Анализ полученных результатов вывил, что наибольшее влияние на риск частого развития рецидивов ФП у женщин трудоспособного возраста имеют такие социально-экономические и поведенческие факторы риска, как «работа в ночное время», «отсутствие отдельного жилья», «употребление избыточной дозы алкоголя» и «низкая физическая активность».
Таким образом, проведенное исследование влияния социально-экономических и поведенческих факторов риска на частоту развития приступов аритмии у женщин трудоспособного возраста выявило, что:
1. Среди изученных факторов риска
наибольшее влияние на частоту развития пароксизмов фибрилляции предсердий у женщин трудоспособного возраста имеют такие социально-экономические факторы, как «работа в ночное время» и «отсутствие отдельного жилья». Поведенческие факторы риска данной группы больных имели меньшее значение.
2. При составлении долгосрочной стратегии ведения и лечения женщин трудоспособного возраста с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий необходимо учитывать наличие социально- экономических факторов с целью снижения числа рецидивов и их осложнений.
Сведения об авторах статьи: Андриянов Михаил Тимофеевич - ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. Тел./факс: 8 (351) 233-13-49. E-mail: [email protected]
Ильичева Ольга Евгеньевна - д.м.н., зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. Тел./факс: 8 (351) 232-00-75. E-mail: [email protected]
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойцов, С.А. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний: рекомендации / С.А. Бойцов, А.Г. Чучалин. - М.: РНМОТ,2013. - 136 с.
2. Бокерия, О.Л. Рецидив фибрилляции предсердий (клинический случай) / О.Л. Бокерия, А.М. Куулар, М.Л. Александрова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2013. - Т. 3, №11. - С. 1327-1329.
3. Влияние гендерных факторов на характер антитромботической терапии у пациентов с фибрилляцией предсердий / Н.А. Новикова [и др.] // Вестник аритмологии. - 2009. - N° 58. - С. 21-25.
4. Диагностика и лечение фибрилляции предсердий. Рекомендации ВНОК и ВНОА / В.А. Сулимов [и др.] // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. - 2011. - № 4 (приложение) - С. 1-82.
5. Зотова, И.В. Оценка риска тромбоэмболий при мерцательной аритмии: современное состояние проблемы / И.В. Зотова, М.Ю. Исаева, М.Н. Алехин // Атеротромбоз. - 2013. - №1. - С. 21-31.
6. Комаров, А.Л. «Старые» и «новые» возможности профилактики инсульта у больных с фибрилляцией предсердий / А.Л. Комаров // Атеротромбоз. - 2013. - №1. - С. 44-52.
7. Обухова, А.А. Мерцательная аритмия / А.А. Обухова, О.А. Бабанина, Г.Н. Зубеева. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1986. - 213 с.
8. ACC/AHA/ESC quidelines for the management of atrial fibrillation / J. А. Camm [et al.] // Eur. Heart J. - 2010. - Vol. 31. - P. 2369-2429.
9. Lane D.A. Female gender is a risk factor for stroke and thromboembolist in atrial fibrillation patients / D.A. Lane, G.Y. Lip // Tromb Haemost. - 2009. - № 101. - Р. 802-805.
УДК 614.7:616.24 © Коллектив авторов, 2016
О.Р. Зубайдуллина1, Е.А. Поварго1, А.Т. Зулькарнаева1, Т.Р. Зулькарнаев1, А.А. Казак2 САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Г. УФЫ
'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», г. Уфа
Важным направлением в деятельности специалистов по гигиене детей и подростков является охрана здоровья детей дошкольного возраста, воспитанников образовательных учреждений. С целью изучения состояния здоровья и условий воспитания обследовано 2290 детей 11 дошкольных организаций г. Уфы. Установлено, что 23,0% детей имеют хронические заболевания, при этом в структуре хронической заболеваемости дошкольников первое ранговое место занимают болезни нервной системы, второе место - болезни костно-мышечной системы в основном за счет широкого распространения нарушений осанки и плоскостопия, и третье место - болезни системы кровообращения за счет малых аномалий развития сердца. Результаты комплексной оценки условий воспитания детей показали, что условия в 50% детских садов признаны оптимальными, в остальных - допустимыми. Наибольшие отклонения выявлены по такому показателю, как «Условия и организация питания» и «Санитарно-противоэпидемический режим».
Ключевые слова: здоровье, дошкольники, дошкольные организации, условия воспитания.
O.R. Zubaydullina, E.A. Povargo, A.T. Zulkarnaeva, T.R. Zulkarnaev, A.A. Kazak SANITARY CONDITIONS AND HEALTH OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF UFA
Health preschool children in preschool organizations is essential to the work of experts on hygiene of children and adolescents. In order to study the health and education conditions we examined 2290 children in 11 preschool organizations of Ufa. It was found that 23.0% of children have chronic diseases, while in the structure of chronic morbidity of preschoolers the first place is occupied by diseases of the nervous system, the second place - diseases of the musculoskeletal system mainly due to the widespread violations of posture and flat feet, and the third place - diseases of the circulatory system due to small anomalies of heart development. The results of a comprehensive assessment of child-rearing conditions showed that in half of the preschool organizations conditions are considered to be optimal, in others - admissible. The largest deviations were identified by such indicators as "Conditions and catering services" and "The sanitary and anti-epidemic mode".
Key words: health, preschool children, preschool organizations, educational conditions.
Среди основных проблем, к которым приковано внимание специалистов по гигиене детей и подростков, особое место занимают вопросы охраны здоровья детей дошкольного возраста, воспитанников образовательных учреждений. Дошкольный возраст - это важный период, в котором происходит перестройка функционирования многих систем организма, играющая решающую роль в становлении личности и определяется ход ее развития на последующих этапах онтогенеза. Как свидетельствуют результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения [1].
На протяжении дошкольно-школьного периода приоритетной средой обитания наряду с домом являются образовательные учреждения, в которых должны быть созданы безопасные условия, обеспечивающие сохранение здоровья и успешную образовательную деятельность детей [2,5].
Цель исследования - оценить условия воспитания и состояние здоровья детей в дошкольных организациях г. Уфы.
Материал и методы
Изучено состояние здоровья 2290 детей 11 дошкольных организаций г. Уфы на основе оценки физического развития, определения группы здоровья ребенка и анализа структуры хронической заболеваемости. Распределение детей по группам здоровья проводилось в соответствии с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей» [4]. Антропометрические измерения длины и массы тела, окружности грудной клетки велись согласно общепринятой унифицированной методике [3]. Оценка уровня и гармоничности физического развития проведена с помощью региональных центильных таблиц по общепринятым критериям. При определении классов заболеваний использовалась «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем» Х пересмотра (1995). В ходе анализа были рассчитаны средние и относительные величины и их ошибки, достоверность различий показателей определялась по критерию Стьюдента. Результаты исследований считались досто-
верными, если их доверительная вероятность была не менее 95% (уровень значимости р<0,05).
Для оценки санитарно-эпидемиологического благополучия дошкольных организаций г. Уфы была использована отчетная форма 9-14 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии учреждений для детей и подростков» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 2014 год. Кроме того, проведена оценка условий воспитания и степени риска для здоровья воспитанников в одиннадцати дошкольных организациях города по методике, предложенной А.Г. Сухаревым и Л.Я. Каневской (2002) [6] в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [7]. Сущность методики заключается в оценке условий воспитания и обучения, влияющих на формирование здоровья детей, на основе использования условных единиц (баллов) и прогнозирования вероятных изменений в состоянии их здоровья, а также на выявлении соответствия между фактическим состоянием и существующими гигиеническими нормативами. Степень такого соответствия выражается в баллах. Всей программе, состоящей из 10 показателей, присваивается оценка в 1000 баллов, а каждому отдельному показателю - до 100 баллов.
Результаты и обсуждение
При комплексной оценке состояния здоровья обследованных дошкольников установлено, что только 22,5±0,9 % детей относятся к I группе здоровья, 54,5±1,07% имеют функциональные нарушения (II группа здоровья) и 23,0±0,90% имеют хронические заболевания (III группа здоровья). При этом достоверных различий в распределении мальчиков и девочек по группам здоровья не отмечено.
Наибольшее количество дошкольников с I группой здоровья (32,0±3,11%) оказалось в возрасте трех лет. Среди семилетних детей доля здоровых была в 2,3 раза меньше (13,7±2,45%, р<0,001), а доля детей с хроническими заболеваниями, наоборот, в 1,6 раза больше и составила 25,9±3,12% в сравнении с 16,4±4,47% детей трехлетнего возраста (р<0,001).
При сравнительной оценке состояния здоровья детей в зависимости от пола отмечено, что доля мальчиков 4 лет с I группой здоровья была на 12,5% меньше, чем доля девочек данной группы (17,2±2,02% по сравнению с 29,7±3,89%, р<0,01). В пятилетнем возрасте доля мальчиков и девочек с I группой здоровья была примерно одинаковой, со II группой девочек оказалось на 12,2% больше (47,5±4,24% по сравнению 59,7±4,40%, р<0,05), а с III группой, наоборот, на 12,0% меньше (27,3±1,78% по сравнению 15,3±3,23%, р<0,05), чем доля мальчиков данной возрастной группы.
При анализе структуры хронической заболеваемости дошкольников отмечено, что первое ранговое место занимают болезни нервной системы - на их долю приходится 26,4±4,41%. На втором месте оказались болезни костно-мышечной системы (24,7±4,31%) за счет распространения нарушений осанки и плоскостопия, на третьем месте - болезни системы кровообращения за счет малых аномалий развития сердца (8,0±2,72%). Четвертое ранговое место заняли болезни органов пищеварения (7,3±2,6%), далее идут болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни мочеполовой системы, болезни органов дыхания, болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм и травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин.
Состояние здоровья детей может рассматриваться в качестве интегрального показателя, отражающего влияние на организм многих факторов, в том числе и условий воспитания детей в образовательных учреждениях.
По данным отчетной формы 9-14, в 2014 году в Уфе функционировали 242 дошкольные образовательные организации с 48817 воспитанников. Комплексная оценка условий воспитания детей в одиннадцати из них показала, что по набору помещений, их площади и оборудованию в 27,3% дошкольных организаций риск для здоровья воспитанников не выражен (оценка 95-100 баллов), в остальных установлена слабая степень риска (68-94 балла). Так, в 73,6% дошкольных организаций выявлены нарушения по набору и площадям помещений, из них в 27,3% дошкольных организаций набор и площади административно-хозяйственных и бытовых помещений не отвечают гигиеническим требованиям, в остальных выявлено несоответствие по площади и оборудованию раздевальной в групповой ячейке и отсутствию
сушилок для верхней одежды. В 36,4% дошкольных организаций мебель не соответствует росту детей.
По показателю «Внутренние системы водоснабжения, канализации и санитарное оборудование помещений здания» в 36,4% дошкольных организаций риск для здоровья дошкольников не выражен (дана оценка в пределах 96-100 баллов), во всех остальных имеется слабая степень риска (82-92 балла) из-за отсутствия в одном из них раковин для персонала, в двух установлено недостаточное количество раковин для детей, отсутствие отдельной раковины для мытья рук в прививочном кабинете. Кроме этого, в двух дошкольных организациях в туалетных комнатах старших групп детские унитазы установлены в кабинах без дверей. Результаты 33 проведенных лабораторных исследований централизованной питьевой воды показали, что по качеству она полностью соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Нарушения воздушно-теплового режима, отмеченные в 18,2% дошкольных организаций, имеющих по данному показателю слабую степень риска для здоровья (дана оценка в пределах 93-94 баллов), связаны с несоответствием систем вентиляции гигиеническим требованиям. При проведении измерения температуры воздуха в помещениях в разные периоды года отмечено 5,4% отклонений от гигиенических нормативов. Известно, что смещение зоны теплового комфорта способствует напряжению системы терморегуляции у детей.
По световому режиму в большинстве дошкольных организаций (91,8%) риск для здоровья детей не выражен (95-100 баллов), в остальных отмечена слабая степень риска (8593 балла). Это детские сады, в которых отделочные материалы и краски не соответствуют требованиям, обеспечивающим нормированные показатели отражения, и светопроемы не оборудованы солнцезащитными устройствами. При проведении инструментальных исследований освещенности в 17,5% случаев были выявлены отклонения от гигиенических норм.
Режим дня и организация воспитательно-образовательного процесса в 27,2% дошкольных организаций характеризуются слабой степенью риска для здоровья детей, что обусловлено длительностью непрерывной образовательной деятельности и продолжительностью дневного сна (89-92 балла), в остальных - риск не выражен (95-100 баллов).
Наибольшее количество несоответствий гигиеническим требованиям выявлено в организации питания. В 72,7% дошкольных орга-
низаций отмечена слабая степень риска для здоровья (оценка в пределах 78-92 балла). Нарушения связаны с неполным набором и площадью помещений пищеблока, недостаточным обеспечением и неправильным режимом обработки инвентаря, нарушениями санитарного режима, неполным соответствием рациона и режима питания современным требованиям, а также неправильным ведением документации.
Питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах, обладать высокой энергетической ценностью и быть безопасным по микробиологическим показателям. По результатам проведенных в 2014 году лабораторных исследований установлено, что 8,5% готовых блюд и сырья в дошкольных организациях г. Уфы не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и 4,8% по микробиологическим показателям.
Санитарно-противоэпидемический режим в большинстве дошкольных организаций (72,7%) также представляет слабую степень риска для здоровья воспитанников (оценка в пределах 75-90 баллов) из-за отсутствия оптимальных условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом и недостаточной обеспеченности дезинфицирующими средствами. При исследовании 775 смывов с объектов окружающей среды в дошкольных ор-
ганизациях 2,6% из них не соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям.
По организации медицинского обеспечения в 54,5% организаций отмечена слабая степень риска для здоровья детей (74-90 баллов) вследствие отсутствия в этих учреждениях полного набора и площадей медицинского кабинета, оборудования в нем, нарушения организации вакцинопрофилактики, полноты и качества ведения медицинской документации.
Заключение
Таким образом, по результатам комплексной оценки условий воспитания детей в дошкольных организациях г. Уфы установлено, что в 45,5% детских садов условия воспитания признаны оптимальными (995-939 баллов), а в остальных - допустимыми (851-900 баллов). Состояние здоровья воспитанников в них характеризуется наличием высокой доли детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями, лишь 23,0±0,90% дошкольников здоровы.
Результаты исследования указывают на необходимость усиления деятельности государственной службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения и разработки системы мер по взаимодействию и совместной работе с органами управления образованием, направленной на профилактику и укрепление здоровья детей.
Сведения об авторах статьи: Зубайдуллина Олеся Рифовна - аспирант кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс: 8(347)272-82-06. E-mail: [email protected].
Поварго Елена Анатольевна - к.м.н., доцент кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. Зулькарнаева Айгуль Талгатовна - к.м.н., ассистент кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. Зулькарнаев Талгат Рахимьянович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]
Казак Анна Анриевна - главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан». Адрес: 450054, г. Уфа, ул. Шафиева, 7. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма, В.Р. Актуальные гигиенические проблемы дошкольного образования / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». - М.: НЦЗД РАМН, 2011. - С. 9-16.
2. Матусевич, Е.Ю. Функциональное состояние дошкольников в зависимости от уровня санитарно-гигиенического благополучия детского образовательного учреждения / Е.Ю. Матусевич, И.М. Сетко, Ф.Ф. Халиулина // Гигиена и санитария. - 2009. - № 4. - С. 54-55.
3. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / под ред. А.А. Баранова и В.Р. Кучмы. - М., 1999. - 230 с.
4. Приказ Минздрава России от 30.12.2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
5. Студенникова, Э.С. Роль детского дошкольного образовательного учреждения в формировании здоровья детей, проживающих в малых промышленных городах / Э.С. Студенникова, Н.П. Сетко // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - N° 12. - С. 46-50.
6. Сухарев, А.Г. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: методическое пособие. / А.Г. Сухарев, Л.Я. Каневская. - М., Российская медицинская академия последипломного образования, 2002. - 208 с.
7. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26).