Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL INSTITUTION / PUPILS'' PHYSICAL CONDITION / HEALTH FORMING FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сварковская Лина Андреевна

Исследование раскрывает проблему формирования здоровья детей в дошкольных образовательных организациях. Проанализированы ведущие факторы влияния на здоровье дошкольников, охарактеризованы показатели физического состояния, прямые и косвенные показатели здоровья детей дошкольного возраста, посещающих детские сады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF PUPILS’ HEALTH AND PHYSICAL CONDITION FORMING IN PRE-SCHOOL INSTITUTIONS

The problem of pupils’ health forming in pre-school institutions is disclosed in the article. Essential factors of influence on pre-schooler’s health are analyzed; the rates of physical condition, direct and indirect rates of pupils’ health attending such institutions are characterized.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Каждый из этапов предполагает использование своих методов, выбор которых осуществляет сам педагог-психолог. В рамках образовательного учреждения целесообразно ориентироваться на классификацию методов профориентации Н.С. Пряжникова [6]. Он выделяет:

а) информационно-справочные методы, к ним относятся профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами, профориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации, ярмарки профессий;

б) методы профессиональной психодиагностики, к которым относятся закрытые и открытые беседы и интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности;

в) методы морально-эмоциональной поддержки - это группы общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда;

г) методы помощи в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель).

Основываясь на данной классификации педагог-психолог образовательного учреждения использует следующие формы профориентационной работы: учебно-лекционные занятия, тематические экскурсии, психологические тренинги по формированию эмоциональной и личностной готовности к выбору профессии, игровые методы, профконсультации, внеклассные мероприятия и т. д.

Выводы. Профориентационные мероприятия, проводимые в образовательном учреждении способствуют мотивации обучающихся к поиску своей профессии, создают пространство для конструктивного диалога с обучающимися; возможность открыто и свободно общаться с представителями разных профессий, благодатную почву для саморазвития и поиска себя.

Аннотация. Автор описал свой опыт проведения профориентационной работы, в качестве педагога-психолога МБОУ СОШ №12 имени Героя Советского Союза И.Н. Машкарина г. Орла. Рассмотрел трактовки профессиональной ориентации, ее формы, методы и направления в работе педагога-психолога образовательного учреждения. Представил используемые им в профориентационной работе формы и методы контекстного обучения.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, контекстное обучение, методы, педагог-психолог.

Annotation. The author has described experience of career guidance as a teacher-psychologist of the school №12 named after Него of the Soviet Union I.N. Mashkarina of d. Orel. He reviewed the interpretation of professional orientation, its forms, methods and directions in the work of the teacher-psychologist of the educational institution. He presented the forms and methods of contextual learning used by him in career guidance.

Keywords: professional orientation, career guidance, contextual learning, methods, teacher-psychologist.

Литература:

1. Борисова T.C. Формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / [Место защиты: Волж. гос. инженер.-пед. ин-т]. - Нижний Новгород, 2008. - 188 с.

2. Бутузова О.Г. Деятельность образовательных учреждений по профессиональной ориентации школьников / Методические рекомендации. - М.: СОУО, 2008.

3. Жумабоев P.A. Формирование готовности будущих учителей технологии к профориентационной работе в общеобразовательной школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. -Душанбе,2007.-22 с.

4. Куракбаева А.Ж., Абуханова А.Б. Подготовка будущих педагогов к профориентационной работе // Научный журнал «Молодой ученый». - 2014. - №2 (6). - С. 69-74.

5. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №514н от 24.07.2015 года [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf

6. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. - М.: МГППИ, 2007. - 348 с.

7. Щеголь В.И., Муравина Е.В. Учет демографической ситуации при формировании профориентационно-валеологической компетентности будущего учителя физической культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 1-3. - С. 838-842.

УДК:373.21

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

кандидат педагогических наук, доцент Сварковская Лина Андреевна ФГАОУ ВО «Севастопольский государственныйуниверситет» (г. Севастополь)

Постановка проблемы. Здоровье человека - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Оно определяет состояние и благополучие государства в целом. Потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, однако, полнота реализации этого потенциала - дело рук самого человека, поскольку зависит не только от природной, но и от социальной среды. Это объективная составляющая здоровья, а субъективная - это здоровый образ жизни, который начинает формироваться еще в утробе матери, а в детстве формируется благодаря семье и дошкольной организации.

Изложение основного материала исследования. Состояние здоровья населения нашей страны ухудшается с каждым годом. Исследования последних лет (М.М. Безруких [2], Ю.Ф. Змановский [4],

М.А. Рунова [7], Т.С. Овчинникова [6]) выявили стойкую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях. Большинство детей на этапе поступления в школу характеризуется низким уровнем школьной зрелости и имеет повышенный риск школьной дезадаптации.

Эти дети входят в группу педагогического риска. К «группе риска возникновения трудностей в обучении» относятся все дошкольники групп компенсирующего вида дошкольных образовательных организаций, имеющих те или иные нарушения в развитии. Их физиологические и психологические особенности имеют определенные ограничения в возможности адаптации к условиям, социальным требованиям и нормам современной школы. Часто к этому добавляются проблемы, связанные с ослабленным здоровьем, что в свою очередь, усиливает отставание, вызывая невротические и психосоматические расстройства. Поэтому, основной целью деятельности дошкольных образовательных организаций является создание основы для развития ребенка и обеспечения максимально благоприятных условий для формирования здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Определяющим критерием качества дошкольного образования становится его ориентация на сохранение и формирование здоровья.

Анализ актуальных исследований свидетельствует о том, что теоретическое обоснование разных аспектов обозначенной темы имеет место в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Роль движений в развитии ребенка, их влияние на здоровье подрастающего поколения исследовали: Э.С. Вильчковский [3], М.М. Безруких [2], М.А. Рунова [7]. Поиску путей укрепления физического здоровья дошкольников посвящены труды Э.С. Вильчковского [3], Ю.Ф. Змановского [4], В.Т. Кудрявцева [5]. Внедрение педагогических технологий, ориентированных на сохранение здоровья детей в дошкольных учреждениях и особенности организации здоровьесберегающей деятельности, исследовали Н.Ф. Денисенко [4], Е.А. Бабенкова [1], Т.С. Овчинникова [6], Л.А. Сварковская [7], А.Г. Швецов [9].

В то же время, с учетом проведенных исследований в данном направлении, до сих пор нет точного объяснения того, что входит в понятие «здоровый ребенок». Это связано с широким диапазоном индивидуальных колебаний важнейших показателей деятельности организма, а также с разнообразием факторов, влияющих на здоровье ребенка. Не установлено окончательно соподчинение факторов, влияющих на здоровье ребенка. Целью статьи является определение ведущих факторов формирования здоровья и физического состояния детей в дошкольных образовательных организациях.

Всемирная организация охраны здоровья предлагает более 50 дефиниций понятия «здоровье». На сегодняшний день определено, что рассматривать здоровье через его противоположность - болезнь, некорректно, потому что ее наличие или отсутствие свидетельствуют об утрате или наличии части здоровья. На наш взгляд, наиболее четко отражает понятие «здоровье» определение А.Г. Швецова, - «здоровье - это способность противостоять влиянию инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды» [9, с. 8].

Современное определение здоровья ребенка состоит из пяти компонентов: •адаптированность - приспособленность к окружающей среде;

•равновесие - способность организма функционировать во внешней среде, сохранять гомеостаз (постоянство внутренней среды);

•благополучие - состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;

•гармоничность - уравновешенность всех функций, которое обеспечивает наиболее успешное протекание роста и развития организма;

•способность функционировать - главная составляющая практического понимания здоровья, отражающая степень согласованности всех вышеперечисленных компонентов, которые обеспечивают высокий уровень биологической и социальной активности и работоспособности человека.

На основе этих признаков здоровье можно рассматривать как способность организма выполнять биологические и социальные функции, как свойство, присущее любому состоянию организма - от оптимального (благополучного) до экстремального (болезнь).

По А.Г. Швецову [9], физическое состояние человека - это степень готовности выдерживать разнообразные нагрузки в определенный промежуток времени, которое зависит от уровня развития двигательных качеств, особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, наличия или отсутствия болезней или травм. Физическое состояние человека зависит от:

•уровня развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); •морфологических и функциональных особенностей физического развития, соответствия или несоответствия биологического возраста календарному;

•функциональных показателей отдельных систем организма, которые характеризуют физическую работоспособность организма и его резервые возможности;

•состояния здоровья, которое определяется уровнем неспецифической резистентности имунной защиты. Каждый из названных элементов может позитивно или негативно влиять на здоровье. Ведущие факторы, влияющие на здоровье и физическое состояние воспитанников дошкольных организаций: среда проживания; питание в детском саду; двигательный режим; специфический иммунитет ребенка; уровень неспецифической резистентности (сопротивления болезням) организма; уровень санитарной культуры детей, родителей и сотрудников детского сада; уровень медицинского обслуживания детей; биологические (наследственные) факторы. Рассмотрим каждый из перечисленных факторов.

В понятие «среда проживания» входит характеристика жилищно-бытовых условий пребывания в дошкольной организации (площадь из расчета на одного ребенка, набор помещений, коммунальные условия, проект здания, степень озеленения территории и т.д.), квалификация сотрудников дошкольной организации, влияние антропогенных факторов (загрязнение окружающей среды и др.). Сюда добавляется психологический микроклимат в дошкольной организации и дома.

Питание в детском саду - один из ведущих факторов влияния на формирования здоровья дошкольников, так как оно обеспечивает 90% суточной нормы ребенка в еде и определяется полноценностью,

сбалансированностью суточного рациона, правильным распределением еды в течение дня, что обеспечивает наиболее полное ее потребление и усвоение.

Двигательный режим, как один из факторов, напрямую связан с явлениями гиподинамии и гипокинезии, имеющих место в дошкольных организациях, где не выдерживается режим дня, не проводятся в полном объеме формы работы по физическому воспитанию, отсутствуют или существенно уменьшены по времени организованные прогулки и др. Это приводит к развитию в организме детей функциональных и морфологических изменений (Э.С. Вильчковский [3], М.А. Рунова [7]): уменьшение энергообмена и потребления в еде, негативный азотистый баланс, перестройка жирового обмела с тенденцией к увеличению доли жирового компонента в весе тела, деминерализации костной ткани. В результате изменяется общая способность организма реагировать на влияния из вне, снижается его сопротивляемость болезням, развивается астения, падает физическая работоспособность и стойкость к стрессовым влияниям.

Специфический иммунитет ребенка формируется в результате плановой иммунопрофилактической работы в дошкольной образовательной организации. Иммунопрофилактика является единственным способом предупреждения массовых инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Как указывает А.Г. Швецов [9], особенно важной является иммунопрофилактика в предупреждении таких заболеваний как туберкулез, дифтерия, коклюш, скарлатина, полиомиелит.

Уровень неспецифической резистентности (сопротивляемости болезням) организма ребенка включает: нарушения обмена веществ, дефицит отдельных питательных веществ (белков, витаминов, микроэлементов), чрезмерное питание, гиподинамию и гипокинезию, нарушение нормального протекания психических и физиологических процессов. Большую роль в сохранении резистентности организма играет закаливание.

Уровень санитарной культуры детей, родителей и сотрудников дошкольной образовательной организации, как один из ведущих факторов, определяет стереотип «здорового поведения» в быту и детском саду. Санитарная грамотность - составляющая часть санитарной культуры, предусматривающая наличие двух основных составляющих - «знать и выполнять». Формирование санитарной культуры детей включает ежедневное гигиеническое воспитание, родителей - целенаправленную санитарно-просветительскую работу, сотрудников детского сада - повышение уровня санитарной грамотности и усовершенствование контроля выполнения санитарно-гигиенических, эстетических и этических норм и правил.

Уровень медицинского обслуживания в дошкольной образовательной организации зависит от качества специальной подготовки медицинского персонала. При наличии вакансий ставок медицинских работников ощущается большая проблема в их заполнении квалифицированными специалистами. Также эффективность медицинского обслуживания зависит от качества медицинского оборудования и обеспечения медпунктов дошкольных образовательных организаций. Недостаточность финансирования негативно влияет на названный показатель.

Биологические или наследственные факторы в формировании здоровья и физического состояния дошкольников проявляются в степени риска нарушения здоровья детей и связаны, главным образом, с вредными привычками родителей; инфекционными заболеваниями, которые перенесла мама во время беременности; недоношенностью, асфиксией при родах и т.д. Они в значительной степени влияют на процессы жизнедеятельности детского организма, повышают риски развития патологии. Такие дети относятся к «группе риска» и требуют повышенного внимания к себе со стороны медицинских работников дошкольной образовательной организации, разработки индивидуальных оздоровительных мероприятий.

Выводы. Таким образом, окружение, влияющее на ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, определяет уровень его здоровья. Основой здоровья, отражающей физиологическое состояние организма в окружающей среде, является степень его адаптации к этой среде. Взаимосвязь понятий «здоровье - болезнь» определяет «болезнь» как состояние дезадаптации, которое может проявляться в разных формах. Общий дисбаланс организма с окружающей средой проявляется в отклонении от нормы физического развития. Поэтому, физическое развитие в статистике здоровья относится к прямым показателям здоровья, а заболеваемость, как форма частого дисбаланса организма с окружающей средой, относится к непрямым показателям здоровья. При формировании здоровья детей в дошкольных образовательных организациях ведущую роль играет диагностика донозологических (предшествующих заболеванию) состояний у детей, таких, которые уже не могут быть оценены как норма, но еще не являются заболеванием. Активное профилактическое вмешательство именно на этой стадии состояния организма дает наибольший эффект при наименьших материальных затратах.

Выводы. Ведущими факторами, которые влияют на здоровье и физическое состояние воспитанников дошкольных образовательных организаций, выделены: среда проживания; питание в детском саду; двигательный режим; специфический иммунитет ребенка; уровень неспецифической резистентности (сопротивляемости болезням) организма ребенка; уровень санитарной культуры детей, родителей и сотрудников детского сада; уровень медицинского обслуживания детей; биологические (наследственные факторы). Физическое состояние ребенка дошкольного возраста зависит от уровня развития двигательных качеств, особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, наличия или отсутствия болезней и травм.

Аннотация. Исследование раскрывает проблему формирования здоровья детей в дошкольных образовательных организациях. Проанализированы ведущие факторы влияния на здоровье дошкольников, охарактеризованы показатели физического состояния, прямые и косвенные показатели здоровья детей дошкольного возраста, посещающих детские сады.

Ключевые слова: здоровье, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, физическое состояние дошкольников, факторы формирования здоровья.

Annotation. The problem of pupils' health forming in pre-school institutions is disclosed in the article. Essential factors of influence on pre-schooler's health are analyzed; the rates of physical condition, direct and indirect rates of pupils' health attending such institutions are characterized.

Keywords: health, children of pre-school age, pre-school institution, pupils' physical condition, health forming factors.

Литература:

1. Бабенкова, E.A., Федоровская О.М.Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты / Е.А. Бабенкова. - М.: УЦ «Перспектива», - 2012. - 120 с.

2. Безруких, М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / М.М. Безруких. - М.: Владос, 2001. - 336 с.

3. Вильчковский, Э.С. Денисенко Н.Ф. Организация двигательного режима в дошкольном учебном заведении / Э.С. Вильчковский,- Тернополь: Мандривец, 2008. - 144 с.

4. Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.

5. Кудрявцев, В.Т., Б.Б. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 296 с.

6. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.

7. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 256 с.

8. Сварковская, Л.А., Пичурова К.С. Здоровьесберегающие технологи в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Л.А. Сварковская // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в учреждениях образования: сборник научных трудов. Научные записки Ровенского государственного гуманитарного университета. Выпуск2(45). - Ровно: РГГУ, 2011. - С. 98-102

9. Швецов, А.Г. Формирование здоровья в дошкольных учреждениях / А.Г. Швецов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 174 с.

УДК 373.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

старший воспитатель Себитева Эльвира Зуфаровна Муниципальное бюджетное детское образовательное -учреждение Детский сад № 304 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (г. Уфа)

Постановка проблемы. Взаимодействие ДОО и школы в реализации условий предшкольной подготовки детей в рамках предшкольного образования является актуальной задачей педагогической науки, практики и управленческой деятельности.

Анализ доступных научных исследований и опыта педагогической деятельности показал, что полноценная психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Изложение основного материала исследования. В нашем детском саду (МБДОУ Д/с № 304) функционируют две подготовительные к школе группы и вопросам предшкольной подготовки отводится далеко не последнее место. Каждый год мы приглашаем на родительские собрания учителей начальных классов из СОШ № 9, которые знакомят родителей с реализуемыми программами и рассказывают о важности всесторонней готовности детей к начальной школе. Непосредственная образовательная деятельность с детьми проводится по программам, активно используемым в начальной школе (Петерсон, Колесникова, Гоголева, Цыбирева). Отдельные занятия посвящаются знакомству со школой («Скоро в школу мы пойдем»), С детьми проводятся беседы о школе, важности обучения, сюжетно-ролевые игры «Школа».

Готовность ребёнка к обучению в школе в равной мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребёнка. При этом заметим, что это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Музыкальный руководитель на своих занятиях проводит с ребятами развлекательные игры и конкурсы, посвященные дню знаний.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребёнка. Для решения этой проблемы у нас ведутся согласованные действия воспитателей и узких специалистов детского сада и семьи. Педагоги всегда рады проконсультировать родителей по вопросам воспитания детей и их подготовке к школе.

Одним из целевых ориентиров дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является знание произведений детской литературы. Поэтому, мы ведем активное сотрудничество с детской библиотекой № 22 и каждый год организуем экскурсии для детей подготовительных групп.

В конце декабря у нас запланированы целевые прогулки на пришкольный участок «Новогоднее украшение».

При этом мы уверены, что в современных условиях социального, природного и экологического неблагополучия, при планировании всех вышеперечисленных мероприятий, первостепенной задачей должно выступать обеспечение безопасности участников образовательного процесса. Детям дошкольного возраста свойственна огромная любознательность и активность, что порой становится для них небезопасным. В МБДОУ Д/с № 304 безопасность обеспечивается администрацией и работниками учреждения. Заведующий руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности.

На рисунке 1 представлена модель психологически безопасной образовательной среды МБДОУ Детский сад № 304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.