Научная статья на тему 'Двигательная активность и адаптация ребенка (до 6 лет) к условиям окружающей среды'

Двигательная активность и адаптация ребенка (до 6 лет) к условиям окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
378
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PHONOTYPICAL ADAPTATION / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / MOTOR SKILLS / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PHYSIOLOGICAL MATURITY "ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА" ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ КАМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГ.№ ЭЛ №ФС77-27659 ОТ 26 МАРТА 2007Г №1 (1/2006)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голубева Г.Н.

В статье рассматривается двигательная активность и адаптация ребенка (до 6 лет) к условиям окружающей среды. Фенотипическая адаптация выражается в приспособительных изменениях индивида, возникающих в процессе индивидуальной жизни. Анализ литературы, опыты специалистов, апробирование методик диагностики позволили автору статьи определить важные (критические) периоды развития ребенка. Автор также считает актуальным поэтапное исследование значимости двигательных режимов в процессе адаптации. Описаны результаты исследований. В результате исследований было установлено, что физиологическая зрелость новорожденного зависит от двигательной активности плода во время беременности; при активном двигательном режиме в период беременности, в том числе физкультурно-спортивного характера происходит нормальное, либо ускоренное развитие ребенка; становление статических и динамических двигательных умений ребенка в грудном возрасте зависит от мышечного тонуса; взаимосвязь между степенью адаптации к дошкольному образовательному учреждению параметрами двигательной активности сильная; стимулирование самостоятельной ДА в процессе обучения способствует эффективной адаптации; дети с низким уровнем двигательной активности хуже адаптированы к дошкольному образовательному учреждению, чаще и продолжительнее болеют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голубева Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ACTIVITY AND CHILD ADAPTATION (UNDER 6 YEARS OLD) TO ENVIRONMENTAL CONDITIONS

This article tells about motor activity and child adaptation (till 6 years old) to environmental conditions. Phonotypical adaptation is shown in adaptive changes which appear during personal life. Literature analysis, specialists experiment, testing methods of diagnostics let the author define the important critical periods of childs life. It is actual for the author to study the motor regime in adaptation process.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность и адаптация ребенка (до 6 лет) к условиям окружающей среды»

УДК 796.093

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА (ДО 6 ЛЕТ) К УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Голубева, Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны

MOTOR ACTIVITY AND CHILD ADAPTATION (UNDER 6 YEARS OLD)

TO ENVIRONMENTAL CONDITIONS

G.N. Golubeva, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: адаптация, двигательная активность, фенотипическая адаптация, адаптированность, двигательные умения, физиологическая зрелость

Аннотация. В статье рассматривается двигательная активность и адаптация ребенка (до 6 лет) к условиям окружающей среды. Фенотипическая адаптация выражается в приспособительных изменениях индивида, возникающих в процессе индивидуальной жизни. Анализ литературы, опыты специалистов, апробирование методик диагностики позволили автору статьи определить важные (критические) периоды развития ребенка. Автор также считает актуальным поэтапное исследование значимости двигательных режимов в процессе адаптации. Описаны результаты исследований. В результате исследований было установлено, что физиологическая зрелость новорожденного зависит от двигательной активности плода во время беременности; при активном двигательном режиме в период беременности, в том числе физкультурно-спортивного характера происходит нормальное, либо ускоренное развитие ребенка; становление статических и динамических двигательных умений ребенка в грудном возрасте зависит от мышечного тонуса; взаимосвязь между степенью адаптации к дошкольному образовательному учреждению параметрами двигательной активности сильная; стимулирование самостоятельной ДА в процессе обучения способствует эффективной адаптации; дети с низким уровнем двигательной активности хуже адаптированы к дошкольному образовательному учреждению, чаще и продолжительнее болеют.

Key words: adaptation, motor activity, phonotypical adaptation, motor skills, physiological maturity

Summary: This article tells about motor activity and child adaptation (till 6 years old) to environmental conditions. Phonotypical adaptation is shown in adaptive changes which appear during personal life. Literature analysis, specialists experiment, testing methods of diagnostics let the author define the important critical periods of child's life. It is actual for the author to study the motor regime in adaptation process.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физической культуры как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

В теории физической культуры, говоря об адаптации, имеют в виду то, что называется «фенотипической» адаптацией, которая выражается в приспособительных изменениях индивида, возникающих в процессе индивидуальной жизни. Поэтому Л.П. Матвеев (1999), дает собственное определение понятию «адаптация»: «Адаптация - процесс приспособления индивида к воздействующим на него факторам внешней среды и к первоначально непривычным для него (а затем становящимся постепенно привычными) особенностям функционирования организма, которые возникают в зависимости от характера деятельности и режима жизни». Этот же автор отмечает, что результаты такой адаптации будут обозначаться не тем же самым термином, а производным от него — «адаптированность» (состояние организма, его органов, систем, возникающее вследствие адаптации).

Анализ литературы, опыта специалистов, апробирование методик диагностики позволили определить важные (критические) периоды развития ребенка (до 6 лет): внутриутробный, новорожденности, первый год жизни, начало посещения дошкольного образовательного учреждения и процесс обучения в дошкольном образовательном учреждении. Перечисленные выше периоды предъявляют повышенные требования к «адаптированности» ребенка. В связи с этим мы считаем актуальным поэтапное исследование значимости двигательных режимов в процессе адаптации.

Методика и организация работы.

Использовались методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, тестирование: а) двигательной активности (шагометрия, хронометрирование, УЗИ, КТГ, доплерография, тест Пирсона), б) тестирование физиологической зрелости новорожденных, наблюдение и анализ (становления статических и динамических функций), анализ документов учета, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследования проводились в пренатальном центре, дошкольных образовательных учреждениях,

детско-юношеских спортивных школах, институте физической культуры в г. Набережные Челны с 1999 по 2005гг.

Результаты и их обсуждение.

В результате проведенных исследований нами выявлены основные показатели адаптации ребенка (до шести лет) к условиям среды в наиболее важные (критические) периоды развития.

Так, об адаптации плода можно судить по показателям двигательной активности (ДА) в антенатальный период - она отражает состояние его благополучия и прогноз физиологической зрелости. Из факторов, воздействующих на ДА плода наибольшее влияние оказывает двигательный режим беременной. Критериями адаптации новорожденного ребенка являются особенности интранатального периода и шкала Апгар.

Результаты исследования двигательной активности плода во время беременности выявили её уровень в пределах «нормы» по тесту Пирсона у 83,4% женщин, по КТГ у 75%, по УЗИ у 91,6%. Средняя оценка нормальной двигательной активности плода наблюдалась в 83,4% случаев. Анализ физиологической зрелости по шкале Апгар в пределах нормы (7 и более баллов) выявлен у тех же 83,4% новорожденных.

Проводился анализ результатов влияния двигательного режима беременной на: а) уровень физиологической зрелости новорожденного (шкала Апгар); б) на мышечный тонус. Выявили «заметную» взаимосвязь по обоим показателям (Яху=0,69 в первом случае и Яху=0,59 во втором).

Показателем адаптации в грудном возрасте могут служить темпы формирования статических и динамических функций, а также заболеваемость ребенка.

Кроме этих показателей нами анализировался мышечный тонус, сохраняющийся в среднем до 3-4 месяцев (как норма) у всех новорожденных. Полученные результаты показали, что 60% детей имеет нормальный мышечный тонус, 25% - пониженный и 15% - повышенный.

Анализируя статические функции детей грудного возраста, мы видим, что при пониженном тонусе мышц развитие ребенка идет очень слабо - «ниже нормы», а при повышенном и нормальном тонусе мышц ребенок развивается в пределах нормы, либо ускоренно. Результаты достоверны на 5% уровне значимости, взаимосвязь «сильная» (Яху=0,88). Аналогичные результаты получены при выявлении взаимосвязи между мышечным тонусом и сроками формирования динамических функций - «сильная» (Яху=0,71).

К основным критериям адаптации ребенка к жизни в организованном детском коллективе можно отнести: двигательную активность и ее характеристики (объем, интенсивность, продолжительность) поведенческие реакции, уровень нервно-психического развития, заболевае-

мость и течение болезни, главные антропометрические показатели физического развития (рост, масса тела).

При исследовании взаимосвязи между степенью адаптации детей 2-3 лет к ДОУ и их уровнем двигательной активности выявили, что коэффициент корреляции (r) оказался равен 0,78.

Оценка уровня двигательной активности выявила 32,1% детей с «высоким» уровнем; 57,1% со «средним» уровнем и 10,7% с «низким» уровнем. Анализ типов подвижности показал, что «взрывной» и «циклический» типы имеют по 28,6% детей; «пластический» - 32,1%; «силовой» - 10,7%.

Сравнительный анализ двигательного типа и уровня ДА показал, что у всех детей с силовым типом «высокий» уровень ДА, у детей с пластическим типом «средний» уровень ДА. При циклическом типе больше половины детей (62,5%) имеют «средний» уровень ДА, остальные - «низкий»; при взрывном типе подвижности у большинства детей (75%) выявлен «высокий» уровень ДА. Анализ заболеваемости в зависимости уровня ДА показал, что самое низкое количество дней по болезни отмечено в группе с высоким уровнем ДА

Основным обобщенным критерием адаптации ребенка в процессе обучения является речевая плотность занятия. Полученные нами результаты показывают, что при стимулировании двигательной активности в процессе обучения (режим динамических поз) происходит увеличение как индивидуальной, так и общей речевой плотности занятия в среднем на 16,6%, улучшение уровня внимания на 17,3% (у 27,3% дошкольников став на уровень выше).

Выводы

Установлено что:

а) физиологическая зрелость новорожденного зависит от двигательной активности плода во время беременности (прямая зависимость);

б) при активном двигательном режиме в период беременности (как фактора стимулирования ДА плода), в том числе физкультурно-спортивного характера происходит нормальное, либо ускоренное развитие ребенка;

в) становление статических и динамических двигательных умений ребенка в грудном возрасте зависит от мышечного тонуса;

г) взаимосвязь между степенью адаптации к дошкольному образовательному учреждению параметрами двигательной активности сильная;

д) стимулирование самостоятельной ДА в процессе обучения способствует эффективной адаптации;

е) дети с низким уровнем двигательной активности хуже адаптированы к дошкольному образовательному учреждению, чаще и продолжительнее болеют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.