Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ВЛИЯНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
242
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МОТИВАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ОСОЗНАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царегородцева Анна Николаевна

Данная статья посвящена актуальной задаче дошкольного образования, развитию ежедневной двигательной активности как основной составляющей здорового образа жизни. Приведенные результаты исследования позволяют утверждать, что именно ежедневная двигательная активность является важнейшей потребностью, которая определяет способность ребенка к его дальнейшему физическому воспитанию и обеспечивает гармоничное развитие физических и психических качеств. Основным направлением ежедневной двигательной активности является укрепление здоровья всего организма и формирование здорового образа жизни. Автор статьи предполагает, что развитие ежедневной двигательной активности детей дошкольного возраста, позволит сформировать потребность быть здоровыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DAILY MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN ON FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE

This article is devoted to the urgent task of preschool education, the development of daily physical activity as the main component of a healthy lifestyle. The above results of the study allow us to assert that it is the daily physical activity that is the most important need, which determines the child's ability to further physical education and ensures the harmonious development of physical and mental qualities. The main direction of daily physical activity is strengthening the health of the whole organism and the formation of a healthy lifestyle. The author of the article suggests that the development of daily physical activity in preschool children will help form the need to be healthy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

- обеспечение в процессе выполнения проекта постоянной обратной связи и поддержки либо со стороны преподавателя, либо со стороны других обучающихся;

- получение обратной связи от обучающихся для анализа учебного опыта и улучшения качества обучения и вовлеченности студентов.

Выводы. Таким образом, информатизация образования способствует интерактивности образовательного процесса, повышая уровень интереса и мотивации обучающихся. Вики-ресурсы создают виртуальное пространство для совместного обучения, асинхронной коммуникации и создания коллективного продукта. Создание коллективных вики-проектов способствует формированию навыков взаимодействия, работы в команде, интенсификации обмена знаниями и опытом. Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку обеспечивают высокую интерактивность и мультимедийность обучения, способствуют формированию навыков самостоятельности, само- и взаимооценивания.

Литература:

1. Борщева О.В. Принципы отбора подкастов для обучения иностранному языку // Педагогика и психология образования. - 2019. - №3. - С. 62-70.

2. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. - М.: МШУ, 2017. - 268 с.

3. Ильяхов М.О. Особенности реализации метода проектов с помощью технологии вики // Вестник МГУ. - Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 143-150.

4. Краснова Т.И. Вики технологии в организации самостоятельной работы на платформе Moodle // Молодой ученый. -2015. - № 11 (91). - С. 1364-1368. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19649/ (дата обращения: 03.11.2021)

5. Свиридов Д.О. Алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9 (149). - С. 16-23.

6. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2013. - № 3 (23). -С. 140-152.

7. Сысоев П.В., Пустовалова О.В. Обучение письменной речи на основе сервиса «Твиттер» // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2014. - № 2. - С. 255-263.

8. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. - 2014. - № 2 (26). - С. 189-201.

9. Харламенко И.В., Титова С.В. Вики-проект в обучении иностранному языку в вузе // Наука, образование, культура. -2018. - №4. - С. 112-126.

10. Харламенко И.В. Использование вики-технологии для организации совместной работы по составлению вики-глоссария терминов специальности силами студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21. - № 11 (163). - С. 73-81.

11. Хлыбова М.А. К вопросу о принципах составления двуязычного терминологического словаря // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 214-216.

12. Ходонович В.Л. Потенциал вики-технологий в составлении глоссария // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы II Межд. науч.-практ. конф. - Минск: Изд. центр БГУ, 2018. - С. 154-158.

13. Kessler G. Student-initiated attention to form in wiki-based collaborative writing // Language Learning and Technology. -2009. - № 1.

Педагогика

УДК 373.2

аспирант Царегородцева Анна Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31» города Кирова (г. Киров)

ВЛИЯНИЕ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной задаче дошкольного образования, развитию ежедневной двигательной активности как основной составляющей здорового образа жизни. Приведенные результаты исследования позволяют утверждать, что именно ежедневная двигательная активность является важнейшей потребностью, которая определяет способность ребенка к его дальнейшему физическому воспитанию и обеспечивает гармоничное развитие физических и психических качеств. Основным направлением ежедневной двигательной активности является укрепление здоровья всего организма и формирование здорового образа жизни. Автор статьи предполагает, что развитие ежедневной двигательной активности детей дошкольного возраста, позволит сформировать потребность быть здоровыми.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, мотивация, организационные условия, осознанная потребность, гармоничное развитие.

Annotation. This article is devoted to the urgent task of preschool education, the development of daily physical activity as the main component of a healthy lifestyle. The above results of the study allow us to assert that it is the daily physical activity that is the most important need, which determines the child's ability to further physical education and ensures the harmonious development of physical and mental qualities. The main direction of daily physical activity is strengthening the health of the whole organism and the formation of a healthy lifestyle. The author of the article suggests that the development of daily physical activity in preschool children will help form the need to be healthy.

Keywords: physical activity, healthy lifestyle, preschool age, motivation, organizational conditions, conscious need, harmonious development.

Введение. Недостаточная физическая активность считается четвертой из важнейших факторов риска, которые являются причинами смерти в глобальном масштабе, на долю лишнего веса и ожирения приходится 5% от общего числа случаев смерти в мире. Во многих странах отмечено снижение уровней двигательной активности, что негативно сказывается на общем состоянии здоровья людей. Проблема формирования здорового образа жизни является актуальнейшей педагогической задачей.

В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» указано: «1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом...».

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает реализацию образовательной области «Физическое развитие», с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач, первой из них названа задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Двигательная активность является необходимым условием самой жизни. Эволюция развития человека предопределяет нормальное функционирование всех его органов и систем лишь в условиях активной двигательной деятельности. Тысячелетия жизнь людей была сопряжена преимущественно с физическим трудом, на который приходилось до 90% и более усилий. За годы текущего столетия возник дефицит двигательной активности. Настоящее время характеризуется наличием большого объема информации, нервных нагрузок, всеобщей механизацией и компьютеризацией, неблагоприятными факторами внешней среды. Что неизменно приводит к эмоциональному напряжению и снижению двигательной активности. Такое положение вещей приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма людей.

На сегодня нет другой подобной значимой схемы, которая, по аналогии со здоровым образом жизни и двигательной активностью, так концентрированно в своей совокупности, при минимальных финансовых вложениях, может эффективно решать проблемы оздоровления общества.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено всеми представителями научной мысли. Представители философско-социологического направления придерживаются единой точки зрения: они рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социально-педагогическую проблему, составную часть жизни общества в целом. Понятие здоровый образ жизни можно определить, как образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий. Кроме того он определяется как оберегающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Здоровый образ жизни является фундаментом для развития всех сторон жизнедеятельности человека. В настоящее время внимание к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста возросло. Это связано с ростом заболеваемости детей, в ослабленности иммунитета, с тучностью современных детей, что приводит к ухудшению здоровья. Благодаря активной пропаганде здорового образа жизни, основной составляющей которого является двигательная активность, спортивный стиль жизни становится востребованным. Но для того, чтобы это позитивное явление не оказалось мимолетным, необходимо с раннего возраста детей формировать потребность в ежедневной двигательной активности. В двигательной активности детей дошкольного возраста очень важна мотивационная сторона. Ежедневная двигательная активность должна вызывать «функциональное» удовольствие от ее выполнения («мышечную радость»).

Проблемой физического развития детей дошкольного возраста занимались такие выдающиеся ученые, как Н.Н. Авдеева, В.Г. Алямовская, О.Л. Князева, М.А. Рунова, Р.Б. Стеркина, В.А. Шишкина и др.

Методический аспект проблемы рассматривали М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Фомина, В.Г. Фролов, С.Б. Шарманова, и др. Проблему исследовали психологи, педиатры и педагоги: Е.А. Аркин, И.А. Аршавский,

A.З. Запорожец, В.П. Зинченко, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев; П.Ф. Лесгафт и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как: 1) главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева); 2) основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: «приобретаем, расходуя» (И.А. Аршавский); 3) кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд); 4) удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).

Ежедневная двигательная активность является одним из важных условием здорового образа жизни. При ежедневной двигательной активности улучшается структура и активность всех органов и систем человека. Можно сказать, что движение - это не только сущность жизни, но и основа здоровья человека, а в особенности, развивающегося организма ребенка дошкольного возраста. Гиппократ справедливо высказывался: «Гимнастика, упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневную жизнь любого, кто хочет сохранить свою способность к труду, здоровью и полной, радостной жизни».

Современная жизнь характеризуется высоким удельным весом гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность. Ограничение двигательной активности оказывает многогранное отрицательное влияние на системы организма, так как они являются мощным источником, обеспечивающим постоянно достаточный уровень питания всех органов и систем: сердца, сосудов, легких, почек, печени и мозга. Ограничение мышечной деятельности не остается без последствий. Особенно страдают от гиподинамии дети.

В течение индивидуальной жизни человека двигательная активность играет различную роль. В период поступательного развития организма (детский, подростковый и юношеский возраст) она обеспечивает нормальный рост и развитие организма, наиболее полную реализацию его потенциальных возможностей, повышает сопротивляемость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. И.А. Аршавский указывал, что без необходимого объема двигательной активности рождающийся незрелым человеческий плод не может пройти все необходимые фазы формирования (созревания), а во взрослом периоде человек не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности и противостояния стрессу. Поэтому двигательная активность должна быть ежедневной и высокой. Под двигательной активностью в детском возрасте понимается такой её объем, который полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях и соответствует возможностям растущего организма, способствует его развитию и укреплению здоровья. Дети отличаются довольно высокими энергозатратами на мышечную деятельность, доходящими до 2000-2500 ккал в сутки. При этом у них весьма развиты регуляторные механизмы, направленные на поддержание постоянной величины суточной двигательной активности. Так, дети дошкольного возраста при искусственном ограничении двигательной активности в течение некоторого времени произвольно и весьма значительно увеличивают ее в оставшееся время суток (Р.А. Абзалов, М.В. Антропова, В.И. Дубровский, Ю.А. Орешин, Ф.Г. Ситдиков, В.М. Смирнов,

B.Н. Федорова и др.).

Проблема сознательного соблюдения двигательного режима в детском саду и способов формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста еще остается нерешенной. В последние годы негативное влияние современной среды на здоровье ребенка стало все более очевидным. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов дошкольных образовательных организаций вновь обратить пристальное внимание на необходимость принятия специальных мер по целенаправленному формированию здорового образа жизни дошкольников.

Данные, полученные в процессе нашей исследовательской работы свидетельствуют, что большинству детей дошкольного возраста частично привиты навыки и привычки, способствующие укреплению здоровья, собственная роль детей в поддержании и укреплении своего здоровья практически сведена к минимуму. Среди детей распространено неправильное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. В связи с этим формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима труда, отдыха, стресс, гиподинамия и другие факторы риска «по плечу» молодому организму. В действительности это далеко не так.

Здоровый образ жизни неотделимо связан с ежедневной двигательной активностью человека. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Двигательная активность влияет на становление и развитие функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.

При организации ежедневной двигательной активности с детьми дошкольного возраста как индикатора здорового образа жизни важно учитывать: понимание детьми необходимости и полезности ежедневной двигательной активности; привитие интереса к занятиям двигательной активностью, в выработке потребности регулярно, систематически, ежедневно использовать двигательную активность для укрепления своего здоровья; необходимость смены упражнений, исключение однообразных движений, ограничено использовать силовые упражнения, создавать условия для двигательного творчества, применять методы поощрения, использовать игровой прием, выстроить педагогически рациональное пространство, рациональное сочетание различных видов и форм организованной и самостоятельной двигательной активности ребенка, важность преемственности на всех этапах развития ребенка (детский сад, семья, школа и пр.).

Существует различные формы ежедневной двигательной активности, которые оказывают положительное влияние на физическое состояние организма ребенка. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

Согласно рекомендуемым уровням физической активности для детей дошкольного возраста физическая активность предполагает игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, физкультуру или плановые упражнения в рамках семьи, детского сада и своего района. Для укрепления сердечно-сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей рекомендуется следующая практика физической активности: 1. Детям рекомендовано заниматься ежедневно двигательной активностью от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут.

2. Двигательная активность продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для их здоровья.

3. Большая часть ежедневной двигательной активности должна приходиться на аэробику. Физическая активность высокой интенсивности, включая упражнения по развитию скелетно-мышечных тканей, должна проводиться, как минимум, три раза в неделю. Ходьба является неотъемлемой частью человеческой деятельности и является самым простым способом двигательной активности. При ходьбе задействована большая часть мышц человека, что стимулирует газообмен в легких, а также улучшает память и, конечно, дыхание. Бег также является одним из способов передвижения человека. В отличие от ходьбы он имеет «фазу полета». Это связано с комплексной и скоординированной деятельностью конечностей и скелетных мышц, способствует воспитанию выносливости, активизации обмена веществ, улучшению состояния сосудов и работы сердца. Стенки сосудов становятся более эластичными, сердечная мышца укрепляется. В работе дыхательной системы также происходят положительные изменения. Двигательная активность положительно влияет и на опорно-двигательный аппарат. При систематической двигательной активности совершенствуется высшая нервная деятельность, функции нервной системы [2, с. 143]. Параметры умственной деятельности находятся в прямой зависимости от уровня физической подготовленности (внимание, мышление, память и др.).

Ежедневная двигательная активность должна базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.

Выводы. Следует отметить, что осознание важности и необходимости ведения здорового образа жизни не является достижением большого положительного результата. За осознанием правильности ведения здорового образа жизни всегда должны следовать конкретные действия. Понятие и осознание компонентов здорового образа жизни у детей дошкольного возраста должно быть целенаправленным и постоянно формироваться во времени. Началом формирования данной установки нужно считать период с момента рождения ребенка. Только при этом условии ежедневная двигательная активность как основа здорового образа жизни будет реальным рычагом укрепления здоровья и формирования здорового поколения. Она будет совершенствовать резервные возможности организма.

Таким образом, можно утверждать, что ежедневная двигательная активность является основным условием формирования здорового образа жизни, способствует формированию гармонично развитой личности, а потребность в ежедневной двигательной активности, является условием сохранения психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник [Текст]: Социально-оздоровительная технология XXI века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2001. - 80 с.

2. Вайнер, Э.Н. Жизнь и здоровье детей как приоритет образования // 6-е Пикалёвские чтения: Гуманизация и гуманитаризация образования / Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб. - Пикалёво, 2004. -Часть 2-я. - С. 3-6.

3. Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет; главный редактор Б.М. Игошев. - Екатеринбург: [б. и.], 2021. - - 430 с.

4. Леван Т.Н., Осокина Е.С. Формирование здорового образа жизни обучающихся как реализация социализирующей функции образования. - М., 2015. - 237 с.

5. Рунова, М.А. Движение день за днем; Двигательная Активность - источник здоровья детей [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 96 с.

6. Шишкина, В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Шишкина // Пралеска. - 2006. - №9. - С. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.