УДК 372.3/4 001 10.24411/2500-0365-2020-15110
ББК 74.14
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Л. А. Сварковская
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
Рассмотрена проблема повышения эффективности фнзкульту рн о-об р а з ов ат е л ьн о й работы в дошкольной образовательной организации в связи с иегатнвнпми тенденциями состояния здоровья современных дошкольников. Представлено решение проблемы через управленческий аспект — деятельность старшего воспитателя дошкольной образовательной организации. Раскрыты направления деятельности старшего воспитателя для организации взаимодействия специалистов в физкультурно-оздоровительной работе: реализация преемственности в содержании планирования овладения дошкольниками двигательными действиями: обеспечение взаимосвязи специалистов в разных формах работы: методическое сопровождение организации интегрированной деятельности детей; организация проектной деятельности.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, дошкольная образовательная организация, взаимодействие специалистов, старший воспитатель.
Актуальность
Задачи формирования, сохранения и укрепления здоровья детей являются приоритетными в работе дошкольной образовательной организации (ДОО). Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОО направлена на решение данных задач. Наблюдающиеся негативные тенденции в состоянии здоровья дошкольников говорят о необходимости повышения эффективности педагогического процесса в организации физкультурно-оздоровительной работы.
Проблема повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в последние годы привлекает внимание исследователей с позиции управления: уровни и принципы управления оздоровительной работой как открытой системой дошкольного учреждения [2]; содержание многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении [3]; технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в инновационном дошкольном образовательном учреждении [4]; управление образованием дошкольников в области физической культуры [6] и др.
Существующая система физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО представляет собой: единство целей, задач, форм, средств и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие ребенка [3]. Одна из причин снижения эффек-
тивности физкультурно-оздоровительной работы на современном этапе состоит в недостаточном управлении на разных уровнях ее организации.
Важнейшими принципами построения и управления любой системой является взаимосвязанность и взаимодействие ее элементов, а также согласованность и синхронность деятельности в соответствии с поставленными целями. Одним из условий эффективности физкультурно-оздоровительной работы является взаимосвязанная, скоординированная работа всех специалистов ДОО. Слушатели Института последипломного педагогического образования г. Севастополя отмечают наличие проблемы реализации взаимодействия специалистов ДОО в части планирования и организации физического воспитания дошкольников.
Цель работы
Цель — разработка направлений повышения эффективности организации взаимодействия специалистов ДОО в физкультурно-оздоровительной работе.
Материалы и методы исследования
Опросные методы исследования: анализ планирования физкультурно-оздоровительной работы в ДОО; педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 89 педагогов, работающих в системе дошкольного образования г. Севастополя.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование показало, что вопросы взаимодействия специалистов в физкультурно-оздоровительной работе ДОО являются значимыми для педагогов, однако практически все опрошенные имеют фрагментарные знания о формах взаимодейсивия и возможных вариантах планирования этой деятельности. С целью повышения эффективности организации взаимодействия специалистов в физкультурно-оздоровительной работе ДОО проведен педагогический эксперимент [9]. Нами было определено, что важную роль в организации данной работы и координации усилий сотрудников играет старший воспитатель ДОО. Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы с позиции функций старшего воспитателя заключаются прежде всего:
* в реализации преемственности в планировании и организации физкультурно-оздоровительной работы;
* обеспечении взаимосвязи инструктора физической культуры с воспитателями и другими специалистами;
* обеспечении методического сопровождения организации интегрированной деятельности детей;
* эффективном взаимодействии с инструктором физической культуры во время организации проектной деятельности.
Рассмотрим особенности реализации каждого направления.
Планирование нам средство организации взаимодействия педагогов
Важным фактором, влияющим на эффективность работы, является ее правильное планирование. Это сложный и кропотливый процесс, особое значение в котором имеет взаимосвязь и преемственность в работе инструктора физической культуры и воспитателя.
Основная форма физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации — занятия физической культурой. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена в том случае. если двигательная деятельность детей организовывается с учетом дидактических принципов: последовательности, доступности, природосоо-бразности, системности. Руководствуясь этими принципами, инструктору физической культуры и воспитателям необходимо учитывать: этап формирования двигательных умений и навыков: труд-
ности. возникающие во время усвоения упражнений; объединение программного материала, усвоенного в предыдущем возрастном периоде, с материалом текущего года; необходимость всестороннего влияния физических упражнений на организм детей [9].
К типичным ошибкам, часто встречающимся в практике работы, относится отсутствие единства в планировании деятельности инструктора физической культуры и воспитателей. Как правило, инструктор физической культуры, работая по своему плану, дает рекомендации воспитателям только в части индивидуальной работы с теми детьми, которые медленнее усваивают программный материал. А воспитатели, планируя двигательную деятельность детей на прогулке, далеко не всегда принимают во внимание закономерности формирования двигательных навыков. Это приводит к дефициту преемственности в их деятельности по формированию движений, которые изучались с детьми инструктором физической культуры. В такой ситуации именно старший воспитатель должен обратить внимание педагогов на необходимость координации усилий.
Знание закономерностей процесса формирования двигательных умений и навыков обеспечит наиболее рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию, поможет грамотно спланировать и реализовать нндивиду-ально-дифференцированный подход к детям.
С точки зрения физиологии, в основе каждого навыка лежит сложная система условно-рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения на основе предварительно полученной информации по выполнению изучаемого упражнения и личного двигательного опыта ребенка. Систематическое повторение упражнения приводит к тому, что умение постепенно переходит в двигательный навык [1].
Формирование двигательных умений у дошкольников происходит на занятиях, которые проводит инструктор физической культуры. И очень важно, чтобы его дальнейшая работа по формированию соответствующего двигательного навыка была четко согласована с работой, которую проводят воспитатели. Задача старшего воспитателя — предупредить ошибки в формировании двигательного навыка, которые допускают на этапе планирования образовательного процесса как инструктор физической культуры, так и воспитатели.
Начальный этап формирования навыка характеризуется возникновением динамического стереотипа в двигательной зоне коры больших полушарий головного мозга ребенка. В процессе первого ознакомления с изучаемым движением у детей формируется представление о способе выполнения. Завершается этот этап умением выполнять движение в общих чертах. Интервалы между занятиями, на которых выполняется новое двигательное действие, должны быть, по возможности. короткими, чтобы предотвратить угасание еще нестойких условных рефлексов. Поэтому задача воспитателей — продолжать упражнять детей в тех движениях, которым обучает инструктор физической культуры, и во время занятий на свежем воздухе широко использовать подводящие упражнения.
На втором этапе — углубленного разучивания движения — процесс обучения строится в соответствии с закономерностями усовершенствования двигательного умения и его частичного перехода в навык. Физиологический механизм формирования двигательного навыка на этом этапе характеризуется уточнением намеченной системы условных двигательных рефлексов, исчезновением чрезмерного мышечного напряжения. Это уточнение происходит по мере того, как достигается необходимая концентрация нервных процессов в определенных участках больших полушарий коры головного мозга. Поэтому, в этот период лучшие пробы чередуются с худшими.
Ошибка, которая часто встречается в практике планирования. — поспешное использование воспитателями изучаемого детьми движения в играх высокой подвижности на прогулке. До тех пор. пока движение не разучено в учебных условиях, не рекомендуется повторять его в играх большой подвижности. Выполнение недостаточно усвоенных движений в ограниченные промежутки времени {как того требует игровая ситуация) ухудшается в связи с тем. что на максимальной скорости сенсорные реакции значительно усложняются. Таким образом, еще нестойкий навык может быть разрушен. Задача воспитателей на этом этапе:
* продолжать упражнять детей в изучаемых движениях на прогулке, используя игровые упражнения с конкретным двигательным заданием, — «Пройди по мостику», «Попади в цель», «Догони мяч» и др.;
* предупреждать явление интерференции (негативного переноса навыка), в основе которого наличие у детей навыков, схожих с изучаемым движением, но в то же время и
существенно отличающихся от нового двигательного действия. Например, нецелесообразно обучать детей одновременно двум видам прыжков: пока дети не усвоят четкое выполнение прыжка в длину с разбега, которому обучает инструктор физической культуры. воспитателю не рекомендуется учигь их прыжкам в высоту с разбега. Нельзя одновременно учить детей двум способам лазанья по гимнастической стенке — одноименному и разноименному. Тоже касается и других видов движений.
На третьем этапе сформированный динамический стереотип усовершенствуется в направлении подвижности и приспособления к внешним изменяющимся условиям. Укрепление динамического стереотипа сопровождается постоянной автоматизацией компонентов двигательного навыка. Основная цель этого этапа — формирование стойкого и пластичного навыка. Задача воспитателей на этом этапе — использовать движение в разнообразных подвижных играх, которые являются основным средством для усовершенствования базовых движений дошкольников всех возрастных групп.
Чтобы предотвратить трудности, возникающие во время усвоения упражнений, важно знать: сколько занятий необходимо посвятить изучению нового движения; сколько раз на одном занятии необходимо повторять движение для формирования умения. Э. С. Вильчковским экспериментальным путем доказано: сложные виды основных движений (прыжки в длину и высоту с разбега, метание предметов в цель или вдаль и др.) целесообразно планировать на трех-пяти занятиях подряд с постепенным их усложнением [8]. На одном занятии научить детей правильно выполнять названные движения невозможно. Процесс их обучения продолжителен и требует больше времени. Задача воспитателей — продолжать повторять эти движения с детьми во время прогулки, используя игровые упражнения и подвижные игры малой интенсивности.
Точное количество повторений основных движений для формирования умения у детей на занятиях физической культурой установить сложно. Количество повторений основного вида движения зависит от ряда факторов: места проведения занягия. оборудования зала или физкультурной площадки, избранного способа организации детей, типа занятия. Если упражнения не требуют значительных физических усилий и длительной физической нагрузки (подлезание под дугу, ходь-
ба по ребристой доске, прыжки в длину с места, метание предметов вдаль и в цель и др.) целесообразно повторять их от 10 до 16 раз. Упражнения, требующие значительных физических усилий (лазание по канату, ползание по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках) или больше времени на их выполнение (лазание по гимнастической стенке, упражнения в равновесии), повторяют 5—8 раз.
Методичесиое сопровождение интегрированной деятельности
Важным направлением взаимодействия старшего воспитателя с инструктором физической культуры является методическое сопровождение его взаимосвязи с другими педагогами дошкольного учреждения. Координация действий инструктора физической культуры, воспитателей, музыкального руководителя и руководителей кружковой работы способствует созданию благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития дошкольников и обеспечивает интеграцию разных видов деятельности детей. Во время интегрированных занятий познавательный интерес, возникающий в двигательной деятельности, мотивирует детей к активному познанию, способствует развитию их творческих способностей. С помощью двигательной деятельности у ребенка можно сформировать математические представления, развивать речь, знакомить с окружающим миром, осуществлять экологическое воспитание и т. д.
В научно-методической литературе описано несколько подходов к интеграции разных видов деятельности детей:
* через интеграцию учебных задач, которая заключается в одновременной реализации на занятиях физической культурой задач из других разделов программы. Например, в начале занятия дети наблюдают за явлениями природы, закрепляют основы культуры общения и др.. а потом переходят к двигательной деятельности [5];
* через включение движений в интегрированное занятие, где объединяются знания из разных образовательных отраслей на равноправной основе, дополняя одно другим. Например. при ознакомлении детей с понятием «настроение» используют движения, музыку, стихи, картины и т. д. [10];
* через определенную последовательность занятий. Например, занятия по речевому развитию и ознакомлению детей с природой проводятся перед занятиями физической
культурой при условии объединения их одной тематикой [7]. А после проведения занятий физической культурой приобретенные знания закрепляют в конструктивной деятельности: на занятиях по лепке, аппликации или рисованию. Например, после чтения сказки «Дюймовочка» проводится занятие физической культурой по сюжету сказки, а потом тема продолжается на занятии рисованием «Встреча Дюймовочки с Кротом».
Такое построение образовательного процесса требует общих усилий всех специалистов дошкольного учреждения.
Реализация совместных проентов
Еще одним направлением взаимодействия старшего воспитателя с другими специалистами дошкольного учреждения, в частности с инструктором физической культуры, является реализация совместных проектов. Проектная деятельность в настоящее время является актуальным интегрированным компонентом образовательного процесса.
Её суть — в стимулировании интереса участников проекта к определенным проблемам, в приобретении соответствующих знаний и их практическом применении в процессе решения поставленных задач. Проектная деятельность всегда предусматривает решение проблемы, ради которой необходимо не только использовать различные средства и методы обучения, но и интегрировать знания, умения из разных областей наук. Результаты выполнения проектов должны быть конкретными. Если это теоретическая проблема, то в результате проектной деятельности мы должны получить ее решение, если практическая — разработку, готовую для внедрения в практику работы.
Реализация проектной деятельности в дошкольном учреждении, как правило, связана с формированием определенной среды и созданием условий для оформления и обсуждения результатов проектной деятельности. Сегодня умение использовать проектную деятельность в образовании — показатель высокой квалификации как отдельного педагога, так и всего коллектива.
Можно выделить следующие виды проектов в ДОО:
— но тематике и содержанию деятельности:
* творческие — результатом является общий праздник:
* исследовательские — результатом является исследование определенной проблемы и ее освещение в созданной газете.
альбоме, выставке, конкретной практической деятельности и др.;
* игровые — результатом является использование творческих элементов и создание игр:
* информационные — результатом является сбор и реализация определенной информации (оформление группы, физкультурного зала, площадок, определенных уголков и т. д.).
— по составу участников;
— по срокам реализации.
Старший воспитатель совместно с инструктором физической культуры может реализовать ряд проектов, каждый из которых будет способствовать усовершенствованию образовательного процесса в целом и физкультурно-оздоровительной работы в частности. Это могут быть такие проекты как: «Малые Олимпийские игры», «Сохранение здоровья ребенка», «Физкультурный календарь», «Портфолио физкультурного зала
Список литературы
1. Бернштейн. Н. А. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн — Москва : Наука. 1990.—494 с.
2. Волосникова. Т. В. Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении: управленческий аспект / Т. В. Волосникова // Ученые записки универси-
(инструктора физической культуры, спортивной группы)». Пример проекта «Малые олимпийские игры» приведен в таблице.
Вывод
В повышении эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОО важным условием является взаимодействие специалистов, которое организует старший воспитатель. Акцентами в его работе являются: методическое сопровождение преемственности в планировании работы инструктора по физической культуре и воспитателей с учетом этапов овладения двигательными действиями: обеспечение взаимосвязи инструктора по физической культуре и других специалистов в части интеграции содержания и форм работы, проектной деятельности. Взаимодействие старшего воспитателя с каждым специалистом дошкольного образовательной организации — залог успеха в профессиональной деятельности и высоких результатов в управлении качеством образовательного процесса.
тета им. П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 2 (72). — С 43—48.
3. Волошина. Л. Н. Проблемы многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении / Л. Н. Волошина. М. М. Мусанова // Культура физическая и здоровье. — 2010. — № 3. — С. 35—37.
Пример проекта для реализации в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной образовательной организации
Название Малые Олимпийские игры
Вид проекта творческий (длительный по срокам реализации)
Проблема * необходимость формирования у детей интереса к занятиям физической культурой н спортом; • решение задач, связанных с эстетическим, моральным, патриотическим воспитанием
Цель • познакомить старших дошкольников с историей олимпийского движения как достижением общечеловеческой культуры
Задачи • сформировать у детей представление об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического совершенствования, в котором принимают участие спортсмены разных народов мнра: • ознакомить на доступном уровне с историей олимпийского движения: • формировать интерес к занятиям физическими упражнениями на ярких примерах олимпийского опыта
Реализация проекта * проведение разных форм работы: - тематических занятий в группе и физкультурном зале; - тематических физкультурных развлечений: - сюжетной игровой деятельности на прогулке; - музыкальных занятий на олимпийскую тематику
Результат Театрализованный праздник «Малые Олимпийские игры»
4. Волошина, Л. Н. Технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в инновационном дошкольном образовательном учреждении / Л. Н. Волошина, Л. Г. Шламова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Краснодар. 2017. — С. 22.
5. Глазырина, Л. Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников : дис. ... д-ра пед. наук / Л. Д. Глазырина. — Минск. 1992. — 337 с.
6. Овечкнна, Т. А. Управление образованием дошкольников в области физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Овечки-на. — СПб, 2003. —22 с.
Поступила в редакцию 08 января 2020 г.
7. Бопшч, О. Л. Фпичне виховання. основи здоров'я та безпеки життед1яльност1 д1тей до-шкшьного в1ку / О. Л. Бопшч. Н. В. Левшець. Л. В. Дохвицька. Л. А. Сварковська. — Кшв : Ге-неза. 2013. — 128 с.
8. Вшьчковський. Е. С. Теор1я 1 методика ф1-зичного виховання д1тей дошктльного в1ку . Е. С. Вшьчковький. О. I. Курок. — Суми : Уш-верситетська книга. 2004. — 428 с.
9. Сварковська. Л. А. Ф1зична культура — дошкольникам. Планування роботи за Базовою програмою розвитку дитини дошкшьного вшу «Я у Свт» / Л. А. Сварковська, О. О. Сршова, М. В. Га личина. Ю. А. Бабанська. — Терношль : Мащцнвець, 2011. — 144 с.
10. Шевченко. Ю. М. Фвичний розвиток дней старшого дошкшьного в1ку засобами штеграцп рухш та музики : автореф. дис. ... канд. пед. наук . Ю. М. Шевченко. — Кшв. 2009. — 20 с.
Для цитирования: Сварковская. Л. А. Организация взаимодействия специалистов в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной образовательной организации / Л. А. Сварковская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 1. — С. 68—74.
Сведения об авторе
Сварковская Линя Андреевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного, начального н специального образования Севастопольского государственного университета, Севастополь. Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 1, pp. 68—74.
Organization of specialists' interaction in physical education health activities in a preschool educational organization
Svarkovska L.A.
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, [email protected]
The problem of increasing efficiency of physical education work in preschool educational organization in connection with negative trends in the health conditions of modem children of preschool age is described.
Solution to the problem is presented through managerial aspect — activities of senior educator in the preschool educational organization. Directions of the activities of the senior educator in order to organize the interaction of specialists in physical education and health-improving work are revealed: implementing continual approach in terms of the content of planning of mastering the motor skills by children of preschool age; ensuring interconnection of specialists in different forms of work: methodologically supporting the organization of integrated activities of children: organizing project activities. Continuity in the content of planning is considered from the perspective of the interconnected work of educator and instructor in physical education, taking into account the stage of mastering motor skills by children of preschool age. The possibilities of interconnection of specialists in the integrated activities of children are revealed through: integration of educational tasks within different types of children's activities; integrated classes with simultaneous implementation of tasks from other sections of the program; the sequence of different activities, united by one theme. The types and possible topics of projects in the physical education and health-improving w ork of the preschool educational organization are considered.
Keywords: physical education and health-improving work, preschool educational organization, interaction of specialists, senior educator.
References
1. Bernstein N . A. Fiziologiya dvizheniy i aktivnost [Physiology of movement and activity]. Moscow, 1990. 494. p. {In Russ.)
2. Volosnikova T.V. Povyshenie effektivnosti fLzkulturno-ozdorovitelnoy raboty v doshkoluoin uchrezhdenii: upravlencheskiy aspect [Improving the effectiveness of physical education and health work in a preschool institution: managerial aspect]. Uche-nye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft], 2011, no. 2 (72), pp. 43—48. (In Russ.).
3. Voloshina L.N., Musanova M.M. Problerny mnogouiovnevogo upravleniya ozdorovitehioy dey-atelnostiyu subyektov obrazovatelnogo processa v doshkolnoin uchrezhdenii [Problems of multilevel management of physical culture and health-improving activities of subjects within educational process in a preschool institution]. Kultura fizicheskaya i zdorovye [Physical Culture and Health], 2010, no. 3, pp. 35—37. (In Russ.).
4. Voloshina L.N.. Shlamova L.G. Tehnologiya upravleniya fizkulturno-ozdorovitehioy deyatehiostiyu v innovacionnom doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii [Technology of managing physical education and health activities in an innovative preschool educational institution]. Teoriya i metodologiya in-novaciomiyh napravleniy fizkultumogo vospitaniya detey doshkolnoho vozrasta [Theory and methodology of innovative directions of physical education of children of preschool age]. Krasnodar, 2017. P. 22. (In Russ).
5. Glazyrina L.D. Nauchno-metodicheskie osnovyi realizatsii ozdorovitelnogo, vospitatelnogo i obrazo-
vatelnogo napravleniy programmyi fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Scientific and methodological foundations for the implementation of health and educational areas within physical education program for children of preschool age]. Thesis. Minsk. 1992. 337. p. (In Russ.).
6. Ovechkina T.A. Upravlenie obrazovaniem doshkolnikov v oblasti fizicheskoy kulturyi [Managing education of children of preschool age in the field of physical education]. Abstract of thesis. St. Petersburg. 2003. 22. p. (In Russ.).
7. Boginich O.L., Levinets N.V.. Dohvytska L.V., Svarkovska L.A. Fizychne vyhovannya, osnovy zdor-ovya ta bezpeky zhyttediyalnosti ditey doshkilnogo viky [Physical education, basics of health and safety for children of preschool age]. Kyiv, 2013. 128 p. (In Ukr.).
8. Vilclikovskiy E.S., Kurok O.I. Teoriya i metodyka fizyclmogo vyhovannya ditey doshkilnogo viku [Theory and methodology of physical education of children of preschool age]. Sumy, 2004. 428 p. (In Ukr.).
9. Svarkovska L.A., Yershova O.O.. Galychy-na M.V.. Babanska YA. Fizychna kultura — doshkil-nykam. Planuvarmya roboty za Bazovoyu programoyu rozvytku dytyny doshkilnogo viku «Ya u Sviti» [Physical education — for children of preschool age. Planning of the work based on the Basic Preschool Child Development Program "I am in the World"]. Terno-pih 2011. 144 p. (In Ukr).
10. Shevchenko Y.M. Fizychny rozvytokditey star-shogo doshkilnogo viku zasobamy integracii ruhiv ta mitzyky [Physical development of children of older preschool are by means of integration of movement and music], Kyiv, 2009. 20 p. (In Ukr.)