ство формирования предметных компетентностей у будущих педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 317-320.
18. Платонова Р.И. Теоретические и прикладные основы самостоятельной работы как механизма развития конкурентоспособной личности // Наука и образование. 2008. № 4. С. 108-113.
19. Льноградская О.И., Клячкина Н.Л. Самостоятельная работа - одно из условий профессиональной подготовки // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 7278.
20. Есаулова И.В., Ягова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого
и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 66-71.
21. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 314317.
22. Бейлин А.Б. Формирование креативности у студентов машиностроительного направления // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 18-23.
23. Прелова Е.В. Модель формирования и развития учебно-познавательной компетенции при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 147-153.
METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITY
© 2014
N.V. Gnatyuk, student of magistracy of Psychology and Pedagogical education «Theory and Methods of Professional Education»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article discusses the need to ensure the educational process methodological support. Describes the contents of methodological support and experimental work to formation of professional competencies of bachelor of psychological and pedagogical education. The results of the questionnaire aimed at identifying students' attitudes toward the use of teaching aids in the educational process of higher education.
Keywords: methodical work, methodological support, educational process, teaching aids, professional competences, bachelor of psychological and pedagogical education, universities of high education.
УДК 159.91
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
© 2014
О. В. Григорьева, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология развития и психофизиология»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Выражение «движение - жизнь» становится понятнее, когда задумываешься о нескончаемых процессах движения в межклеточном веществе организма человека, о постоянных преобразованиях и развитии клеток и их частей, о постоянной работе сердца. Двигательная активность повышает адаптивность организма. И особенно важны движения в жизни детей.
Ключевые слова: движение, двигательная активность, психофизиология движения, здоровье человека, развитие, изменения, физическая нагрузка, мышечная работа, рост тренированности.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В живом организме постоянно происходят метаболические процессы, ни на минуту не прекращается движение в межклеточном веществе, клетки и их составляющие компоненты - это также нечто находящееся в постоянном движении, развитии, преобразовании. На уровне организменном, целостном, также постоянно происходят изменения. И все они связаны, так или иначе, с движением. Внешние проявления жизненных процессов (молекулярных, клеточных, органных, системных) выражаются наиболее наглядно в виде мышечной работы - физической нагрузки или движения (в том прямом смысле, к которому мы все привыкли с детства).
Утверждение «движение - это жизнь» приобретает с этих позиций аксиоматическое значение. Движение -это одна из составляющих здоровья человека, и о роли двигательной активности часто приходится слышать. Каково же психофизиологическое обоснование роли движения для здоровья человека?
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как пишут исследователи, двигательная активность кардинально меняет метаболические процессы в организме; влияет на костную, мышечную, сердечно-сосудистую и другие
системы [1, 2, 3, 4, 5]. Значение воспитания потребности в движении для формирования здоровья физического и психологического также неоднократно выделяется в качестве одного из главных [5, 6, 7, 8]. Эндокринная система, интенсивность работы нервных клеток также находится в тесной взаимосвязи с интенсивностью двигательной активности человека [3, 5, 9, 10]. А еще Н. А. Бернштейн писал о роли сознания в двигательной активности человека [5].
Формирование целей статьи (постановка задания). В утверждении, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в сотни раз по сравнению с предыдущими столетиями, практически нет никакого преувеличения. Земледелец прошлых столетий имел небольшой надел земли, приспособлений для обработки земли и удобрений никаких. Приходилось быть кормильцем не маленькой семьи, да и барщину отрабатывать тоже было необходимо. Изо дня в день, да и все свою жизнь, крестьянин нес на себе эту огромную нагрузку. Его предки, пожалуй, испытывали еще большие нагрузки. Это постоянные поиски и добычи погони за ней, бегство от врага, изготовление орудий обработки земли и т.п. Несомненно, физическое ПЕРЕнапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Гиподинамия - это, конечно же, беда современного человечества. Хорошо нечто, лежащее посредине (как всегда). И, конечно же: движе-
ние - это жизнь, такое множество положительных изменений в организме в ответ на разумно организованную физическую активность.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Каковы же основные моменты положительного влияния оптимальной двигательной активности на наш организм? В первую очередь следует сказать о сердце. У обычного здорового взрослого человека частота сердечных сокращений равна 60-80 ударам в минуту. При этом сердечная мышца потребляет определенное количество питательных веществ и с определенной скоростью изнашивается (как, впрочем, и организм в целом). У человека совершенно не тренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений, а также больше потребляет питательных веществ и, конечно же, быстрее стареет.
Все иначе у хорошо тренированных людей: у них отмечается так называемая «брадикардия тренированности»: количество ударов в минуту может равняться 50-40 и менее. Экономичность работы сердечной мышцы существенно выше обычного. Следовательно, изнашивается такое сердце гораздо медленнее. Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после нее начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а, по данным многих исследователей, продолжительность жизни увеличивается.
Повседневные (в том числе «стрессовые») нагрузки на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь человека. В тренированном организме нормализуется ферментный набор, метаболизм, человек лучше спит и гораздо легче и быстрее восстанавливается после сна, что очень важно для поддержания здоровья и нормальной работоспособности. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений (например, АТФ) и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности (и умственные, и физические).
При возникновении гипокинезии, и особенно с возрастом, появляются негативные изменения в органах дыхания. Эти изменения приводят к кислородному голоданию, т.к. ухудшается газообмен в легких в результате увеличения остаточного объема воздуха из-за сниженной способности к глубокому выдоху. Да и в целом снижается жизненная емкость легких.
В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (и это при том, что у тренированных людей потребность в кислороде снижена). Как известно, дефицит кислорода приводит к нарушениям обмена веществ. В процессе тренировки укрепляется и иммунитет. Известно, что физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к ряду инфекционных заболеваний. Физических упражнений повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда неблагоприятных факторов, таких, как пониженное атмосферное давление, перегревание организма, действие некоторых ядов, воздействие радиации и др.
В опытах на животных показано, что крысы, которых ежедневно по несколько часов тренировали плаванием или бегом, после рентгеновского облучения выживали в большем проценте случаев. При повторном облучении малыми дозами 15% нетренированных крыс погибало уже после суммарной дозы 600 рентген, а тот же процент тренированных - после дозы 2400 рентген. Доказано, что «тренировки» повышают стойкость организма лабораторных мышей после пересадки им раковых опухолей.
Стрессы оказывают на организм сильнейшее разру-
шительное действие. Положительные эмоции же способствуют нормализации многих функций. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием. От неправильного образа жизни или с возрастом в организме могут накапливаться шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время значительных физических упражнений, окисляет шлаки до безвредных соединений, которые с легкостью выводятся.
Таким образом, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Это и понятно. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведет ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма! Казалось бы, грамотно организованные физические упражнения должны принести особо впечатляющие результаты. Шведские ученые отмечают, что лыжники их страны живут на 4 года (в среднем) дольше простых людей.
Но примечательно, что и среди любителей «комфортной» жизни встречаются долгожители. Так, Черчилль, проживший более 90 лет, на вопрос «Как Вам это удалось?», отвечал: «Я никогда не стоял, если можно было сидеть, и никогда не сидел, если можно было лежать». (Хотя конечно мы не знаем, сколько бы он прожил, если бы тренировался - может, и больше сотни лет).
Уменьшение двигательной активности в последние десятилетия привело к тому, что отмечаются значительно более низкие показатели функциональных возможностей организма людей среднего возраста. Так, например, по величине максимального потребления кислорода (МПК) в физиологии оценивается общая выносливость. Так величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Значит, вероятно, что у большей части современного населения возникла реальная угроза развития гипокинезии (т.е. комплекса функциональных и органических изменений, а также болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой). Причина этого состояния - в нарушении энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).
Организм человека генетически запрограммирован на интенсивную физическую активность. Скелетные мышцы, в среднем составляющие до 40% массы тела человека созданы для тяжелой физической работы. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин в 1969 году [1, с. 3].
Мышцы человека являются мощным генератором (производителем) энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу, создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского [2, с. 204-206], энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.
Можно говорить об общем и специальном эффекте физических тренировок, о том, что они опосредованно влияют на факторы риска. Наиболее общий эффект двигательной активности заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергетических затрат. Не меньшее значение имеет повышение устойчивости организма к
О. В. Григорьева психолого-педагогическое
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ... направление
действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, кислородного голодания, радиационного воздействия, травм. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.
Однако двигательные тренировки - это хорошо, но использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту (особенно, если идет мотивирование на «успех любой ценой»). В подобных случаях отмечается наоборот угнетение иммунитета и повышение восприимчивости к заболеваниям. Аналогичный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Опять и здесь можно вспомнить утверждение, что истина о пользе или вреде лежит где-то посередине.
Как мы говорили выше, одним из эффектов оздоровительной тренировки является повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Отмечается экономизация работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Это и так называемая «брадикардия тренированности», и более низкая потребность миокарда в кислороде, и, в то же время, улучшение кислородо-снабжения сердечной мышцы в результате оптимальных физических тренировок.
Считается, что увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое на 15 ударов в минуту повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 %. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в два раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани) [3]. Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. (Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных стенокардией, т.к. двигательная активность облегчает работу сердца и увеличивает его производительность).
Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния (УФС) показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их.
Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артериове-нозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации мио-глобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играют также повышение фибри-нолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки, чрезвычайно важен 52
ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска - содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б. А. Пирогова в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снижается с 280 до 210 мг, а триглицеридов
- со 168 до 150 мг% [4, с. 14].
В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости
- показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная частота сердечных сокращений примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по 3 ч. в неделю), уже через 10-12 недель приводят к увеличению максимального потребления кислорода на 10-15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Повышение двигательной активности приводит к снижению роли факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза).
В этом отношении не является исключением и кост-но-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.
Исследования показали, что во время мышечной работы активизируется не только нервно-мышечный аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Выполнение физических упражнений и других видов движений сопровождается функциональной активностью, которая вызывает специфические и неспецифические психофизиологические реакции. Специфические реакции характеризуются улучшением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях данного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях различной интенсивности. В то же время ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни [5].
Особенно пагубны последствия гиподинамии для детей. В исследованиях по возрастной физиологии отмечается снижение двигательной активности ребенка с приходом в школу примерно в 2 раза. При отсутствии правильной организации режима дня, включающего физические упражнения, это приводит не только к отставанию в развитии от своих сверстников, но и к более Карельский научный журнал. 2014. № 4
частым заболеваниям, нарушениям осанки и опорно-двигательной функции [6]. По данным А.Г. Сухарева, в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к стандартной физической нагрузке, снижению показателей жизненной емкости легких, становой силы, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира, повышению уровня холестерина в крови, снижению общей неспецифической резистентности [7].
Таким образом, двигательная активность детей является биологическим стимулом, способствующим морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию, улучшению психоэмоционального состояния ребенка.
Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют о том, что до 80-90% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение весной и осенью. Потребность детей в движении удовлетворяется в условиях режима школы самостоятельными, спонтанными движениями только в объеме 18-20%; в дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40%, а без таких уроков - до 80% движений [8, с. 202].
Дети, в режиме которых достаточен объем двигательной активности (утренняя гимнастика, ежедневный 1,5-2 часовой активный отдых, занятия физическими упражнениями до 6-8 часов в неделю), по сравнению со школьниками, не имеющими этих элементов в режиме дня, чаще обладают гармоническим развитием и высокой физической подготовленностью. Такие дети показывают более высокий уровень умственной и физической работоспособности, они менее утомляемы. У детей с оптимальным режимом двигательной активности более оптимальны и показатели функционального состояния нервной системы, более экономично работает сердечно-сосудистая система и система дыхания, отмечается относительно более высокая иммунная реактивность. Недостаточная двигательная активность существенно влияет на гормональный статус детского организма [9, с. 97-98].
Чем хуже организован двигательный режим, тем больше движений проявляет школьник на уроках, совершая до нескольких десятков движений в минуту. Малую подвижность в школе ребенок компенсирует повышенной активностью в свободное от занятий время. За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежечасную потребность в движениях и реализовать около 40% ее суточной нормы [10, с. 240-241]. Повышая общую умственную работоспособность и совершенствуя функциональные возможности физиологических систем, регулярные занятия учащихся младших классов в спортивных секциях повышают сопротивляемость организма стрессорам, утомлению и способствует сохранению здоровья школьников.
Современный человек объективно испытывает постоянный дефицит движения (особенно в городских условиях), что неизбежно ведет к ухудшению общего состояния его здоровья и статуса организма. Дети это чувствуют ярче, нежели люди взрослые (видимо, говорят за себя генетические предпосылки). Чем младше ребенок, тем в большей степени он компенсирует этот двигательный дефицит в активности в свободное от занятий время (а иногда и на занятиях в виде отвлечений). Человеку взрослому (разумному), порой, приходится делать сознательное усилие и прибегать к помощи различных тренажеров, чтобы улучшить свой физический
статус (в последние десятилетия растет количество посетителей спортзалов, фитнесс-центров, бассейнов и других оздоровительных комплексов). Но приходит понимание необходимости двигательной активности (сама необходимость существует от рождения до смерти) уже после появления первых признаков нарушений в результате гиподинамии и гипокинезии.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В связи с хроническим дефицитом движений постепенно меняется даже внешний облик людей - слабо развитая скелетная мускулатура у некоторых подростков и большого количества взрослых, часто раскоординированность движений, повышенная масса тела в результате ожирения (вспомните предречение со стороны писателей-фантастов, когда человек автоматизированного и механизированного будущего представляется эдаким существом с большой головой, непропорционально маленьким телом и практически атрофированными конечностями). Но возникает противоречие: чтобы управлять современной техникой, необходимо хорошо развитое тело (прежде всего мышечный каркас); чтобы изобретать и собирать современные машины (даже с помощью автоматизированного производства), необходим оптимальный двигательный режим, так как движение играет далеко не последнюю роль в развитии интеллекта человека.
Углубление знаний о психофизиологических обоснованиях роли двигательной активности человека значительно расширит сознательный подход к предупреждению явлений гиподинамии и приведет к гармонизации развития современного человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Парин В. В. Применение количественных методов в медицине и физиологии. /Методы математического анализа сердечного ритма. - М.: Медицина, 1969. - С. 3.
2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - С.204-206.
3. Ванюшин Ю. С., Ситдиков Ф. Г. Компенсаторно-адаптационные реакции кардио-респираторной системы при различных видах мышечной деятельности. - Казань: Изд-во Таглимат, 2003. - 128 с.
4. Пирогова Б. А. Факторы, определяющие физическую работоспособность. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 14.
5. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 1991. - 224 с.
6. Кирпичев В. И. Физкультура и гигиена младшего школьника. - М.: Владос, 2002. - 144 с.
7. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.
8. Казин Э. М. Валеологические аспекты образования [Текст] //Э. М.Казин, Т. С. Панина, Н. П. Неворотова. -Кемерово: ОблИУУ, 1995. - С. 202.
9. Шайхелисламова М. В. Функциональное состояние коры надпочечников в пре- и пубертатный периоды развития. //Шайхелисламова М. В., Ситдиков Ф. Г., Валеев И. Р. //Материалы XX Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». - Москва, 2003. - С. 97-98.
10. Лебедева Н. Т., Лосицкий Е. А. Диагностика моторной зрелости — основа обучения школьников. // Альманах «Новые исследования». - М,: Вердана, 2004. - №1-2 (6-7) - С. 240-241.
RATIONALE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ROLE MOTOR ACTIVITY
FOR HUMAN HEALTH
© 2014
O. V. Grigoryeva, candidate of biological sciences, associated professor, head of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The term «movement is life» becomes clearer when you reflect on the endless movement processes in the intercellular substance of the human body, the permanent transformation and development of cells and their parts, of continuing the work of the heart. Motor activity increases the adaptability of the organism. And especially important movement in children's lives.
Keywords: movement, physical activity, psychophysiology movement, human health, development, changes, exercise, muscle work, the growth of fitness.
УДК 378
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ
© 2014
Е.Е. Денисова, воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №34 «Золотая рыбка», Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье приводятся методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: рассказывание, метод обучения, прием обучения, дошкольное обучение, развитие речи.
Дошкольный возраст - самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. В дошкольном возрасте ребенок овладевает двумя основными видами монологической речи: пересказом и рассказом. Между ними есть не только общее; свойственное монологической речи в целом, но и существенные отличия. Пересказ — связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
В данном случае ребенок передает «чужое» содержание и пользуется готовой речевой формой. Выразительность речи при пересказе характеризуется подражанием, носит опосредованный характер. Рассказ — это самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события. Рассказ отличается самостоятельным выбором содержания и речевой формы [1, 2, 3]. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит естественный, непосредственный характер.
Существуют разные классификации рассказов, которые используются в детском саду для развития монологической речи детей [4, 5, 6]. В соответствии с основными типами текстов, свойственными дошкольникам (описание и повествование), рассказы детей по форме могут быть описательными и сюжетными. Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный и объяснительный. Дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, а также объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказывания в сопровождении показа названных действий. Например, ребенок может объяснять товарищу, как используют тот или иной предмет, игрушку, каковы правила игры. Все детские рассказы (и описания, и повествования) могут основываться как на наглядной, так и на словесной основе.
В первом случае дети при рассказывании опираются на наглядность — игрушку, предмет, картину и т.п. В другом — только на память или представления. Например, ребенок рассказывает, какую игрушку сделал для подарка другу. По содержанию детские рассказы делятся на фактические и творческие. При составлении фактического рассказа ребенок опирается прежде всего на свои представления (это рассказы, которые составляются по наблюдениям), или на память, представления. При придумывании пользуется главным образом фантазией, творческим воображением. В придуманных описаниях и повествованиях дети используют свой пре-
дыдущий опыт, но отдельные события и явления объединяются новой ситуацией. Это может быть повествование с реалистическим содержанием (повествование о каком-нибудь случае с кем-то, о воображаемых событиях и поступки людей, изображенных на картине) и сказка, где действующим лицам придаются фантастические качества.
Чаще встречаются описания фактического характера: описание картины, предмета, игрушки. Но описание может быть и творческим («Необычный зверь, живущий на Севере»). Сюжетное повествование чаще всего носит творческий характер, например: сказка об игрушках (дети придумывают, как два ежика жили в лесу, что они делали и т.д.); повествование о действующих лицах картины (что они делали до событий, изображенных на картине, что будут делать потом); рассказ на предложенную тему («Как дети выручили из беды своего товарища», «Как зайчик учился кататься на самокате»). Героем сюжетного рассказа может быть и ребенок, если он рассказывает о реальных событиях («Как мы с папой ходили по грибы») — это фактический рассказ, — либо придумывает, предвидит («Как я поздравлю маму с днем рождения»). Тихеева Е.И отмечает, что детям легче составить сюжетный рассказ, используя свои конкретные восприятия, чем описания [7].
Это объясняется их стремлением к действиям, движению; сказывается и влияние художественной литературы. Фактическое же описание требует произвольного внимания, умения анализировать, сравнивать, наличия точного словаря. Но после одного-двух занятий большинство дошкольников успешно описывают предметы по восприятию и представлению. Наиболее сложные повествования — творческие, придуманные детьми. Они предлагаются детям 5 — 6 лет. Сравнительная сложность детских рассказов учитывается при определении очередности занятий но развитию монологической речи. При обучений детей рассказыванию воспитателю необходимо обращать внимание на целенаправленность рассказа. Нужно учить их рассказывать, не отклоняясь от темы. Важное качество любого рассказа — его последовательность, соблюдение структуры как описания, так и повествования, и поэтому необходимо приучать детей рассказывать «по порядку». Их рассказы должны быть связными, т.е. дошкольников нужно познакомить и со способами межфразовой связи. Необходимо обращать внимание на интонационную выразительность рассказа, заботиться о культуре поведения ребенка во время рассказывания. В обучении детей рассказыванию ис-