Роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста
Семенова Т.А. к. пед. наук
доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени
М.А.Шолохова (МГГУ им. М.А.Шолохова)»
Москва, Россия
Аннотация: в данной статье автор на основе анализа научной литературы раскрывает понятие «двигательная активность», дает его сущностную характеристику, подчеркивает роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: двигательная активность, энергетическое правило работающих скелетных мышц, физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Проблема двигательной активности детей дошкольного возраста - одна из наиболее сложных и противоречивых в методике физического воспитания. К сожалению, авторы некоторых методических пособий [6], а иногда и нормативных документов [7], подменяют содержание понятий «двигательная активность» и «двигательная деятельность». Это рождает научные ошибки, вносит путаницу в содержание воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Данное обстоятельство побудило нас подробно изучить научную литературу и дать сущностную характеристику понятия «двигательная активность».
Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы показал, что наиболее полное научное обоснование проблема двигательной активности получила в трудах специалистов лаборатории Научного центра биологических исследований АН СССР под руководством Ильи Аркадьевича Аршавского.
В результате исследований, которые проводились более сорока лет, ученые пришли к выводу, что живой организм в разные возрастные периоды по-разному взаимодействует с окружающей средой. Особый интерес представляет механизм этого взаимодействия. Наследственно обусловленная деятельность скелетной мускулатуры влияет на физиологические отправления всех систем организма. Продолжительность жизни у разных видов млекопитающих, их физическое и интеллектуальное развитие находятся в прямой зависимости от особенностей развития и функционирования скелетной мускулатуры.
В результате работы скелетных мышц организм начинает активно изменять свое отношение к окружающей среде. Уже в антенатальном периоде сам зародыш создает для себя оптимальную стрессовую ситуацию, специфическую для данного периода, взаимодействуя с организмом матери посредством двигательной активности. Например: для стабилизации свойств внутренней среды, необходимых для развития нормального физиологически зрелого эмбриона и плода, организм беременной женщины отвечает на разнообразные стрессовые ситуации, прежде всего совокупностью приспособительных реакций. То есть, токсикозы при нормально протекающей беременности имеют адаптивное (приспособительное значение). Отеки способствуют удержанию натриевых оснований в организме беременной женщины. Повышенное артериальное давление увеличивает количество крови, проходящей через материнскую часть плаценты. При рвоте выделяется соляно-кислое содержимое желудка, в результате чего повышается уровень щелочных резервов, стабилизируется кислотно-щелочной баланс.
Специалисты отмечают, что уже на сроке беременности в 32 недели плод реагирует на обеднение его крови кислородом и питательными веществами обобщенными двигательными реакциями и учащением сердцебиения. Вследствие двигательной активности значительно увеличивается количество крови, протекающей через плаценту, в единицу времени. Кислород и питательные вещества, поступая в избыточном количестве, не только восстанавливают недостаток кислорода, но и способствуют наращиванию массы протоплазмы (строительных клеток) развивающегося плода. Что ведет, в свою очередь, к увеличению его размеров.
После появления на свет существенно изменяется форма взаимодействия родившегося организма с внешней средой. Во-первых, осуществляется переход с плацентарного на легочный газообмен. Во-вторых, основные питательные вещества начинают поступать с молозивным молоком. В-третьих, новорожденный отвечает на значительное понижение температуры окружающей среды особыми приспособительными реакциями.
Физиологически зрелый организм приспосабливается к новым условиям существования посредством повышения мышечного тонуса. Именно мышечный тонус обеспечивает специфическую для новорожденного позу и повышает уровень теплопродукции. В этот период, который продолжается примерно до 5 - 6 месяцев, стабилизируется адаптивное преобразование родившегося организма к новым условиям среды.
Специфическая для новорожденного поза сгибательной гипертонии характеризуется наклоном головы по отношению к туловищу, согнутыми в локтях ручками, сжатыми в кулачок пальчиками, согнутыми в коленном и тазобедренном суставах ножками, прижатыми к подошве пальчиками стоп. Постоянный мышечный тонус не позволяет разогнуть верхние и нижние конечности без определенного внешнего усилия. «Это важнейший показатель нормального состояния центральной нервной системы», - пишет И.А. Аршавский [4. с.160].
В отличие от взрослого организма скелетная мускулатура детей раннего возраста, начиная с периода новорожденности, постоянно находится в состоянии активности. Причем не только в период бодрствования, но и в состоянии покоя, то есть, во время сна. «Сон в раннем возрасте представляет активное состояние, при котором скелетные мышцы не расслабляются. В этом смысле он отличается от истинного сна, когда мышцы расслабляются» [4. с.159].
В качестве примера может служить спонтанно возникающая двигательная активность новорожденного во время сна у груди матери после окончания кормления. Эта активность имеет характер либо ограниченных вздрагиваний конечностей, либо обобщенной разгибательной реакции, в которую вовлекается вся скелетная мускулатура. Именно двигательная активность, являясь фактором избыточного восстановления питательных веществ и энергетических потенциалов в связи с тратами на ее осуществление, определяет процессы роста и развития младенца.
Специалисты особо подчеркивают роль движений в развитии детей. Исследования Н.А. Архангельской доказали, что повышенное потребление кислорода, связанное с приемом пищи, может наблюдаться у младенцев, прикладываемых к груди матери, только при условии активного сосания. При пассивном поступлении молока в детский желудок, то есть при кормлении из рожка, повышение энергетических затрат у младенцев не отмечается.
На основании полученных экспериментальных данных было сформулировано «Энергетическое правило скелетных мышц». Сущность которого заключается в том, что с одной стороны, интенсивность энергетических процессов и физиологических отправлений находится в прямой зависимости от особенностей функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. С другой стороны, в том, что двигательная активность, стимулируемая воздействием оптимальных стрессовых
раздражителей, является фактором функциональной индукции избыточности восстановительных процессов. Особенность этих процессов заключается не просто в восстановлении исходного состояния, а в обязательном избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, обеспечивающей рост и развитие, так и энергетических потенциалов, необходимых для осуществления большего объема выполняемой работы.
Таким образом, двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма, которая подчинена основному закону здоровья: «Приобретаем, расходуя».
Ученые доказали, что в ранние возрастные периоды - с момента образования зиготы до 5-6 месяцев младенчества - восстановительные процессы, которые поддерживаются работой скелетных мышц, связаны с увеличением протоплазменной массы и процессами роста.
С момента возникновения позы стояния (возрастной промежуток от 6 до 12 месяцев) эти процессы приобретают второе значимое физиологическое значение. Помимо обеспечения роста организма, в состоянии сна и покоя они начинают резервировать энергетические ресурсы, необходимые для выполнения последующей работы в период бодрствования, вырабатывая, так называемые, моторные калории.
После первого года жизни ребенка, с завершением реализации позы стояния, дальнейшее развитие новых форм двигательной активности происходит в процессе ходьбы, прыжков, лазания, подвижных игр и других движений.
И.А. Аршавский подчеркивает, что двигательная активность обогащает организм ребенка не только физическими, но и интеллектуальными возможностями. Он пишет: «Данные наших наблюдений позволяют убедиться в огромном значении динамического компонента нагрузки на скелетную мускулатуру в качестве фактора, определяющего размеры мозга» [4. с. 415].
Энергетические особенности организма и функций дыхательной и сердечнососудистой систем также изменяются в соответствии с интенсивностью активности скелетной мускулатуры. С.И. Еникеев отмечает, что у детей с детским церебральным параличом наблюдается повышенная частота сердечных сокращений и повышенный ритм дыхания. То есть, сниженный мышечный тонус не позволяет их организму накопить энергетические запасы для деятельности и дальнейшего развития.
Таким образом, данные, полученные в ходе многолетних исследований, проведенных на детях и развивающихся животных, позволили ученым заключить: чем выше степень активности скелетных мышц - до оптимальных пределов - тем в большей мере организован покой, обеспечивающий эффективные восстановительные процессы, необходимые для роста и развития организма, а также резервирования энергетических ресурсов.
Из всего вышесказанного следует, что двигательная активность - это не биологическая потребность организма, а основа его жизнеобеспечения и индивидуального развития.
Библиография
1. Аршавский И.А. 1990. Ваш малыш может не болеть. М. 30с.
2. Аршавский И.А. 1992. Ваш ребенок у истоков здоровья. М. 40с.
3. Аршавский И.А. 1964. Особенности энергетики, динамическая активность мускулатуры и поверхность тела. // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М. вып.123.
4. Аршавский И.А. 1967. Очерки по возрастной физиологии. М. 476с.
5. Аршавский И.А. 1985. Физиология развития детей. Препринт Научного центра биологических исследований АН СССР в Пущине. 36с.
6. Двигательная активность ребенка в детском саду [5-7 лет]. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Рунова М.А.; Центр «Дошк. детство» им. А.В. Запорожца. М. 2002. 255с.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2010. 301с.