Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ'

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
529
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / РЕСПОНДЕНТЫ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мустафаева Зюре Исмаиловна

Статья посвящена актуальной проблеме влияния двигательной активности на развитие детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные аспекты обеспечения оптимального двигательного режима ребенка в дошкольном учреждении и семье. Проанализированы ответы родителей на вопросы анкеты по изучению современной ситуации обеспечения двигательной активности детей в семье, представлены собственные выводы относительно изученной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мустафаева Зюре Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE DEVELOPMENT OF MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE FAMILY

The article is devoted to the actual problem of the influence of motor activity on the development of preschool children. The main aspects of ensuring the optimal motor regime of a child in preschool and family are considered. The answers of parents to the questionnaire questions on the study of the current situation of ensuring the motor activity of children in the family are analyzed, their own conclusions regarding the studied problem are presented.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ»

5. Григорьева С.В. Практико-ориентированный подход в преподавании экологической медицины на примере практических навыков / С.В. Григорьева // Материалы 74-й научной сессии сотрудников университета «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации». - Витебск. - 2019. - С. 337-338.

6. Каракотова С.А. Умственное воспитание как условие развития личности в Карачаевской народной педагогике / С.А. Каракотова, З.К. Хачирова // Материалы Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России». - Карачаевск. - 2019. -С. 132-136.

7. Ланина С.Ю. Урок-экскурсия как форма реализации практико-ориентированного подхода при обучении экономике в школе / С.Ю. Ланина // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2019. - № 3. - С. 57-61.

8. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии / З.П. Оказова // Балтийский гуманитарный журнал. -2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 274-276.

9. Шафикова А.Ф. Роль народной педагогики в развитии у детей творческих способностей / А.Ф. Шафикова // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании». - Уфа. - 2014. - С. 174-175.

Педагогика

УДК 378.147. 378. 147. 227

кандидат педагогических наук, доцент Мустафаева Зюре Исмаиловна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме влияния двигательной активности на развитие детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные аспекты обеспечения оптимального двигательного режима ребенка в дошкольном учреждении и семье. Проанализированы ответы родителей на вопросы анкеты по изучению современной ситуации обеспечения двигательной активности детей в семье, представлены собственные выводы относительно изученной проблемы.

Ключевые слова: семья, родители, респонденты, дети дошкольного возраста, двигательная активность, физическое развитие, формы физкультурной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the influence of motor activity on the development of preschool children. The main aspects of ensuring the optimal motor regime of a child in preschool and family are considered. The answers of parents to the questionnaire questions on the study of the current situation of ensuring the motor activity of children in the family are analyzed, their own conclusions regarding the studied problem are presented.

Keywords: family, parents, respondents, preschool children, motor activity, physical development, forms of physical activity.

Введение. Первоосновы здоровья и полноценное физическое развитие закладываются именно в дошкольном возрасте. Так как именно в данном возрастном периоде происходит развитие и становление физических способностей, воспитываются личностные качества ребенка, формируется интерес к физической культуре и спорту.

Одним из необходимых условий физического развития ребенка, является двигательная активность. Двигательная активность дошкольника включает в себя перечень разнообразных двигательных действий, которые используются ими на протяжении дня.

Ни с чем несравнимое воздействие на развитие личность ребенка происходит в семье. Ни один социальный институт не может сравниться по силе воздействия на ребенка с семьей. Так как именно в семье, формируются основы личности человека, происходит развитие коммуникативных способностей и овладение социальными ролями, необходимыми для успешной его адаптации в обществе. Именно семья является главным социальным институтом, связь с которым человек поддерживает на протяжении всей своей жизни. Таким образом, становление личности ребенка и подготовка его к жизни в нашем обществе, является главной социальной задачей семьи и образовательных учреждений.

Изложение основного материала статьи. В научной сфере существуют разные определения двигательной активности, но большинство учёных (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, Д.В. Хухлаева, В.А. Шишкина, В.Н. Шебеко и др.) отмечают, что двигательная активность является естественной и важной потребностью организма. Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованной материи, но и необходимое условие самой жизни.

Двигательная активность, определяется как биологическая потребность в движении, связана с механизмом саморегуляции активности (О.Г. Сухарев) [81.

Биологическую потребность в движениях называют кинезофилией. Она свойственна всем детям, а ее количественные характеристики зависят от уровня физической подготовленности детей, типа ВНД, пола, возраста, климатических условий, времени года, дня недели и даже суток (Е.С. Вильчковский, В.И. Теленчи, М.О. Рунова, В.А. Шишкина) [6; 2;10;111.

На необходимость систематического и планомерного повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, с целью развития и воспитания физически совершенного человека в своих исследованиях указывали -А.Г. Аракелян, О.И. Быкова, Е.С. Вильчковский, Н.Ф. Денисенко, Л.В. Карманова, О.В. Кенеман, С.Я. Лайзене, Н.Т. Лебедева, О.В. Листеньева, Т.Ю. Логинова, Т.И. Осокина, И.Й. Рауцкис, И.В. Муравьев, А.А. Маркосян, Д.В. Хухлаева и В.А. Шишкина и др. Так, как только, при соблюдении условий обеспечения достаточного объема двигательной активности, в условия семьи и дошкольного учреждения, дети дошкольного возраста, имеют высокий уровень здоровья и хорошо развитые физические качества.

Исследователи М.А. Рунова, В.А. Шишкина, В.Н. Шебеко [6; 10; 11] составили типологию двигательной активности детей. Все показатели двигательной активности были суммированы и подразделены на три типа. Каждый тип характеризуется определённым объёмом, продолжительностью и интенсивностью движений.

Ими было обосновано, что для каждого возраста характерен свой тип двигательной активности, каждому ребёнку свойственен свой уровень развития, который зависит от индивидуально-типологических особенностей нервной системы, физического развития, степени самостоятельности, педагогических воздействий.

Таким образом, с учетом типа двигательной активности ребёнка, необходимо регулировать его активность с целью эффективного его физического развития.

Согласно исследованиям И.А. Аршавского [11, отрицательными тенденциями последнего десятилетие являются -повышение смертности, сокращение рождаемости, снижение продолжительности жизни людей. Все чаще, психологами и

педагогами образовательных учреждений, фиксируется рост проявлений физиологической незрелости. То есть, ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Показатели незрелости проявляются в виде: пониженной двигательной активности, быстрой утомляемости, мышечной слабости, снижении устойчивости к инфекционным заболеваниям и простудным, слабым типом нервной системы, неустойчивыми эмоциональными реакциями. Как следствие и результат физиологической незрелости происходит недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие проблем со зрением, нарушения развития опорно-двигательного аппарата (искривления позвоночника, плоскостопие). Данные проблемы негативно отражаются на всей последующей жизни человека. В частности, они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной работоспособности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей, возникновению болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Как было сказано выше, согласно исследованиям М.Р. Могендовича [5] одним из важнейших факторов роста и развития организма ребенка является удовлетворение его органической потребности в движениях (кинезофилия). Благодаря кинезофилии ребенок пытается все сделать сам. Степень кинезофилии имеет как индивидуальные, так и возрастные отличия. Возникая в грудном возрасте, она значительно повышается в последующие годы и проявляется у дошкольника в разнообразных играх, элементах труда, физических упражнениях и постоянной нужде в движениях в период его бодрствования.

В процессе многолетних исследований, было обоснованно, что при систематическом выполнении физических упражнений ребенком дошкольного возраста повышается его умственная и физическая работоспособность. Так же более высокая тренированность организма ребенка повышает его стойкость к негативному влиянию внешней среды: инфицированию туберкулезной палочкой, повышению температуры окружающей среды, к общему гамма-излучению, гипоксии (Л.И. Какурин, Катковский Б.С.) [3].

Негативные последствия в организме ребенка дошкольного возраста происходят вследствие режима малоподвижности - гиподинамии. Он характеризуется ограничением мышечной деятельности и приводит к общей задержке развития организма ребенка. У ребенка отмечается нарушение деятельности органов и систем организма, регуляции обмена веществ (избыточный вес, анорексия) и энергии, уменьшается сопротивляемость организма к заболеваниям, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Вследствие гиподинамии происходит снижение когнитивного развития ребенка, снижение его умственной работоспособности.

Однако, педагогам и родителям, необходимо помнить, что для каждого возрастного периода. двигательная активность имеет свои оптимальные пределы. Если физические нагрузки, связанные с двигательной активностью ребенка, выходят за оптимальные пределы (гиперкенезия или гиподинамия), они могут привести к негативным изменениям в организме, а также к дисгармонии в физическом развитии детей (А.В. Коробков, Б.О. Никитюк, А.Г. Сухарев и др.).

В основу норм двигательной активности должен быть положен принцип оптимального количества произвольных движений, выполняемых в течение дня. Второй важный принцип нормирования двигательной активности - оптимальность физических нагрузок в соответствии с функциональными возможностями организма, которая способствует укреплению здоровья и всестороннему развитию дошкольников.

Потребность ребенка в двигательной деятельности может быть подавлена или наоборот - стимулироваться созданным двигательным режимом в дошкольном учреждении и семье.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять 45% - 50% всего объёма суточной двигательной активности. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счёт времени, отведённому на прогулку и дневной сон. Они проводятся не чаще двух раз в неделю. Участие ребёнка более чем двух занятиях не целесообразно.

Однако, исследования последних лет свидетельствуют о том, что существующий двигательный режим в дошкольных учреждениях лишь на 50% - 60% позволяет удовлетворить естественную потребность детей в движении.

В процессе развития, организации и оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста необходимо создавать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

В качестве необходимых условий активизации двигательной активности детей дошкольного возраста М.А. Руновой были выделены следующие условия:

1. Оптимальное сочетание разных форм физкультурной деятельности.

2. Включение дополнительных занятий физической культурой.

3. Компетентная организация образовательно-воспитательной деятельности в области физического воспитания.

4. Дифференцированный подход с учётом индивидуального уровня двигательной активности детей в процессе организованной и самостоятельной деятельности.

5. Гармоничное сочетание движений разной интенсивности.

6. Проведение с детьми коррекционной работы в направлении развития физических качеств.

7. Организация активного отдыха детей [6].

Для нормального развития двигательной активности целесообразно предусмотреть совместную физкультурно-оздоровительную работу детского сада и семьи. Родителей необходимо познакомить с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировать о состоянии здоровья и физическом развитии, а также об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлекать родителей к совместному участию в физкультурных досугах и праздниках.

С целью мониторинга современной ситуации обеспечения оптимальной двигательной активности детей в семье, нами было проведено анкетирование родителей имеющих детей дошкольного возраста. Анкета распространялась в разных регионах Крыма. Опросник содержал 13 вопросов, позволяющих уточнить интересующую нас проблему.

1. Место проживания - село, город.

2. Сколько детей у вас в семье?

3. Сколько детей дошкольного возраста (возраст детей)?

4. Посещает ли ребенок дошкольное учреждение? Если нет, то укажите причины.

5. Посещает ли ребенок спортивные или танцевальные кружки и секции?

6. Мотивы записи ребенка в спортивные и танцевальные секции и кружки?

7. Если ваш ребенок не посещает спортивные секции или танцевальные кружки, укажите пожалуйста причины.

8. Укажите пожалуйста, какое количество времени, в день, примерно, ваш ребенок проводит на свежем воздухе, в период пребывания дома, в какой форме (играет с друзьями во дворе, гуляет с домашними питомцами, совместно с вами ездит на экскурсии и походы, ходит с вами в магазин и т.д.)?

9. Использует ли ваш ребенок гаджеты и другие ТС (телефоны, планшеты, ноутбук, компьютер)?

10. Примерно, какое количество времени он проводит за ними?

11. Укажите пожалуйста мотивы и причины, согласно которым, вы позволяете ребенку использовать гаджеты и ТС?

12. Как вы считаете, в достаточной ли мере, обеспечивается двигательная активность вашего ребенка в семье?

13. Прислушиваетесь ли вы к рекомендациям воспитателей, относительно физического развития ваших детей?

Общее количество собранных анкет составило 352.

В начале анкетирования было выявлено, что 76% респондентов проживают в городе, 24% - в сельской местности.

Отвечая на второй вопрос анкеты, 53% респондентов указало, что в семье трое детей, и них два ребенка дошкольного возраста. В 34% семей воспитывается двое детей и оба дошкольного возраста. В 8% семей воспитывается четверо и более детей. И только в 5% семей воспитывается всего один ребенок и он дошкольного возраста.

72% опрошенных респондента указали, что дети посещают дошкольные учреждения. В качестве основных причин, почему ребенок не посещает дошкольное учреждение, 21% родителей указали отсутствие свободных мест в дошкольных учреждениях. 7% ответили, что находятся в декретном отпуске, по уходу за младшим ребенком и их устраивает, что ребенок не посещает дошкольное учреждение. Однако ребенок стоит в очереди на устройство в дошкольное учреждение.

Отвечая на пятый вопрос анкеты, 22% респондентов ответили утвердительно ,78% отрицательно.

В качестве основных мотивов для посещения ребенком спортивных секций или танцевальных кружков было указано -собственное желание ребенка заниматься, забота о физическом развитии ребенка.

В качестве основных мотивов отказа от посещения ребенком спортивных секций или танцевальных кружков было указано отсутствие достаточных денежных средств в семье, отсутствие кружков для детей дошкольного возраста в месте проживания, отсутствие у родителей времени водить детей в кружки и секции. 23% респондентов, так же указали, что ранее, ребенок посещал детские кружки, но из-за карантинных ограничений коснувшихся работы организаций дополнительного образования, в период пандемии они были временно закрыты для посещения, а некоторые и вовсе перестали работать.

Отвечая на восьмой вопрос анкеты, 75% родителей указали, что в период пребывания дома, в день, на свежем воздухе ребенок находится около часа. Но в качестве основных форм указали - время пешей прогулки в сад и обратно и время, затраченное на пеший переход до магазина и обратно, сопровождение родителей на прогулке с младшими детьми в коляске. Причем данные ответы не зависят от места проживания. 9% родителей отметили, что вместе с ребенком выгуливают домашних питомцев (собак и кошек), как правило, это городские жители. 14% родителей, проживающих в городе, указали, что по выходным дням выезжают на природу. 98% родителей указали, что в летнее время возят детей купаться на море.

Был сделан вывод, что дети, практически перестали играть во дворе, с друзьями, в подвижные игры. И в городе, и в сельской местности, дети мало времени проводят на свежем воздухе. Данная ситуация крайне негативна, так как 28% детей не посещают дошкольные учреждения, а, следовательно, не осуществляется полноценны воздушный режим, что отрицательно сказывается на их здоровье.

Особую тревогу вызвал процент ответов на девятый вопрос анкеты. 100% родителей ответили утвердительно. Было указано, что на просмотр интернет контента и компьютерные игры, дети тратят от одного часа, о двух часов в день.

Данная ситуация является грубейшим нарушение санитарно-гигиенических норм СанПин, для ИКТ [9]. Согласно пункту 12.21. Использование компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Родители абсолютно игнорируют данное требование. Многие о нем не знают, некоторые находят отговорки для самоуспокоения.

В качестве основных причин и мотивов, согласно которым, родители позволяют ребенку использовать гаджеты и ТС были указаны следующие:

- гаджеты неотъемлемый элемент современного общества и навык общения с гаджетами необходим для полноценного овладения информацией;

- умственное развитие (родители считают, что просмотр развивающих мультфильмов благоприятно воздействует на интеллект ребенка;

- возможность выполнить свои дела, чтобы ребенок не отвлекал;

- лучше пускай играет дома в телефоне, чем с ним что-то случится на улице;

- просмотр мультфильмов перед сном позволяет ребенку быстрее заснуть.

Родителям сложно, а иногда и лень подобрать альтернативу использованию ребенком гаджетов. Это выводит их из зоны комфорта. Поэтому им легче успокоить себя оправданиями, что это ребенку только на пользу.

Отвечая на вопрос анкеты, в достаточной ли мере, обеспечивается двигательная активность вашего ребенка в семье, 83% родителей ответили, что осознают, что ребенок не в достаточной степени двигается дома. Однако они уверены, что в детском саду, ребенок получает достаточную физическую нагрузку. 17% респондентов уверены, что ребенок дома двигается достаточно времени и у него оптимальное физическое развитие.

На последний вопрос анкеты, 54% респондентов ответили утвердительно. Они отметили, что читают информацию в уголке родителей в группе и на сайте дошкольного учреждения. А также, выполняют рекомендации воспитателя и физинструктора.

28% родителей указали, что ребенок не посещает дошкольное учреждение. Однако, большинство родителей указало, что получают информацию с интернет контента (специализированные сайты, блогеры и т.д.).

Выводы. Таким образом, результаты исследований убеждают нас, что только при условии планомерного и систематического проведения работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении и в семье, оптимальный уровень двигательной активности будет способствовать укреплению здоровья и гармоничному развитию дошкольников.

Именно семья, является первоосновой, определяющей отношение детей к своему физическому развитию. Только личный пример родителей, здоровый образ жизни. уклад жизни семьи - являются ведущим условием успеха полноценного развития личности детей.

Литература:

1. Аршавский И.А. Ваш ребенок. У истоков здоровья / И.А. Аршавский. - М.: Просвещение, 1992. - 42 с.

2. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 468 с.

3. Какурин Л.И., Катковский Б.С., Георгиевский В^., Михайлов В.М. Функциональные расстройства при гипокинезии у человека / Сб. Вопросы курортной, физиотерапевтической и лечебной физической культуры. - М.: Спорт, 1970. - С. 19-24.

4. Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

5. Могендович М.Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем / М.Р. Могендович. - Л.: МЕДГИЗ, 1957. - 433 с.

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. - Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»

8. Сухарев А.Г. Теоретические основы гигиенического формирования суточной двигательной активности детей и подростков: Сб. Гигиенические основы физического воспитания и спорта среди детей и подростков / А.Г. Сухарев. -Таллинн, 1975. - 235 с.

9. Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду / Т.Е. Харченко. -СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 176 с.

10. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. - Минск: Выш. школа, 2010. - 288 с.

11. Шишкина В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников / В.А. Шишкина. - Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 34 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Анна Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные идеи, практика и опыт анализа развития начального общего образования, соотносятся различные тенденции российского и зарубежного образования на современном этапе, определены основные тренды организации школьного обучения.

Ключевые слова: начальная школа, тенденции образования, реформа образования, перспективы образования, инновации.

Annotation. The article examines domestic and foreign ideas, practice and experience of analyzing the development of primary general education, correlates various trends of Russian and foreign education at the present stage, identifies the main trends in the organization of school education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: primary school, education trends, education reform, education prospects, innovations.

Введение. В XXI веке начались масштабные изменения в системе образования, затрагивающие не только ее содержание и организацию, но и миссию образования в целом. Перспективы образования невозможно сегодня точно спрогнозировать, настолько быстро меняется ситуация в мире, образование становится более рамочным, и старается работать на опережение. Образование, как и ранее, остается главной инвестицией, определяющей эффективность применения потенциала каждого человека. По мнению И.А. Тагуновой, в ХХ в. общемировая образовательная политика была направлена на воспитание молодежи в рамках единой идеологии, разработанной доминирующими группами, посредством системы образования, предоставляя возможность лишь наиболее одаренным и способным получить социальный лифт. В настоящее время гуманистические идеи способствовали общественному изменению образовательной политики нового века и ориентируют систему образования на развитие внутреннего потенциала каждого отдельного ребенка, раскрытие всех возможностей личности в условиях вариативной школьной и внешкольной образовательной среды, оказание поддержки детям, имеющим трудности в освоении образовательных программ. Образование сегодня должно осуществляться не через «не могу» ребенка, а путем активизации его эмоционального интеллекта и когнитивных способностей, путем создания безопасной атмосферы познания, способствующей укреплению психического и физического здоровья детей, гармонии в личностных отношениях. Кроме того, новое образование ориентировано на поиск смыслов, на воспитание личной воли и свободы мнения, на достижение высоких результатов в выбранной сфере деятельности. Гуманистическая школа сегодня рассматривает ребенка как человека, пришедшего в мир с определенной положительной миссией, раскрыть которую и нужно совместными усилиями школы и семьи.

В новых условиях меняются и участники образовательных отношений, развиваются новые формы партнерства между школой, государством, обществом в лице частных субъектов. Как мы видим, участников, предлагающих новые методы и подходы обучения и воспитания, становится все больше, и среди них не только профессиональные организации или персоналии, но и образовательные порталы, сайты, блогеры, которые позволяют людям из разных слоев общества, различных стран взаимодействовать и учиться друг у друга. Действительно, идея конкурентоспособности остается в прошлом веке, новое время диктует идею нового коллективизма. Действительно, расширение возможностей общения в информационном пространстве создало новую идеологию отношений: гуманистическое отношение к людям (важен каждый, всем найти возможность участия). Отсюда, в школе тоже создается новая концепция: каждый должен быть лидером.

Идеи гуманизма, столь долго проникавшие в школу, стали теперь нормой деятельности современного учителя, когда учитель не делит на способных и не способных, успевающих и отстающих. Сегодняшний учитель смотри на детей как на людей с разными потребностями и способностями, которые могут раскрыться по мере обучения и воспитания, ищут пути их совместной коррекции с родителями.

Изложение основного материала статьи. Во всем мире растет тенденция в школах поиска адаптивных методик обучения и воспитания, особенно для детей с особыми образовательными потребностями, будь то особенности когнитивных возможностей, здоровья, психоэмоционального состояния. Все осведомлены о влиянии страха, тревожности, стрессов, положительного эмоционального фона на успешность в освоении образовательных программ, учителя читают и работают над развитием нейропсихологических особенностей детей, эмоционального интеллекта как условия будущей успешности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.