ТЕОРИЯ И NGfOPNi ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРУ,
СПОРТА, ТУРИЗМА_
THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT, TOURISM
УДК 373.24 DOI 10.24411/2500-0365-2020-15104
ББК 74.100.54 B68
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГОВ
Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, О. Г. Галимская
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
Раскрываются проблемы регулирования двигательной активности дошкольников с позиции анализа нормативно-правовой базы и результатов современных исследований. Представлена точка зрения педагогов дошкольных организаций на проблемы регулирования двигательной активности детей в режиме дня.
Ключевые с лова : двигательная активность, диагностика, мониторинг, дошкольники, показатели, оценка, физическое воспитание.
Актуальность
Изучению феномена двигательной активности растущего человека посвящены исследования в разных областях наук: физиологии, психологии, медицине, педагогике, социологии. Анализ публикаций отечественных, зарубежных ученых и результатов наших собственных исследований свидетельствует о том, что развитие дошкольников в современных условиях сопровождается явлениями гиподинамии, гиперактивности, усилением психо-эмоцпональных нагрузок [2; 13; 18: 19]. Для ребенка потеря в движениях — это потери в здоровье, развитии, социализации.
В современном мире проблема здоровья растущего человека в дошкольный период детства не теряет своей актуальности. Здоровье и физическое развитие ребенка рассматриваются как важные показатели качества дошкольного образования. К сожалению, предметом обсуждения ученых, педагогической общественности, родителей является тот факт, что здоровых детей становится все меньше. Не благоприятные тенденции в состоянии здоровья детей подтверждаются статистическими данными.
За последние пягь лет общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16 % [19]. Результаты современных исследований свидетельствуют о том. что одна треть детей имеет уровень физической подготовленности ниже возрастной нормы, четверть дошкольников поступают в школу, не достигнув биологической зрелости [5: 13: 19].
Оценка данных о функциональном развитии детей в 2015—2017 гг. показывает, что число детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата к концу дошкольного периода детства возрастает и составляет около 39 %. По мнению отечественных {Л. Н. Волошина. 2012. 2018. В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина. А. А. Третьяков, 2018. В. А. Шишкина. 2010 и др.) и зарубежных ученых (D. Aivazidis, F. Venetsanou, N. Aggelous-sis, V. Gourgoulis, A. Kambas, 2019, A. C. Engel, C. R. Broderick. N. Vau Doom, L. L. Hardy, В. J. Parmenter, 2019, J. Jascenoka. F. Walter. F. Pe-tennann, F. Korsch, S. Fiedler, M. Daseking, 2018) причины снижения показателей здоровья и физического развития кроются в современном образе жизни и снижении двигательной активности [2; 14: 16—19].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет первоочередность задач охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования обшей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств [13]. Поэтому направленность педагогических воздействий должна обеспечить оптимизацию двигательной деятельности как гипо-, так и гиперактивных детей.
Рассматривая проблемы двигательной активности в дошкольном возрасте, мы можем говорить лишь об относительной гиподинамии, поскольку минимум двигательной активности в дошкольный период детства дети могут реализовывать в процессе самостоятельной двигательной активности в течение дня. В то же время имеющие место недостаточная двигательная активность и ее низкая интенсивность понижают биологическую устойчивость организма ребенка и его работоспособность в ходе выполнения определенных физических нагрузок. Они оказывают отрицательное воздействие на функционирование организма ребенка и могут являться патогенным фактором для появления различного рода заболеваний (Т. А. Во-лосникова, 2011; Л. Н. Волошина. 2018; А. Г. Комков, 2003; И. А. Криволапчук, 2017) [1; 2; 5; 6].
Это выдвигает на первый план проблемы регулирования двигательной активности детей. К сожалению, современные стандарты (ФГОС ДО. ФГОС НОО) и примерные образовательные программы дошкольного и начального общего образования, СанПиН не задают параметры регулирования двигательной активности ребенка в режиме дня (объем, интенсивность нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и потребностей). Они ориентированы только на недельные объемы нагрузки в часах и не определяют ориентиры двигательной активности детей разных нозологических групп с учетом возрастных и индивидуальных психо-физиологических особенностей [3; 4; 8; 9; 11; 12]. Отсутствие комплексного использования таких методик как шагометрия. пульсометрия, хронометраж, не позволяет объективно оценить двигательную активность ребенка-дошкольника в образовательном процессе дошкольной организации. В связи с этим проблема регулирования двигательной активности приобретает государственное значение. Она нашла отражение в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [7].
Перед наукой, педагогической общественностью поставлены задачи разработки специальных рекомендаций, позволяющих определить критерии и показатели двигательной активности, способы ее регулирования с учетом существующих проблем.
Цель и задачи
Целью исследования стало выявление на основе анализа научных публикаций и результатов анкетирования педагогов проблем регулирования двигательной активности ребенка в дошкольной организации.
Материалы и методы исследования
Для выявления точки зрения педагогов на проблемы регулирования двигательной активности ребенка им предлагалось ответить на вопросы анкеты «Организация двигательной активности и двигательного режима детей дошкольного возраста в ДОО». В опросе участвовали 388 педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода и Белгородской области. Обработка результатов проводилась при помощи метода ранжирования.
Результаты и их обсуждение
Ведущая роль в разработке индивидуальных и групповых стратегий регулирования двигательной активности принадлежит воспитателю, поэтому очень важно выявить позицию педагогов в решении существующих проблем. Воспитателям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Организация двигательного режима детей дошкольного возраста в ДОУ». Анализ полученных результатов выявил следующие проблемы регулирования двигательной активности, представленные ниже.
На первый вопрос анкеты «Какое влияние оказывает двигательная активность на развитие ребенка?» воспитатели дали следующие ответы:
* 47.9 % педагогов отметили «укрепляет здоровье»;
* 34 % развивает двигательные способности;
* 11,9% снимает психо-эмоциональное напряжение;
* 6,2 % обогащает познавательное развитие.
Это свидетельствует о том. что педагоги осознают влияние двигательной активности на состояние здоровья, показатели физического развития, состояния психо-эмоционального комфорта.
На вопрос «Имеет ли место проблема дефицита двигательной активности или повышенной двигательной активности в практике работы с
детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ?», большинство педагогов (53Л %) ответило «Нет. не имеет место», 17 % педагогов затруднились ответить. «Да, имеет место» ответило — 29.9 % педагогов.
Объясняя, чем вызвана данная проблема, педагоги назвали следующие причины: ухудшение состояния здоровья детей (27,6 %), перегруженность режима дня дополнительными образовательными услугами (19 %), недостаточная готовность педагогов к индивидуализации двигательных режимов (15,5 %). увлечение дошкольников всевозможными компьютерными и интеллектуальными играми (15,5 %), малоподвижный образ жизни современной семьи (8.6 %), недостаточное оборудование мест в дошкольных учреждениях для проведения мероприятий по двигательной активности (7 %), изменения в образе жизни семей воспитанников (3.4 %), пассивность, заторможенность и безынициативность детей (3,4 %). У них нет желания самостоятельно придумывать и реализовывать деятельность без поддержки и поощрений взрослого. Полученные ответы были проранжированы и занесены в табл. 1.
I = ((и + 1» / 2 = ((8+1)8) / 2 = 36.
где и — количество ответов педагогов на вопрос (8), а X = 36 — сумма номеров ответов педагогов в упорядоченном ряду, которая совпадает с суммой рангов, присвоенных каждому ответу.
Как показывают результаты анализа научных публикаций и собственного научного опыта диагностику двигательной активности детей можно осуществлять с использованием стандартизированных методик (шагометрия. пульсометрия. хронометраж), так и с помощью использования
методов наблюдения с заданными показателями.
На вопрос: «Какие средства диагностики двигательной активности Вы используете в своем практическом опыте?» 65,2 % педагогов отметили, что осуществляют педагогическое наблюдение, применяют методы шагометрии — 11,9 %, хронометраж — 12,9 %. пульсометрию — 7 %. специально не акцентируют внимания 3 %.
На вопрос о том. является ли проблема регулирования двигательной активности дошкольников актуальной для педагогов, 10.1 % педагогов затруднились ответить, 37Д % педагогов назвали проблему актуальной. Большинство педагогов (52,8 %) ответили, что проблема оптимизации двигательной активности дошкольников для них не является актуальной. Из них 34 % указали на то, что созданы все условия для развития детей в ДОУ 15,8 %. что двигательная активность детей равномерно распределена в течение всего дня, 3 % ответили, что пытаются решать проблемы совместно с родителями. Мнение педагогов, почему проблема регулирования двигательной активности является актуальной представлено в табл/ 2.
X = ((и + 1)«) / 2 = ((8+1)8) /2 = 36,
где п — количество ответов педагогов на вопрос (8), а X = 36 — сумма номеров ответов педагогов в упорядоченном ряду, которая совпадает с суммой рангов, присвоенных каждому ответу.
На заключительный вопрос анкеты: «Как целесообразно планировать и организовывать двигательный режим дошкольников?» более половины педагогов (56,9 %) ответили, что в группе должен быть общий двигательный режим с учетом возрастных особенностей детей, для реализации индивидуального подхода планируются приемы
Таблица 1
Мнение педагогов о причинах снижения двигательной активности дошкольников
Варианты ответов педагогов Номер места в упорядоченном ряду
1. Ухудшение состояния здоровья детей 1
2. Перегруженность режима дня дополнительными образовательными услугами 2
3. Недостаточная готовность педагогов к индивидуализации двигательных режимов детей 3,5
4. Увлечение дошкольников компьютерными и интеллектуальными играми 3,5
5. Малоподвижный образ жизни современной семьи 5
6. Недостаточное оборудование мест в дошкольных учреждениях для проведения мероприятий по двигательной активности 6
7. Изменение предпочтений в выборе видов деятельностей воспитанников 7,5
8. Пассивность и заторможенность детей, безынициативность, отсутствие желания самостоятельно придумывать н реализовывать деятельность без похвалы и поощрений 7,5
Таблица 2
Мнение педагогов об актуальности двигательной активности
Варианты ответов педагогов Номер места в упорядоченном ряду
1. Является основой хорошего здоровья н полноценного физического развития 1
2. Обеспечивает интеграцию физического и психического развития дошкольников 3,5
3. Двигательная активность является одним из важных условий социализации ребенка 3,5
4. Предупреждает ухудшение здоровья детей 2
5.Востанавливает игровое пространство детства 6.5
6.Помогает решать проблему избыточного веса детей 6.5
7.Стимулирует активность, самостоятельность, инициативу 6.5
8 .Способствует развитию дет с ко-родительских отношений 6.5
и средства, стимулирующие детскую двигательную активность. Треть педагогов (37,9 %} указали. что двигательный режим должен организовываться с учетом индивидуальных особенностей детей конкретной группы (здоровье, физическое развитие, двигательная активность), 5,2 % педагогов обозначили, что двигательный режим должен организовываться с учетом средних показателей двигательной активности на каждой возрастной ступени.
Выводы
В сложившейся ситуации, государственный стандарт дошкольного образования и примерная образовательная программа не дают четких ориентиров педагогическим работникам по организации мониторинга двигательной активности [9; 12]. Вызывают вопросы и предложенные в СанПнН нормы ее регулирования. Это затрудняет на практике проведение диагностики двигательной активности и оценки ее показателей, соотнесение достигнутых результатов с нормой и не позволяет объективно оценить эффективность коллективных и индивидуальных форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности конкретных возрастных групп и дошкольного учреждения в целом, что подтверждается результатами анкетирования воспитателей.
Как показывают результаты анкетирования, педагоги понимают значимость двигательной активности в дошкольном возрасте, выделяют объективные причины снижения двигательной активности. Однако более половины педагогов (53,1 %), отмечают, что данной проблемы в их дошкольных учреждениях нет, объясняя это тем, в необходимая биологическая потребность в движении дошкольников реализуется в ходе режимных моментов в дошкольном учреждении и дома, при взаимодействии с родителями. Эта позиция объясняется отсутствием нормативных требований
к организации двигательного режима ребенка и контроля за его состоянием.
Для изучения двигательной активности большинство педагогов (65,2 %) не применяют методы. позволяющие объективно ее оценить. Только 34.8 % педагогов применяют стандартизированные методики — шагометрию. хронометраж, пульсометрию. Что свидетельствует о наличии проблем готовности педагогов к изучению и оценке двщательной активности детей различных нозологических групп, а также проблемы определения ее критериев и показателей в нормативно-правовых документах.
Мы полагаем, что в организацию мониторинга процесса физического воспитания и развития дошкольников необходимо включать диагностику двигательной активности детей. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью с учетом результатов диагностики двигательной активности способствует выделению в каждом дошкольном учреждении приоритетов в организации двигательных режимов, созданию под них методической и материальной базы, что обеспечивает повышение эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности. При этом педагоги и родители в каждой возрастной группе могут определить модель двигательного режима, формы совместной споршвно-игровой деятельности.
При проведении диагностики двигательной активности дошкольников целесообразно:
* выявлять причинно-следственные связи между состоянием двигательной активности. здоровья и физического развития детей. Установить взаимовлияние факторов внешней среды на двигательную активность ребенка:
* подготовить решения, направленные на оптимизацию двигательной активности и физическое совершенствование воспитан-
ников в учреждении, обеспечить их непосредственную реализацию;
* обосновать модели организации двигательных режимов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
* обеспечить прогнозирование индивидуальных образовательных маршрутов физического воспитания и развития двигательно одаренных детей и детей с ОВЗ;
* определить стратегические направления и план мероприятий по устранению проблем дефицита двигательной активности и гиперактивности;
* информировать всех субъектов образовательного процесса о результатах, полученных в ходе мониторинга двигательной активности.
Таким образом, диагностика двигательной активности обеспечивает определение как групповых. так и индивидуальных стратегий укрепления здоровья, физического развития растущего человека. И здесь, пожалуй, надо дать комментарий в связи с постепенным смещением акцента в дошкольном образовании от объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной опенки и определённых ограничений функций мониторинга, заданных ФГОС ДО.
На наш взгляд, в оценке двигательной активности ребёнка не нужно нарушать традиций стандартизированного теста. Возможно, не всегда целесообразно сравнение полученных результатов с нормой, а лучше сравнивать собственные достижения ребёнка в динамике. Тем самым получать объективные данные ее показателей в дошкольный период.
Список литературы
1. Волосникова, Т. В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук /Т.В. Волосникова. — Санкт-Петербург. 2011. — 44 с.
2. Волошина. Л. Н. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении: монография / Л. Н. Волошина. М. М. Мусано-ва. — Москва. 2012. — 234 с.
3. Бабаева. Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс : РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. — 321 с.
4. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — Москва : ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
5. Комков, А. Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / А. Г. Комков. Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 3. — С. 5—8.
6. Криволапчук. И. А. Оптимизация функционального состояния детей и подростков в процессе физического воспитания: монография / И. А Криволапчук. — Гродно, 2007 — 606 с.
7. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации № 1101-р от 07 августа 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — .№33. — Ст. 4110.
8. Веракса. Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 167 с.
9. Примерная образовательная программа (2015) // Firo.ru. — URE: http://www.firo.ru/wp-coutent/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf.
10. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 21 дек. 2012 г. // Российская Федерация. Законы. — Москва : Эксмо. 2013. — 208 с.
11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций : СанПиН 2.4.1.3049-13 // Бюллетень 162 нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 ноября 2015 г. № 45. — URL: http://base.garant.ni/7118 1600/#ixzz4sPxlYaOD.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155. — Москва : Сфера, 2018. — 96 с.
13. Чернышенко. Ю. К. Программно-нормативные основы формирования личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания / Ю. К. Чернышенко. В. А. Баландин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. -№4.-С. 10—13.
14. Шишкина, В. А. Новые подходы к оценке двигательного развития детей дошкольного возраста / В. А. Шишкина. М. Н. Дедулевич // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2010. — № 3. — С. 42—45.
15. Яковлев. А. Н. Характеристика функционального состояния школьников 12—15 лет средней полосы России / А. Н. Яковлев, В. Н. Чернова // Известия Сочинского государственного университета. — 2014. — № 3 (31). — С. 275—278.
16. Enhancing Motor Competence and Physical Activity in Kindergarten / D. Aivazidis, F. Venet-sanou, N. Aggeloussis, V. Gourgoulis et al. // Journal of Physical Activity & Health. — 2019. — № 16(3). — P. 184—190.
17. Exploring the Relatiouship Between Fundamental Motor Skill Interventions and Physical Activity Levels in Children: a Systematic Review and Meta-analysis / A. C. Engel, C. R. Broderick.
N. van Doom. L. L. Hardy et al. // Sports Medicine. — 2018. — № 48(8). — P. 1845—1857.
18. Fhe Relationship Between Motor and Cognitive Development in Preschool Age / J. Jascenoka. F. Walter, F. Petemiami, F. Korsch et al. // Kindheit Und Entwickhmg. — 2018. — № 27(3). — P. 142— 152.
19. Modern strategies for regulating the motor activity of preschool and school age children in the educational space / L. N. Voloshina. V. L. Konda-kov. A. A. Tretyakov, F. N. Kopeikina et al. // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. — 2018 — № 22 (2). — P. 114—119.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00173 «Комплексное исследование двигательной активности растущего человека в условиях вариативной системы физического воспитания»
По стул ила в редакцию 28 октября 2019 г.
Для цитирования: Волошина, Л. И. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников: позиция педагогов / Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, О. Г. Галимская // Физическая культура. Спорт. Туризм Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 1. — С. 27—34.
Сведения об авторах
Волошина Людмила Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Белгородского государственного национального исследовательского университета. Белгород. Россия. [email protected]
Кондаков Виктор Леонидович — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания Белгородского государственного национального исследовательского университета. Белгород. Россия.
коп вако\(а) Ьз и. ее]и л и
Галимская Ольга Генриховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Белгородского государственного национального исследовательского университета. Белгород. Россия, [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 1, pp. 27—34.
The problems of the motor activity control of preschool children: teacher's attitude
Voloshina L.N.1, Kondakov V.L.2, Galimskaya O.G.3
1 Belgorod state national research university, Belgorod, Russia, [email protected]
2 Belgorod state national research university, Belgorod, Russia, [email protected]
2 Belgorod state national research university, Belgorod, Russia, [email protected]
The article describes the problems of motor activity control of preschool children by way of the analysis of the legal framework and the results of modem research. Teacher's point of view of preschool establishment on the problems of motor activity control of children in the day routine is presented.
Challenge. Since there is a steady tendency to reduce the health and physical condition of preschoolers, the problems of motor activity control take a state significance. This can read in the «The strategy of the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020». The tasks are set for science and society. This is the development of special recommendations to determine the level of motor activity, to substantiate the criteria and indicators of its assessment, to determine methods of regulation taking into account existing problems.
Problem statement: search of pedagogical possibilities of optimization of motor activity of the growing person in the preschool period of the childhood.
Objective: on the basis of the scientific publications analysis and of the questionnaires of preschool establishment teachers need to determine the existing problems of motor activity control of the preschool establishment children. Materials and methodology of research. To identify the problems of motor activity control of the child, teachers had to answer the questions of the questionnaire ''Organization of motor activity and motor regime of preschool children in pre-school". 388 teachers of preschool educational institutions of Belgorod and Belgorod region participated in the survey. The results were processed using the ranking method.
Results and discussion. The analysis of the results of the survey of preschool teachers showed that they objectively determine the causes of reduced motor activity ill childhood, realize the importance of creating the necessary psychological and pedagogical conditions in a preschool educational institution for its stimulation and regulation. However, more than half of the teachers who participated in the survey (53%) noted the absence of this problem in preschool institutions. Findings and conclusion. The results of the study indicate that teachers are ready to study and evaluate the motor activity of preschool children. According to surveys conducted in 2019, in practice, the preference is given to the method of observation. Standardized methods (pedometry. heart rate, timing) are used by only 21% of teachers of preschool institutions. There are also problems of normalization of motor activity of the child taking into account age and individual characteristics.
Keywords: motor activity, diagnostics, monitoring, preschool children, indicators, assessment, physical education.
References
1. Volosnikova T.V. Fizicheskaya kultura v sisteme upravleniya ozdorovleniem doshkolnikov v ekolog-icheskih usloviyah megapolisa [Physical culture in the management system of health improvement of preschool children in the environmental conditions of the metropolis]. Abstract of thesis. St. Petersburg, 2011. 44 p. (In Russ.).
2. Voloshina L.N., Musanova M.M. Upravlenie fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnostyu subektov obrazovatelnogo protsessa v doshkolnom uchrezh-denii [Management of physical culture and health-improving activity of subjects of educational process in preschool]. Moscow, 2012. 234 p. (In Russ.).
3. Babaeva T.I.. A G. Gogoberidze. O.V. Solntseva and others. Detstvo: Primernaya obrazovatelnaya programme* doshkohiogo obrazovaniya [Childhood: Approximate educational program of preschool education]. Saint-Petersburg, 2014. 321 p. (In Russ.).
4. Istoki: primernaya obrazovatelnayaprogramma doshkohiogo obrazovaniya [Origins: approximate educational program of preschool education], Moscow, 2014. 161 p. (In Russ.).
5. Komkov A.G.. Antipova E.V. Formirovanie fi-zicheskoy aktivnosti detey i podrostkov kak sotsial-no-pedagogicheskaya [Formation of physical activity of children and adolescents as a socio-pedagogical problem]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2003, no. 3. pp. 5—8. (In Russ.).
6. Krivolapchuk I.A. Optimizatsiya funktsionahio-go sostoyaniya detey i podrostkov v protsesse fizich-eskogo vospitaniya [Optimization of the functional state of children and adolescents in the process of physical education]. Grodno, 2007. 606 p. (In Russ.).
7. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kulturyi i spoila v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii no. 1101-r ot 07 avgusta 2009 g. [About the approval of Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2020: the order of the Government of the Russian Federation No. 1101-R of August 07, 2009]. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii [Assembly of the legislation of the Russian Federation], 2009. no. 33, art. 4110. (In Russ.).
8. Veraksa N.E.. Komarova T.S., Vasileva M.A. Ot rozhdeniya do shkolyi. Primernaya obscheobra-zovatelnaya programma doshkohiogo obrazovaniya [From birth to school. Approximate General education program of preschool education]. Moscow, 2014. 167 p. (In Russ.).
9. Primernaya obrazovatelnaya programma (2015) [Approximate educational program (2015)]. Firo. ru. Available at: http://www.firo.ru/wp-content/up-loads/2014/02/POOP_DO.pdf. (In Russ.).
10. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: fed-eralnyj zakon ot 21 dekabrya 2012 g. [On education in the Russian Federation: federal law by 21 Dec. 2012]. Rossiyskaya Federatsiya. Zakonyi [Russian Federation. Laws]. Moscow, 2013. 208 p. (In Russ.).
11. Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ustroystvu, soderzhaniyu i organizatsii rezhima rabotyi doshkolnyih obrazovatelnyih organizatsiy : SanPiN 2.4.1.3049-13. [Sanitary and epidemiological requirements for the device, content and organization of the mode of operation of preschool educational organizations: SanPiN 2.4.1.3049-13]. Byulleten 162 normativnyih aktov federalnyih organov ispolnitelnoy vlasti ot 9 noyabrya 2015 g. no. 45 [Bulletin 162 of
normative acts of Federal Executive authorities of November 9, 2015 No. 45]. Available at: http://base. gaiaut.ru/71181600/#ixzz4sPxl YaOD (In Russ.).
12. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovateInyiy standart doshkolnogo obrazovaniya: prikaz Minis-terstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnaufd Rossii) ot 17.10.2013 g. no. 1155 [Federal state educational standard of preschool education: the Ministry of education and science of the Russian Federation (Minobmauki of Russia) from 17.10.2013 g. no. 1155]. Moscow, 2018. 96 p. (In Russ.).
13. Chernyishenko Yu.K., Balandin V.A. Pro-grammno-normativnyie osnovyi formirovaniya lich-nosti detey doshkolnogo vozrasta sredstvami fizich-eskogo vospitaniya [Program-normative bases of formation of the personality of preschool children by means of physical education]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training], 2009, no. 4. pp. 10—13. (In Russ.).
14. Shishkina V.A., Dedulevich M.N. Novyie podhodyi k otsenke dvigatelnogo razvitiya detey doshkolnogo vozrasta [New approaches to the assessment of motor development of preschool children], Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Vector of science of Togliatti state University], 2010. no. 3. pp. 42—45. (In Russ.).
15. Yakovlev A.N., Chernova V.N. Harakter-istika funktsionalnogo sostoyaniya Shkolnikov
12—15 let sredney polosyi Rossii [Characteristics of the functional state of schoolchildren 12—15 years of middle Russia], Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Sochi State University], 2014, no. 3 (31), pp. 275—278. (In Russ.).
16. Aivazidis D.. Venetsanou F., Aggeloussis N.. Gourgoulis V. Kambas A. Enhancing Motor Competence and Physical Activity in Kindergarten. Journal of Physical Activity & Health, 2019, no. 16 (3), pp. 184—190.
17. Engel A.C.. Broderick C.R., van Doom N., Hardy L.L.. Parmenter B.J. Exploring the Relationship Between Fundamental Motor Skill Interventions and Physical Activity Levels in Children: a Systematic Review and Meta-analysis. Sports Medicine. 2018. no. 48(8), pp. 1845—1857.
18. Jascenoka J.. Walter F., Petermann F., Korsch F., Fiedler S., Daseking M. Fhe Relationship Between Motor and Cognitive Development in Preschool Age. Kindheit Utid Entwicklung, 2018, no. 27(3), pp. 142—152.
19. Voloshina L.N.. Kondakov V.L.. Tretyakov A.A., Kopeikina E.N.. Cretu M., Potop V. Modern strategies for regulating the motor activity of preschool and school age children in the educational space. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2018. no. 22 (2), pp. 114—119.