Научная статья на тему 'Содержание двигательной активности в зависимости от уровня и формы организации'

Содержание двигательной активности в зависимости от уровня и формы организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УРОВЕНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / FORMS OF MOTOR ACTIVITY / SCHOOL CHILDREN AGE / LEVEL OF SICKNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голубева Г.Н.

В статье рассматриваются результаты решения задачи, направленной на изучение показателей двигательной активности и заболеваемости в первый год жизни, в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и в процессе обучения в ДОУ. Автором приводятся диаграммы, отражающие результат исследования: обобщенные показатели заболеваемости детей с разным уровнем двигательной активности, количество случаев заболеваемости у детей с разным уровнем двигательной активности, схематическая модель содержания двигательной активности в зависимости от уровня и формы организации. Автор отмечает, что стимулирование двигательной активности необходимо для детей с низким уровнем двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голубева Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ACTIVITY DEPENDING ON LEVEL AND FORMS ORGANIZATION

The article tells about results of the aims which are directed to the motor activity and sickness studying during the first year of living, to the kindergarten adaptation period and during the process of education at the kindergarten. Author shows diagrams, where the results of research are: numbers of different motor activity sickness children, scheme model of motor activity depending on level and forms organization. Author also pays attention on the importance motor activity stimulation for low level motor activity children.

Текст научной работы на тему «Содержание двигательной активности в зависимости от уровня и формы организации»

УДК 796.012.1

СОДЕРЖАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Голубева, Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны

MOTOR ACTIVITY DEPENDING ON LEVEL AND FORMS

ORGANIZATION

G.N. Golubeva, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture,

Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: двигательная активность, дошкольный возраст, уровень заболеваемости, формы двигательной активности

Аннотация: В статье рассматриваются результаты решения задачи, направленной на изучение показателей двигательной активности и заболеваемости в первый год жизни, в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и в процессе обучения в ДОУ. Автором приводятся диаграммы, отражающие результат исследования: обобщенные показатели заболеваемости детей с разным уровнем двигательной активности, количество случаев заболеваемости у детей с разным уровнем двигательной активности, схематическая модель содержания двигательной активности в зависимости от уровня и формы организации. Автор отмечает, что стимулирование двигательной активности необходимо для детей с низким уровнем двигательной активности.

Key words: Motor activity, school children age, level of sickness, forms of motor activity Summary: The article tells about results of the aims which are directed to the motor activity and

sickness studying during the first year of living, to the kindergarten adaptation period and during

the process of education at the kindergarten. Author shows diagrams, where the results of research

are: numbers of different motor activity sickness children, scheme model of motor activity

depending on level and forms organization. Author also pays attention on the importance motor

activity stimulation for low level motor activity children.

Одна из задач нашего исследования была направлена на изучение показателей двигательной активности и заболеваемости в первый год жизни, в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и в процессе обучения в ДОУ.

Так нами подтверждено, что все дети уже с рождения отличаются по уровню двигательной активности (высокий, средний, низкий). Причем более половины детей (55,6%) имеют средний уровень двигательной активности (ДА), четверть (25,9%) -высокий, 18,5% - низкий.

Выявлены различия и в типе подвижности детей. Так определены взрывной, циклический, силовой и пластический типы.

Анализ заболеваемости в зависимости от уровня ДА показал, что самое низкое количество дней по болезни отмечено в группе с высоким уровнем ДА, а самое большое - с низким уровнем ДА (рис 1). Кроме этого, в последней группе не выявлено ни одного ребенка, который бы ни разу не болел.

%

70 60 50 40 30 20 10 0

32,1

тз

14,2

49 51,7

16,2

пока1

ни разу не болели кол-во дней болезни

□ высокий

□ средний

□ низкий

Рис. 1. Обобщенные показатели заболеваемости детей с разным уровнем двигательной

активности

Интересны данные, характеризующие такой показатель заболеваемости как количество случаев заболеваний. Обобщив результаты по этому критерию, мы получили такую диаграмму (рис. 2.).

На рисунке видно, что количество случаев заболеваемости детей с низким уровнем ДА в 3,3 раза превышает данный показатель у детей с высоким уровнем двигательной активности и значительно больше, чем у детей со средним уровнем ДА.

высоким; 14,4

низким; 47,8

средним; 37,8

Рис. 2. Количество случаев заболеваемости у детей с разным уровнем двигательной

активности

Учитывая тот факт, что одним из критериев адаптации в дошкольном образовательном учреждении является заболеваемость, которая по результатам исследований высокая у детей с низким уровнем двигательной активности, то актуальным является поиск способов стимулирования, как самостоятельной ДА так и организованной (рис. 3).

На рисунке 3 видна роль самостоятельной и организованной двигательной активности для детей с разным уровнем ДА.

Так, большой объем самостоятельной двигательной активности (СМА) и незначительный объем - организованной (ОДА) характерен для детей с высоким уровнем двигательной активности (основание треугольника). У детей со средним уровнем двигательной активности соотношение ОДА и СМА меняется: увеличивается объем организованной ДА, снижается - самостоятельной ДА. У малоподвижных детей (с низким уровнем ДА) большую роль играет организованная двигательная активность и незначительную роль - самостоятельная ДА.

Рис. 3. Схематическая модель содержания двигательной активности в зависимости от

уровня и формы организации

По-мнению Г.Л. Апанасенко (1985) связанная с ограничением двигательной активности недостаточная стимуляция избыточного анаболизма в период роста и развития, когда отмечаются наибольшая пластичность и подверженность влиянию внешней среды, способствует их ограничению и неполному использованию генетического фонда.

Таким образом, можно говорить о том, что стимулирование двигательной активности необходимо для детей с низким уровнем ДА.

Специалисты-практики в сфере физической культуры (инструкторы в дошкольных образовательных учреждениях, тренеры, учителя физической культуры школ) сталкиваются в процессе занятий с уже имеющимися у детей типами подвижности и уровнями двигательной активности (ДА). И, единогласно отмечают, что дети с «высоким» уровнем ДА более успешны в освоении умений и навыков и развитии физических качеств (данные анкетирования 90 специалистов), а также легче и быстрее повышают свою спортивную квалификацию, «тянут всю команду». Glossary:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.