Научная статья на тему 'Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья современных дошкольников'

Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья современных дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
604
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / QUESTIONING OF PARENTS / ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ESPECIALLY OF LIFE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова Марина Исааковна, Березина Н. О., Сазанюк З. И.

Жизнедеятельность современных дошкольников характеризуется возрастанием статической и эмоциональной нагрузки на фоне дефицита двигательной активности в связи с увеличением использования гаджетов и просмотра телепередач, посещением дополнительных занятий по подготовке к школьному обучению. Несоблюдение рационального режима дня в семье негативно отражается на состоянии здоровья дошкольников. Приобщение родителей к здоровому образу жизни, оптимизация умственных и физических нагрузок, повышение двигательной активности детей являются приоритетными направлениями в оздоровительной работе с дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова Марина Исааковна, Березина Н. О., Сазанюк З. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of life and health of modern preschoolers

Vital functions of modern preschool children is characterized by increased static and emotional burden on the background of physical activity deficit due to the increased use of gadgets and watching television, visiting other classes in preparation for school. Failure to comply with a rational mode of the day in the family has a negative impact on the health status of preschool children. Familiarizing parents to a healthy lifestyle, the optimization of mental and physical stress, increased physical activity for children are the priority areas in improving work with preschoolers.

Текст научной работы на тему «Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья современных дошкольников»

АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО

13

УДК 613.955

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

М.И. Степанова, Н.О. Березина, З.И. Сазанюк

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Жизнедеятельность современных дошкольников характеризуется возрастанием статической и эмоциональной нагрузки на фоне дефицита двигательной активности в связи с увеличением использования гаджетов и просмотра телепередач, посещением дополнительных занятий по подготовке к школьному обучению. Несоблюдение рационального режима дня в семье негативно отражается на состоянии здоровья дошкольников. Приобщение родителей к здоровому образу жизни, оптимизация умственных и физических нагрузок, повышение двигательной активности детей являются приоритетными направлениями в оздоровительной работе с дошкольниками. Ключевые слова: дошкольники, анкетирование родителей, детский сад, особенности жизнедеятельности, здоровье.

M.I. Stepanova, N.O. Berezina, Z.I. Sazanyuk □ FEATURES OF LIFE AND HEALTH OF MODERN PRESCHOOLERS □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.

Vital functions of modern preschool children is characterized by increased static and emotional burden on the background of physical activity deficit due to the increased use of gadgets and watching television, visiting other classes in preparation for school. Failure to comply with a rational mode of the day in the family has a negative impact on the health status of preschool children. Familiarizing parents to a healthy lifestyle, the optimization of mental and physical stress, increased physical activity for children are the priority areas in improving work with preschoolers. Key words: preschoolers, questioning of parents, kindergarten, especially of life, health.

Весомый вклад в формирование здоровья подрастающего поколения вносит образ жизни. Семья ребенка в системе формирования здорового образа жизни может быть как партнером, так и оппонентом, но в любом случае она является объектом воздействия [1]. Для выявления факторов риска нарушения здоровья детей дошкольного возраста и обеспечения преемственности профилактических и коррекционных мероприятий в семье необходима объективная информация об особенностях их повседневной жизнедеятельности.

Цель исследования - изучить особенности жизнедеятельности современных дошкольников для оптимизации профилактической и оздоровительной работы с детьми в семье и дошкольном учреждении.

Материалы и методы. Исследования проводились в 8 московских детских садах. В анкетировании приняли участие родители 437 детей младшего дошкольного возраста (3-4-х лет) - 39,6 % и старшего дошкольного возраста (5-7 лет) - 60,4 %, из них девочек - 53,8 %, мальчиков - 46,2 %. Разработанные анкеты содержали вопросы по режиму дня, в том числе по двигательной активности детей, продолжительности занятий вне детского сада, режиму питания, продолжительности ночного сна, времени пребывания на воздухе, удовлетворенности условиями в детском саду и др. Анонимность анкетирования позволила получить объективную информацию.

Результаты исследования. Анализ результатов анкетирования выявил, что дефицит ночного сна в рабочие дни отмечался у 40 % младших дошкольников и у 56,8 % старших дошкольников (р < 0,001). В выходные дни количест-

во детей, имевших дефицит сна, уменьшается соответственно до 13,9 и 22,0 % (р < 0,001), при этом днем спят 68,8 % младших дошкольников и только 26,5 % детей старшего возраста (р < 0,001).

Двигательная активность является ведущим естественным фактором, который оказывает определяющее влияние на рост и развитие ребенка, совершенствуя не только моторные, но и психические функции. По данным родителей, в выходные дни половина младших дошкольников гуляет только 1 раз в день, среди старших дошкольников доля таких детей больше -61,4 %. Во всех возрастных группах у подавляющего большинства детей (82,4 %) отмечается недостаточная продолжительность прогулки при благоприятной погоде - до 3 часов в день (р < 0,001). На этот факт указывают и другие авторы [6]. В выходные дни до 85,6 % дошкольников занимаются физической культурой, главным образом это езда на велосипеде и на самокате (соответственно 58,1 и 63,4 %). Каждый четвертый ребенок занимается на спортивной площадке рядом с домом. К старшему дошкольному возрасту увеличивается количество детей, освоивших ролики, с 6,4 до 21,6 %, (р < 0,001), а количество детей, играющих с мячом, уменьшается с 53,8 до 40,9 % (р < 0,001). Зимой половина детей катаются с горок, а на лыжах катаются менее 12 % детей. Утреннюю зарядку делают только 11 % дошкольников.

К старшем дошкольному возрасту увеличивается с 28,9 до 72 % количество детей, посещающих различные занятия вне детского сада (р < 0,001). Каждый третий ребенок занимается в спортивной секции, каждый четвертый - танцами. Каждый второй ребенок старшей возраст-

14

ЗНиСО Август №8 (201)

ной группы посещает занятия по подготовке к школе, причем абсолютное большинство детей (86,4 %) занимаются 2-3 раза в неделю, включая выходные дни. Это свидетельствует о неудовлетворенности значительного числа родителей качеством образовательных занятий в детском саду, которые связаны с формированием навыков, необходимых для успешного начала школьного обучения: развитие речи, элементарных математических представлений, обучение грамоте [2].

Большинство родителей (75,5 %) считают наиболее эффективным средством для оздоровления детей физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, 61,2 % из опрошенных - плавание, 35,2 % родителей выбрали музыкальные занятия и ритмику, а 39,4 % - занятия ЛФК и массаж. Лишь 20 % родителей уделяют внимание закаливанию детей, при этом каждый третий из опрошенных считает закаливание эффективным средством оздоровления детей. В выходные дни в большинстве семей (63,8 %) не соблюдается режим питания, к которому ребенок привык в детском саду.

Современные дети все больше предпочитают пассивные формы отдыха. В первую очередь - это длительные просмотры телепередач, а также компьютерные игры. Пассивный отдых, как показали исследования последних лет, не только снижает двигательную активность, но имеет еще целый ряд негативных последствий для здоровья [5]. Абсолютное большинство дошкольников (от 86,0 % до 94,3 %) являются телезрителями. У экрана телевизора проводят более 1 часа в рабочие дни от 14,8 до 20,7 %

дошкольников, в выходные дни их численность увеличивается до 47,7 % среди младших дошкольников и до 67,5 % среди старших дошкольников (р < 0,001). При этом значительная часть игровой деятельности дошкольников, особенно в выходные дни, связана с использованием различных электронных гаджетов. Практически во всех семьях сейчас уже есть смартфоны и планшеты. Как известно, ни смартфон, ни планшет не входят в число детских игрушек, но современные дети осваивают электронные гаджеты раньше, чем начинают читать и писать [3]. По данным анкетирования, в выходные дни смартфоном для игр пользуется каждый шестой ребенок младшего возраста и каждый четвертый ребенок старшего дошкольного возраста, причем 82,1-89 % детей играют более 15 минут. С возрастом отмечается достоверное увеличение количества детей, пользующихся компьютером и планшетом. Так, в рабочие дни играют на компьютере 15,0 % детей младшего возраста и каждый четвертый ребенок старшего дошкольного возраста (р < 0,05), а на планшете - соответственно 28,9 и 41,7 % (р < 0,01). В выходные дни пользуются компьютером 23,1 % детей 3-4-х лет и 40,2 % детей 5-7-летнего возраста (р < 0,001), а

планшетом - половина дошкольников (48,0 и 54,5 % соответственно). Исследования показали, что продолжительность игр с использованием электронных гаджетов у большинства дошкольников не соответствует гигиеническим требованиям. Так, количество младших дошкольников, пользующихся компьютером и планшетом в соответствии с возрастными регламентами, в рабочие дни составляет соответственно 26,9 и 14,0 %, а в выходные дни всего 7,0 % (р < 0,001). Аналогичная тенденция наблюдается и в старшем дошкольном возрасте. Продолжительность игр не более 15 минут на компьютере и планшете в рабочие дни регистрируется у 7,5 % детей, а в выходные дни - лишь у 1,93,4 % дошкольников.

Большинство родителей считают здоровье своего ребенка хорошим - 61,8 %, удовлетворительным - 36,2 %, плохим - всего 2 % опрошенных. Однако, обращает на себя внимание значительная распространенность у дошкольников эмоциональных расстройств и расстройств поведения. Повышенная возбудимость регистрируется у каждого шестого ребенка среди младших дошкольников и у каждого пятого среди старших дошкольников, двигательное беспокойство отмечено у 31,2 и 39 % детей соответственно. К старшему дошкольному возрасту увеличивается с 12,7 до 36,7 % (р < 0,001) количество детей, имеющих нарушения сна. Различные навязчивые движения регистрируются у каждого пятого ребенка 3-4-летнего возраста и у каждого третьего ребенка 5-7-летнего возраста.

Резистентность детского организма оценивалась по кратности заболеваемости ОРВИ в течение года. Индекс здоровья к старшему дошкольному возрасту увеличивается с 4,0 до 11,7 % (р < 0,001). Среди детей младшего дошкольного возраста каждый четвертый - часто болеющий (24,3 %). Отмечен значительный уровень заболеваемости среди старших дошкольников - 27,3 % часто болеющих детей. У каждого третьего дошкольника отмечаются аллергические реакции.

Результаты исследования позволили выявить то, чем особенно не удовлетворены родители в условиях содержания и организации работы детского сада. Более четверти (26,8 %) родителей не удовлетворены организацией прогулки в детском саду. Основные причины: отсутствие современного оборудования, недостаточная оснащенность участка и сокращение времени пребывания на свежем воздухе. Каждый четвертый из опрошенных указал на недостаток свободного пространства для игр в групповой. Об этом свидетельствуют и данные исследований, выполненные в детских садах, построенных в последние годы [4]. 13,3 % респондентов считают, что предусмотрено мало занятий для развития детей, детские сады плохо оснащены современным физкультурным оборудованием и инвентарем, в организации

АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО

15

питания не устраивает меню, а в организации сна - отсутствие спальни, стационарных кроватей и размещение кроватей вплотную. Эти результаты подтверждаются и данными других исследователей [2]. Дефицит площадей групповых помещений напрямую связан с увеличением наполняемости детских групп до 25-30 человек, причем, как показали исследования, почти 70 % дошкольников посещают переполненные группы.

Выводы. Проведенный анкетный опрос родителей детей дошкольного возраста выявил, что во многих семьях не уделяется должного внимания здоровому образу жизни детей, при том, что значительная часть родителей указывает на неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей. Родители отмечают высокий уровень заболеваемости ОРВИ, значительную распространенность эмоциональных расстройств и расстройств поведения. При этом повседневно большую часть времени, особенно в выходные дни, дети проводят у экрана телевизора, играют с электронными гаджетами, у значительного числа детей отмечается дефицит ночного сна, сокращается длительность прогулки и занятий физической культурой, не используются закаливающие мероприятия. Из этого следует вывод о том, что значительное число родителей не осознает или не придает значение тому, насколько благоприятна с позиций охраны здоровья и гармоничного развития организованная жизнедеятельность детей.

Больше всего претензий родители предъявляют к условиям содержания и организации работы детских садов в части обустройства групповой, организации образовательного процесса, питания, прогулки и физического воспитания.

Выявленные нарушения в организации жизнедеятельности детей являются управляемыми и могут быть устранены. Целенаправленная работа по совершенствованию оздоровительной работы с детьми, посещающими детские сады, приобщение родителей к здоровому образу жизни будут способствовать положительной динамике состояния здоровья дошкольников и гармонизации их развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. Межсекторальное взаимодействие при формировании здорового образа жизни детей и подростков: проблемы и пути решения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 4-9.

2. Собкин В. С. и др. Детский сад глазами родителей / В.С. Собкин, А.И. Иванова // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43-44). С. 15-23.

3. Солдатова Г. и др. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста / Г. Солдатова, В. Шляпников // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78-84.

4. Степанова М.И. Гигиенические проблемы архитектурной среды детских садов // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 32-36.

5. Храмцов П.И. Инновационная деятельность ДОУ в профилактике заболеваний и укреплении здоровья детей. Дошкольное образование: ориентиры на результат: Материалы научно-практической конференции. Калининград, 2007. С. 145-154.

6. ШубинаХ.З. и др. Изучение образа жизни современных семей, имеющих детей дошкольного возраста / Х.З. Шубина, Л. Л. Редькина, А.С. Абулгатина // В мире научных открытий. 2010. № 4 (10). Ч. 14. С. 68-70.

Контактная информация:

Степанова Марина Исааковна, тел.: +7 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected] Contact information: Stepanova Marina, phone: +7 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.