Научная статья на тему 'Комплексная оценка условий воспитания детей в дошкольных организациях'

Комплексная оценка условий воспитания детей в дошкольных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / ДОШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PRE-SCHOOL ORGANIZATIONS / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ / TERMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубайдуллина Олеся Рифовна, Поварго Е. А., Зулькарнаев Т. Р., Ахметшина Р. А.

Результаты комплексной оценки условий воспитания детей в различных дошкольных организациях г. Уфы по методике, предложенной А.Г. Сухаревым и Л.Я. Каневской, показали, что в половине детских садов условия признаны оптимальными (995-939 баллов), в остальных допустимыми. При этом наибольшие отклонения выявлены по такому показателю, как «Условия и организация питания» и «Санитарно-противоэпидемический режим».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубайдуллина Олеся Рифовна, Поварго Е. А., Зулькарнаев Т. Р., Ахметшина Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive assessment of the conditions of children’s education in preschool organizations

The results of a comprehensive assessment of the conditions of education of children in various preschool institutions of the city of Ufa on the methods, which have proposed A.G. Sukharev and L.Y. Kanevskaya (2002), showed that in half of the preschoolers found optimal conditions (995939 points), in the other conditions they was admissible. At the same time the greatest deviations identified by the indicator as the «Terms and catering» and «Antiepidemic regime».

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка условий воспитания детей в дошкольных организациях»

18

ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (27Е)

УДК 613.5

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

О.Р. Зубайдуллина1, Е.А. Поварго1, Т.Р. Зулькарнаев1, Р.А. Ахметшина2

1ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа, Россия ^Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, г. Уфа, Россия

Результаты комплексной оценки условий воспитания детей в различных дошкольных организациях г. Уфы по методике, предложенной А.Г. Сухаревым и Л.Я. Каневской, показали, что в половине детских садов условия признаны оптимальными (995—939 баллов), в остальных — допустимыми. При этом наибольшие отклонения выявлены по такому показателю, как «Условия и организация питания» и «Санитарно-противоэпидемический режим». Ключевые слова: дошкольники, дошкольные организации, условия воспитания.

O.R. Zubaydullina, E.A. Povargo, T.R. Zul'karnaev, R.A. Akhmetshina □ COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE TERMS OF CHILDREN'S EDUCATION IN PRESCHOOL ORGANIZATIONS □ Bashkir State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ufa, Russia; Republic of Bashkortostan Regional Office of Rospotrebnadzor, Ufa, Russia.

The results of a comprehensive assessment of the conditions of education of children in various preschool institutions of the city of Ufa on the methods, which have proposed A.G. Sukharev and L.Y. Kanevskaya (2002), showed that in half of the preschoolers found optimal conditions (995— 939points), in the other conditions they was admissible. At the same time the greatest deviations identified by the indicator as the «Terms and catering» and «Antiepidemic regime». Key words: preschoolers, preschool organizations, terms of education.

g

s

Среди основных проблем, к которым приковано внимание специалистов по гигиене детей и подростков, особое место занимают вопросы охраны здоровья детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях [1, 6].

Дошкольный возраст — это важный период, в который происходит перестройка функционирования многих систем организма, играющая решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах онтогенеза. Как свидетельствуют результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, лишь 5—7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями и свыше 60 % имеют функциональные отклонения [1].

Для проведения мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей, большое значение имеет анализ возможных причин и факторов развития нарушений в их организме. При этом одним из главных направлений в профилактической медицине является диагностика условий среды воспитания и пребывания ребенка. На протяжении дошкольно-школьного периода приоритетной средой обитания наряду с домом являются образовательные учреждения, в которых должны быть созданы безопасные условия, обеспечивающие сохранение здоровья и успешную образовательную деятельность детей [2, 4].

Цель исследования — дать оценку условий воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных организациях г. Уфы.

Материалы и методы. Проведена оценка условий воспитания и степени риска для здоровья воспитанников в 11 дошкольных организациях г. Уфы по методике, предложенной А.Г. Сухаревым

и Л.Я. Каневской [5] в соответствии с нормативными документами [3].

Сущность методики заключается в оценке условий воспитания и обучения, влияющих на формирование здоровья детей, на основе использования условных единиц (баллов) и прогнозирования вероятных изменений в состоянии их здоровья, а также выявления соответствия между фактическим состоянием и гигиеническими нормативами. Степень такого соответствия выражается в баллах. Всей программе, состоящей из 10 показателей, присваивается оценка в 1 тыс. баллов, а каждому отдельному показателю — до 100 баллов.

Величина оценки критериального признака зависит от его значимости и информативности и оценивается в пределах от 2 до 20 баллов, при этом общая сумма оценок критериальных признаков, входящих в показатель, не должна превышать 100 баллов. Для оценки критерия применяется трехуровневая шкала: «полностью соответствует норме», «не соответствует норме», «частично соответствует норме».

Оценка степени риска каждого показателя проводится по сумме баллов входящих в него критериальных признаков. Степень риска показателя для здоровья обучающихся определяется по трехуровневой шкале: риск не выражен (сумма от 95 до 100 баллов); слабая степень риска (сумма от 65 до 94 баллов); сильная степень риска (сумма менее 65 баллов).

Комплексная оценка условий воспитания и вероятных изменений в состоянии здоровья детей и подростков проводится с учетом следующих критериев: если сумма баллов колеблется в пределах 950—1 тыс., то условия оптимальные, они будут обусловливать положительную ди-

ФЕВРАЛЬ №2 (275) ЗНиСО

^^ намику в состоянии здоровья и благоприятные ^ изменения морфофункциональных показателей.

При сумме балов 850—940 условия допустимые, 5? характеризующиеся отсутствием роста хронической заболеваемости и морфофункциональных отклонений. При сумме 350—549 баллов условия умеренно опасные, приводящие к умеренному ^^ росту общей заболеваемости и морфофункцио-нальных отклонений в пределах средних величин по городу и т. д.

Результаты исследования. По результатам сравнительного анализа итогов комплексной □В оценки условий воспитания и обучения в различных дошкольных организациях г. Уфы отмечено, что по первому показателю (санитарная ситуация территории) в 54,5 % учреждений условия воспитания оценены в 88—95 баллов и представляют собой слабую степень риска для здоровья дошкольников вследствие недостаточной площади участка и неправильной его планировки (не оборудованы теневые навесы и физкультурные площадки, недостаточно оборудованы хозяйственные зоны).

У 36,4 % дошкольных организаций не соответствуют гигиеническим требованиям основные элементы участка для игр, отдыха. Так, установлено, что здания всех дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов. Территории всех обследованных дошкольных организаций по периметру ограждены забором и полосой зеленых насаждений, озеленены из расчета 50 % площади территории. На территориях всех дошкольных организаций выделены игровая и хозяйственная зоны, для защиты детей от солнца и осадков на территории групповых площадок установлены теневые навесы. В то же время в двух дошкольных организациях (18,2 %) либо отсутствуют теневые навесы на всех детских площадках, либо они имеются только на одной из 10 площадок.

По набору, площади и оборудованию помещений в 27,3 % дошкольных организаций риск для здоровья не выражен (оценка — 95—100 баллов), в остальных — слабая степень риска (68—94 балла). У 73,6 % дошкольных организаций выявлено несоответствие по набору и площадям помещений: в 9,0 % детских садов отмечается недостаточная площадь в расчете на одного ребенка; 36,4 % не обеспечены мебелью, по размеру соответствующей росту детей; 27,3 % дошкольных организаций не отвечают требованиям по набору и площадям административно-хозяйственных и бытовых помещений, а также не соответствуют по площади и оборудованию в отношении раздевальных помещений и не имеют сушилок для верхней одежды.

По следующему показателю — внутренние системы водоснабжения, канализации и санитарное оборудование помещений здания — в 36,4 % дошкольных организаций риск для здоровья дошкольников не выражен (дана оценка в пределах 96—100 баллов), во всех остальных — слабая степень риска (82—92 балла) из-за отсутствия в одном из них раковин для персонала, в другом — резервного водонагревателя, в двух отмечено недостаточное количество раковин для детей, отсутствуют отдельные раковины для мытья рук

в прививочном кабинете и, кроме этого, в двух учреждениях в туалетных старших групп детские унитазы установлены в кабинах без дверей.

По световому режиму в большинстве дошкольных организаций (91,8 %) риск для здоровья детей не выражен (95—100 баллов), в осталь-нвгх — слабая степень риска, балльная оценка условий колебалась в пределах 85—93 баллов. Это относится к детским садам, в которых отделочные материалы и краски не соответствуют требованиям, обеспечивающим нормированные показатели отражения, и светопроемы не оборудованы солнцезащитными устройствами.

Режим и организация учебно-воспитательного процесса в 27,2 % дошкольных организаций оценены как имеющие слабую степень риска для здоровья из-за несоответствия программ учебной нагрузки и продолжительности дневного сна (89—92 балла), в остальных риск не выражен (95—100 баллов).

Основные нарушения воздушно-теплового режима в 18,2 % дошкольных организаций, имеющих по этому показателю слабую степень риска (дана оценка в пределах 94—93 баллов), связаны с несоответствием требованиям систем вентиляции: в них не оборудована локальная механическая вентиляция над моечными ваннами в пищеблоке.

Наибольшее несоответствие гигиеническим требованиям выявлены по организации питания в 72,7 % дошкольных организаций, что связано с неполным составом и площадью помещений пищеблока, недостаточным обеспечением и неправильным режимом обработки инвентаря, санитарным состоянием помещений, неполным соответствием рациона и режима питания современным требованиям, неправильным ведением документации (дана оценка в пределах 78—92 баллов).

Санитарно-противоэпидемический режим в большинстве дошкольных организаций (72,7 %) так же имеет слабую степень риска для здоровья (дана оценка в пределах 75—90 баллов) из-за несоответствия условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом и недостаточной обеспеченности дезинфицирующими средствами.

По организации медицинского обеспечения в 54,5 % организаций отмечена слабая степень риска для здоровья детей (74—90 баллов) вследствие отсутствия в этих учреждениях полного состава и площадей медицинского кабинета, оборудования в них, нарушения организации вакцинопрофилактики, полноты и качества введения медицинской документации.

Выводы. По результатам анализа комплексной оценки условий воспитания в различных дошкольных организациях г. Уфы установлено, что в 45,5 % детских садов условия признаны оптимальными (995—939 баллов), а в остальных — допустимыми (851 900 баллов). При этом наибольшие отклонения выявлены по такому показателю, как «Условия и организация питания» и «Санитарно-противоэпидемический режим».

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. и др. Актуальные гигиенические проблемы

дошкольного образования / В.Р. Кучма, М.И. Сте-

20

ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (27Е)

панова // Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. уч. Москва, 1—2 ноября. 2011 г. М.: НЦЗД РАМН, 2011. С. 9—16.

2. Молдованов В.В. и др. Совершенствование методологии управления здоровьем детей, обучающихся в образовательных учреждениях мегаполиса / В.В. Молдова-нов, С.Г. Сафонкина // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 1 (250). С. 14—16.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: СанПиН 2.4.1.3049—13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26).

4. Сафонкина С.Г. и др. Научно-методическое обоснование подходов к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях / С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов

// Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 37—39.

5. Сухарев А.Г. и др. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: методич. пособие / А.Г. Сухарев, Л.Я. Каневская. М.: Росс. мед. акад. последипл. обр., 2002. 208 с.

6. Храмцов П.И. и др. Критерии оценки эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников / П.И. Храмцов, Н.О. Березина // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 1 (262). С. 17—19.

Контактная информация:

Зубайдуллина Олеся Рифовна, тел.: +7 (961) 367-29-88, e-mail: [email protected]

Contact information:

Zubaydullina Olesya, рИопе: +7 (961) 367-29-88, e-mail: [email protected]

r-b

-♦♦♦-

УДК 616.972

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ ПРИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИНФЕКЦИЯХ

Н.Л. Струин1, А.Р. Белявский2, Н.Н. Струина3

1ГБУЗ СО «Свердловский областной кожно-венерологический диспансер», г. Екатеринбург, Россия 2Министерство здравоохранения Свердловской области, г. Екатеринбург, Россия 3АНО «Агентство социальных стратегий и проектов», г. Екатеринбург, Россия

Приводится опыт создания и реализации региональной системы управления эпидемиологическими рисками по предупреждению распространения социально значимых инфекционных заболеваний. В качестве основы для проведения мониторингового наблюдения предлагается федеральная статистическая форма № 4 «Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ» с включением дополнительного перечня инфекций, передаваемых половым путем. В результате внедрения данной формы происходит консолидация аналитической информации по СЗИ, которая может быть использована в работе как центра по профилактике ВИЧ-инфекции, так и кожно-венерологического диспансера.

Ключевые слова: система управления эпидемиологическими рисками, мониторинг социально значимых инфекций.

N.L. Struin, A.R. Belyavsky, N.N. Struina □ EPIDEMIOLOGICAL RISK MANAGEMENT SYSTEM OF SOCIALLY SIGNIFICANT INFECTIONS □ Sverdlovsk Regional Dermatovenerologic Dispensary of the Ministry of Health of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia; The Ministry of Health of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia; Agency of Social Policies and Projects, Ekaterinburg, Russia.

The experience of the creation and implementation of regional epidemiological risk management systems to prevent the spread of socially significant infections is presented. As a basis for monitoring surveillance it is proposed the Federal statistical form № 4 «Information on the results of a blood test for antibodies to HIV» with the inclusion of an additional list of infections, sexually transmitted diseases. As a result of this form there is a consolidation of analytical information on GIS, which can be used as a center for the prevention of HIV and STI clinic.

Key words: epidemiological risk management system, monitoring of socially significant infections.

Для предупреждения распространения инфекционных заболеваний, в том числе социально значимых, используется система управления эпидемиологическими рисками (СУЭР), которая представляет собой совокупность методов, направленных на уменьшение вероятности появления рисков, приводящих к ухудшению

эпидемиологической ситуации, либо на минимизацию их последствий.

Для социально значимых инфекций, таких как инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), СУЭР должна, на наш взгляд, основываться на принципах своевременной оценки эпидемиологического процесса, позволяю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.