Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЬСБЕРЕЖЕНИЕ / СИСТЕМА РАБОТЫ / PRESCHOOL AGE / HEALTH / DEVELOPMENT / HEALTH SAVING / WORK SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колодяжная Т.П.

В настоящей статье рассматривается вопрос практического применения здоровьсберегающих подходов в работе дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колодяжная Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING APPROACH FOR PROTECTING THE HEALTH AND DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH DISABILITIES

This article discusses the practical application of health-saving approaches in the work of preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

УДК 372.3

Колодяжная Т.П., к.пед.н.

доцент

кафедра коррекционной педагогики Южный федеральный университет

Россия

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в настоящей статье рассматривается вопрос практического применения здоровьсберегающих подходов в работе дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольный возраст, здоровье, развитие, здоровьсбережение, система работы

Kolodyazhnaya T.P., candidate of pedagogical Sciences, associate

Professor associate Professor of the Department of correctional pedagogy

southern federal University

Russia

THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING APPROACH FOR PROTECTING THE HEALTH AND DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH DISABILITIES

Abstract: this article discusses the practical application of health-saving approaches in the work of preschool educational organization.

Keywords: preschool age, health, development, health saving, work system

Дошкольный возраст - это период, когда происходит становление физических и психических важных функций организма, закладывается фундамент его здоровья и развития на долгие годы (Т.Л. Богина, Н.И. Бочарова, Е.Н. Вавилова, В.В. Зеньковский, Ю.Ф. Змановский, Э.Я. Степаненкова и др.) [2;3;4;5].

В исследовании О.А.Ахвердова, В.А.Машна дается определение культуры здоровья, которая рассматривается как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также способности к активной творческой жизнедеятельности. Л.В.Абдульманова [1] определяет содержание понятия «культура здоровья» как осознание ребенком себя как части природы, своего уникального и совершенного создания, выполнение определенных правил, движений, действий, способствующих сохранению целостности системы «человек -природа» и сигнализирующих окружающим свою эмоциональную расположенность и открытость миру.

В.И. Ковалько [9] отмечает, что здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций,

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1032

оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. В современных исследованиях Л.Н.Иваницкой, Г.А.Кураева, М.И.Ледновой, Г.И.Морозовой большое значение придается психофизиологическим показателям здоровья.

Современные исследования свидетельствуют о том, что «сегодняшние» дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня гораздо ниже возрастной нормы.

Так как дети большинство времени проводят в сидячем положении (за столами, у телевизора, компьютера и т.д..т.п.) увеличивается статическая нагрузка на определенные группы мышц, что вызывает их утомление и снижение работоспособности скелетной мускулатуры. Всё это влечет за собой нарушения осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и физической силы. А это в свою очередь, означает, что идут нарушения обменных процессов, что способствует заболеванию детей ожирением.

У детей, имеющих избыточный вес (по данным исследователей эту категорию детей составляют 30-40% от общего количества детей соответствующей возрастной группы) травмы и заболевания у таких детей в 3-5 раз встречаются чаще. Таким образом, интенсивность физического развития детей, из здоровья зависит от двигательной активности.

В настоящее время большое внимание ученых привлекает проблема стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Многие исследователи (М.Ю. Кистовская, П.К. Анохин, Л.З. Шеверович и др.) отмечают, что детские стрессы нарушают нормальное течение функциональных процессов растущего организма ребенка, что неизбежно ведет к ухудшению его здоровья.

По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Два последних обстоятельства ведут, по мнению ученых, к акселерации - ускоренному развитию организма ребенка и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста поэтому возникают различные отклонения и заболевания. В связи с этим, основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана и укрепление здоровья детей;

формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия. Усиленное решение поставленных задач можно осуществить при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Это и рациональный режим, и закаливание и движение. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад

жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Результаты физического развития детей зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагога.

Руководителю дошкольного образовательной организации необходимо продумать систему методической работы по совершенствованию мастерства педагогов в сочетании с контролем за организацией воспитательно -образовательного процесса.

В свою очередь мы считаем, что проектирование и реализация модернизации образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов и технологий для коллективного и индивидуального развития детей дошкольного возраста, будет проходить эффективно, если в своей работе кроме традиционных форм и методов работы с педагогическими кадрами (педсоветы, консультации, семинары) педагоги и воспитатели дошкольной образовательной организации будут использовать нетрадиционные формы педагогической учебы, когда сам педагог решает творческую задачу в виде творческих клубов, педагогических «рингов», педагогических чтений, коллоквиумов и др..

Так же, в своей профессиональной деятельности, мы считаем будет успешным в работе по здоровье сбережениею детей дошкольного возраста с ОВЗ, применение такого вида работы, как «Недели педагогических идей». Одной из тем является проблема: «Формирование культуры здорового образа жизни детей с ОВЗ в дошкольной организации». Необходимо отметить, что темы мероприятий предлагаются самими педагогами детского сада.

Мы считаем, необходимым создать систему совместной работы специалистов детского сада и семей детей, посещающих детский сад, которая будет являться составной частью целого этапа «Физкультурно -оздоровительная работа на основе здоровьесберегающих технологий». Цель этого этапа: Актуализация психолого-педагогических знаний, взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Предлагаемая система взаимодействия ДОО с семьей по физическому воспитанию и охране здоровья детей с ОВЗ и взрослых решению следующих задач:

Приобретение теоретических и практических знаний, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные двигательные умения и навыки ребенком с ОВЗ.

Повышение эффективность работы по физическому воспитанию родителей детей с ОВЗ;

Приобретение родителями воспитанников с ОВЗ ДОО необходимых знаний о физическом развитии ребенка, о возможностях профилактики и формирования культуры здоровья ребенка, что обеспечивает преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в ДОО.

Использованные источники: 1. Абдульманова Л.В. Здоровый образ жизни как ценность культуры

здоровья. Теоретические и прикладные проблемы детской антропологии. //Материалы международной научно-практической конференции 3-4 декабря 2003 года. Часть 2. Ставрополь, 2003.

2. Аветисов Э.С. Физкультура при близорукости / Аветисов Э.С., Курпан Ю.И., Ливадо Е.И. - М.: Сов. спорт, 1993.

3. Богина Т.Л. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4-7 лет // Физическая подготовленность школьников. -М., 1988.- С. 4-21

4. Бочарова Н.И. Воспитание у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.// Современные проблемы дошкольного образования. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию А.В. Кенеман 10-11 апреля 1996.- М., 1996. с.145-147.

5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1986.

6. Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. Пос. - М.: Академия, 2001. - 352с

7. Зеньковский В.В. Психология детства. -Екатеринбург.1995.

8. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми . - М., 1989

9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007.

10. Колодяжная Т.П., Чекунова Е.А. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада, М.Перспектива, 2010.

11. Петрова Н.А. Отрицательное влияние микросреды на ребенка в современном мире. // Ребенок в социокультурном пространстве современного города: Материалы IX международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и город». - Спб., 2002. С.55-59.

12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001

13. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1035

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.