную реализацию конкурентных преимуществ конкретных территорий, минимизацию логистических затрат, загруженность производственных мощностей перерабатывающих предприятий и объектов производственной инфраструктуры, участие в межрегиональной и внутрирегиональной системах разделения труда);

- принцип территориальной организации (связан с пространственной упорядоченностью хозяйствующих субъектов, обеспечивающей рациональное использование ресурсов территории с учетом объективных географических, исторических и антропогенных факторов в системе формирования территориально-отраслевых комплексов и межотраслевых связей);

- принцип адекватности производственной инфраструктуры (обеспечивает соответствие системы обслуживающих и обеспечивающих производств региона потребностям хозяйствующих субъектов агропромыш-

ленного комплекса и минимизацию логистических издержек ресурсного обеспечения АПК и товародвижения сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки до мест потребления);

- принцип паритетности экономических отношений (предполагает наличие механизма регулирования отношений между субъектами регионального АПК с целью выравнивая условий хозяйствования, преодоления монополизма и формирования системы эффективных межхозяйственных связей);

- принцип концентрации усилий (связан с обоснованием приоритетных направлений развития АПК и выбором «точек роста», обеспечивающих максимальную отдачу выделяемых ресурсов и мультипликативный эффект в рамках всего территориально-отраслевого комплекса).

Группа принципов, отражающих развитие территории, включает в себя:

- принцип устойчивости (предполагает стабильное социально-экономическое развитие территории, обеспечивающее повышение уровня жизни сельского населения и воспроизводство природного потенциала территориального образования);

- принцип многофункциональности (территория рассматривается как многофункциональная система, обеспечивающая занятость сельского населения и вовлечение в экономический оборот максимально возможного объема ресурсов, имеющегося у системы, в рамках реализации производственной, демографической, трудоресурсной, жилищной, пространственно-коммуникационной функций и функции социального контроля за территорией);

- принцип субсидиарности (обеспечивает общую ответственность за развитие территориальных образований федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, бизнес-структур и индивидуальных предпринимателей, ведущих экономическую деятельность в границах локализованного экономического пространства, и населения, и предполагает развитие государственно-частного партнерства);

- принцип воспроизводства природного потенциала (связан с сохранением природной среды обитания, восстановлением естественного плодородия продуктивных земель, развитием естественных экотонов, поддержанием экологического равновесия в агробиоценозах и в пределах локализованного пространства, наращиванием рекреационного потенциала территории и т.п.);

- принцип адекватности социальной инфраструктуры (обеспечивает соответствие совокупности объектов социальной инфраструктуры потребностям сельского сообщества и ориентирует территориальные системы на выравнивание условий жизни городского и сельского населения);

- принцип партисипативности (предполагает вовлечение населения и всех заинтересованных лиц в процессы управления развитием сельских территорий с целью обеспечения прозрачности процессов распределения ресурсов и повышения влияния сельского сообщества на выработку стратегических решений и планов развития территориального образования);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принцип социальной ответственности (связан с возникновением у коммерческих структур, осуществляющих экономическую деятельность в рамках локализованного экономического пространства, обязанностей по развитию социальной сферы территории и создания условий наращивания человеческого капитала в соответствии с общественными ожиданиями).

К группе принципов, обеспечивающих сбалансированное развитие территориально-отраслевой системы, относятся:

- принцип баланса интересов (предполагает достижение компромисса между интересами бизнес-

структур, органами власти различного уровня и сельским сообществом путем сочетания экономических и административных методов управления развитием территориально-отраслевых комплексов);

- принцип гармонизации (ориентирует систему на оценку эффективности развития не через максимизацию отдельных стоимостных или натуральных показателей, а через гармоничное и сбалансированное развитие всех структурных элементов регионального агропромышленного комплекса);

- принцип пропорциональности (предполагает обоснование рациональных пропорций развития регионального агропромышленного комплекса, их установление и регулирование в рамках адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования в соответствия с оптимальной траекторией стратегического развития территориально-отраслевого комплекса);

- принцип разумной дифференциации (связан со сглаживанием существующих различий в развитии отдельных территориальных образований при сохранении их определенной дифференциации в силу ограниченности имеющихся финансовых ресурсов и фактического уровня развития локальных территорий);

- принцип диверсификации (предполагает развитие разнонаправленных видов экономической деятельности с целью максимально возможного вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот, поиска новых источников дохода и снижения рисков потерь при концентрации ресурсов при узкой специализации производственных систем);

- принцип рационального распределения ресурсов (предусматривает распределение ресурсов исходя из обеспечения максимального уровня экономической и социальной эффективности их использования различными экономическими агентами, функционирующими в границах регионального АПК);

- принцип адекватности рыночной инфраструктуры (обеспечивает удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов в ресурсах, необходимых для ведения экономической деятельности, и доведение до потребителей произведенной продукции, балансируя спрос и предложение на региональном рынке).

Следует также отметить, что, несмотря на общность методологических подходов к разработке стратегии развития регионального агропромышленного комплекса, факторов и принципов, регламентирующих этот процесс, каждое территориально-отраслевое образование требует научно обоснованного их использования в силу своей географической, природно-климатической, пространственной, исторической, национальной, религиозной уникальности. Все это определяет процесс разработки стратегии развития как одну из высших форм управленческой деятельности, опирающуюся не только на систему экономических знаний, но и глубокое понимание сущности социальных процессов, процессов территориального и пространственного развития систем регионального уровня.

Список использованных источников

1 Дугин П.И., Галин В.Н. Собственность и интересы в АПК: теоретико-методологические подходы // Вестник АПК Верхневолжья. - 2012. - №2. - С. 3-14.

2 Зимняков В.М., Гудашев В.А., Сергеев А.Ю. Стратегия развития продуктовых подкомплексов // Нива Поволжья. -2012. - №3. - С. 80-85.

3 Клейнер Г.Б. Экономика должна быть гармоничной! // Журнал объединения контроллеров. Контроллинг. - 2008. -№27. - С. 3-9.

4 Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - Режим доступа:

http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2168-2013-05-30-10-55-02.

5 Подгорбунских П.Е., Субботина Л.В. Территориальная организация аграрного производства: понятие, цели, принципы // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. -2013. - №3. - С. 162-171.

6 Родионова Н.Д., Казаков В.В. Институционально-экономические предпосылки социально-экономической политики регионального развития // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №321. - С. 147-150.

7 Савченко Т.В., Улезько А.В., Кравченко Н.Н. Управление производством масличных культур на основе кластерного подхода. - Воронеж: ВГАУ, 2012. - 158 с.

8 Старикова С.С. Проблемы управления пространственным развитием территорий // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2010. - №1. - С. 389-391.

9 Сухомлинова М.И. Специфика формирования системы информационного обеспечения управления региональным АПК // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2013. - №1. - С. 365-369.

10 Улезько А.В., Курносов А.П., Тютюников А.А. Имитационное моделирование как инструмент исследования аг-роэкономических систем // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №8. - С. 28-30.

11 Солошенко Р.В. Создание свеклосахарного кластера - перспективное направление совершенствования механизма эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК // Вестник Курской государственной селськохо-зяйственной академии. - 2013. - №4. - С. 18-23.

Информация об авторе

Измалков Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, заместитель начальника Департамента аграрной политики Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.